Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

износ шатунных вкладышей (4 мг), минимальное нарастание вязкости отработавшего масла, а также наибольшее значение среднего балла (в этом методе, чем лучше результаты, тем выше балл).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

104

Результаты

испытаний

масел

с

антиокислительными присадками

 

 

 

 

 

на установке

Питтер

W-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

в баллах по методу

 

 

Наименование масла

 

 

 

IP 176/64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

суммарная

средняя

МС-20 без присадки

 

 

 

24,5

ел

 

»

 

+ 2,5% ИНХП-21

 

 

 

29,5

7,4

 

»

 

+ 2,5% ЛАНИ-317

 

 

23,5

5,9

 

»

 

+

2,5%

Д Ф -11

 

 

 

25,5

6,4

 

»

 

+

2,5%

ОЛОА-267

 

 

27,5

6,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

105

Результаты

испытаний

масел с антиокислительными присадками

 

 

 

 

 

на

установке

Питтер

W-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочные

показатели

 

 

Наименование

масла

Состоя­

 

 

Увеличение

Оценка в

Потеря веса

вязкости

 

и присадок

ние

 

 

баллах по

 

 

 

 

 

 

поршня,

 

вкладышей, отработан­

 

 

 

 

 

 

колец,

 

мг

ного масла

методу

 

 

 

 

 

 

 

 

при 50 °С,

IP176/64

 

 

 

 

 

 

балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МС-20

исходное

 

25,5

 

222

 

25,97

25,5

»

+

 

2,5%

ИНХП-21

29,5

 

4

 

25,81

29,5

»

+

2,5% ЛАНИ-317

24,0

 

43

 

28,0

24,0

»

+

2,5%

ДФ-11

25,5

 

30

 

31,69

25,5

»

+

2,5%

ОЛОА-267

27,5

 

19

 

31,0

27,5

Для окончательного суждения об эффективности антиокислительной присадки ИНХП-24 ото сравнению с другими антиокислителями представлялось интересным изучить сов­ местимость антиокислителя ИНХП-21 с сульфонатными и алкилфенольньши присадками. В табл. 106 'Приведены ре­ зультаты исследования влияния 'антиокислителей на эффек­ тивность действия сульфонатной присадки ОБ-3. Как видно из таблицы, во всех случаях масло АС-10 с присадками СБ-3 и ИНХП-21 имеет (преимущество по термоокислительной стабильности, снижению склонности к осадкообразованию, моющему потенциалу и приращению вязкости окисленного

204


Т а б л и ц а

Результаты сравнительных исследований совместимости антиокислительных присадок с присадкой СБ-3

, %

 

 

 

Стабиль­

антиокислит.Конц маслевприсадок.

%,Зольность

­ста.Термоокисл ,бильностьмин

5,Коррозиямг

%.осадок

нарастание вязкости ,С°100при ест

ность по НАМИ

Наименование масла и присадок

106

,!

1

потенциал

 

Моющий

%

АС-10 бакинск. исходное

0

0,001

23

324

7,0

10,0

0

»

+

3%

СБ-3

0

0,18

28

297

7,9

25

АС-10

+

3%

СБ-3

 

 

 

129

 

 

 

и ИНХП-21

 

1

0,34

51

8,7

9,9

35

 

 

 

 

2

0,49

62

18

8,5

16,7

48

 

 

 

 

3

0,67

73

0,7

8,2

15,8

52

АС-10

+

3%

СБ-3

 

 

 

 

 

 

 

и Санталюб-493

1

0,47

46

0,7

10,9

24,3

23

 

 

 

 

2

0,76

57

1,9

10,6

27,9

31

 

 

 

 

3

1,03

79

1,3

10,4

43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АС-10 + 3%

СБ-3

 

 

 

 

 

 

 

и АзНИИ-317

1

0,31

52

1,4

26

 

 

 

 

2

0,39

53

2,3

10

17,9

26

 

 

 

 

3

0,57

60

0,7

 

20

масла по сравнению с другими испытанными антиокислительными .присадками.

Рассматриваемые антиокислители были исследованы в сочетании с многофункциональной присадкой АзНИИ-8 у (табл. 107). Из приведенных ib таблице данных следует, что масло АС-10 с 5% АзНИИ-8у и 1% ИНХП-21 по сравнению с тем же маслом :в сочетании с другими антиокислителями имеет некоторое преимущество по термоокислительной ста­ бильности, (склонности масла и осадкообразованию и но мою­ щему потенциалу.

