Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
износ шатунных вкладышей (4 мг), минимальное нарастание вязкости отработавшего масла, а также наибольшее значение среднего балла (в этом методе, чем лучше результаты, тем выше балл).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
104 |
||
Результаты |
испытаний |
масел |
с |
антиокислительными присадками |
|||||||||
|
|
|
|
|
на установке |
Питтер |
W-1 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка |
в баллах по методу |
||||
|
|
Наименование масла |
|
|
|
IP 176/64 |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
суммарная |
средняя |
||||
МС-20 без присадки |
|
|
|
24,5 |
ел |
|
|||||||
» |
|
+ 2,5% ИНХП-21 |
|
|
|
29,5 |
7,4 |
|
|||||
» |
|
+ 2,5% ЛАНИ-317 |
|
|
23,5 |
5,9 |
|
||||||
» |
|
+ |
2,5% |
Д Ф -11 |
|
|
|
25,5 |
6,4 |
|
|||
» |
|
+ |
2,5% |
ОЛОА-267 |
|
|
27,5 |
6,8 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
105 |
||
Результаты |
испытаний |
масел с антиокислительными присадками |
|||||||||||
|
|
|
|
|
на |
установке |
Питтер |
W-1 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочные |
показатели |
|
|
||
Наименование |
масла |
Состоя |
|
|
Увеличение |
Оценка в |
|||||||
Потеря веса |
вязкости |
||||||||||||
|
и присадок |
ние |
|||||||||||
|
|
баллах по |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
поршня, |
|
вкладышей, отработан |
|||||
|
|
|
|
|
|
колец, |
|
мг |
ного масла |
методу |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
при 50 °С, |
IP176/64 |
||||
|
|
|
|
|
|
балл |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сст |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
МС-20 |
исходное |
|
25,5 |
|
222 |
|
25,97 |
25,5 |
|||||
» |
+ |
|
2,5% |
ИНХП-21 |
29,5 |
|
4 |
|
25,81 |
29,5 |
|||
» |
+ |
2,5% ЛАНИ-317 |
24,0 |
|
43 |
|
28,0 |
24,0 |
|||||
» |
+ |
2,5% |
ДФ-11 |
25,5 |
|
30 |
|
31,69 |
25,5 |
||||
» |
+ |
2,5% |
ОЛОА-267 |
27,5 |
|
19 |
|
31,0 |
27,5 |
Для окончательного суждения об эффективности антиокислительной присадки ИНХП-24 ото сравнению с другими антиокислителями представлялось интересным изучить сов местимость антиокислителя ИНХП-21 с сульфонатными и алкилфенольньши присадками. В табл. 106 'Приведены ре зультаты исследования влияния 'антиокислителей на эффек тивность действия сульфонатной присадки ОБ-3. Как видно из таблицы, во всех случаях масло АС-10 с присадками СБ-3 и ИНХП-21 имеет (преимущество по термоокислительной стабильности, снижению склонности к осадкообразованию, моющему потенциалу и приращению вязкости окисленного
204
Т а б л и ц а
Результаты сравнительных исследований совместимости антиокислительных присадок с присадкой СБ-3
, % |
|
|
|
Стабиль |
||
антиокислит.Конц маслевприсадок. |
%,Зольность |
ста.Термоокисл ,бильностьмин |
5,Коррозиямг |
|||
%.осадок |
нарастание вязкости ,С°100при ест |
ность по НАМИ
Наименование масла и присадок
106
,! |
1 |
потенциал |
|
Моющий |
% |
АС-10 бакинск. исходное |
0 |
0,001 |
23 |
324 |
7,0 |
10,0 |
0 |
|||
» |
+ |
3% |
СБ-3 |
0 |
0,18 |
28 |
297 |
7,9 |
— |
25 |
АС-10 |
+ |
3% |
СБ-3 |
|
|
