Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
Таблица 3& |
Режимы автоматической |
вертикальной сварки |
в углекислом газе |
||||
Толщина |
|
|
|
|
Расход СОо, м3 /ч, при |
|
|
Уд' |
В |
fCil. м/ч |
скорости |
ветра в баллах |
|
стали s, |
'с.,- л |
|
|
|||
мм |
|
|
|
|
^ А |
■1-7 * |
|
|
|
|
|
||
8—10 |
380—400 |
34—36 |
7—9 |
0,6—0,9 |
0,9—1,3 |
|
12—18 |
400—420 |
36—38 |
5 - 7 |
0,9—1,2 |
1,3—1,8 |
|
20—24 |
420 -440 |
38—41 |
4—5 |
1,2—1,6 |
1,8—2,4 |
*При петре такой силы нужно применять прстнпопстропуго насадку.
Спомощью автоматической вертикальной сварки в углекислом газе и электрошлаковой можно сваривать вертикальные участки
монтажных стыков практически любых толщин. Полуавтоматическая сварка в углекислом газе. Полуавтоматиче
ской сваркой в углекислом газе выполняют швы в пространствен ных положениях, отличных от нижнего, и в нижнем положении при затруднительном доступе сварочных автоматов. При скорости ветра до 7,4 м/с необходимо повышать расход газа до 2,5 мя/ч. При скорости ветра от 7,4 до 11,4 м/с применяют специальные на садки и переносные приспособления, препятствующие сдуванию струи защитного газа.
Наиболее высокого качества можно достичь при сварке прово локой диаметром 1,2 мм. При сварке первого прохода проволокой диаметром 1,4— 1,6 мм кратеры следует выводить на кромку основ ного металла, иначе неизбежны трещины.
Свободный вылет проволоки не должен превышать ее диаметра более чем в 10 раз, а длина дуги — не более чем на 3—4 мм. Если имеется опасность сдувания защитной струи ветром, то расстояние от торца сопла до изделия не должно превышать половины диаметра сопла, а при безветрии — примерно 15—25 мм. Для уменьшения турбулентности газовой струи следует тщательно очищать сопла от брызг металла. При ветре очистка сопла должна производиться 2—3 раза на 1 м шва, а при отсутствии ветра— 1—2 раза. Ось сопла необходимо располагать перпендикулярно к поверхности листов при сварке стыковых соединений и к оси шва при сварке тавровых соединений.
Манипулировать торцом электродной проволоки нужно так же, как показано на рис. 74 для ручной сварки.
Кроме средств защиты от ветра, описанных в § 12, следует ориен тировать секции так, чтобы направление ветра было перпендикуляр ным к оси шва, устанавливать переносные уголки (рис. 75, а, б), приварку набора производить с подветренной стороны (рис. 75, в).
Практика показала, что при соблюдении соответствующих тре бований, полуавтоматическая сварка в углекислом газе может быть с успехом применена на открытых площадках.
8 |
115 |
Полуавтоматическая сварка порошковой проволокой ПП-Ю8с, Порошковая проволока ПП-Ю8с представляет собой трубку из малоуглеродистой стали толщиной 0,5 мм, заполненную шихтой соответствующего состава.
Для защиты расплавленного металла от атмосферных газов нужно применять струю защитного газа. Полуавтоматической сваркой проволокой ПП-Ю8с в среде углекислого газа выполняют соедине ния стыковые и тавровые в нижнем положении при изготовлении судокорпусных конструкций ответственного назначения, включая наружную обшивку, из сталей марок ВМ Ст Зсп и 09Г2 толщиной 3— 20 мм на открытых площадках и стапелях при воздействии ветра
Рис. 75. Технологические приемы защиты от ветра.
скоростью не выше 7,4 м/с (если не применяют дополнительные средства защиты). Диаметр проволоки ПП-Ю8с составляет от 2 до 3 мм.
Проволоку необходимо хранить в герметических сосудах. До пускается хранение проволоки в кассетах полуавтоматов в тече ние восьми суток при нормальной влажности и не более суток при повышенной влажности в условиях, исключающих непосредствен ное попадание воды и загрязнений на проволоку.
Подготовку кромок и сборку под сварку следует проводить в соответствии с требованиями действующих стандартов для ручной и газоэлектрической сварки (ГОСТ 5264—69 и отраслевых стан дартов).
Направление электродной проволоки п оси сопла рекомендуется выдерживать перпендикулярно к оси шва. Режимы сварки приве дены в табл. 39.
Вылет проволоки следует выдерживать в пределах 15—20 мм, при воздействии ветра расстояния от торца сопла до изделия не должно превышать половину диаметра сопла, а при спокойном воздухе — диаметра сопла.
Колебания конца электрода должны быть плавными, со ско ростью, не превышающей 60 мм/с.
Расход углекислого газа необходимо устанавливать в зависи мости от диаметра сопла и скорости ветра с таким расчетом, чтобы скорость истечения газа была в 1— 1,2 раза больше скорости ветра, но не менее 0,8 и не более 8 м/с.
