Файл: Воронков, С. Т. Тепловая изоляция энергетических установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

перевозки. Эти подъемники особенно удобны для подъ­ ема грузов снаружи зданий в проемы или окна.

При работе на стоечных подъемниках звено должно состоять из машиниста 3-го разряда и двух такелажни­ ков 2-го разряда.

Струнный подъемник. Дешевым и удобным является так называемый струнный подъемник (рис. 50), у кото-

Рис. 49. Двухстоечныи подъем-

Рис. 50. Струнный подъемник.

ник

Т-37'

i — ТР°С> 2 ~

струны, 3 — электро-

11 1

'

лебедка, 4

клеть подъемника

I — направляющая стойка, 2—подъ­

 

 

емная площадка,

3 — электропри­

 

 

вод

 

 

рого в качестве направляющих используются две туго на­ тянутые струны из толстой проволоки или троса.

Клеть подъемника, выполненная в виде ящика с на­ правляющими, передвигающимися по струнам, и откры­ вающимися стенками, подвешена на тросе, соединенном

139

через систему блоков с электролебедкой. Проемы вокруг подъемника ограждены сеткой, а на каждом рабочем месте устраивается приемная площадка для грузов. Ми­ нимальная блокировка, предотвращающая упор клети в блоки и фиксирующая положение клети против прием­ ных площадок, обеспечивает безопасность работы на струнном подъемнике. Иногда в качестве направляющей струны используют нисходящую ветвь подъемного троса.

Подвижные краны. На электростанциях

широко ис­

пользуют передвижные краны «Пионер»,

T-i08, ДИП

 

и др. Эти краны особен­

 

но удобны для подъема

 

грузов на крышу зда­

 

ния, на верх парогене­

 

ратора и т. п.

 

кран

 

Передвижной

 

«Пионер» (рис. 51) со­

 

стоит

из стрелы, сва­

 

ренной из труб и

уста­

 

новленной

на

поворот­

 

ном

колесном

ходу.

 

Подъемная

 

лебедка

 

установлена

на консо­

 

ли стрелы и снабжает­

 

ся энергией

через гиб­

 

кий кабель. На консоль

 

под лебедкой

подвеши­

 

ваются чугунные проти­

 

вовесы. Кран может по­

Рис. 51. Передвижной кран «Пионер»:

ворачиваться

 

вокруг

/ — стрела, сваренная из труб, 2 — пово­

оси на 360°.

 

 

 

ротный колесный ход, 3 — подъемная ле­

 

«Пионер»,

бедка, 4 — грузоподъемный крюк

Краны

 

 

Т-108

и ДИП

имеют

 

одинаковую

конструк­

 

цию.

 

 

 

 

Электролебедки. Для одновременных работ и работ, связанных с подъемом малых грузов, применяют различ­ ные электролебедки с краном-укосиной (рис. 52) или си­ стемой блоков.

Инвентарный кран-укосина крепится на колоннах па­ рогенератора и имеет поворотную укосину, сваренную из уголков, и два блока для подъемного каната. Укосина может поворачиваться специальной рукояткой на угол 120—180°. Грузоподъемность укосины 1 т.

140

/

 



При использовании электролебедок с системой подъ­ емных блоков блоки подвешивают к площадкам котла, перекрытиям, трубопроводам и т. д.

Рис. 52. Инвентарный кран-укосина:

I — поворотная рама,

2 — стойка из

трубы,

3 — зажим, 4 — рычаг

 

Наиболее распространены при ремонте тепловой изо­

ляции электролебедки Т-66

и ЭЛ-500

(грузоподъем­

ностью 500 кг), портативная лебедка ЭЛ-100 (грузоподъ­

емностью 100 кг),

специ­

 

альная

электролебедка

 

грузоподъемностью

125 кг

 

(рис. 53) и пневмолебед­

 

ки

грузоподъемностью

 

50 кг.

 

 

 

 

Из

крупных

наиболее

 

пригодна лебедка Т-224Б

 

грузоподъемностью

1 т

 

Серовского завода

строи­

 

тельных машин.

 

 

 

Фрикционные

лебедки

 

Т-109 и Т-136 грузоподъ­

 

емностью 1 и 1,25 тменее

 

пригодны для работ по ре­

 

монту тепловой

изоляции

 

ввиду больших скоростей Рис.

53. Электролебедка грузо­

подъема и трудности точ­

подъемностью 125 кг

ного фиксирования.

 

 

Для подъема и передвижения грузов на незначитель­ ное расстояние на электростанциях широко используют электротали (тельферы), представляющие собой ком­ пактную электролебедку, подвешенную на тележке, пере­ двигающейся по двутавровой балке. Передвижение тали

141


вместе с грузом массой до 0,5 т обычно производится вручную; при большей грузоподъемности тележки тали снабжены для передвижения электрическим приводом. Подъем грузов и передвижение тали осуществляются снизу кнопочным управлением.

Работы на механизмах вертикального транспорта (кранах, лифтах, шахтных подъемниках и др.) требуют специально обученного и аттестованного персонала.

Изолировщикам довольно часто приходится подни­ мать вручную грузы небольшой массы при помощи пере­ движных электролебедок, электроталей, блоков.

Эксплуатация передвижных электролебедок требует специальных знаний, особенно по технике безопасности, и аттестации по профессии моториста. Аттестация лиц, изучивших теорию и практику работы на передвижных механизмах, производится комиссиями предприятия, ко­ торое выполняет монтаж или ремонт тепловой изоляции.