|
129 |
|
|
|
и ИНХП-21 |
|
1 |
0,34 |
51 |
8,7 |
9,9 |
35 |
|||
|
|
|
|
2 |
0,49 |
62 |
18 |
8,5 |
16,7 |
48 |
|
|
|
|
3 |
0,67 |
73 |
0,7 |
8,2 |
15,8 |
52 |
АС-10 |
+ |
3% |
СБ-3 |
|
|
|
|
|
|
|
и Санталюб-493 |
1 |
0,47 |
46 |
0,7 |
10,9 |
24,3 |
23 |
|||
|
|
|
|
2 |
0,76 |
57 |
1,9 |
10,6 |
27,9 |
31 |
|
|
|
|
3 |
1,03 |
79 |
1,3 |
10,4 |
— |
43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АС-10 + 3% |
СБ-3 |
|
|
|
|
|
|
|
||
и АзНИИ-317 |
1 |
0,31 |
52 |
1,4 |
— |
— |
26 |
|||
|
|
|
|
2 |
0,39 |
53 |
2,3 |
10 |
17,9 |
26 |
|
|
|
|
3 |
0,57 |
60 |
0,7 |
— |
|
20 |
масла по сравнению с другими испытанными антиокислительными .присадками.
Рассматриваемые антиокислители были исследованы в сочетании с многофункциональной присадкой АзНИИ-8 у (табл. 107). Из приведенных ib таблице данных следует, что масло АС-10 с 5% АзНИИ-8у и 1% ИНХП-21 по сравнению с тем же маслом :в сочетании с другими антиокислителями имеет некоторое преимущество по термоокислительной ста бильности, (склонности масла и осадкообразованию и но мою щему потенциалу.
Результаты лабораторных (исследований различных анти окислителей в смеси с маслом Д-11 с присадкой БФК (табл. 108) свидетельствуют о целесообразности (создания компо зиции присадок, состоящей из БФК и (антиокислителя. При этом в 'случае применения антиокислителя ИНХП-21 полу-
205
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 107 |
||
Влияние антиокислителей на качество масла АС-10 с 5% присадки |
|||||||||||
|
|
|
|
АзНИИ-8у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АС-10 с 5% |
АзНИИ-8у |
|||
Показатели |
функциональных свойств |
без |
ан |
|
|
|
|
||||
|
|
|
масел |
|
1% |
|
1% |
1% |
|||
|
|
|
|
|
тиокис |
ИНХП- |
ЛАНИ- |
||||
|
|
|
|
|
ДФ-11 |
||||||
|
|
|
|
|
лителя |
21 |
|
|
317 |
||
Термоокислит. стабильность по Папок, |
29 |
|
53 |
|
46 |
|
|||||
мин |
|
в окисленном масле |
|
|
47 |
||||||
Осадок |
|
|
|
|
|
|
|
||||
(ДК-НАМИ), % |
|
10,7 |
8,6 |
|
12,7 |
9,3 |
|||||
Моющий потенциал |
|
30 |
|
50 |
|
42 |
48 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 103- |
||
|
Лабораторные исследования масла Д-11 |
с присадкой БФК |
|||||||||
|
|
|
и антиокислителями ИНХП-21 |
и ДФ-11 |
|
|
|||||
|
|
|
|
Термоокис |
|
|
Коррозия |
Щелочи, |
|
||
Наименование масла |
Оса |
|
по |
Моющий |
|||||||
лит. ста |
док, |
|
НАМИ |
|
общая, |
потен |
|||||
|
|
и присадок |
бильность |
|
(ужест. |
мг КОН |
|||||
|
|
|
|
7"250» M U H |
% |
|
метод), |
|
на 1 г |
циал, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г'м 1 |
|
|
|
Д-11 |
+ |
8% |
БФК |
47 |
3,88 |
|
64,95 |
|
3,23 |
66 |
|
» |
+ |
8% |
БФК и 1% |
100 |
8,47 |
|
|
84,9 |
|
4,5 |
70 |
|
|
|
Д-11 |
|
|
|
»+ 8% БФК и 1,2%
ИНХП-21 |
100 |
2,70 |
37,6 |
4,5 |
75 |
чаемый эффект по снижению осадкообразования, коррозионнооти и моющему потенциалу более 'значителен. Для оконча тельного выявления целесообразности сочетания БФК с антиокислительными присадками, и в частности е ИНХП-21, была проведена серия длительных стендовых испытаний двигателя ЯА3-204 на топливе с 'содержанием около 1 % серы.