116
Таблица ЗУ
Режимы сварки проволокой ПП-Ю8с
Толщина свариваемой стали или катет шва, мм
Режим сварки |
Ф 3 -4 |
Ф 5 -6 |
V 7 _g |
^ |
1 1 ' J |
||||
|
Д 3 -4 |
Д 5 -6 |
Д 7-9 |
д |
1 0
1 0
иболее
нболее
Сила тока *, |
А |
220—250 |
250—450 |
350—550 |
350-600 |
Напряжение |
дуги, В |
23—26 |
25—28 |
25—30 |
25—32 |
* Постоянный ток обратной полярности.
Сварку разрешается производить по прихваткам, тщательно очи щенным от шлака, металлических брызг и не имеющим дефектов (пор, трещин и т. п.).
При многопроходной сварке наложение каждого последующего валика следует производить после тщательной зачистки от шлака предыдущего валика. Удалять шлаковую корку с поверхности каж дого валика нужно после охлаждения шва до температуры 60° С и
менее. |
периодически (1—2 раза на |
|
В |
процессе сварки необходимо |
|
метр |
шва) очищать сопло от брызг |
металла и шлака. |
Сварочную горелку перед началом эксплуатации следует про верить: сварить пробный таврнк при максимально допустимой ско рости воздушного потока.
Полуавтоматическая сварка легированной проволокой ЭП-439 без защиты. В судостроении и судоремонте проволокой ЭП-439 допу скается сваривать металлоконструкции, рассчитанные на воздей ствие статических нагрузок: корпуса речных и озерных судов, внут ренние корпусные конструкции морских судов, в том числе:
а) набор с наружной обшивкой, настилом второго дна, палубой, за исключением участков с повышенной вибрацией в районе 0,25 длины судна от форштевня;
б) тавровые соединения платформ, главных поперечных и про дольных переборок;
в) внутрисекционные стыковые соединения наружной обшивки
воконечностях корпуса, переборок и выгородок; г) детали доизоляционного насыщения.
Проволоку ЭП-439 можно применять для сварки корпусных конструкций из углеродистых и низколегированных сталей. Сварка возможна в любом пространственном положении, при этом соеди нения тавровые сваривают сверху вниз.
Режим |
сварки: |
/ св = 140н-200 A, UA = 26ч-28 В, исв = 15 ч- |
ч-20 м/ч, |
d3 = 1,2 |
мм. |
При сварке в нижнем положении сварочный ток и напряжение дуги выбирают ближе к верхнему, а в других пространственных по ложениях — ближе к нижнему пределу в зависимости от квалифи кации сварщика. Применяют пульсирующий ток прямой поляр-
117
иости. С этой целью в состав поста входит источник питания ВС-300 с импульсной приставкой ИИП-1.
При сварке пульсирующим током несколько увеличивается ско рость перемещения капель электродного металла в дуговом про межутке и сокращается время пребывания расплавленного металла на стадии капли. Другим важным эффектом пульсирующего тока является повышение стабильности процесса горения дуги, благо даря чему уменьшается подсос воздуха в периоды коротких замы каний.
Добиться высокого качества шва можно только при сварке про волокой диаметром не более 1,2 мм.
С целью нейтрализации вредного действия кислорода и азота воздуха в проволоку введены марганец, кремний, титан, алюминий и церий. Наиболее высокие пластические свойства получаются при содержании в проволоке алюминия от 0,3 до 0,45 и титана от 0,12
до 0,20%.
Для защиты от неблагоприятных погодных условий следует использовать те же средства и технологические приемы, что и при ручной сварке.
Глава
КОНТРОЛЬ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ
Дефекты сварных соединений. Причины возникновения дефектов сварных швов весьма многообразны, поэтому технологические службы заводов должны тщательно выявлять их и разрабатывать способы предупреждения.
На открытых площадках практически возникают те же дефекты, что и в условиях цеха. Дефекты бывают наружные и внутренние. Такие дефекты, как несимметричные очертания шва, возникают лишь на открытых площадках при боковом (относительно оси шва) ветре.
Кроме того, дефекты, возникающие при сварке на открытых площадках, группируют в зависимости от причин их возникновения: влияния ветра; повышенной влажности; пониженной температуры.
Под влиянием ветра возникают такие дефекты, как поры, не правильная форма и размеры шва, подрезы, наплывы, непровары, шлаковые включения, трещины, происходит несоответствие хими ческого состава, структуры, завышение содержания газов, понижа ются показатели механических, коррозионных и других свойств.
118
При повышенной влажности могут появиться поры, трещины, увеличиваться содержание растворенных газов в металле шва и сварном соединении, особенно водорода, ухудшится пластичность и другие свойства.
При пониженной температуре в сварных соединениях могут об разоваться поры, трещины, непровары, шлаковые включения. Кроме того, в таких условиях движения сварщика ограниченны, он быстро утомляется, поэтому возможны наплывы, прожоги, не правильные форма и размеры шва и т. п.
Вне цеха на сварочные материалы, металлоконструкции и сам процесс сварки обычно влияет не один, а сразу несколько факторов. Конкретную причину образования дефектов обычно не устанавли вают, а идут по пути одновременного устранения всех перечислен ных выше причин.
