Файл: Буклер, В. О. Сборка радиоаппаратуры [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
нем заклепки. Допустимая несооспость расклепанной заклепки относи тельно стержня составляет не более Vs диаметра заклепки. Раскле панные места потайных заклепок должны быть зачищены заподлицо с поверхностью детали. Вмятины в непосредственной близости вокруг заклепок не должны быть глубже 0,2 мм. Развальцованные поверх
ности пустотелых и полупустотелых заклепок должны быть гладкими, а сами заклепки в местах завальцовки не должны иметь более двух разрывов. Места клепки, развальцовки, расчеканки, а также участки, подвергшиеся в процессе сборки механическим доделкам, должны быть защищены от коррозии. На изоляционных деталях в местах развальцовки не допускаются сколы и отслоения материала.
Откидные, выдвижные и съемные части изделия должны сво бодно откидываться, выдвигаться, сниматься и устанавливаться на место, обеспечивая при этом полное совпадение крепежных, контакт ных и других соединений. Приборы, имеющие ловители, должны про веряться на взаимодействие с образцом шасси.
Подвижные части изделия (каретки, ползуны и т. п.) должны перемещаться плавно без перекосов и заеданий. Элементы, передаю щие или ограничивающие движение (валики, рукоятки, звездочки и т. и.), должны вращаться плавно, без рывков, заеданий и вибра ций. Шум от равномерного движения механизмов должен быть мо нотонным, без стука. Стопорные устройства должны четка фиксиро вать требуемое положение связанных с ними элементов. Ручки управ ления и настройки должны быть плотно закреплены на осях без проворачивания и качки. Подвижные части регулируемых приборов (например, переменные сопротивления и т. п.) должны быть надежно закреплены в установленном положении стопорными устройствами (если это предусмотрено чертежом). Узлы, передающие движение за цеплением, должны работать без заеданий и рывков. Ход и враще ние должны быть плавными без стука и вибрации.
Торцы зубчатых венцов сдвоенных шестерен при одинаковой их ширине должны быть совмещены, при этом допускаемое смещение шестерен по длине зуба не должно превышать 5% на ширину венца.
Все поверхности деталей, не имеющих антикоррозионных покры тий, а также трущиеся поверхности подвижных и неподвижных де талей, за исключением электрических контактов, следует покрывать смазкой. Уплотнительные прокладки в сальниках из кожи, войлока или фетра перед их установкой должны быть пропитаны маслом. Резино вые, войлочные и фильцевые прокладки в собранных узлах и приборах должны плотно сидеть в пазах, канавках и других соответствующих местах. Наружный контур плоских резиновых прокладок после сбор ки не должен выступать более чем па 0,5 мм; при контуре обкладки более 0,5 мм допускается обрезка. ,
Поверхности деталей предъявляемого техническому контролю изделия должны там, где это предусмотрено чертежом, иметь анти коррозионные покрытия. Антикоррозионное покрытие не должно иметь трещин, царапин, отслаивания, нарушающих его целостность. Участки поверхности, на которых вследствие механических доделок антикоррозионное покрытие оказалось поврежденным, должны быть дополнительно защищены от коррозии. Структура и цвет покрытия должны соответствовать требованиям нормалей, не должно быть за грязнений покрытия. Детали и узлы, имеющие клеесварные и сварные соединения, также должны быть защищены от коррозии.
Окрашенные поверхности по цвету и тону окраски должны соот ветствовать утвержденным образцам.
27!
9-3. КОНТРОЛЬ СБОРКИ ВЕРНЬЕРНО-ШКАЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
ИПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ
Уверньерных и верньерно-шкальных устройств подлежат про верке коэффициент замедления, неравномерность хода вращения, мо мент сопротивления вращению оси ручки настройки, обеспечение не обходимого крутящего момента на тяговой оси, люфты, отсутствие
дробления, качество работы стопора, фрикционного предохранителя и ограничителя вращения.
Коэффициент замедления проверяется путем подсчета числа обо ротов N, которые должна сделать ось ручки настройки, чтобы тяго
вая ось верньера сделала один оборот. Коэффициент замедления в этом случае равен /V (или 2N, если тяговая ось повернулась на 180°).
