Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для определения pt надо проинтегрировать плотность закона

распределения значений параметра f (х) по длине интервала, соот­ ветствующего г-му состоянию, т. е.

 

Pi

4 J+ 1

f(x)dx.

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

т

xi+1

 

xi+\

 

Н ( х ) = — ^

J

f(x) dx log2

J

f (x) dx.

 

 

i = l

x t

 

 

X t

 

 

Если при измерении имеется погрешность Ах, то энтропия

пара­

метра равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

^

 

н (х) = — £

Pt log2 Pi —log2 Ax.

(2.2.2)

 

 

i=\

 

 

 

 

В случае контроля n независимых параметров их энтропия выра­

жается формулой

 

 

 

 

 

\

 

п

j

т

 

 

 

 

Н = Ъ

— S

Pi logs Pt — log* ДяД

(2.2.3)

/=1

\

/=1

 

 

 

/

 

При измерении параметров без помех это выражение служит мерой количества информации, получаемой при контроле п пара­ метров. В случае измерения в условиях помех количество инфор­ мации о параметре х определяется формулой

/ (х) = Я (х) - Я (x/z),

(2.2.4)

где Я (х) находится по формуле (2.2.2), а Я (x/z) представляет собой условную энтропию параметра х, измеряемого в условиях помех, когда результатом измерения является значение z. Условная энтро­ пия Я (x/z) определяется выражением

 

Я (x/z) = — £

Р (Z/) Я (x/zj,

 

 

 

/

 

 

 

где Zj — один из возможных результатов измерения

(контроля);

р (zj)

— вероятность получения

результата

zf,

Н (x/zj) =

= —

П

— условная

вероятность того,

P(xJ zj)\c§iP(xilzj)\ Р (xJ zj

/=1

что измеренное значение х находилось внутри i-го интервала х,

если известно, что полученный результат соответствовал /-му ин­

тервалу г. Для определения значений р (xjzj) необходимо построе­

ние частных законов распределения вероятностей z при условии нахождения значения х в пределах i-го интервала, что может быть

сделано достаточно точно лишь по результатам длительной эксплуа­ тации.

4 Заказ 797

49


Выражение (2.2.3) или (2.2.4) не позволяет объективно оценить полноту контроля, так как оно зависит от общего числа контроли­ руемых параметров, их статистических характеристик и точности измерений, но не учитывает важности параметров. В настоящее время не существует общепринятой методики учета ценности инфор­

мации [18, 46]. При оценке потока информации, получаемой судо­

выми САК, очевидно, может быть использовано выражение

/•=1

£

Pi log2Pi — log2 Л*/ (Cp/ +

Сп/) ,

(2.2.5)

1=1

 

 

 

 

где pi — вероятность нахождения ]-го параметра

в i-u

состоянии;

п — число параметров; т

— количество состояний /'-го параметра *;

ДX/ — погрешность определения перехода /-го

параметра

из одного

состояния в другое;

Ср/—стоимость ремонта

оборудования, свя­

занная с неконтролируемым выходом /-го параметра за допустимые

значения, руб; Сп;- — стоимость ущерба от простоя,

вызванная не­

контролируемым выходом /-го параметра за

допустимые

значе­

ния, руб.

 

 

 

 

Сомножитель (Ср/- +

Сп/-) в выражении (2.2.5)

достаточно

полно

характеризует ценность

информации, получаемой

при контроле

/-го параметра.

 

 

 

 

Мерой полноты контроля в этом случае может служить отношение

 

о/__________

N т

( 2. 2. 6)

 

£2 j Pi 1°§2 Pi (Ср/ -f- С„у) i—1

где N — общее число параметров, характеризующих состояйие кон­

тролируемой системы; п — число контролируемых параметров. Решающее значение при автоматическом контроле имеет его до­

стоверность. Количественно достоверность контроля оценивается вероятностью события, состоящего в том, что полученный результат контроля является правильным. Достоверность контроля, с одной стороны, определяется выбором параметров, допусков и алгоритмов

контроля, а с другой — потерей информации в САК, обусловленной

недостаточной надежностью системы контроля.

Для оценки достоверности используем соотношения

где — частота получения сигнала «в норме»; у2 — частота полу­ чения сигнала «не в норме»; пг — количество контролируемых пара­ метров, призванных «в норме» из числа N х параметров, находящихся в норме; п2 — число параметров, признанных «не в норме», из числа

N 2 контролируемых параметров, находящихся не в норме.