Одним из наиболее распространенных дефектов при сварке на открытых площадках являются поры. На корпусных конструкциях дефектами являются наружные или внутренние поры размером более 10% толщины листа для стыковых или 10% катета для тав ровых швов, а также размером более 2 мм при толщине листов и катета шва свыше 20 мм.
Избежать появления дефектов можно либо устранив их причины, если это возможно, либо переждав плохую погоду.
Объекты технического контроля. Контролю подлежат техниче ская документация, состояние сварочного оборудования и оснастки, качество материалов, применяемых при сварке, подготовка изделий под сварку, технология сварки, соответствие квалификации свар щиков, условия выполнения сварки и качество сварных соединений.
Контроль технической документации. Техническая документация (инструкции по эксплуатации оборудования и оснастки, техниче ские условия на сварочные материалы, сертификаты, технологиче ские процессы при подготовке изделий под сварку и сварке, чер тежи изделий и т. п.) в необходимых случаях должна содержать сведения о возможности применения материалов, оборудования, порядке проведения технологического процесса на открытых пло щадках.
Контроль технической документации осуществляется в про цессе ее разработки и в период использования. Особый вид контроля технической документации выполняют специальные комиссии.
Контроль состояния сварочного оборудования и оснастки. Перво начальные параметры сварочного оборудования и оснастки, приме няемых на открытых площадках, вследствие воздействия неблаго приятных погодных условий изменяются быстрее, чем в цехе. Поэ тому в два-три раза чаще, чем обычно, их следует проверять.
Общее состояние оборудования и оснастки проверяют при сварке пробных планок, а отдельные характеристики — с помощью приборов.
При ручной сварке покрытыми электродами и при автоматиче ской сварке под флюсом контроль оборудования и оснастки на от крытых площадках осуществляется так же, как в цеховых условиях.
119
При сварке в среде защитных газов специфическим является кон троль жесткости струп защитного газа при воздействии ветра. Его можно проводить следующим образом:
— сваривая пробные планки при наличии ветра определенной силы пли искусственного воздушного потока;
— определяя положение защитного пятна на пластине при воз действии ветра или искусственного воздушного потока.
При сварке пробных планок жесткость струи можно считать достаточной, если формирование шва и его механические свойства
удовлетворительные, а |
дефекты сварного соединения |
отсутствуют. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Наиболее характерным |
показателем |
||||
|
|
|
|
|
механических свойств является удар |
||||||
|
|
|
|
|
ная вязкость при отрицательной темпе |
||||||
|
|
|
|
|
ратуре. |
Поэтому |
испытания |
свойств |
|||
Vs |
|
|
|
|
сварных соединений при контроле сле |
||||||
|
|
|
|
дует производить в следующих объе |
|||||||
|
|
|
\ ^ 3 |
мах и последовательности: |
|
||||||
|
|
|
|
— исследовать два макрошлифа; |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
1 |
|
|
|
|
I |
— определить ударную вязкость при |
|||||
|
|
e |
|
|
—40° С или другой минимальной темпе |
||||||
|
|
|
|
|
ратуре в зависимости от категории сва |
||||||
Рис. 76. |
Схема |
испытании |
сва |
рочных материалов (3 образца). |
|
||||||
рочной |
горелки. |
|
|
Размеры свариваемых пластин, скос |
|||||||
/ — сопло; 2 — граница потенци |
кромок, |
марки |
стали и |
электродных |
|||||||
ального ядра; |
3 — неокнслнвшееся |
материалов должны быть такими, ко |
|||||||||
пятно; |
4 — пластина. |
|
|||||||||
дических |
испытаниях |
|
торые обычно применяют |
при |
перио |
||||||
сварщиков. |
Направление ветра встречное. |
||||||||||
Этот метод контроля осуществляют в основном при опро- |
|||||||||||
бывании нового или прошедшего капитальный |
ремонт оборудования. |
||||||||||
При |
испытании жесткости |
струи |
по методу |
определения |
поло |
||||||
жения |
защищенного пятна на пластине поступают следующим об |
||||||||||
разом. |
Струю защитного |
газа |
направляют |
на |
подогреваемую до |
600—700° С (для окисления поверхности) стальную пластину (или на тянутую вдоль пластины стальную струну), как показано на рис. 76.
На струю направляют сносящий поток воздуха с максимальной для данной горелки скоростью. Время испытаний должно быть до статочным для выявления четкого неокислившегося участка, защи щенного струей газа.
При определении положения защищенного пятна можно также воспользоваться зондовым методом Ленгмюра, замерами темпера туры подогретого газа термопарами, спектроскопическим методом,
замером плотности |
газов (поглощение |
лучей, прохождение звука, |
|||
с помощью |
радиоактивных |
изотопов и т. п.), оптическим методом |
|||
с помощью |
интерферометра |
Маха—Цендера или отсосом газа с по |
|||
мощью шприцев по |
методу |
Масумото |
[76, 80]. |
|
|
Расстояние от оси сопла до переднего края неокислившегося |
|||||
участка пятна е должно быть не менее 0,454. при |
|
||||
|
h |
0,5dCi |
p,x>r — (l|3 |
• 1*5) p0 |
(69) |
120