Файл: Судовые системы автоматического контроля (системный подход к проектированию)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
—число АЦП, необходимое Для обеспечения 71опт,
«ацп = [-|г ][пЦ = 15;
—число эффективных точек на один АЦП [Ajj = 45;
—число временных каналов
\пп\ — Тот [fli]: 7’к = 93,77 < [rti],
т. е. достаточно на входе двух АЦП иметь один коммутатор с 90 входами и 2 выходами. Общее число коммутаторов первого уровня—8.
Кроме того, нужен еще один коммутатор на выходе, который ввиду специфики работы АЦП (каждый АЦП работает в своем временном канале) можно заменить диодной сборкой.
Теперь проведем синтез процедуры обслуживания. Поскольку у нас имеется 8 коммутаторов, то в первую очередь все эффективные точки желательно разбить на 8 примерно равных групп (с неравным
числом физических точек). Среднее число эффективных точек на
один коммутатор — 83. К первому коммутатору подключим точки 68,
56 и 55, ко второму 67, |
54 и 53, к третьему |
66, |
52, |
51, 50, 29 и 28, |
к четвертому 65, 64, 62, |
к пятому 63, 61, 60, |
49, |
27, |
к шестому 59, |
58, 57, 48, 47, 46, к седьмому 45—34, к восьмому 33— 12, к девятому все оставшиеся точки.
Вариантов разбивки имеется довольно много: с повторениями
сочетаний входов
Сб/-.8364—664-663- . . . -581 ,
8ЁП
без повторений
Р— 83!,
так что всегда можно выбрать такую разбивку, которая будет удов
летворять структуре объекта контроля.
Теперь можно произвести синтез процедуры по коммутаторам и определять последовательность подключения каждого АЦП к сборке
по приципу, изложенному выше. Микроструктура местного устрой
ства управления будет двухступенчатая, на первой ступени произ
водится выбор коммутатора, на второй — выбор эффективной точки.
§ 3.4
УНИФИКАЦИЯ СТРУКТУР СУДОВЫХ САК И ПРИНЦИПЫ АГРЕГАТИРОВАНИЯ
При проектировании и внедрении САК на судах возникает мно
жество вопросов, которые могут быть частично решены с помощью
теории систем и системотехники. Однако теория систем и системо
технические рекомендации создаются в отрыве друг от друга, и
между ними существуют определенные противоречия, которые в свою очередь вызывают затруднения при решении этих вопросов.
При проектировании САК обычно сталкиваются с четырьмя ви дами сложных систем:
121
— технической системой, т. е. САК, которую следует создать. Ка к правило, известно, какую цель она преследует (совокупность задач), какими качествами при этом должна обладать, известны также некоторые ограничения, определяемые уровнем технического про гресса в отрасли и условиями применения САК (массогабаритные
показатели, требования по живучести и т. п.). Иногда известны про
тотипы систем;
—коллективом, проектирующим САК;
—совокупностью предприятий — потенциальных изготовителей
САК;
— системой технической документации (производственной и эксплуатационной).
Как уже говорилось, возникают противоречия между объемом (обозримостью) систем, возможностями человека и временем их
создания. Процесс создания системы слишком длительный, и к мо
менту окончания проектирования она частично устаревает. По
следнее противоречие состоит в том, что функции, выполняемые
САК, очень разнообразны, а при производстве, требующем высокой
серийности изделий, необходимо единообразие в исполнении.
Появление таких противоречий привело сначала к разработке эвристических методов в пределах системотехники, а затем и к теоре тическим обоснованиям так называемых принципов декомпозиции агрегатирования структур и эволюционных принципов внедрения
САК. Указанные принципы заключаются в следующем. Система
любого вида с помощью эвристических или формальных методов
разбивается на подсистемы более простой структуры ( д е к о м п о
з и ц и я в п р о с т р а н с т в е ) . Процесс проектирования осу
ществляется поэтапно, на каждом шаге формулируются требования для последующих шагов ( д е к о м п о з и ц и я в о в р е м е н и ) . Внедрение систем на судах производится также в несколько прие
мов, с постепенным усложнением структуры (эволюционный прин
цип внедрения). Наконец, к критериям качества добавляется крите рий модернизационной способности, обеспечивающий возможность применения эволюционного принципа и снижающий темпы мораль ного старения САК.