,Испытанию подверглись:
а) мнсло Д-11 с 8% присадки БФК;
i6) масло Д-М с 8% присадки БФК, 1,2% ДФ -ill и 0,005% ПМС-200А;
в) масло Д-14 с 8%) присадки БФК, 1,2% ИНХП-21 и 0,005% ПМС-200А.
Основные результаты этих испытаний приведены в табл. 109 и ПО. Анализ полученных данных показал следующее:
206
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л а ц а |
109 |
|
|
Результаты |
длительных |
стендовых испытаний |
(550 ч а с ) |
|
|||||||||
|
|
на двигателе ЯАЗ-204 масла Д-11 (бакинск.) с присадкой |
|
|||||||||||
|
|
|
|
и антиокислителями ДФ-11 |
и ИНХП-21 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д-11 с 8% |
Д-11 с 8% |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д-11 |
с |
БФК, |
1,0% |
БФК, |
1,2% |
Наименование показателей |
|
ДФ-11 и |
ИНХП-21 |
|||||||||||
|
8% БФК |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,00596 |
и 0,005% |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПМС-200А ПМС-200А |
|||
Потеря веса комплектом компрес |
|
|
|
547,0 |
||||||||||
сионных колец, мг |
|
|
|
1072 |
727,0 |
|||||||||
Потеря веса комплектом маслосъем |
|
|
|
|
|
|||||||||
ных колец, мг |
|
|
|
|
99,0 |
127,0 |
80,0 |
|||||||
Износ гильз цилиндров в поясе мак |
|
|
|
|
|
|||||||||
симального износа, мк (метод вы |
|
21,0 |
15,8 |
|||||||||||
резанных |
втулок) |
подшипников |
|
25,0 |
||||||||||
Износ |
вкладышей |
по |
|
|
|
|
|
|||||||
потере |
веса, |
мг |
|
|
|
|
|
|
|
|
63,6 |
|||
шатунных |
(комплект) |
|
|
|
75,0 |
208,2 |
||||||||
коренных |
(комплект) |
|
|
|
128,0 |
212,4 |
59,8 |
|||||||
Нагар в зоне поршневых колец, г |
2,12 |
2,54 |
2,42 |
|||||||||||
Подвижность колец, баллы |
|
|
0,75 |
0,90 |
0,25 |
|||||||||
Отложения |
с продувочных окон |
|
0,32 |
0,33 |
0,50 |
|||||||||
гильз, |
г |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Лак на поршне, баллы (стандарт |
|
|
|
|
|
1,4 |
||||||||
344-Т) |
|
|
|
|
|
|
|
2,0 |
|
1,2 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
110 |
|
|
Качества |
масла |
Д-11 |
с различными композициями присадок |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Щелочность, м г |
КОН |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Моющий |
|
на 1 |
г масла |
||
Наименование масла |
и присадок |
потен |
|
|
число сильн. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
циал, % |
общая |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щелочей |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Д-11 |
+ |
8% |
композ. |
1 |
(БФК |
и |
|
|
|
|
|
|||
СБ-3 1:1), 1,2% |
ИНХП-21; 0,005% |
|
|
2,6 |
0,6 |
|||||||||
ПМС-200А |
композ. |
II |
(БФК |
81 |
|
|
||||||||
Д-11 |
+ |
8% |
и |
|
|
|
|
|
||||||
СБ-3 2:1), 1,2% |
ИНХП-21 |
0,003% |
|
|
|
|
1,2 |
|||||||
ПМС-200А |
композ. |
III |
|
|
85 |
|
|
3,3 |
|
|||||
Д-11 |
+ |
8% |
(БФК и |
|
|
|
|
|
||||||
СБ-3 3:1), 1,2% ИНХП-21, 0,005% |
|
|
|
|
1,5 |
|||||||||
ПМС-200А |
