Файл: Дружинин, И. П. Космос - Земля. Прогнозы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

300—400 раз. Все это говорит о важной роли ЭМП в инфекционной патологии.

Обратимся к динамике смертности при столбняке в Австралии, где за период наблюдений не было военных действий, что важно, поскольку столбняк относится к раневым инфекциям. Из приводимого графика (рис. 71) видно, что до начала массовой вакцинации и эффектив­

ного

лечения

столбняка

 

в 50-х годах показатель

 

смертности довольно пра­

 

вильно

отражал

коле­

 

бания

индекса

магнитной

 

возмущенности.

Посколь­

 

ку

смертность

 

опреде­

 

ляется не только интен­

 

сивностью встречи

людей

 

с возбудителем, но и ток-

 

синообразованием

микро­

 

ба, не исключено, что по­

 

следнее каким-то образом

Рис. 71. Смертность при столбняке

зависит и от

магнитной .

активности. Кроме того,

в Австралии (верхняя кривая) и

ход магнитной возмущенности

вполне

реально

воздей­

 

ствие

солнечных

факто­

 

ров на репродукцию этого обитателя почвы и его токсинообразование через посредство изменений температуры, влажности и содержания кислорода в почве.

Безусловно, все эти вопросы весьма сложны и тре­ буют тщательного исследования. Начало изучения вли­ яния факторов солнечной активности на жизнедеятель­ ность микроорганизмов положено работами С. Т. Вельховера и А. Л. Чижевского.

Ежедневно в течение 9 лет С. Т. Вельховер [41] про­ водил учет развития коринебактерий — аналогов палочки дифтерии. Оказалось, что усиление их роста и изменение морфологии, проявлявшееся в отношении к специфиче­ ским красителям, менялось по годам таким образом, что вблизи максимума солнечной активности наблюдалось наибольшее число резких отклонений от прежнего со­ стояния.

Лабораторная же культура дифтерии, содержавшая­ ся в свинцовом цилиндре с толщиной стенок 1,25 см, лишь 9 раз меняла свою окраску за все время на­ блюдений (то есть раз в сезон). Отмечено также, что

241


Таблица 27

Изменчивость метахромазни коринебактерий и солнечная активность

 

Ч и с л о р е з к и х

Г о д

и з м е н е н и й

 

б а к т е р и й

Чи с л а

Во л ь ф а

1925

е

44,3

192G

18

63,9

1927

36

69,0

1928

25

77,8

1929

29

64,9

1930

23

35,7

1931

16

21,2

1932

13

11,1

1933

7

5,6

1934

19

8,7

частота лабораторных находок возбудителя дифтерии связана с изменениями погоды.

Это можно сопоставить с данными Г. Вильдфюра [269], наблюдавшего поздней осенью и зимой возраста­ ние жизнеспособности и вирулентности дифтерийных бактерий, что проявлялось в более быстром токсинообразовании, укорочении развития каждой генерации и в повышении резистентности к ультрафиолетовым лучам и нагреванию.

Г. Бортельс [233] установил, что погодные измене­ ния и колебания фона «атмосфериков», связанных с электромагнитными сдвигами, заметно влияют на разви­ тие микроорганизмов, в частности на образование угле­ кислоты, восстановление метиленового синего, окисление спирта. Предполагается, что метеобиологический фактор по своей природе является излучением и имеет две ком­ поненты: Г-фактор и //-излучение. Последнее стиму­ лирует биологические окислительные процессы — аэроб­ ное дыхание и связанное с ним половое размножение. Напротив, Г-фактор стимулирует восстановительные про­ цессы и сказывается на росте организмов. К реакциям, стимулируемым //-излучением, относятся люминесцен­ ция, нитрификация, образование волютина. Примерами влияния Г-фактора служат образование вытянутых форм у бактерий, брожение и восстановление метиленового

242


синего. Интересно, что ряд из этих процессов коррели­ рует с прохождением циклонов и антициклонов.

Наличие Я- или Г-эффекта свидетельствует о раз­ личии действия атмосферных и космических факторов, разграничение которых пока затруднительно. А. Л. Чи­ жевский [201] уже давно высказал мнение о существо­ вании пока еще не распознанного вида биоактивных Z-излучений, связывая их с солнечной активностью. Интересно, что, по его данным, изменения интенсивности окраски коринебактерий на несколько часов или даже суток предваряют инструментальные данные, получен­ ные гелиофизиками. Предполагается, что бактерии от­ зываются на те явления, которые развиваются в глубо­ ко лежащих слоях Солнца, недоступных астрофизиче­ ским приборам. Коринебактерии, по его мнению, об­ ладают высокой избирательной чувствительностью к излучению такого рода, и, следовательно, может быть выработана методика прогнозирования солнечных вспы­ шек по микробиологическим данным.

