Файл: Шемаханов, М. М. Основы термодинамики и кондиционирования рудничной атмосферы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время для кондиционирования воздуха на шахтах аммиачные холодильные компрессоры почти не применяются. Так, выпускаемые ранее московским заводом «Компрессор» аммиачные холодильные установки 4АГ и АО-1200 холодопроизводительностью 10-106 и 1,2 -106 ккал/ч на шахтах Донбасса широкого при­ менения не нашли из-за отсутствия приборов по контролю утечек аммиака.

При работе с аммиачными холодильными установками необхо­ димо тщательное выполнение требований техники безопасности, непрерывный контроль содержания аммиака в холодоносителе, технологической воде и охлаждаемом воздухе. Холодильные уста­ новки должны быть снабжены контрольно-измерительными прибо­ рами и автоматической защитой.

Следует отметить, что в практике проходки шахт способом замораживания аммиачные холодильные установки находят при­ менение.

В передвижных установках кондиционирования применяют фреоновые поршневые компрессоры, а в шахтных станционарных холодильных установках — фреоновые центробежные турбоком­ прессоры. Теоретический процесс сжатия холодильного агента в турбокомпрессоре, как и в поршневом компрессоре, принимается адиабатным. Однако в действительности этот процесс является политропным, причем показатель политропы п больше показателя адиабаты для данного рабочего тела.

Турбокомпрессоры имеют ряд преимуществ перед поршневыми

компрессорами. Они

значительно легче, особенно по

сравнению

с горизонтальными

компрессорами, более компактны.

В турбо­

компрессорах нет клапанов, создающих сопротивление холодиль­ ному агенту при прохождении через их сечения, лучше уравнове­ шены, позволяют работать на очень высоких скоростях вращения вала (6000—8000 об/мин), в них не замасливается холодильный агент. Конструкция трубокомпрессора удобна для осуществления автоматического регулирования и схем многоступенчатого сжатия. Наличие торцового сальника уплотнения вращающегося вала и возможность встраивания электродвигателя в корпус машины определяют долговечность и надежность турбокомпрессоров не­ смотря на очень высокие скорости вращения вала. В Советском Союзе выпускаются крупные турбокомпрессоры холодопроизводительностью 2—4 млн. ккал/ч, двух- и трехколесные с приво­ дом от синхронного высоковольтного электродвигателя через по­ вышающий редуктор. Пуск компрессора ручной, регулировка и остановка автоматизированы. На шахтах Украины применяют компрессоры холодильных установок ХТМ-2-1-4000 (цифра 2 озна­ чает число колес) и ШХТМ-1300.

На рис. 103 показана принципиальная схема фреоновой холо­ дильной турбокомпрессорной установки ХТМ-2-1-4000.

Турбокомпрессор отсасывает пары фреона из испарителя, где жидкий фреон кипит, превращаясь в пар и отнимая тепло от

184


рассола, циркулирующего по трубам. В турбокомпрессоре пары фреона сжимаются под действием лопаток рабочего колеса и через обратный направляющий аппарат подводятся к следующему рабочему колесу. Пройдя через все рабочие колеса, пар выходит при давлении, соответствующем температуре конденсации. Пре­ вращенный в жидкость пар фреона из конденсата поступает в

Рис. 103. Схема фреоновой холодильной турбокомпрессорной установки ХТМ-2-1-4000

камеру высокого давления поплавкового бака, в котором поплав­ ковый регулирующий вентиль дросселирует жидкий фреон до давления нагнетания первого колеса и перепускает фреон в ка­ меру низкого давления поплавкового бака. Образовавшиеся пары отсасываются вторым колесом турбокомпрессора, а жидкий фреон из камеры низкого давления стекает в испаритель через поплав­ ковый регулирующий вентиль, дросселируясь до давления кипения.

В табл. 15 приведены технические характеристики шахтных турбокомпрессорных холодильных установок.