композ. |
IV |
(БФК |
85 |
|
|
3,5 |
|
||||||
Д-11 |
+ |
8% |
и |
|
|
|
|
|
||||||
СБ-3 1:3), 1,2% ИНХП-21, 0,005% |
|
|
|
0,1 |
||||||||||
ПМС-200А |
композ. |
V |
(БФК |
80 |
|
|
1,6 |
|||||||
Д-11 + 8% |
и |
|
|
|
|
|
||||||||
СБ-3 1:2), 1,2% ИНХП-21, 0,005% |
|
|
|
|
0,4 |
|||||||||
ПМС-200А |
|
|
|
|
|
77 |
|
2,0 |
|
1. Присадка ИНХП-21 в смеси с 8% БФК, 0,005%' ПМС200А и 1маслам Д-11 обеспечила и 1,5 раза меньший износ поршневых колец и гильз цилиндров и почти в 3 раза мень-
207
1- .
ший износ вкладышей, чем присадка ДФ-11 в той же ком позиции.
2. Величины отложений нагара и лака на деталях дви гателя в обоих 'случаях очень близки по значению.
Учитывая требования 'современных двигателей и эффек тивность совмещения присадок ОБ-3 и БФК, были проведе ны исследования и испытания по «подбору наиболее -опти мальных соотношений этих присадок, а также антиокисли теля. -Как показывают результаты исследований (табл. 110), для композиции БФК и СБ-3 соотношение 2 : 1 является оптимальным и обеспечивает получение высокоэффективных масел.
Таким образом, оказалось возможным на базе сульфо натной присадки СБ-3 и алкилфенольной БФК в соотноше нии (но весу) 2 :1 а антиокислителя -И-НХП-21 разработать композиции присадок к моторным маслам четырех групп. В табл. 111 приведены данные по качеству масла Д-11 с раз работанными композициями присадок, из которых видно, что ком-позиции БФК и СБ-3 в указанных 'соотношениях с анти окислителем ИНХП-21 имеют преимущество по всем показа телям по сравнению с сочетанием того же основания ком-по зиции с антиокислителями ЛАНИ-317 и ДФ-М. Исключение составляет показатель коррозии при общей 'концентрации БФК и СБ-3, равной 4%.
-Сравнение качества масла Д-11 с указанными компо зициями присадок с качеством ранее рекомендованных ИНХ-П композиций и эталонных -масел с импортными 'при садками (табл. 112) показывает, что разработанные новые композиции присадок имеют преимущество п-о термоокисли- тельн-ой стабильности, моющему -потенциалу и нарастанию вязкости, несколько уступая эталонному маслу по коррози онной агрессивности. Новые композиции присадок к -маслам из восточных нефтей заметно улучшают также качество 'ба зовых -масел, применяемых в «более форсированных дизелях. Кроме того, они позволяют значительно («на 10—40%) 'С н и зить концентрацию основных компонентою 'присадок в мас лах и уменьшить их зольность, что, в свою очередь, -способ ствует снижению зольности масел и, следовательно, устране нию ряда дефектов в работающем двигателе, улучшает надежную работу -при значительном снижении эксплуата ционных расходов на транспортные -средства.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОТОРНЫХ ИСПЫТАНИИ новых композиции ПРИСАДОК
Разра-ботан-ные новые композиции -присадок для различ ных групп масел ис-следовались непосредственно на двига телях различной -форсировки ,в еравнени-и с ранее ракомен-
2 0 8