Все это имеет огромное практическое значение. В настоящее время, например, не подлежит сомнению, что пандемии гриппа обусловлены изменениями вируса, в результате которых население земного шара оказывает­ ся иммунологически беззащитным к новому варианту возбудителя, поскольку легко преодолевается иммуни­ тет населения, вызванный циркуляцией его предшест­ венников. При этом выявление и особенности циркуля­ ции новых подтипов и вариантов вируса гриппа, продол­ жительность их активного обращения и исчезновение на­ ходятся в тесной связи с колебаниями солнечной актив­ ности, будучи привязаны к максимально-минимальным точкам 11-летнего цикла солнечных пятен [5]. Так, Ц 1946—1947 гг. наблюдался ряд эпидемий, вызванных ви­ русом А-1, вариабельность 'признаков которого усили­ лась в период резкого скачка магнитной активности в начале 50-х годов, что привело к увеличению заболева­ емости в эти годы. Именно в 1946—-1948 и 1951—1953 гг. грипп проявил тенденцию к пандемическому распрост­ ранению [14, 194]. Новый подъем магнитной возмущен­ ное™ сопровождался новым циклом пандемии гриппа А-2 в 1957—1959—1962 гг. (рис. 72).

Анализ исторических сведений о гриппе начиная с 1173 г. также свидетельствует о наличии определенной закономерности в распределении эпидемий по отноше-

243

Рис. 72. Характерные этапы выявления новых вариантов виру­ са гриппа и ход солнечной (1) и магнитной (2) возмущенностн Кр.

нию экстремумов солнечной активности (рис. 73). При рассмотрении 54 эпидемий и пандемий гриппа, досто­ верность которых утверждается многими авторами, об­ наружено, что все они близки по своим начальным да­ там к установленным или предполагаемым экстрему­ мам солнечной активности. В половине случаев срок начала эпидемической волны одновременно является эпохой экстремума, а в подавляющем большинстве ос­ тальных случаев эпидемический цикл начинается на 1— 2 года раньше экстремума. Причина опережения эпиде­ мическими циклами циклов солнечной активности кро­ ется в том, что мы учитываем даты как максимумов, так и минимумов солнцедеятельности, однако максиму­ мы магнитной возмущенности, как правило, встречают­ ся не на минимумах числа солнечных пятен, а за 1—2 года до минимума.

Принимая во внимание, что изменчивость вируса гриппа может происходить под влиянием самых раз­ личных причин, и прежде всего иммунного организма, нужно думать, что эта изменчивость совершается посто­ янно, но в различной степени. В годы резких изменений солнечной и магнитной активности усиливается вариа­ бельность признаков вируса и, если эта вариабельность

244



касается

тех структур,

А

Л

V A A

Л

которые ответственны за

«эпидемичность» возбуди­

1173

1324

1 3 8 8

1402

1413

1429

 

 

 

 

 

 

теля, происходит интенси­

^ л Л лдЛ Л л л

фикация

эпидемического

процесса.

Уделяя большое

 

 

 

 

 

 

внимание

.

изменчивости

 

 

 

 

 

 

вируса, мы отнюдь не при­

 

 

 

 

 

 

писываем ему какого-то

 

 

 

 

 

 

мифического свойства, за­

 

 

 

 

 

 

ранее

запрограммирован­

 

 

 

 

 

 

ного в его структуре.

Из­

 

 

 

 

 

 

менчивость вируса может

00.гхto /w2 0 30

V4 0 60A80 70

 

охватывать самые различ­

 

ные стороны его структу­

80 90

ры и совершается в об­

 

 

 

 

 

 

щем случайно, но в пе­

Рис. 73. Распределение сроков на­

риоды космических

воз­

мущений,

 

по-видимому,

чала эпидемических циклов грип­

 

па (точки) на кривой солнечной

усиливается

вариабель­

активности.

Источники

данных

ность признаков, в резуль­

приведены в [5]

 

 

 

тате

чего

в

эти перио­

 

 

 

 

 

 

ды увеличивается вероят­ ность появления значительно отличных от ранее

циркулировавших вариантов вируса. Ориентировочно можно подсчитать, что вероятность резких изменений вируса, способных затронуть важные с эпидемиологи­ ческой точки зрения его структуры, совершается раз в Шлет. При этом мы исходим из того, что вариабельность признаков усиливается раз в 5—6 лет с усилением маг­ нитной возмущенности, но может идти по пути либо увеличения, либо ослабления «эпидемичности» вируса. Принимая во внимание, что пандемии гриппа возникали примерно с периодичностью 20—30 лет, можно полагать, что особо резкие изменения внутренней структуры ви­ руса совершаются с частотой один раз на каждые пять-шесть возможных его изменений.

Долгое время преобладало мнение об абсолютном индетерминизме мутационного процесса, вытекающее из основ формальной генетики. Но и в природе всегда достаточно мутагенных фактов, и агенты солнечной активности имеют среди них первостепенное значение. Даже такой сравнительно «безобидный» фактор, как магнитное поле, может быть серьезным стимулом измен-

245