Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 111
Качества масел с оптимальным комплексом присадок в зависимости от вовлекаемого антиокислителя
Стабильность по НАМИ
Наименование масла и присадок |
Зола, % |
Корро |
|
зия, |
|
||
|
|
г/-и2 |
осадок, % |
|
|
|
Д-11 |
с |
4% (БФК и СБ-3), 1,2% |
|
|
7,0 |
|
|
ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А |
0,57 |
51,0 |
|||
|
+ |
1% ЛАНИ-317 |
0,50 |
52 |
9,5 |
|
|
+ |
1,2% |
ДФ-11 |
0,51 |
66 |
10,2 |
Д-11 |
с |
6% |
(БФК и СБ-3), 1,2% |
0,75 |
20 |
4,7 |
|
ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А |
|||||
|
+ |
1% ЛАНИ-317 |
0,64 |
30 |
6,9 |
|
|
+ |
1,2% |
ДФ-11 |
0,69 |
35 |
10,5 |
д- 1 1 |
с |
8% |
(БФК и СБ-3), 1,2% |
|
|
ЗА |
|
ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А |
0,91 |
11 |
|||
|
+ |
1% |
ЛАНИ-317 |
0,84 |
14 |
6,7 |
» |
+ |
1,2% |
ДФ-11 |
0,86 |
10 |
9,8 |
нарастание
вязкости при 100 °С,
сст
14,2
24,2
51,8
7,0
11,8
—
6,9
9,3
79,5
Термоокислит. ста бильность
'Г250, мин
120
125
106
132
135
114
114
122
111
Моющий |
Общая ще |
||
лочность, |
|||
потенциал, |
|||
м г |
КОН на |
||
% |
|||
1 |
г масла |
||
|
79 |
1,6 |
79 |
1,7 |
62 |
2,0 |
83 |
2,3 |
81 |
2,0 |
67 |
2,9 |
85 |
3,3 |
85 |
3,10 |
74 |
3,4 |
Т а б л и ц а 112
Сравнительные данные по качеству масел с различными композициями присадок
Наименование’ масла и присадок
JTC-1I (воет.) с 1,5% Монто-613, 0,7%
Санталюб-493
АС-9,5 с 5% СБ-3,
1,2% ДФ-П
Д-11 (бакинск.) с 4% (БФК и СБ-3), 1,2% ИНХП-21, 0,005%
ПМС-200А
ДС-11 (воет.) с 4% Монто-613, 0,25%
Санталюб-493
Д-11 (бакинск.) с 5%
ЦФК, 2% CD 3, 0,005%
МПС
Д ! 1 (бакинск,) с П%
|
Термоста |
С? |
|
|
аг |
,мг |
|
|
|
|
|
В? |
|
||||
со |
бильность |
\о |
Ь-. |
ъг |
СО |
щелочностьОбщая 1наКОНг масла |
,ПЗВбаллы |
|
%,осадок |
нарастание вязкостипри ,С°100сст |
|
£ |
|||||
|
по НАМИ |
СО |
|
|
|
|
||
|
Н |
|
|
3 |
|
|
||
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
Л |
и |
|
|
|
|
|
5 |
|
Н |
|
|
|
|
|
|
=: |
|
|
о |
|
|
|
|
|
о |
£ |
СК |
с |
|
|
|
|
|
S |
эЗ |
|
|
||
|
|
|
§ |
* |
п |
5 |
|
|
03 |
|
|
О |
а |
|
|
||
|
|
s |
- |
О . |
о |
|
|
|
ез |
|
|
съ я |
с* |
о |
|
|
|
О |
|
|
О) |
еч |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[ |
|
0,40 |
6,4 |
16,9 |
76 |
1,2 |
49 |
1.5 |
0,5—1,0 |
|
0,41 |
13,3 |
не- |
40 |
2,4 |
34 |
0,6 |
1,0 |
|
|
|
возм. |
|
|
|
|
|
|
0,57 |
7,0 |
14,2 |
122 |
51,0 |
79 |
1,6 |
0,5-1,0 |
|
0,74 |
3,2 |
9,7 |
85 |
1,2 |
70 |
2,5 |
0,5—1,0 |
|
0,68 |
3,1 |
8,5 |
97 |
83 |
70 |
2,3 |
1,0 |
(БФК и СБ-3), 1,2%
И Н Х П - 2 1 , |
0,005% |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПМС-200А |
|
0,75 |
4,7 |
7,0 |
132 |
20 |
83 |
2,3 |
0—0,5 |
ДС-11 (воет.) |
с 9% |
|
|
|
|
|
|
|
|
Монто-613, |
0,7% |
1,68 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
Санталюб-493 |
8,8 |
103 |
