Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 114

Результаты испытаний на двигателе 2410,5/13 новых композиций присадок

 

 

 

 

Топливо ГОСТ

Топливо ГОСТ 305-62

 

 

 

 

4749-49

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели работоспо­

Д-11 с

ДС-11

с 4%

 

Д-11 с 4%

5%

БФК,

(БФК,

СБ-3)

ДС-11 с 5%

(БФК и

собности двигателя

2%

СБ-3,

1,2%

БФК, 2%

СБ-3), 1,2%

 

 

 

 

 

 

0,005%

ИНХП-21,

СБ-3,0,005% ИНХП-21,

 

 

 

ПМС-

0,005%

ПМС-200А

0,005%

 

 

 

200А ПМС-200А

 

ПМС-200А

Износ

комплекта

порш­

 

 

 

 

 

 

невых колец, г

вкла­

 

0,227

0,228

0,352

0,332

Износ

комплекта

 

 

 

 

 

 

дышей, г

 

 

0,053

0,053

0,060

0,056

Вес нагара в зоне порш­

 

 

 

 

 

 

ня и поршневых ко­

 

 

 

 

 

 

лец, г

 

 

 

0,125

0,182

0,409

0,274

вались масла Д-11 е 4% БФК и ОБ-3, 1,2% ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А, а также Д-11 с 5%| БФК, 2% СБ-3 и 0,005% ПМС-200А. 'Полученные данные свидетельствуют о том, что несмотря на уменьшение концентрации присадок и зольности масла (соответственно 5,2% против 7% и 0,57% против 0,7%) результаты равноценны; количество отложений

в зоне

поршневых колец в 'случае применения навой комио-

 

,топливо ГОСТ 305-62) снижается примерно на 30%.

В

табл. 115 приведены данные, полученные при испыта­

нии масла Д-Н с 6 и 8%: комплекса присадки БФК и СБ-3, а также 1,2% ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А в сравнении с результатами испытания этою масла с 11 % БФК, 4% СБ-3 0,005% ПМС-200А и масла II серии фирмы «Монсанто» на двигателе ЯАЗ-204 в течение 140 часов.

Как видно из таблицы, композиция 8% комплекса при­ садок БФК и СБ-3 с 1,2% ИНХП-21 и 0,005 ПМС-200А обес­ печивает значительное снижение износа основных деталей по сравнению с эталонным маслом и получение равноценных результатов по сравнению с композицией присадок II серии ИНХП старого состава, при значительном снижении концен­ трации присадок и зольности масла (соответственно, 9,2%

против 15% и 0,9%. против 1,46%).

Целью серии длительных стендовых испытаний на дви­ гателях ЯАЗ-204 являлось сравнение эффективности компо­ зиции присадок 8% комплекса БФК и СБ-3, 1,2% ИНХП-21 и 0,005%, ПМС-200А в смеси с маслом Д-Н (бакинек.) с

213


Т а б л и ц а 115

Сравнительные результаты испытаний новых композиций присадок

 

 

 

 

на двигателе ЯАЗ-205 (140

часов)

 

 

 

 

 

 

Топливо ГОСТ

Топливо ГОСТ 4749-49

 

 

 

 

 

305-62

 

 

 

 

 

 

 

Показатели работоспо­

ДС-11 +

 

Д-114 8%

Д-11 +6%

- 996

Д-11 + 11%

собности

двигателя

Монто-

(БФК, СБ-3) (БФК, СБ-3)

 

 

 

 

 

613, 0,796

БФК, 496

1,2% ИНХП- 1,2% ИНХП-

 

 

 

 

 

СБ-3 0,00596

 

 

 

 

 

Сан-

21у, 0,005%

21, 0,00596

 

 

 

 

 

талюб-

ПМС-200А

ПМС-20А

ПМС-200А

 

 

 

 

 

493

 

 

 

Износ

компрессионных

 

 

 

