Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 111

Качества масел с оптимальным комплексом присадок в зависимости от вовлекаемого антиокислителя

Стабильность по НАМИ

Наименование масла и присадок

Зола, %

Корро­

 

зия,

 

 

 

г/-и2

осадок, %

 

 

 

Д-11

с

4% (БФК и СБ-3), 1,2%

 

 

7,0

 

ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А

0,57

51,0

 

+

1% ЛАНИ-317

0,50

52

9,5

 

+

1,2%

ДФ-11

0,51

66

10,2

Д-11

с

6%

(БФК и СБ-3), 1,2%

0,75

20

4,7

 

ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А

 

+

1% ЛАНИ-317

0,64

30

6,9

 

+

1,2%

ДФ-11

0,69

35

10,5

д- 1 1

с

8%

(БФК и СБ-3), 1,2%

 

 

ЗА

 

ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А

0,91

11

 

+

1%

ЛАНИ-317

0,84

14

6,7

»

+

1,2%

ДФ-11

0,86

10

9,8

нарастание

вязкости при 100 °С,

сст

14,2

24,2

51,8

7,0

11,8

6,9

9,3

79,5

Термоокислит. ста­ бильность

'Г250, мин

120

125

106

132

135

114

114

122

111

Моющий

Общая ще­

лочность,

потенциал,

м г

КОН на

%

1

г масла

 

79

1,6

79

1,7

62

2,0

83

2,3

81

2,0

67

2,9

85

3,3

85

3,10

74

3,4


Т а б л и ц а 112

Сравнительные данные по качеству масел с различными композициями присадок

Наименование’ масла и присадок

JTC-1I (воет.) с 1,5% Монто-613, 0,7%

Санталюб-493

АС-9,5 с 5% СБ-3,

1,2% ДФ-П

Д-11 (бакинск.) с 4% (БФК и СБ-3), 1,2% ИНХП-21, 0,005%

ПМС-200А

ДС-11 (воет.) с 4% Монто-613, 0,25%

Санталюб-493

Д-11 (бакинск.) с 5%

ЦФК, 2% CD 3, 0,005%

МПС

Д ! 1 (бакинск,) с П%

 

Термоста­

С?

 

 

аг

,мг

 

 

 

 

В?

 

со

бильность

Ь-.

ъг

СО

щелочностьОбщая 1наКОНг масла

,ПЗВбаллы

%,осадок

нарастание вязкостипри ,С°100сст

 

£

 

по НАМИ

СО

 

 

 

 

 

Н

 

 

3

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

н

 

Л

и

 

 

 

 

 

5

 

Н

 

 

 

 

 

=:

 

 

о

 

 

 

 

 

о

£

СК

с

 

 

 

 

 

S

эЗ

 

 

 

 

 

§

*

п

5

 

 

03

 

 

О

а

 

 

 

 

s

-

О .

о

 

 

ез

 

 

съ я

с*

о

 

 

О

 

 

О)

еч

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[

 

0,40

6,4

16,9

76

1,2

49

1.5

0,5—1,0

0,41

13,3

не-

40

2,4

34

0,6

1,0

 

 

возм.

 

 

 

 

 

 

0,57

7,0

14,2

122

51,0

79

1,6

0,5-1,0

0,74

3,2

9,7

85

1,2

70

2,5

0,5—1,0

0,68

3,1

8,5

97

83

70

2,3

1,0

(БФК и СБ-3), 1,2%

И Н Х П - 2 1 ,

0,005%

 

 

 

 

 

 

 

ПМС-200А

 

0,75

4,7

7,0

132

20

83

2,3

0—0,5

ДС-11 (воет.)

с 9%

 

 

 

 

 

 

 

Монто-613,

0,7%

1,68

0,5

 

 

 

 

 

 

Санталюб-493

8,8

103

1,3

84

5,5

0 -0,5

Д-11 (бакинск.) с

11%

 

 

 

 

 

 

 

БФК, 4%, СБ-3, 0,005%

0,32

9,4

129

8,0

85

6,2

0,5—1,0

ПМС-200А

 

1,32

Д-11 (бакинск.) с 8%

 

 

 

 

 

 

 

(БФК и СБ-3),

1,2%

 

 

 

 

 

 

 

ИНХП-21, 0,005%

 

 

 

 

 

 

 

ПМС-200А

 

0,91

3,4

6,9

114

11,0

85

3,3

0 -0,5

доватаными

композициями

присадок

и эталонными

маслами

с импортными присадками при -использовании различных сортов топлив.

На установке ИТ9-3 по методу ИДМ-50|, были испыта­ ны композиции присадок БФК, СБ-3 и ИНХП-21. Как видно из табл. 112, включение в состав композиций антиокислительной присадки ИНХП-21 обеспечило получение данных,

210


близких к результатам испытаний масел первой и второй серии «Монсанто», несмотря на то, что содержание основ­ ных компонентов (присадок БФК и СБ-3) было значительно сокращено.