1,3 |
84 |
5,5 |
0 -0,5 |
|||
Д-11 (бакинск.) с |
11% |
|
|
|
|
|
|
|
|
БФК, 4%, СБ-3, 0,005% |
0,32 |
9,4 |
129 |
8,0 |
85 |
6,2 |
0,5—1,0 |
||
ПМС-200А |
|
1,32 |
|||||||
Д-11 (бакинск.) с 8% |
|
|
|
|
|
|
|
||
(БФК и СБ-3), |
1,2% |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНХП-21, 0,005% |
|
|
|
|
|
|
|
||
ПМС-200А |
|
0,91 |
3,4 |
6,9 |
114 |
11,0 |
85 |
3,3 |
0 -0,5 |
доватаными |
композициями |
присадок |
и эталонными |
маслами |
с импортными присадками при -использовании различных сортов топлив.
На установке ИТ9-3 по методу ИДМ-50|, были испыта ны композиции присадок БФК, СБ-3 и ИНХП-21. Как видно из табл. 112, включение в состав композиций антиокислительной присадки ИНХП-21 обеспечило получение данных,
210
близких к результатам испытаний масел первой и второй серии «Монсанто», несмотря на то, что содержание основ ных компонентов (присадок БФК и СБ-3) было значительно сокращено.
Моторные свойства масла группы Б с «омпози'цией при садок 2,6% БФК, 1,4% СБ-3 и ИНХП-21 сравнивались о допущенными специальной комиссией к применению масла ми с присадками СБ-3, СК-3, АзНИИ-8у и СБ-3 с ДФ-11, а также с эталонным с импортными присадками Монто-613 и Санталюб-493. Указанные масла е присадками испытывались на двигателе ГАЗ-51 на стенде в течение 600 часов в иден тичных условиях (за исключением срока смены масла), раз новременно. Результаты сравнительных испытаний приведе ны в табл. 113. Износ поршневых колец двигателя по потере
Т а б л и ц а 113
Износ поршневых колец и других деталей двигателя
Показатели работоспособности двигателя
(ГАЗ-51, 600 часов) |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
О б р а з е ц |
|
|
|
|
scf |
|
эг |
X X |
|
|
|
|
|
О |
g |
о ъ |
|
•6- |
|
|
|
|
из |
®_ |
|
=£ |
2? |
|
|
||
|
|
|
|
|||||
-- о |
|
|
О |
О |
|
|||
sef) |
|
-< |
|
ю |
|
|
||
_ь, bN |
|
ДОС) |
|
|
о |
о |
|
|
о |
|
, |
ю'со’ хо |
0 S |
О |
О |
О |
со |
— о |
|
х CJ |
|
^ v |
Т со |
”7 <70 |
**7 |
|
O t i l S |
U о га |
U га |
О ыд |
CJ дэ |
< и |
|||
< u s c |
< н ь |
< < |
< о |
< о |
С м е н и |
м а с л я , |
ч а с ы |
п о тер е |
150 |
150 |
51 |
102 |
51 |
51 |
И зн о с |
к о л е ц п о |
132 |
220 |
158 |
209 |
188 |
271 |
||
в е с а , |
мг |
|
|
||||||
Износ колец по увеличе- |
50 |
120 |
58 |
117 |
101 |
132 |
|||
нию зазора в стыке, |
мк |
||||||||
Износ цилиндра в верх- |
|
|
|
|
|
|
|||
нем поясе, мк (метод |
|
|
3,4 |
7,0 |
4,0 |
4,0 |
|||
вырезанных лунок) |
|
4,9 |
7,4 |
||||||
Износ вкладышей, под- |
|
|
|
|
|
|
|||
шипников, |
мг |
|
|
_ |
|
|
|
_ |
|
шатунных |
|
|
190 |
132 |
172 |
157 |
|||
коренных |
нагара |
на |
187 |
— |
146 |
124 |
210 |
|
|
Отложение |
|
|
|
|
|
|
|||
поршне и кольцах, г |
1,56 |
1,31 |
0,89 |
1,33 |
0,26 |
0,25 |
|||
Лак на юбке, по станд |
|
|
|
4,0 |
|
|
|||
344-Т, баллы |
|
2,0 |
3,6 |
2,0 |