Конденсаторы

Конденсаторы холодильных машин выпускаются различных конструкций, но к ним предъявляется общее основное требова­ ние — высокая интенсивность процесса теплопередачи от конденси­ рующегося холодильного агента к охлаждающей среде. Кроме того, конденсатор должен быть прост в изготовлении, удобен и безопасен в эксплуатации, иметь малый вес, небольшие основные размеры и стоимость.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 15

 

Техническая характеристика шахтных

турбокомпрессоров

 

 

 

 

Холодильная устан овка

 

 

П оказатели

 

Ш Х Т М -1 3 0 0

Х Т М - 2 - 1 -4 0 0 0

М Ф -7 0 0

 

 

 

Холодопроизводительность, (ккал/ч)

13 000 000

4 400 000

700 000

при температуре:

 

35

35

35

tH,

конденсации

 

iH1

испарения

 

+2

+2

+ 5

Холодильный агент

 

Фреон-12

Фреон-12

Фреон-12

Смазочное масло

кВт

Турбинное-30

Турбинное-30

ХФ-12

Потребляемая мощность,

635

1480

250

Основные размеры, мм:

 

5145

8200

7200

длина

 

ширина

 

3500

5100

1830

высота

 

2920

4450

2400

Расход охлаждающей воды

157

 

120

(конденсаторной), м3/ч

 

78 000

Общий вес машины, кгс

 

30 000

 

Компрессор:

 

ШТК-1300

ХТК-2

ФУУ-350

ТИП

 

 

скорость вращения вала,

1100

7350

985

об/мин

 

Электродвигатель:

 

АГД-800

СТМ-1500-2

МА-36-71/6

ТИП

 

 

скорость вращения вала ротора,

2980

3000

985

об/мин

 

мощность, кВт

В

800

1500

250

рабочее напряжение,

6000

3000/6000

660

Величина коэффициента теплопередачи существенно зависит от коэффициента теплоотдачи щ от пара к стенке и аг от внешней поверхности стенки к окружающей среде. Большое значение имеет пленка конденсата на поверхности. Необходимо также, чтобы конденсат быстро отводился с теплоотдающей поверхности, что обу­ словливает высокие значения коэффициента теплоотдачи ai со стороны холодильного агента. В конденсаторе не должен накапли­ ваться воздух и другие неконденсирующиеся газы, так как, обво­ лакивая теплопередающую поверхность, вследствие малого зна­ чения коэффициента теплопроводности их, они снижают коэффи­ циент теплопередачи и увеличивают температуру отводимого кон­ денсата. Коэффициент теплопередачи снижают также загрязнения на стенках труб. Масло, '.проникающее с парами из компрессора в конденсатор, загрязняет теплопередающую поверхность и сни­ жает интенсивность теплопередачи. Отложения накипи (из охлаж­ дающей воды) и при воздушном охлаждении пыль, копоть, ржав­ чина и другие загрязнения на поверхности конденсатора тоже отрицательно влияют на теплопередачу. Конструкция конденса­ тора должна быть удобной для удаления загрязнений.

186


Охлаждение водой значительно интенсивней, чем воздухом, причем тем интенсивней, чем больше скорость движения. Скорость воды в конденсаторах целесообразно поддерживать в пределах 1,0— 1,5 м/с, а воздуха — не ниже 2—3 м/с.

Конденсаторы аммиачных холодильных машин применяются различных типов: кожухотрубные (вертикальные и горизонталь­ ные), элементные, оросительные с промежуточным отводом жид­

кого аммиака и испарительные. Наиболее распространенным типом является кожухотрубный конденсатор. На рис. 104 показан гори­ зонтальный аммиачный кожухотрубный конденсатор. В одной из крышек конденсатора имеются отверстия для входа и выхода воды. Охлаждающая вода подается во внутренние трубы через нижние отверстия в крышке. Вода совершает несколько ходов по трубам в разных направлениях и подогревается теплом от холодильного агента и выходит через верхнее отверстие. Парообразный холо­ дильный агент из компрессора поступает в межтрубное простран­ ство через патрубок, расположенный в верхней части кожуха. При соприкосновении с холодильными трубами он конденсируется и стекает в нижнюю часть междутрубного пространства конденса­ тора, откуда отводится в ресивер или к регулировочному вен­ тилю. Масло, проникающее в конденсатор, как более тяжелое и малорастворимое в аммиаке осаждается в маслоотстойнике, его периодически удаляют. Коэффициент теплоотдачи щ со стороны аммиака составляет 7000—8500 ккал/(м2 •°С •ч ). Однако при го­ ризонтальном расположении трудно образующийся в верхних трубках конденсат стекает на расположенные ниже трубы, что несколько снижает интенсивность работы нижней части конден­ сатора. Удельная тепловая нагрузка таких конденсаторов 4000—- 4500 ккал/(м2-ч) при разности температур воды и аммиака около 5° С. Элементный конденсатор представляет собой несколько оди­ наковых элементов кожухотрубных конденсаторов с небольшим

числом труб.