Моторные свойства масла группы Б с «омпози'цией при­ садок 2,6% БФК, 1,4% СБ-3 и ИНХП-21 сравнивались о допущенными специальной комиссией к применению масла­ ми с присадками СБ-3, СК-3, АзНИИ-8у и СБ-3 с ДФ-11, а также с эталонным с импортными присадками Монто-613 и Санталюб-493. Указанные масла е присадками испытывались на двигателе ГАЗ-51 на стенде в течение 600 часов в иден­ тичных условиях (за исключением срока смены масла), раз­ новременно. Результаты сравнительных испытаний приведе­ ны в табл. 113. Износ поршневых колец двигателя по потере

Т а б л и ц а 113

Износ поршневых колец и других деталей двигателя

Показатели работоспособности двигателя

(ГАЗ-51, 600 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

О б р а з е ц

 

 

 

 

scf

 

эг

X X

 

 

 

 

 

О

g

о ъ

 

•6-

 

 

 

из

®_

 

2?

 

 

 

 

 

 

-- о

 

 

О

О

 

sef)

 

-<

 

ю

 

 

_ь, bN

 

ДОС)

 

 

о

о

 

о

 

,

ю'со’ хо

0 S

О

О

О

со

— о

 

х CJ

 

^ v

Т со

”7 <70

**7

O t i l S

U о га

U га

О ыд

CJ дэ

< и

< u s c

< н ь

< <

< о

< о

С м е н и

м а с л я ,

ч а с ы

п о тер е

150

150

51

102

51

51

И зн о с

к о л е ц п о

132

220

158

209

188

271

в е с а ,

мг

 

 

Износ колец по увеличе-

50

120

58

117

101

132

нию зазора в стыке,

мк

Износ цилиндра в верх-

 

 

 

 

 

 

нем поясе, мк (метод

 

 

3,4

7,0

4,0

4,0

вырезанных лунок)

 

4,9

7,4

Износ вкладышей, под-

 

 

 

 

 

 

шипников,

мг

 

 

_

 

 

 

_

шатунных

 

 

190

132

172

157

коренных

нагара

на

187

146

124

210

 

Отложение

 

 

 

 

 

 

поршне и кольцах, г

1,56

1,31

0,89

1,33

0,26

0,25

Лак на юбке, по станд

 

 

 

4,0

 

 

344-Т, баллы

 

2,0

3,6

2,0

1,0

1,0

Количество отложений на

 

 

 

 

 

 

Ф. Т. О. масла, г

 

82

220

57

110

110

131

васа оказался минимальным в 'Случае применения масла с новой композицией .присадок. Несмотря на более тяжелые

условия работы масла (по срокам смены), этот показатель для опытного образца оказался в 1,5—2 раза меньше, чем

211



для масел, допущенных к применению (10% СБ-3; 10% СК-3), и эталона с присадками «Монсанто» (на 20% меньше, чем в 'случае АзНИИ-8у).

Износ цилиндров, а также других деталей (поршня, шейки коленчатого вала, втулки верхней головки шатуна) как в случае опытного образца масла, так и прочих сравни­ ваемых образцов весьма невелик и выражается числами одного порядка. По суммарному износу вкладышей корен­ ных и шатунных подшипников опытный образец уступает лишь варианту с Аз|НИИ-8у ,и находится на уровне 10%

СБ-3.

По величине отложений нагара в канавках и на кольцах опытный образец находится примерно на одном уровне с эталонным группы Б (АС-9,5 с 1,5% Монто-613 и 0,75% Санталюб-493) и образцом с 5% СК-3 и 1,2% ДФ-11. По ко­ личеству и цвету лака на юбке испытуемое масло уступает лишь образцам с 10% СБ-3 и 10% СК-3, находясь на одном уровне с образцом с 5% АзН,ИИ-8у и превосходя по этому показателю эталон и первоначальный вариант ИХП для ма­ сел группы Б (5% СК-3 + 1,2% ДФ-11)•

Количество отложений на элементе фильтра тонкой очи­ стки масла в среднем за цикл было примерно таким же, как при испытаниях масел с 10% СБ-3, с 10% СК-3 и с 5%, СК- 3%, 1,2 ДФ-11. Большая продолжительность работы опыт­ ного масла до смены (в три раза), чем в случаях испытаний

масла с 10% СБ-3, с 10% СК-3 и с 5% АзНИИ-8у и в 1,5 раза большая, чем в случае с 5% СК-3 и 1,2%, ДФ-11, не могла не отразиться на чистоте деталей двигателя. Сравнение результатов испытания при одинаковых условиях работы е точки зрения периодичности смены масла показывает, что по моющим свойствам опытный образец имеет преимуще­ ство перед эталонным с импортными [присадками.

Положительные результаты длительных испытаний ком­ позиции присадок (2,6% БФК, 1,4%, СБ-3 и 1,2% ИНХП-21)

кавтолам на двигателе ГАЗ-51 в стендовых условиях позво­ лили рекомендовать ее к опытно-эксплуатационной провер­ ке в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта. Испытания масел АС-10 и АС-6 с указанной композицией присадок, проведенные НИИАТ, дали также положительные результаты, на основании чего они допущены

кприменению.

Разработанные композиции присадок в смеси с маслом Д-11 из бакинских нефтей были испытаны на дизельных двигателях 2410,5/13 и ЯАЗ-204, результаты этих испыта­ ний сравнивались с полученными на ранее рекомендованных композициях и эталонных маслах с импортными присадками.

В табл. .114 представлены результаты 200-часового ис­ пытания масел без смены на двигателе 2410,5/13. Испыты-

212