1,0 |
1,0 |
|||
Количество отложений на |
|
|
|
|
|
|
|||
Ф. Т. О. масла, г |
|
82 |
220 |
57 |
110 |
110 |
131 |
васа оказался минимальным в 'Случае применения масла с новой композицией .присадок. Несмотря на более тяжелые
условия работы масла (по срокам смены), этот показатель для опытного образца оказался в 1,5—2 раза меньше, чем
211
для масел, допущенных к применению (10% СБ-3; 10% СК-3), и эталона с присадками «Монсанто» (на 20% меньше, чем в 'случае АзНИИ-8у).
Износ цилиндров, а также других деталей (поршня, шейки коленчатого вала, втулки верхней головки шатуна) как в случае опытного образца масла, так и прочих сравни ваемых образцов весьма невелик и выражается числами одного порядка. По суммарному износу вкладышей корен ных и шатунных подшипников опытный образец уступает лишь варианту с Аз|НИИ-8у ,и находится на уровне 10%
СБ-3.
По величине отложений нагара в канавках и на кольцах опытный образец находится примерно на одном уровне с эталонным группы Б (АС-9,5 с 1,5% Монто-613 и 0,75% Санталюб-493) и образцом с 5% СК-3 и 1,2% ДФ-11. По ко личеству и цвету лака на юбке испытуемое масло уступает лишь образцам с 10% СБ-3 и 10% СК-3, находясь на одном уровне с образцом с 5% АзН,ИИ-8у и превосходя по этому показателю эталон и первоначальный вариант ИХП для ма сел группы Б (5% СК-3 + 1,2% ДФ-11)•
Количество отложений на элементе фильтра тонкой очи стки масла в среднем за цикл было примерно таким же, как при испытаниях масел с 10% СБ-3, с 10% СК-3 и с 5%, СК- 3%, 1,2 ДФ-11. Большая продолжительность работы опыт ного масла до смены (в три раза), чем в случаях испытаний
масла с 10% СБ-3, с 10% СК-3 и с 5% АзНИИ-8у и в 1,5 раза большая, чем в случае с 5% СК-3 и 1,2%, ДФ-11, не могла не отразиться на чистоте деталей двигателя. Сравнение результатов испытания при одинаковых условиях работы е точки зрения периодичности смены масла показывает, что по моющим свойствам опытный образец имеет преимуще ство перед эталонным с импортными [присадками.
Положительные результаты длительных испытаний ком позиции присадок (2,6% БФК, 1,4%, СБ-3 и 1,2% ИНХП-21)
кавтолам на двигателе ГАЗ-51 в стендовых условиях позво лили рекомендовать ее к опытно-эксплуатационной провер ке в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта. Испытания масел АС-10 и АС-6 с указанной композицией присадок, проведенные НИИАТ, дали также положительные результаты, на основании чего они допущены
кприменению.
Разработанные композиции присадок в смеси с маслом Д-11 из бакинских нефтей были испытаны на дизельных двигателях 2410,5/13 и ЯАЗ-204, результаты этих испыта ний сравнивались с полученными на ранее рекомендованных композициях и эталонных маслах с импортными присадками.
В табл. .114 представлены результаты 200-часового ис пытания масел без смены на двигателе 2410,5/13. Испыты-
212