Для его проверки необходима установка, имеющая механизм враще ния оси ручки настройки со счетчиком оборотов, устройство для от счета угла поворота тяговой оси (в верньерно-шкальном устройстве для этого применяется технологическая шкала) и тормозное устрой ство, создающее на тяговой оси номинальный момент сопротивления вращению. Все измерения производятся при нагруженном верньере.
Плавность хода оси ручки настройки определяется путем измере ния момента сопротивления вращению в нескольких точках в преде лах рабочего хода верньера. Крайние значения этого параметра на ходятся в пределах от 0,5 до 3 н-см, допустимые же колебания ого
вариваются техническими условиями (порядка 30%). Неравномерность хода вращения заключается в изменении ко
эффициента замедления в процессе одностороннего вращения меха низма и обусловливается погрешностями в процессе сборки. Иногда даже наблюдаются случаи полной остановки вращения тяговой оси верньера (проскальзывание). Допустимая неравномерность хода вра щения не должна превышать 10%.
Величина |
тягового момента вращения лежит в пределах 5— |
30 н-см., она |
проверяется одновременно при измерениях плавности |
и неравномерности хода механизма верньера. |
|
Механизм |
верньера не должен иметь дробления; при работе ме |
ханизма не должно иметь места дрожание рисок шкалы.
Шкала верньерно-шкального устройства должна быть плотно закреплена на оси, эксцентриситет и осевые перемещения шкалы при ее вращении («бой шкалы») должны отсутствовать. Трение визира об шкалу не допускается. Механизм перемещения визира («механи ческий корректор шкалы») должен работать без заеданий и переко сов визира, риски визира должны быть четко видны не вооруженным глазом.
Допустимая величина люфта верньера при передаче вращения в большинстве случаев не должна превышать 10'. Измерение люфта производят на специальной установке с использованием электриче ских методов измерения. Эти методы обеспечивают малую трудоем кость и достаточную точность измерений. В составе такой установки имеются следующие элементы: посадочное место для установки и за крепления верньера, технологическая шкала с делениями и визиром, тормозное устройство для создания необходимого момента сопротив ления вращению тяговой оси верньера, генератор электрических ко лебаний с механизмом перестройки, безлюфтные передаточные муфты. Технологическая шкала должна укрепляться непосредственно на оси верньера, что касается верньерно-шкальных устройств, то в этом слу
272
чае шкала ставится вместо их штатной шкалы. Верньер устанавлива ют на посадочное место установки и закрепляют его в предусмотрен ных конструкцией точках. Затем устанавливают технологическую шкалу и сочленяют ось верньера с осью органа настройки генера тора и осью тормозного устройства установки.
Измерение люфта производят следующим образом. Вращением оси ручки настройки верньера ограничительное устройство ставят до упора. Затем, вращая ручку настройки в обратном направлении, уста навливают по визиру заданное деление шкалы. Совмещение деления шкалы с риской визира должно производиться плавно, путем одно стороннего вращения ручки настройки и без возвратных движений и остановки ее как в течение всего вращения от упора до риски, так и в момент совмещения деления шкалы с визиром.
Совместив визир с риской, отмечают частоту настройки генера тора и затем продолжают вращение ручки настройки в том же на правлении до упора ограничителя. Вновь совмещают выбранное ра нее деление шкалы с риской визира, повторяя процесс совмещения в обратном направлении и с такими же предосторожностями. Совмес тив деление шкалы с риской визира, вновь отмечают частоту f i на
стройки генератора. По разности |
частот f x и f i судят о величине |
люфта, которая рассчитывается по формуле |
|
Д' = \ h |
- f * \ К, |
fi |
|
где К — коэффициент, зависящий |
от параметров установки, величи |
на его дается в инструкции к пользованию установкой. |
Для каждой точки измерения проводятся не менее 3 раз. Истин ное значение люфта определяется как среднее арифметическое трех замеров. Измерения люфта производятся не менее чем в трех точ ках рабочего хода верньера. Наибольшее измеренное значение люф та не должно превосходить норму технических условий.