105 показана схема испарительного конденсатора.

На рис.

В змеевиках

2 находится конденсирующийся холодильный агент,

187

который охлаждается водой, орошающей внешнюю поверхность змеевика. Вода подается с помощью насоса 4 через форсунки 5. Воздух, поступающий через отверстия в кожухе 1, забирает тепло­ ту конденсации с испарившейся водой и отводится вентилятором 7. Взамен испарившейся в окружающую среду воды в бак 3 вво­

дится добавочная

вода через

поплавковый клапан 9.

В верхней

 

 

части

конденсатора

предусмотрен

 

отбойник

 

 

брызг 6. Для отделения жидкого

холодиль­

 

 

ного агента

от парообразного

 

служит

реси­

 

 

вер 8. В таких конденсаторах

расход

воды

 

 

составляет

10— 15%

расхода

воды

в

конден­

 

 

саторах других типов. Коэффициент теплопе­

 

 

редачи ниже, чем в конденсаторах других ти­

 

 

пов, и составляет 400—600 ккал/(м2-°С -ч).

 

 

 

Во фреоновых холодильных машинах при­

 

 

меняют

горизонтальные

кожухотрубные

и

 

 

кожухозмеевиковые

конденсаторы

с

водяным

 

 

охлаждением

и

змеевиковые

 

с

воздушным

 

 

охлаждением.

Кожухотрубные

конденсаторы

 

 

состоят из медных (иногда стальных)

труб,

Рис. 105. Схема ис­

заключенных в

цилиндрический

кожух.

Со

стороны

фреона

эти

трубы

обычно

оребрены

парительного

конден­

сатора

 

для

увеличения

невысокого

 

коэффициента

 

 

теплоотдачи от фреона к стенкам труб. Так,

для фреона-12 а\ = 1000-^2000

ккал/(м2-°С •ч ).

Фреоновые

кон­

денсаторы

с медными трубами

дороже,

чем

конденсаторы

со

стальными трубами, но медь имеет лучший коэффициент тепло­ передачи, облегчает накатку ребер и чистоту системы. В таких конденсаторах допускается большая разность температур между холодильным агентом и водой (до 7— 10° вместо 5—6° в аммиач­

ных

конденсаторах) и большая

скорость

движения

воды

(до

2 м/с), при этом а г = 5000^-6000

ккал/(м2-°С •ч ). Коэффициент

k, отнесенный к полной поверхности труб

с учетом ребер, состав­

ляет

350—400 ккал/(м2 -°С •ч), а удельный тепловой

поток

на

1 м2

внутренней поверхности достигает 10000 ккал/(м2-ч).

 

Переохладители

Теплообменные аппараты, предназначенные для охлаждения холодильного агента ниже температуры конденсации и, следова­ тельно, повышения холодопроизводительности холодильной маши­ ны, называются переохладителями. Обычно переохладитель пред­ ставляет собой противоточный двухтрубный теплообменник. Охлаждающая вода проходит по внутренним трубам, а жидкий хладоагент протекает в межтрубное пространство. Внутренние трубы аммиачного переохладителя имеют диаметр 38 мм и тол­ щину стенки 3,4 мм, а наружные — соответственно 57 и 3,5 мм.

188


Коэффициент теплопередачи для аммиачных двухтрубных пере- ■охладителей равен 400—500 ккал/(м2-°С-ч).

Во фреоновых переохладителях в качестве охлаждающей среды используют холодные пары фреона, отсасываемые компрессором из испарителя. Одновременно с переохлаждением жидкости в теплообменнике всасываемый в компрессор пар подсушивается и перегревается, что улучшает работу компрессора. Такой регене­ ративный теплообменник повышает холодопроизводительность машины. Обычно жидкий фреон пропускают по змеевику (трубе), расположенному внутри корпуса, в который подается парообраз­ ный фреон. Змеевик изготовляют из медных труб с накатанными ребрами. Коэффициент теплопередачи такого теплообменника 85— 130 ккал/(м2-°С -ч ).

Испарители

Теплообменные аппараты, в которых тепло передается от охлаж­ даемой среды холодильному агенту, кипящему при низкой темпе­ ратуре, называются испарителями.

