Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зависимость диаметра сопла от диаметра защищенного пятна, полученная методом окисляющейся струны, показана на рис. 41. Обработка результатов эксперимента математическими методами показала, что данную зависимость приближенно можно выразить следующим образом:

 

 

 

=

0,857

(dn -\- 0,3) |0,б < </п < 2

см,

 

 

 

(5 1 )

где

da — диаметр

защищенного пятна,

см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из анализа закономерностей

 

 

 

 

 

 

 

взаимодействия ветра со струей

 

 

 

 

 

 

 

защитного

газа

следует,

что

 

 

 

 

 

 

 

для

повышения

эффективности

 

 

 

 

 

 

 

защиты расплавленного металла

 

 

 

 

 

 

 

необходимо:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

 

повышать

плотность

за­

 

 

 

 

 

 

 

щитного

газа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

увеличивать

начальную

 

 

 

 

 

 

 

скорость

газа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) увеличивать диаметр соп­

 

 

 

 

 

 

 

ла при

постоянной

скорости

Р и с .

4 1 . З ав и си м о сть

ди ам етр а

соп л а

газа

или

 

уменьшать

его

при

постоянном

расходе

газа;

 

от ди ам етр а

защ и щ аем ого

п ятн а

на

и зд е ­

 

 

 

л и и .

 

 

 

г)

 

уменьшать

 

начальную

О —

Гг = 7.-1

м/с; о —

Гр =

5,2 м/с;

ф —

турбулентность струи,

применяя

 

 

Гр = 3,3

м/с.

 

 

 

горелки более совершенной кон­

д) уменьшать размеры

пятна,

струкции;

 

 

 

защищать,

которое

необходимо

изменяя режим сварки или применяя электродные материалы, дающие шлак, например порошковую проволоку вместо монолитной; е) уменьшать расстояние между соплом и изделием до величины,

составляющей 1/2— 1/4 от диаметра сопла; ж) плавно, без рывков перемещать горелку при манипуляциях

сварочной дугой; з) удерживать сварочную горелку в таком положении, чтобы

ось сопла была перпендикулярна к изделию, в этом случае обеспе­ чивается минимальный зазор между соплом и изделием по всей окружности сопла.

§7. Влияние погодных условий

'на формирование сварных швов

Одним из важных условий обеспечения высокого качества свар­ ных конструкций,, их работоспособности является строгое соблю­ дение наружных размеров швов и глубины проплавления основного металла.

При сварке на открытых площадках на формирование сварных швов могут оказать отрицательное влияние некоторые из метеороло-

62


Гических факторов, например пониженная

температура воздуха

и ветер. Повышенная влажность на форму н

конструктивные раз­

меры швов практически не влияет.

 

Пониженная температура воздействует на процесс распростра­ нения тепла в основном металле. Это влияние, как было показано в § 3, можно приравнять соответствующему уменьшению погонной энергии сварочной дуги.

Как показали эксперименты, площадь сечения шва уменьшается за счет снижения проплавления основного металла. Это уменьшение составляет 5—6% при понижении температуры на 50° С. Соответ­ ственно уменьшается ширина шва и глубина проплавления. Коэф­ фициент формы шва, представляющий собой отношение высоты шва к его ширине, практически не изменяется.

Р и с . 42 . О бр а зо в а н и е «козы рьков» в р езу л ь т а те в оздей стви я ветра.

Уменьшение глубины проплавления может привести к появле­ нию в металле шва большого количества таких дефектов, как непро­ вары, шлаковые включения и подрезы.

Увеличивая погонную энергию дуги, можно компенсировать влияние пониженной температуры на формирование шва.

Ветер оказывает динамическое воздействие на сварочную дугу, в результате чего на электродах неравномерно оплавляются по­ крытия, а при сварке порошковой и легированной проволоками без дополнительной защиты или в среде углекислого газа отклоняется дуга и изменяется траектория полета капель с торца электродной проволоки.

Формирование сварного шва может быть нарушено в том случае, если дуга смещается от оси шва, т. е. при боковом ветре. Попутный и встречный ветер скоростью до 7—8 м/с не оказывает существенного' влияния на этот процесс. Боковой ветер вызывает несимметричное проплавление: с наветренной стороны проплавление глубже, на противоположной стороне возможны наплывы. Получить швы с сим­ метричным проплавлением кромок при боковом ветре очень трудно.

При ручной электродуговой сварке следует различать три ос­ новных положения электрода (рис. 42): наклон торцом навстречу

ветру (а),

без наклона в направлении ветра (б) и наклон торцом

по ходу

ветра (в).