Проверка работы фрикционного механизма производится следу ющим образом. Вращением оси ручки настройки доводят ограничи тель до упора и, продолжая вращение в том же направлении, убеж даются в том, что фрикционная муфта проворачивается. Увеличение момента сопротивлению не должно возрастать более чем в 2,5— 3,5 раза по сравнению с нормальным, если в технических условиях не оговорено другое значение. Срабатывание фрикциона необходимо проверить и в обратном направлении для другого упора ограничителя.
Стопорный механизм должен надежно предохранять механизм верньера от самопроизвольного проворачивания и не должен вызы вать углового смещения шкалы настройки при его застопоривании или отпускании. Ось ручки настройки не должна проворачиваться при приложении к ней крутящего момента, равного 50 кг-см (в пе
ресчете на ось стопорного диска). Величину углового смещения шка лы настройки при застопоривании определяют совместно с измере нием люфта верньера и на той же установке. После застопоривания или отпускания уход частоты генератора не должен превышать 5—7 Г ц (при частоте настройки 1 М Г ц ) . Если стопор отпущен, то между его
губками и диском должен быть гарантированный зазор в пределах всего рабочего хода механизма верньера.
Механизмы переключения диапазонов выполняют как в виде час ти верньерно-шкального устройства, так и в виде функционально законченных узлов. У механизмов переключения подлежат измере-
273
ниш : м о м ен т со п р о т и в л ен и я в р а щ ен и ю оси р уч ки п ер ек л ю ч ен и я и у г
л о в а я п о гр еш н о ст ь у г л а п о в о р о т а т я го в о й о си п р и з а д а н н о м т я го в о м
м о м ен т е в р а щ ен и я . П р и п л а в н о м п ер ек л ю ч ен и и р у к о й д о л ж н а бы ть ч ет к а я ф и к са ц и я п о л о ж е н и й п ер ек л ю ч а т ел я . Ф и к са т о р д о л ж е н ч етк о
ф и к си р о в а т ь к а ж д о е п о с л е д у ю щ е е у г л о в о е п о л о ж е н и е в ы х о д н о й ( т я
г о в о й ) о си м е х а н и зм а б е з п ер еск о к о в и о ст а н о в о к в п р о м еж у т о ч н ы х
п о л о ж е н и я х .
И сп ы т а н и е п р о и з в о д я т н а у ст а н о в к е , с н а б ж е н н о й о т сч ет н о й ш к а
л ой и н о н и у сн ы м в и зи р о м д л я о т сч ет а у г л о в о й п о гр еш н о ст и и о б е с п еч и в а ю щ ей н о м и н а л ь н у ю н а г р у зк у на в ы х о д н о й о си м е х а н и зм а .
К л а в и ш н ы е м е х а н и зм ы д о л ж н ы и м ет ь у с и л и е н а ж а т и я |
в з а д а н |
ны х п р е д е л а х ; п ри н а ж а т и и о ч е р е д н о й к л а в и ш и р а н е е н а ж а т а я к л а |
в и ш а |
д о л ж н а ч етк о , б е з з а е д а н и я в о зв р а щ а т ь с я в |
и с х о д н о е |
п о |
л о ж е |
ние. |
Н е д о л ж н о и м еть м е ст а з а п а д а н и е к л а в и ш ей |
и т р ен и е |
и х |
д р у г |
о д р у г а п ри п ер ем ещ ен и и . |
|
|
|
Е сл и м е х а н и зм п ер ек л ю ч ен и я о б ъ е д и н е н с к о м м у т а ц и о н н ы м у с т р о й ст в о м (п е р е к л ю ч а т е л ь ), т о п р о в о д я т д о п о л н и т е л ь н о к м е х а н и ч е
ск им эл ек т р и ч еск и е и сп ы тан и я : |
п р о в ер к у |
и зо л я ц и и н а |
эл е к т р о п р о ч |
|
н ость , и зм ер ен и е |
со п р о т и в л ен и я |
и зо л я ц и и |
и п е р е х о д н о г о |
с о п р о т и в л е |
н ия к о н т а к т о в . |
П е р е д и сп ы т а н и я м и и зм е р я ю т к о н т а к т н о е д а в л е н и е |
и вн еш н и м о с м о т р о м п р о в ер я ю т п р а в и л ь н о ст ь у ст а н о в к и и р а с п о л о
ж е н и я к о н т а к т о в п ер ек л ю ч а т ел я . П р а в и л ь н о ст ь к о м м у т а ц и и , в о с о
б ен н о с т и у м н о го к о н т а к т н ы х и м н о г о п л а т н ы х п ер ек л ю ч а т ел е й ,
ц е л е с о о б р а з н о п р о в ер я т ь па п о л у а в т о м а т и ч е с к и х у с т а н о в к а х . В с е м е х а н и зм ы и п ер ек л ю ч а т ел и п е р е д п р о в ер к о й и х п а р а м е т р о в п о д в е р г а
ю тся о б к а т к е ( д е л а е т с я по 100— 2 0 0 п ер ек л ю ч ен и й ), э т о с п о с о б с т в у е т
в ы я в л ен и ю п о гр еш н о ст ей сб о р к и .