Результаты лабораторных (исследований различных анти­ окислителей в смеси с маслом Д-11 с присадкой БФК (табл. 108) свидетельствуют о целесообразности (создания компо­ зиции присадок, состоящей из БФК и (антиокислителя. При этом в 'случае применения антиокислителя ИНХП-21 полу-

205


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 107

Влияние антиокислителей на качество масла АС-10 с 5% присадки

 

 

 

 

АзНИИ-8у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АС-10 с 5%

АзНИИ-8у

Показатели

функциональных свойств

без

ан­

 

 

 

 

 

 

 

масел

 

1%

 

1%

1%

 

 

 

 

 

тиокис­

ИНХП-

ЛАНИ-

 

 

 

 

 

ДФ-11

 

 

 

 

 

лителя

21

 

 

317

Термоокислит. стабильность по Папок,

29

 

53

 

46

 

мин

 

в окисленном масле

 

 

47

Осадок

 

 

 

 

 

 

 

(ДК-НАМИ), %

 

10,7

8,6

 

12,7

9,3

Моющий потенциал

 

30

 

50

 

42

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 103-

 

Лабораторные исследования масла Д-11

с присадкой БФК

 

 

 

и антиокислителями ИНХП-21

и ДФ-11

 

 

 

 

 

 

Термоокис­

 

 

Коррозия

Щелочи,

 

Наименование масла

Оса­

 

по

Моющий

лит. ста­

док,

 

НАМИ

 

общая,

потен­

 

 

и присадок

бильность

 

(ужест.

мг КОН

 

 

 

 

7"250» M U H

%

 

метод),

 

на 1 г

циал, %

 

 

 

 

 

 

 

 

г'м 1

 

 

 

Д-11

+

8%

БФК

47

3,88

 

64,95

 

3,23

66

»

+

8%

БФК и 1%

100

8,47

 

 

84,9

 

4,5

70

 

 

 

Д-11

 

 

 

»+ 8% БФК и 1,2%

ИНХП-21

100

2,70

37,6

4,5

75

чаемый эффект по снижению осадкообразования, коррозионнооти и моющему потенциалу более 'значителен. Для оконча­ тельного выявления целесообразности сочетания БФК с антиокислительными присадками, и в частности е ИНХП-21, была проведена серия длительных стендовых испытаний двигателя ЯА3-204 на топливе с 'содержанием около 1 % серы.

,Испытанию подверглись:

а) мнсло Д-11 с 8% присадки БФК;

i6) масло Д-М с 8% присадки БФК, 1,2% ДФ -ill и 0,005% ПМС-200А;

в) масло Д-14 с 8%) присадки БФК, 1,2% ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А.

Основные результаты этих испытаний приведены в табл. 109 и ПО. Анализ полученных данных показал следующее:

206


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л а ц а

109

 

Результаты

длительных

стендовых испытаний

(550 ч а с )

 

 

 

на двигателе ЯАЗ-204 масла Д-11 (бакинск.) с присадкой

 

 

 

 

 

и антиокислителями ДФ-11

и ИНХП-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-11 с 8%

Д-11 с 8%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-11

с

БФК,

1,0%

БФК,

1,2%

Наименование показателей

 

ДФ-11 и

ИНХП-21

 

8% БФК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,00596

и 0,005%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПМС-200А ПМС-200А

Потеря веса комплектом компрес­

 

 

 

547,0

сионных колец, мг

 

 

 

1072

727,0

Потеря веса комплектом маслосъем­

 

 

 

 

 

ных колец, мг

 

 

 

 

99,0

127,0

80,0

Износ гильз цилиндров в поясе мак­

 

 

 

 

 

симального износа, мк (метод вы­

 

21,0

15,8

резанных

втулок)

подшипников

 

25,0

Износ

вкладышей

по

 

 

 

 

 

потере

веса,

мг

 

 

 

 

 

 

 

 

63,6

шатунных

(комплект)

 

 

 

75,0

208,2

коренных

(комплект)

 

 

 

128,0

212,4

59,8

Нагар в зоне поршневых колец, г

2,12

2,54

2,42

Подвижность колец, баллы

 

 

0,75

0,90

0,25

Отложения

с продувочных окон

 

0,32

0,33

0,50

гильз,

г

 

 

 

 

 

 

Лак на поршне, баллы (стандарт

 

 

 

 

 

1,4

344-Т)

 

 

 

 

 

 

 

2,0

 

1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

110

 

Качества

масла

Д-11

с различными композициями присадок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щелочность, м г

КОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моющий

 

на 1

г масла

Наименование масла

и присадок

потен­

 

 

число сильн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

циал, %

общая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щелочей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-11

+

8%

композ.