В случае а ветер и магнитное поле смещают дугу в противополож­ ных направлениях, в некоторых случаях их действие может взаимно компенсироваться. Однако при ветре значительной силы неизбежно

63


имеют правильную форму во всем диапазоне скоростей ветра. Во втором случае при скорости ветра свыше 7—8 м/с происходит несим­ метричное проплавление, появляются наплывы.

Подобное влияние оказывает ветер на сварку стыковых и угло­ вых швов в нижнем и других пространственных положениях.

Особенно опасным следует считать боковой ветер, который сме­ щает дугу на подветренную кромку, что может привести к непро­ варам и несплавлениям.

§ 8. Влияние погодных условий на сплошность швов

При сварке на открытых площадках возникают те же дефекты, что и в цеховых условиях, однако их всегда больше, а причины воз­ никновения специфичны.

К сплошности швов ответственных сварных соединений корпуса судна предъявляются жесткие требования. В сварных швах корпу­ сов судов не допускаются трещины, непровары, прожоги, свищи, протеки и наплывы металла, поры размером более 10% толщины листов или более 2 мм при толщине листов свыше 20 мм, подрезы глубиной более 0,5 мм и длиной более 15 мм. Суммарная длина подрезов не должна превышать 10% длины шва. Не допускаются также бугорки и чешуйки, превышающие на 3 мм расчетную высоту шва.

Наиболее часто на открытых площадках при всех способах сварки возникают поры. Вероятность образования пор определяется потен­ циальным суммарным (спрятанным) давлением газов сварочной ванны [63]. При различных способах сварки потенциальное давле­ ние для пористых швов составляет (20ч-50) X 104 Па. Если при сварке вторым проходом использовать электродный материал, для кото­ рого потенциальное давление газов меньше, чем при первом про­ ходе, то в шве возникнут поры. Например, если первый слой был выполнен легированной проволокой без дополнительной защиты, то при сварке любым другим электродным материалом появятся поры.

Образованию пор способствует низкое атмосферное давление. Сварка в камере при давлении, в несколько раз превышающем ат­ мосферное, значительно уменьшает пористость швов.

Установлено, что пористость зависит также от типа защитного газа. Так, при сварке в углекислом газе допустимое количество азота в швах без пор может оказаться значительно больше, чем при сварке в среде аргона [63].

При сварке в среде защитных газов пористость может быть сле­ дствием поступления воздуха через зазоры в свариваемых соеди­ нениях (сквозняки), забрызгивания сопла или удаления его от изде­ лия.

Образование пор при повышенной влажности зависит от типа применяемых электродов. Так, при повышенной влажности элек­

66


троды фтористо-кальциевого типа более склонны к образованию пор, чем, например, рутилового типа.

При сварке под флюсом поры чаще всего образуются при нали­ чии на основном металле ржавчины или толстого слоя защитного покрытия, а также если флюс и кромки основного металла чрез­ мерно увлажены. По некоторым данным [16], наличие на поверх­ ности кромок 5— 6 г на 1 м шва ржавчины неизбежно приводит к об­ разованию пор при сварке под флюсом.

На пористость швов от воздействия азота влияет температура окружающей среды: при пониженной температуре в швах наблю­ дается больше растворенного азота.

При сварке в условиях пониженной температуры количество пор в металле шва возрастает в 1,5—2 раза [55, 62]. При этом меньше пор при сварке на постоянном токе обратной полярности, чем на токе прямой полярности, и значительно меньше, чем при сварке на переменном токе.

Количество пор в шве зависит от его формы: чем меньше высота и больше ширина шва, тем меньше пор.

При увеличении скорости сварки и уменьшении мощности дуги пористость в неблагоприятных погодных условиях возрастает.

Но все же основным метеорологическим фактором, способствую­ щим образованию пор, является ветер. Ветер влияет не только на сварку в среде защитных газов, но и на ручную сварку покрытыми электродами, а также механизированную сварку без дополнитель­ ной защиты. На практике необходимо знать наибольшую допусти­ мую скорость ветра для каждого способа сварки и сварочного мате­ риала.

Для того чтобы получить экспериментальные данные, удобнее всего воспользоваться методикой поперечных валиков. Согласно этой методике пять—десять валиков наплавляют поперек стыка двух пластин при боковом ветре определенной скорости. Если ме­ талл шва склонен к порам, то последние обязательно появляются на стыке двух пластин, так как шов здесь образует мостик, обдувае­ мый ветром со всех сторон. После наплавки пластины разламывают по стыку. Проба с поперечными валиками дает возможность опреде­ лить волокнистый или межкристаллитный характер излома, нали­ чие пор, шлаковых включений, непроваров, несплавлений и трещин.

Зависимость относительного количества швов с порами от ско­ рости ветра, полученная экспериментально методом поперечных

валиков, показана на рис. 46.