колец по весу, мг

437,0

309,1

350,0

212,3

Потеря

веса

комплекта

 

 

 

маслосъемных

колец,

 

 

 

мг

комплекта

 

75,5

60,8

43,3

45,1

Износ

вкла­

 

 

 

дышей по потере веса,

 

25,2

 

мг

 

 

 

 

37,0

34,0

28,0

Нагар на поршнях, пор­

 

 

 

шневых

кольцах

и

в

 

 

 

продувочных

окнах, г

3,32

3,16

2,98

2,73

Лак на юбке поршня по

 

 

 

станд. 334-Т, баллы

0,57

0,90

0,61

0,58

эталонным серии II фирмы «Монсанто» и композицией вто­ рой серии ИНХП в смеси с маслом Д -11 (бакинок.) группы

Г(табл. 116). Наблюдения показали:

1.Масло Д-11 с присадками:— 8%' БФК и СБ-3, 1,2% ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А обеспечило нормальную ра­ боту двигателя ЯАЗ-204 в течение всего периода длитель-* ново стендового испытания;

2.Опытное масло при меньшей концентрации присадок на 39% по сравнению с маслом со старой композицией обес­ печивает меньший износ поршневых колец и |Значительно меньший, чем в случае масла с присадками фирмы «Мон­ санто».

Проведенные исследования в области подбора присадок к моторным маслам для перспективных двигателей позво­ ляют сделать следующие выводы:

1.Антиокислитель ИНХП-21 обладает высокими анти-

окислительными и антикоррозионными свойствами, стоек при воздействии высоких температур. Благодаря этим качествам он снижает осадкообразование в окисленных маслах, не вы­ зывает коррозии таких сплавов, как свинцовистая и фосфо­ ристая бронза и не разлагается при сравнительно высоких температурах.

214


Т а б л и ц а 116

Результаты длительных стендовых испытаний (530 часов) на двигателе

ЯАЗ-204

масла Д-11 с различными композициями присадок

 

 

ДС-11 +

Д-11-г11%

 

 

 

4-9%

Д-11 +8%

 

 

БФК, 4%

 

 

Монто-

 

 

СБ-3, и

(БФК, СБ-3)

Показатели

работоспособности

613 и

0,005%

1,2% ИНХП-

двигателя

0,7% Сан-

ПМС-200А

21, 0,005%

 

 

талюб-

(Масло

ПМС-200А

 

 

493 (2-я

 

 

гр. Г)

 

 

 

серия)

 

 

 

 

 

Потеря веса комплектом компресси­

 

 

 

онных колец, г.

1210,0

888,0

748,0

Потеря веса комплектом маслосъем­

 

 

130,0

ных колец, мг

101,0

101,7

Износ гильз в поясе максимального

 

 

 

износа (метод вырезанных лунок),

22,0

23,6

25,0

мк

 

Износ комплекта вкладышей подшип­

 

 

 

ников по потере веса, мг

56,0

100,0

109,0

шатунных

 

коренных

 

32,0

167,0

82,0

Нагар в зоне поршневых колец и в

1,95

1,69

1,25

продувочных окнах, г

Подвижность колец (отр. оценка),

0,65

0,25

0,85

баллы

 

Лак на поршне

(станд. 344-Т), баллы

2,4

1,75

1,55

2. На базе БФК, СБ-3 и антиокислителя ИНХП-21 раз­ работаны и испытаны композиции присадок для трех групп

масел: масло с 5,4% БФК, 2,6% СБ-3,

1,2% ИНХП-21 и

0,005% ПМС-200А (г.р. Г); масло с 4%'

БФК,

2%, СБ-3,

1,2%. ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А

(гр. В); масло с 2,6%

БФК, 1,4% СБ-3, 1,2% ИНХП-21

и 0,005 %

ПМС-200А

(гр. Б).