Все возможные в данной системе декомпозиционные решения классифицируются по минимальности номенклатуры функциональ
ных узлов на любом этапе декомпозиции. Кроме того, обеспечивается
функциональная независимость (слабая автономность) этих узлов. Такой подход называется принципом агрегатирования.
Таким образом,^разрешить указанные выше противоречия можно путем структурной организации САК по блочно-иерархическому
принципу и соответствующей |
организации систем документации |
и коллектива разработчиков |
САК- |
Сделать выбор основной стандартной модели САК (скелета си-
стемы) поможет анализ структур существующих прототипов судовых
К, находящихся в эксплуатации. Такой анализ способен заменить метод экспертных оценок при обобщении эвристических решений. (J ычно при выборе стандартной модели сложной системы эвристи
122
ческие методы недооцениваются, хотя в некоторых случаях других
методов просто может не быть.
На рис. 3.11—3.15 показаны типичные САК, эксплуатируемые на отечественных судах в настоящее время. Из рассмотрения созна тельно исключены системы контроля, базирующиеся на универсаль ных вычислительных машинах, поскольку они имели опытный
(а в зарубежных проектах часто и рекламный) характер и к ним
неприменим главный принцип построения САК — агрегатирование.
Здесь |
приняты |
следующие |
обозначения: |
Н — нормализатор, |
К — коммутатор, |
я — кодирующий преобразователь, Т — таймер |
|||
(датчик |
времени), |
Уп — перед |
обозначением |
устройства означает |
«управление», ПуО — пульт оператора, яФ — преобразователь функ циональный, ДЗУ — долговременное запоминающее устройство,
ВУ — вычислительное устройство, С — сигнализация, СО — сигна лизация отклонения, СЦ — сигнализация циклическая. Рег — ре
гистрация (РегО — регистрация отклонения, РегП — регистрация
периодическая, РегЦ — регистрация циклическая); БЗУ — буфер
ное запоминающее устройство.
Во всех приведенных схемах можно выделить следующие каналы, выполняющие самостоятельные функции:
—канал непрерывной сигнализации;
—канал измерения показаний датчиков с кодированием;
—канал допускового контроля;
—канал вычислений и классификация состояний.
Стандартная модель универсальной структуры САК, построен
ная на основании анализа прототипов, представлена на рис. 3.16.
Универсальность ее заключается в том, что с помощью исключения
или дополнения устройств эту структуру можно модифицировать и
приспособить для судна любого класса с любым уровнем автомати зации.
Совместное функционирование последних трех каналов во вре
мени определяется временной диаграммой (рис. 3.17). Здесь:
—подготовка преобразования;
<б > — подключение точки;
<в > — преобразование;
<Г г)> — вывод кода;
<Д > — конец;
<е > — подготовка регистрации;
<ж —з > — регистрация;
<и > — подготовка сравнения;
—формирование адреса уставки;
<С л > — выбор уставки;
<м > — сравнение;
<н > — вывод результата сравнения;
<С о > — подготовка вычисления;
<п —р—с ) > — вычисление;
■ < т > — вывод результата вычисления.
Структура САК с четырьмя унифицированными каналами (см. рис. 3.16) — есть самый распространенный вариант унификации
123
I Ош двшчиквВ От сигнализатора
0-0
к
лербой ступе ни
Непрерывная |
сигнализация |
|
ПуО |
|
|
|
|
|
|
|
е |
Допускобый |
контроль |
|
■С |
ДЗУ |
|
|
|
|
|
|
|
К Отарой |
53 У |
Per Ц |
Индикатор |
|
|||
ступени |
|
|
|
Масштаб |
|
|
> |
Измерение |
|
|
|
|
Уп |
ВызоВ |
|
|
|
|
|
|
|
~ Т |
|
|
|
Р е гП |
П р о тяж н а |
I
Уп |
Ручной |
|
|
|
= Т _ А в т о м а |
|
тический |
Рис. 3.11.