И зм е р е н и е м о м ен т а в р а щ ен и я п р о и з в о д я т с п о м о щ ь ю у с т р о й с т в а ,
п о зв о л я ю щ е г о и зм ер я т ь м ак си м ал ь н ы й к р у тя щ и й м о м ен т на п р я м о м и о б р а т н о м х о д а х м е х а н и зм а . У с т р о й с т в о и м еет о т с ч е т н у ю ш к ал у ,
п о к а за н и я к о т о р о й с о х р а н я ю т с я п о с л е сн я ти я к р у т я щ ег о м о м ен та .
9-4. КОНТРОЛЬ ВАРИОМЕТРОВ И КАТУШЕК ПЕРЕМЕННОЙ ИНДУКТИВНОСТИ
Н а о б м о т к е к а ту ш ек п ер ем ен н о й и н д у к т и в н о ст и или в а р и о м е т р о в д о л ж н ы о т с у т с т в о в а т ь в м я ти н ы , и ск р и в л ен и я и р е б р и с т о с т ь в и тк ов .
К а ч к а в и тк ов в к а н а в к а х н е д о п у с к а е т с я . К о н ц ы о б м о т к и д о л ж н ы бы ть п р о ч н о за к р еп л ен ы в и н т а м и и п л о ск и м и ш а й б а м и и л и п р и п а я
ны б е з за у с е н ц е в и о ст р ы х у гл о в . |
В м е с т а х , |
п р е д у с м о т р е н н ы х ч е р |
т е ж о м , д о л ж н ы бы ть у ст а н о в л ен ы |
ф а со н н ы е |
гай к и с за в а л е н н ы м и |
к р о м к а м и . Н а к а р к а се м е ж д у в и т к а м и не д о л ж н о бы ть с л е д о в м е
т а л л и за ц и и , о б у с л о в л е н н о й н еб р еж н ы м н а д е в а н и е м в и тк ов на к а р к а с. У к а ту ш к и п ер ем ен н о й и н д у к т и в н о сти с р ол и к ов ы м т о к о с ъ е м о м при
п р о х о ж д е н и и р о л и к о м в с е х в и т к о в за з о р ы м е ж д у к р а я м и р о л и к а и р е б р а м и к а р к а са и м е ж д у р о л и к о м и с о с е д н и м и в и т к а м и д о л ж н ы бы ть
не м е н ее у к а за н н о г о в ч е р т е ж е . П р и п р о х о ж д е н и и р о л и к а (и л и к а |
||||
р етки с р о л и к о м ) по |
в сем |
в и тк ам |
о б м о т к и он |
д о л ж е н п л а в н о п е р е |
д в и г а т ь с я п о ш т а н ге , |
а п о |
в и тк а м |
о б м о т к и •— |
б е з т о л ч к о в , ры вков |
и отск а к и в а н и й .
У к а ту ш ек с т о к о с ъ е м а м и в в и д е к о н т а к т о в на п р у ж и н а х , у к р е п
л ен н ы х |
п а |
к а р ет к е , |
д о л ж н о |
бы ть о б е с п е ч е н о п л о т н о е |
п р и л е г а н и е |
в сех |
||
к он т а к т о в |
к п о в ер х н о ст и витк ов |
и ш тан ги . |
К а р е т к а |
д о л ж н а п е р е д в и |
||||
га ть ся |
п о |
ш тан ге |
п л а в н о , |
б е з |
п ер ек о с о в , |
за е д а н и й |
и з а д и р о в , |
при |
274