присадок

обеспечивают надеж­

Указанные композиции

ную « долговечную работу

основного

парка двигателей вну­

треннего сгорания наравне с рекомендованными компози­ циями присадок ИХП и эталонными маслами с импортными присадками.


 

 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

 

1. П а п о к

К.

К.,

В и п п е р

А.

Б. Нагары, лаковые отложения и

осадки в автомобильных двигателях. Машгиз, 1956.

 

 

 

2. С е м е н и д о

Е. Г,

Об условиях образования углеродистых

частиц

в работающих маслах. «Автотракторная промышленность», 1958, № 8.

износ

3.

Р а м а й я

К. С.,

Л е б е д е в

С. А. Влияние загрязнения на

двигателя. «Автомобильная промышленность», 1959, № I,

 

отработанных

4.

В е н ц е л ь

С. В.

 

Структура и смазочное действие

моторных масел. «Коллоид, ж.», т. XV, вып. 6. АН СССР,

Idft'l.

 

 

5.

Д ж о р д ж и

К-

В. Смазочные масла

и смазка

машин. Гостоптех-

издат,

1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. 3 у и д е м а

Г. Г.

Эксплуатационные

свойства

смазочных

масел.

Гостоптехиздат, 1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

K e n d a l l

 

N..

R i c h a r d s

I.

G. Старение дизельных масел для

тяжелых условий работы в процессе

эксплуатации и влияние этих явле­

ний на срок смены

и

 

испытания

масла.

Wissenschaft

Technik,

1956

Bd. 22.

S, 261—269.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

К у л и е в

A. M

Зависимость

физико-химических

и эксплуатацион­

ных свойств смазочных масел от углеводородного состава и приемистость,

их к присадкам. Тр. первой научной сессии Совета

по координации АН

Азерб. ССР, Баку, 1957.

к бензинам и смазочным маслам.

Riv

9. C a r r a t o

V.

Присадки

an Petrolio, 1956,

vol. 24, № 274.

 

 

 

10. Л и п г а р т

А.

А. Исследование в

области

конструирования

авто­

мобиля, Машгиз, 1953.

 

 

 

 

 

11. К у л и е в

А. М. Пути

улучшения

качества

нефтяных смазочных

масел. Азнефтеиздат, 1954.

 

 

 

 

12. Б л а г о в и д о в И. Ф.,

Д е р я б и н

А. А.

О классификации

сма­

зочных масел для двигателей внутреннего сгорания. Доклад на технич.

совещании ВНИИНП, 1961.

Р. Ш. и др.

Технология получения

13. К у л и е в

А. М.,

К у л и е в

и исследование масел из бакинских нефтей. Азнефтнешр, 1958.

14. F l a v i a n

S. Влияние сернистых соединений в газойле на износ

и нагарообразование в дизелях. Tech, etappl petrol, 1950, № 49.

15. F u r s t o s s

R. I.

Результаты

применения

высокосернистых ди­

зельных топлив в эксплуатационных условиях, SAE, 1949. vol. 3, № 4.

16. К u h n W. Е., Н u s с h е s о n

I. W.

Присадки

к моторным топ­

ливам и маслам. Petrol and 1956. vol.

28, № 1.

 

17. К у л и е в

А. М., 3 ей на л о в

а

Г.

А., А б д и н о в а А. Б., Ка -

ф а р о в а У. Я.,

С у л е й м а н о в а Ф.

Г.

Получение

многофункциональ­

ных присадок на базе продуктов конденсации алкилфенола с формальде­ гидом. «Химия и технология топлив и масел», 1963, № 6..

2 1


18. С у л е й м а н о в а Ф.

Г., Э л ь о в и ч

И.

И.

Эксплуатационные

свойства автотракторных масел. Изд-во АН Азерб. ССР, 1960.

 

 

19.

К у л и е в

А. М. Присадки

к смазочным

маслам

Изд. «Химия»

М.—Л., 1964.

 

 

Н. И.,

К р е й н

С. Э. Окисляемость минеральных

20.