§ 32. Механизмы и приспособления для монтажа теплоизоляционного слоя

Монтаж и ремонт изоляции имеют ряд особенностей и поэтому требуют различной оснастки и приспособлений. Так, при монтаже мастичных конструкций изоляции тре­ буются механизмы и приспособления для приготовления

инанесения мастик и растворов для теплоизоляционного

иштукатурного слоя; при монтаже конструкций изоля­ ции из штучных изделий требуется оснастка по времен­ ному закреплению готовых изделий на изолируемой по­ верхности и установке постоянных бандажей; при выпол­ нении защитных покрытий из листового металла и стек­ лопластика нужны гибочные, сверлильные и другие при­ способления.

Кроме того, в процессе работы приходится сталки­ ваться с самыми разнообразными поверхностями, подле­ жащими изоляции: трубопроводами, арматурой, обору­

дованием, плоскими и развитыми криволинейными по­ верхностями. Поэтому приходится приспосабливаться к каждому объекту, видоизменять оснастку, а подчас и со­ здавать новую.

При выполнении теплоизоляционных работ вовсе не обязательно, чтобы были установлены сложные механиз­ мы и агрегаты. Сплошь и рядом применение простейших

142

вал, 5 — пускатель, 6 — накидная гайка, 7 — осевое устройство, 8 — тележка
Рис. 54. Машина для очистки изоли­ руемой поверхности:
/ — переносный электродвигатель, 2 — стальная щетка, 3 — рукоятка, 4 — гибкий

средств значительно повышает производительность труда и облегчает труд изолировщика. Но это требует разносто­ ронней квалификации изолировщика, освоения им ряда смежных профессий, умелого использования современ­ ных средств механизации, продуманной подготовки ра­ бочего места и применения тех приспособлений, которые па данной операции могут дать наибольший эффект.

Рассмотрим наиболее распространенные виды меха­ низмов и приспособлений, применяемых для монтажа конструкций изоляции.

Как правило, изолируемые поверхности покрыты ржавчиной, краской, старой пригоревшей изоляцией, за­ твердевшей мастикой и т. п. Поэтому, прежде чем нане­ сти изоляцию, поверхность необходимо тщательно очи­ стить. Наиболее рациональным механизированным при­ способлением для очистки металлической поверхности являются электрические машины с щетками.

Машина для очистки изолируемой поверхности (рис. 54) состоит из переносного электродвигателя 1, пу­ скателя 5, гибкого вала 4, соединенного с электродвига­ телем накидной гайкой 6 и имеющего на другом конце рукоятку 3 для стальной круглой щетки 2. Щетка служит дня снятия тонкого слоя ржавчины, краски, зачистки по­ верхности после литья, очистки от пыли и гря­ зи. Осевое устройство 7 допускает вращение электродвигателя 0,5 кет, прикрепленного к тележке 8, которая поз­ воляет перемещать ап­ парат по фронту работ.

Стальная щетка может быть насажена на вал шлифовальных машин И-54, ИС-475 или на шпиндель электроили пневмосверлилки.

Часто для работ по зачистке металлических поверхностей используют уста­

новки с гибким валом и угловой головкой. При глубоких поражениях коррозией пользуются очистной машиной С-477, рабочим инструментом которой является шаро­ шечная головка.

Монтаж основного слоя изоляции из штучных тепло­

143


изоляционных изделий (сегментов, скорлуп, матов и плит) следует выполнять, применяя специальные приспо­ собления.

Сегменты на трубопровод укладывают, используя монтажный резиновый жгут, которым обвязывают пер­ вый ряд сегментов, а сегменты следующего ряда уклады­ вают под этот жгут. Затягивают ленточные бандажи, скрепляющие скорлупы, при помощи крепежных маши­ нок различных типов.

Маты на плоской поверхности закрепляют, применяя специальное приспособление для загибания концов шты­ рей.

Рассмотрим основные приспособления и механизмы для выполнения изоляционного слоя.

Монтажный пояс с эксцентриковым зажимом. Пояс предназначен для временного закрепления скорлуп и сег­

ментов на трубопроводах. В зависимости

от диаметра

изолируемого трубопровода и толщины

скорлупы мон­

тажные пояса изготовляют шириной от

50 до 100 мм\

толщина ленты 4—6 мм. Длина пояса должна соответ­ ствовать длине окружности трубопровода вместе с изо­ ляцией.

Монтажный пояс (рис. 55) состоит из рычага 1, про­

 

резиненного ремня 3 и эксцент­

 

рикового зажима 2. Конец рем­

 

ня

свободно

пропускается че­

 

рез зажим. Нажатием на рычаг

 

ремень зажимается и скорлупы

 

закрепляются на трубопроводе.

 

После этого

изоляционное из­

 

делие закрепляют

 

ленточным

 

бандажом

или

проволочным

 

кольцом.

 

 

 

 

 

Машинка для затяжки бан­

 

дажей (рис. 56). Машинка слу­

 

жит для натяжения и обрезки

 

металлических бандажей тол­

 

щиной 0,5—1,0 мм

и шириной

 

20

мм, закрепляющих тепло­

 

изоляционные изделия на тру­

 

бопроводе.

Масса

машинки

 

0,8

кг.

 

объем работ

Рис. 55. Монтажный пояс:

по

Значительный

монтажу

теплоизоляцион­

1 — рычаг, 2 — эксцентри­

ного и штукатурного слоя про-

ковый зажим, 3 — ремень