Испарители отличаются средой, охлаждаемой в них. Если охлаждается непосредственно среда, например воздуха (батарея непосредственного испарения в камерах холодильников), то ис­ паритель называется испарителем непосредственного охлаждения холодильного агента. Если в испарителе охлаждается холодоноситель — рассол или вода, то испаритель называется рассольным или водяным испарителем.

Наибольшее распространение имеет второй вид испарителей. Они имеют хороший коэффициент теплопередачи, так как могут быть обеспечены хорошая скорость циркуляции жидкости, срав­ нительно малое гидравлическое сопротивление системы и ее чи­ стота. Из испарителей этого вида чаще применяют горизонтальные кожухотрубные рассольные (водяные) испарители, как аммиач­ ные, так и фреоновые. Применяют также и вертикальнотрубные испарители. Кожухотрубные испарители по сравнению с верти­ кальнотрубными более компактны, проще и дешевле. Скорость движения рассола в них около 1,5 м/с.

В аммиачных и фреоновых кожухотрубных испарителях рас- сол-холодоноситель циркулирует по трубкам, а в междутрубное пространство вводится хладоагент. Жидкий холодильный агент подается в нижнюю часть аппарата, а пары холодильного агента отсасываются компрессором через сухопарник (отделитель жид­ кости) в верхней части.

В нижней части кожуха расположены маслосборник и вентиль, через который спускают масло. Трубки аммиачного испарителя стальные, гладкие, а фреонового — медные оребренные. Удельный тепловой поток в условиях эксплуатации кожухотрубных аммиач­ ных испарителей 9= 20004-2250 ккал/(м2-ч).

Для фреоновых испарителей, имеющих медные накатанные трубы, со стороны фреона передача тепла с 1 м2 внутренней по?


верхности испарителя (гладкой) составляет 5000—6000 ккал/(м2Х Хч) при температурном напоре 5—6°С и скорости 1,5 м/с.

Рассольные батареи — плоские змеевики из гладких или реб­ ристых труб, предназначенные для охлаждения воздуха холодиль­ ным рассолом. Рассольные батареи бывают пристенными, потолоч­ ными, одно- и двухрядными.

Воздухоохладител и

Для шахтных установок кондиционирования применяют воз­ духоохладители, в которых охлаждается и обрабатывается венти­ ляционный воздух. Вентилятор прогоняет обрабатываемый воздух через воздухоохладитель. Искусственная циркуляция должна обес­ печить температурно-влажностный режим воздуха. Воздухоохла­ дители разделяются на сухие и мокрые. В сухих охладителях воздух охлаждается при соприкосновении с холодными трубами (гладкими или оребренными). Внутри труб пропускают рассол или воду, а в воздухоохладителях непосредственного охлаждения и хладоагент.

Мокрыми, или оросительными, и форсуночными охладителями называются такие, в которых теплообмен происходит путем непо­ средственного соприкосновения (контакта) воздуха с охлаждаю­ щей средой (водой или рассолом). В смешанных воздухоохлади­ телях воздух охлаждается рассолом или водой, орошающей труб­ чатые змеевики непосредственного испарения, расположенные в самом воздухоохладителе.

Тепло, отнимаемое от воздуха, передается охлаждающей воде через поверхность змеевика (труб) и путем непосредственного контакта с пленкой воды, стекающей по наружной поверхности змеевиков. Сухие воздухоохладители изготовляют из гладких и оребренных труб. Оребрение позволяет получить более компактный аппарат, с более высоким теплосъемом на единицу длины трубы, меньшим весом и меньшей стоимостью. Такие воздухоохладители могут быть установлены в шахте на более глубоком горизонте, чем холодильная машина. Охлаждающая среда (вода) циркулирует в замкнутой системе, и подача ее на более высокий горизонт не требует большого дополнительного расхода электроэнергии. При установке сухого воздухоохладителя рядом с холодильной маши­ ной его можно сочетать с испарителем, т. е. применить воздухо­ охладитель непосредственного испарения. В этом случае исклю­ чается установка циркуляционного насоса холодоносителя.

Фреоновые сухие воздухоохладители состоят из горизонталь­ ных змеевиков, уложенных в металлический кожух. Внутри зме­ евиков циркулирует фреон. В пространство между кожухом и змеевиком подается воздух. Змеевики выполняют из медных лу­ женых труб, оребренных алюминиевыми пластинками. Змеевики разделены на секции, в каждой из которых установлен терморегу­ лирующий вентиль, автоматически поддерживающий температуру

190