При ограничении допустимых значений параметра с одной стороны (сверху или снизу) т = 2, при двустороннем ограничении (снизу и сверху) т = 3. В общем случае при допусковом контроле т на единицу больше числа уставок.

50



При достаточно большом числе N\ и А12 значения

и у 2 можно

рассматривать как вероятности.

 

 

 

Ошибочный результат контроля возможен в силу двух причин —

погрешностей измерения и отказов САК-

Пусть и q2 — вероят­

ности

получения соответственно

ложных

результатов

«в норме» и

«не в

норме» из-за отказов САК,

а рх и р 2 — вероятности получе­

ния тех же результатов вследствие погрешностей измерения. Тогда

Y i =

(1 —

<72) (1 —

Р2)>

У 2 =

( 1 —

< h ) ( 1 —

P i ) .

Достоверность результата «в норме» а 1 определяется условной

вероятностью того, что контролируемая система работоспособна, если получен результат «в норме», и может быть определена по вы­

ражению

где R — вероятность работоспособного состояния контролируемой

системы; Р 1 = (1 — R) (1 — у 2) + у iR — вероятность получения

результата «в норме». Величину уtR можно рассматривать как без­ условную вероятность получения правильного результата «в норме».

Аналогично достоверность результата «не в норме» определяется

как

где Р 2 = R (1 — Yj) + (1 — R) у 2 — вероятность получения сиг­ нала «не в норме», а у 2 (1 — R) характеризует безусловную вероят­ ность получения правильного результата «не в норме».

Если неисправность САК обязательно влечет за собой сигнал «не в норме», то

Yi =

П — (<7i + <7а)1 (1 —

Р2),

72 =

1,

 

 

 

и тогда

 

 

 

 

 

а 2

1

- R

1—R

 

 

Р2

l - 7 i Я '

 

 

 

Эксплуатационные показатели характеризуют свойства САК, проявляемые в процессе эксплуатации. Характерной особенностью этих показателей является то, что их достоверная оценка может

быть осуществлена лишь после достаточно продолжительного пери­

ода эксплуатации системы. К этой группе показателей относятся надежность, живучесть, ремонтопригодность, эргатичность, помехо­

устойчивость и др.

Наиболее важный из эксплуатационных показателей — надеж­

ность. Следует отметить, что такие сложные судовые системы, как САК, имеют ряд специфических особенностей расчета надежности.

4*

51


Под надежностью сложной системы понимается ее способность вы­

полнять заданные функции в нормальных условиях эксплуатации. Отличие такого определения надежности от обычного [80 ] вызвано тем, что для САК отказ того или иного элемента или узла не при­ водит к отказу всей системы, а лишь снижает в некоторой степени ее эффективность. Поэтому известные методы расчета надежности

могут применяться лишь при определении понятия «отказ системы». Например, под отказом системы можно понимать снижение ее эффек­

тивности на какую-то величину, например 25%. При этом под вероят­

ностью безотказной работы будет пониматься вероятность того, что

втечение заданного времени эффективность системы не опустится

ниже заданного критического уровня, т. е. не станет ниже 75%.

Вотличие от надежности, живучесть характеризует способность

системы нормально функционировать при изменившихся условиях.

Это свойство весьма важно для судовых систем контроля. Надеж­ ность и живучесть системы тесно связаны с ее ремонтопригодностью,

т. е. приспособленностью системы к предупреждению, обнаружению

иустранению неисправностей. Чем выше ремонтопригодность си­

стемы, тем меньше время обнаружения и устранения неисправности

вней.

Рассмотрим наиболее часто применяемые характеристики на­

дежности и возможности их использования в различных случаях [52, 80]. Наиболее общей характеристикой надежности является вероятность безотказной работы, или, с учетом сказанного ранее, вероятность поддержания заданного уровня эффективности системы

за заданное время Т. Эта характеристика определяется соотноше­ нием

где N — общее число рассматриваемых САК; п (t) — число САК, эффективность которых в период времени (0, t) стала ниже задан­ ного уровня (число отказавших систем).

Поскольку вероятность отказа Q (t) и вероятность безотказной работы составляют полную группу событий, то

n(t) Q® = N

Вероятность отказа определяется частотой отказа dt:

t

Q (t)= J a(t)dt.

о

Частота отказов может быть определена статистически как

at

п’

N M ’

 

где п' (t) — число систем, отказавших в интервале ( t

52