Ч е р н о ж у ко в

масел. Гостоптехиздат, 1955.

 

К р е й н

С. Э. Химия

минеральных

масел.

21.

Ч е р н о ж у ко в

Н. И.,

Гостоптехиздат, 1959.

И. Промежуточные

продукты

и

промежуточные ре­

22.

И в а н о в

К-

акции автоокисления углеводородов. Гостоптехиздат, 1949.

 

мас­

23. D o d g s e n

D. Р. Химия присадок к топливам и смазочны

лам. Petroleum, 1958, vol. 21, № 4.

1. В. Роль окисления в

старении кар­

24.

B r o o k I. H., M a t t h e w s

терных

масел двигателя 1-С. J. of

the institute

of

petroleum, 1954.

 

25.

С у л е й м а н о в а

Ф. Г.,

Б а ш а е в В. Е. Методы испытаний авто­

тракторных топлив и масел. Азернефтнешр, 1958.

 

 

смазочных

масел,

26.

К i 111 п g s w о г t h

В. В.

Методы испытания

применяемых фирмой „Сокони-вакуум". Seient lubri cation Т—6, 1954. 27. D е п t s е h Н. Методы определения эффективности противоокисли-

тельных присадок для улучшения стабильности смазочных масел. Petrol

sicate 1958, IV, vol. 9, № 4.

 

 

 

 

 

 

 

28.

Р а м а й я К- С. и др. Коррозионность моторных масел. Тр. НАМИ,

вып. 60, 1963.

К. С., Л е б е д е в

С. П. и др. Влияние загрязнения

мас­

29.

Р а м а й я

ла на износ двигателя. «Автомоб. промышленность», 1959, №

1.

масла

30.

B u r k R. Е. Факторы, влияющие на загрязнение смазочного

в двигателе. Industrial and Enginering chemistry, № 5,

vol. 11, 1945.

 

31.

M a t t h e w s

1. В. Старение

картерных масел

в двигателе

внут­

реннего сгорания

1-С.

J

of the.

institute of petroleum,

1954.

 

ста­

32.

H u s h e s ,

M a t t h e w s

I. В.

Кинетическое

исследование

рения

картерных

масел в двигателе внутреннего сгорания 1-C.J

of

the

Institute of petroleum,

 

1954.

 

 

 

 

 

 

 

33.

Ч у д а к о в

E.

 

А., Г е н к и н

К. И. Транспортный

газовый

двига­

тель с

внутренним

смесеобразованием. Изд. АН СССР,

М.,

1954.

 

 

34.Г у р в и ч И. Л. Технология нефти, т. I, Гостоптехиздат, 1952.

35.К a d m е г Е. Н. Взаимодействие между топливом и маслом при

неблагоприятных условиях работы автомобильного

дизеля. Seifen cele—

JFette Wachse, 1958, Rd. 54, № 24 и 26.

 

смазки и износа, прово­

36.

G o d f r e y D. Исследования в области

димые

в СССР. Lubrication Engg. 1958,

1, vol.

14,

№ 1.

37.

К р е й н С. Э. и др. О подборе

масел

оптимального химического

состава и путях их производства. «Химия и технология топлив и масел»,

1957, №

12.

38.

В и н о г р а д о в Г. В. Новые методы и результаты исследования

яротивоизносных и антифрикционных свойств смазочных масел. Сб. «На- учно-техн. совещание по присадкам к маслам и топливам», 1960.

39.

C o l e I. W. Антиокислитель для применения при высоких темпера­

турах.

Ind. Engg chemistry,

1959, vol. 51, № 5.

40.

К у л и е в A. M., С

у л е й м а н о в а Ф. Г. и др. Новые композиции

присадок к моторным маслам. Присадки к маслам, изд. «Химия», М., 1966. 41. Л о си ко в В. В. и др. Зарубежные методы испытаний моторных

масел двигателя. Изд. «Химия», М., 1966.