1

(БФК

и

 

 

 

 

 

СБ-3 1:1), 1,2%

ИНХП-21; 0,005%

 

 

2,6

0,6

ПМС-200А

композ.

II

(БФК

81

 

 

Д-11

+

8%

и

 

 

 

 

 

СБ-3 2:1), 1,2%

ИНХП-21

0,003%

 

 

 

 

1,2

ПМС-200А

композ.

III

 

 

85

 

 

3,3

 

Д-11

+

8%

(БФК и

 

 

 

 

 

СБ-3 3:1), 1,2% ИНХП-21, 0,005%

 

 

 

 

1,5

ПМС-200А

композ.

IV

(БФК

85

 

 

3,5

 

Д-11

+

8%

и

 

 

 

 

 

СБ-3 1:3), 1,2% ИНХП-21, 0,005%

 

 

 

0,1

ПМС-200А

композ.

V

(БФК

80

 

 

1,6

Д-11 + 8%

и

 

 

 

 

 

СБ-3 1:2), 1,2% ИНХП-21, 0,005%

 

 

 

 

0,4

ПМС-200А

 

 

 

 

 

77

 

2,0

 

1. Присадка ИНХП-21 в смеси с 8% БФК, 0,005%' ПМС200А и 1маслам Д-11 обеспечила и 1,5 раза меньший износ поршневых колец и гильз цилиндров и почти в 3 раза мень-

207

1- .


ший износ вкладышей, чем присадка ДФ-11 в той же ком­ позиции.

2. Величины отложений нагара и лака на деталях дви­ гателя в обоих 'случаях очень близки по значению.

Учитывая требования 'современных двигателей и эффек­ тивность совмещения присадок ОБ-3 и БФК, были проведе­ ны исследования и испытания по «подбору наиболее -опти­ мальных соотношений этих присадок, а также антиокисли­ теля. -Как показывают результаты исследований (табл. 110), для композиции БФК и СБ-3 соотношение 2 : 1 является оптимальным и обеспечивает получение высокоэффективных масел.

Таким образом, оказалось возможным на базе сульфо­ натной присадки СБ-3 и алкилфенольной БФК в соотноше­ нии (но весу) 2 :1 а антиокислителя -И-НХП-21 разработать композиции присадок к моторным маслам четырех групп. В табл. 111 приведены данные по качеству масла Д-11 с раз­ работанными композициями присадок, из которых видно, что ком-позиции БФК и СБ-3 в указанных 'соотношениях с анти­ окислителем ИНХП-21 имеют преимущество по всем показа­ телям по сравнению с сочетанием того же основания ком-по­ зиции с антиокислителями ЛАНИ-317 и ДФ-М. Исключение составляет показатель коррозии при общей 'концентрации БФК и СБ-3, равной 4%.

-Сравнение качества масла Д-11 с указанными компо­ зициями присадок с качеством ранее рекомендованных ИНХ-П композиций и эталонных -масел с импортными 'при­ садками (табл. 112) показывает, что разработанные новые композиции присадок имеют преимущество п-о термоокисли- тельн-ой стабильности, моющему -потенциалу и нарастанию вязкости, несколько уступая эталонному маслу по коррози­ онной агрессивности. Новые композиции присадок к -маслам из восточных нефтей заметно улучшают также качество 'ба­ зовых -масел, применяемых в «более форсированных дизелях. Кроме того, они позволяют значительно («на 10—40%) 'С н и ­ зить концентрацию основных компонентою 'присадок в мас­ лах и уменьшить их зольность, что, в свою очередь, -способ­ ствует снижению зольности масел и, следовательно, устране­ нию ряда дефектов в работающем двигателе, улучшает надежную работу -при значительном снижении эксплуата­ ционных расходов на транспортные -средства.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОТОРНЫХ ИСПЫТАНИИ новых композиции ПРИСАДОК

Разра-ботан-ные новые композиции -присадок для различ­ ных групп масел ис-следовались непосредственно на двига­ телях различной -форсировки ,в еравнени-и с ранее ракомен-

2 0 8