 

не наблю­

Предельно допустимая скорость ветра, при которой

дается увеличения пористости, составляет (м/с):

 

При ручной сварке электродами УОНИ-13/45А . . . .

5

»

»

»

»

АНО-4 .........................

7

При сварке в углекислом газе:

 

 

 

проволокой Св-08Г2С ..................................................

 

2

 

 

»

ПП-Ю8с .................................................

 

2,5

При

сварке проволокой П В С -1 Л ........................................

5

5:

67


Для проволоки ЭП-439 предельно допустимая скорость ветра по образованию пор не может быть установлена, так как с возраста­ нием ветра количество пор уменьшается.

В швах, выполненных при пониженных температурах сваривае­ мого металла, наблюдается в 1,5—2 раза больше неметаллических включений [55, 62].

Установлено, что при сварке под флюсом понижение темпера­ туры металла на 10° приводит к увеличению содержания окислов на 5%. При сварке на переменном токе окислов в два раза больше как при нормальной, так и при пониженной температуре.

Рис. 46. Зависимость относительного количе­ ства пористых швов в эксперименте от ско­ рости ветра.

Кроме неметаллических включений (размеры которых очень малы — десятки микрометров) в швах могут быть шлаковые вклю­ чения (размерами в несколько миллиметров), увеличению количества которых также способствует пониженная температура свариваемого материала. Основным путем предупреждения их появления является повышение погонной энергии дуги.

В швах могут появиться трещины. Снижение температуры основного металла, а следовательно, и скорости его охлаждения приводит к изменению скорости деформации в интервале темпера­ тур, при которых образуются трещины. В результате этих изме­ нений вероятность образования трещин при пониженной темпера­ туре возрастает.

Из практики судостроительных и судоремонтных заводов, рас­ положенных на территории Сибири, известны случаи полного раз­ рушения швов, заваренных электродами ОММ-5 при отрицатель­ ной температуре, в результате возникновения продольных трещин. Трещины появлялись к моменту окончания сварки или спустя не­ сколько часов. Появление трещин сопровождалось характерным треском. В аналогичных конструкциях, сваренных электродами УОНИ-13/45А, трещин не наблюдалось.

68

Продольные трещины могут возникать в незавареином корне шва при многослойной односторонней сварке [16]. При нормальной температуре такие трещины возникают на стали толщиной свыше 30 мм, при температуре —40° С — свыше 18 мм. Со временем раз­ меры трещин увеличиваются.

При увеличении содержания водорода до определенного уровня в швах могут появиться флокены — надрывы вокруг включений, способствующие образованию трещин.

При сварке электродами водородистого типа (АНО-4 и др.) появление флокеиов неизбежно из-за наличия водородо содержащих компонентов в покрытии. Увлажнение покрытия электродов типа УОНИ-13/45А после выдерживания их во влажной атмосфере в те­ чение нескольких часов или суток, оцениваемое в 0,5% и выше, неизбежно приводит к образованию флокеиов.

При автоматической сварке под флюсом флокены образуются при переходе температуры от положительной к отрицательной, т. е. при появлении инея на свариваемых кромках.

Предупредить появление флокеиов и трещин можно, ограничив содержание в металле шва водорода. Положительных результа­ тов можно достичь при сварке с подогревом и при сварке участков, когда верхние слои наплавляются на еще теплые нижние слои.

§ 9. Влияние погодных условий на механические свойства сварных соединений

Особенности теплофизических и металлургических процессов, происходящих при сварке на открытых площадках, приводят в конечном счете к изменению механических свойств металла шва и сварного соединения.

Понижение

температу­

 

 

Таблица 20

ры

металла

при сварке

Ударная вязкость

при температуре

приводит

к

незначитель­

испытаний —40°,С, Дж/см210"1

 

ному повышению

предела

 

Ударная

вязкость при

прочности

и

к

снижению

Способ сварки

температуре, °С

стабильности

 

пластиче­

 

 

 

 

 

-1-20

 

-40

ских

свойств;

снижается

 

 

процент

волокнистости

Ручная сварка элек­

12,6—

2,5—11,0

в изломах

[2].

 

 

 

При значительном по­

тродами УОНИ-13/45

15,2

 

 

Автоматическая сварка

6,5—11

,8

1 A

нижении

температуры ме­

О j- О

талл

становится

хрупким,

проволокой Св-08А под

 

 

 

флюсом ОСЦ-45

 

 

 

склонным

к разрушениям

 

 

 

 

 

 

 

без заметной пластической

 

 

 

 

деформации

при

низких

напряжениях. Большинство сталей

имеют

критическую температуру

перехода в хрупкое состояние в пределах

от —40 д о — 130° С. Металл

сварных швов, заваренных на откры­

тых

площадках,

при воздействии неблагоприятных метеорологиче-

665

69