Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных в основу специальной шкалы Бофорта, принятой в 1946 г. Международной метеорологической комиссией (табл. 4). В соот­ ветствии с указанной шкалой при отсутствии специальных приборов скорость ветра может быть приблизительно оценена по объективным признакам, т. е. по воздействию ветра на окружающие предметы.

Рис. 5.

Классификация

ветра по направлению: а — по отношению

к струе

защитного газа;

б — по отношению к направлению сварки.

1 — попутный; 2 — боковой; 3 — встречный.

Для обозначения направления ветра используется 16-румбовая система либо указывается угол, который составляет вектор скорости

ветра с меридианом.

При этом за 0 рад принимается

северное

на­

правление, за я/2 рад— восточное и т. д.

 

 

 

По отношению к струе защитного газа, а также к направлению

сварки

различают

п о п у т н ы й ,

в с т р е ч н ы й

и б о к о ­

в о й

ветер (рис. 5).

 

 

Vg

 

 

 

 

 

 

Кроме скорости и иапра-

м/с

 

 

 

 

 

 

вления, ветер характери­

 

 

 

 

 

 

 

зуется также с и л о й . О силе

^

 

 

 

 

 

 

ветра судят по его динами-

 

 

 

 

 

 

ческому

давлению,

которое

 

 

 

 

 

 

 

определяется по известному

 

 

 

 

 

 

 

соотношению:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ — ~Y~ кг/(м-с2),

(2)

2

 

 

 

 

 

 

где

р — плотность воздуха,

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг/м3;

 

 

0

 

1

Z

J

4

£, мин

 

va— скорость ветра, м/с.

 

Скорость ветра изменяется

 

Р ис.

6.

Пульсации скорости ветра.

во времени как по значению,

6).

Это

необходимо

учитывать

при

так и по направлению (рис.

сварке.

Различают у с т о й ч и в ы й

и ш к в а л и с т ы й

ветер.

При

устойчивом ветре изменение носит характер кратковременных импуль­ сов с колебаниями около постоянного среднего значения, а при шквалистом, помимо кратковременных, длящихся несколько секунд импульсов, происходит существенное изменение осредненной за несколько минут скорости. Устойчивый ветер отличается от шква­ листого также к о э ф ф и ц и е н т о м п о р ы в и с т о с т и, т. е.

15


отношением максимальной мгновенной скорости к средней. Мгно­ венной считают скорость, осредненную за несколько секунд, а сред­ ней — осредненную за минуту или за час. Коэффициент порывистости

зависит

также от климатических зон,

средней скорости ветра уср

и от высоты над уровнем поверхности.

по

Для

устойчивого ветра

скорость

при порывах определяется

формуле

 

 

 

 

иуст =

(1,2 ч- 1,44)иср,

а

для

шквалистого — по формуле

 

»шк = ( 1 , 6 ч - 1 , 9 ) » ср,

где 1,2— 1,44 и 1,6— 1,9— коэффициенты порывистости соответственно при устойчивом и шквалистом ветре. Чем меньше средняя скорость ветра, тем большее значение будет иметь коэффициент порывистости при данных иуст и ишк. Угловая пульсация скорости ветра не пре­ вышает 0,1я рад, а время одной пульсации— 1 с. Пульсации ско­ рости и давления ветра при шквале приведены в табл. 5. При сварке необходимо учитывать не только среднюю скорость ветра, но и макси­ мальную скорость при порыве, которая почти в 2 раза превышает среднее значение.

 

 

 

 

 

Таблица 5

 

Пульсации скорости и давлении ветра при шквале

 

 

Баллы

Скорость ветра, м/с

Давление

ветра,

Па

 

 

 

 

 

по шкале

 

максимальная

 

максимальное

Бофорта

средняя

среднее

 

при шквале

при

шквале

0

0,5

1,0

0

 

1

1

1,7

3,2

2

 

8

2

3,3

6,2

9

 

31

3

5,2

9,6

22

 

75

4

7,4

13,6

45

 

150

5

9,8

17,8

78

 

257

6

12,4

22,2

125

 

400

Как и другие метеорологические элементы, ветер обладает суточным и годовым ходом. В суточном ходе скорость ветра дости­ гает наибольшей величины около полудня, а наименьшей— утром перед восходом солнца. Летом и в солнечные дни суточный ход ско­ рости ветра имеет большие колебания между максимальным и мини­ мальным ее значениями, чем зимой и в пасмурные дни. Особенно резко выражен суточный ход в Николаеве и Херсоне, расположен­

ие


научно-те;-,,-хвоя
•иСлиоте а ■.
Гос. публичная

пых в степной зоне с преобладанием сухой погоды. В этом районе ветер может меняться от штормового днем до полного штиля ночью.

Годовой ход характеризуется максимальной скоростью ветра

в ян­

варе—феврале. Имеются отдельные усиления его осенью и

весной.

Исключением является восточносибирская климатическая

зона,

где зимой, наоборот, очень много штилей. На большинстве терри­ тории СССР ветры начинают усиливаться с октября, а спадать — с марта на севере и с апреля налоге. Самые большие среднегодовые скорости ветра (5—6 м/с) наблюдаются на берегах морей. В глубь континента средняя скорость ветра убывает, составляя в средней

полосе 3—5 м/с. Количество дней в

году

с

ветрами значительной

силы приведено в

табл. 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Количество дней в году с преобладающими ветрами

 

значительной силы

 

 

 

Количество дней

Преобла­

 

Климатическая зона

с цикло­

с анти­

Характерные климатиче­

дающий

ские явления

 

нами

цикло­

ветер

 

 

 

нами

 

 

 

Северо-западная

38—139

23—84

ю з ,

с

Зимние оттепели, час­

 

 

 

 

 

тые осадки

Северо-восточная

17—61

41— 150

СВ,

ю

Волны холода

Центральная

27—90

51—152

ю з

Окклюзии

Южная

14—49

48—72

СВ

Предзимья, засухи и

 

 

 

 

 

суховеи

Западносибирская

29—104

49—179

3,

с

Мощные снегопады

Восточносибирская

19—69

42—156

сз , ю в

Вечная мерзлота, мо­

 

 

 

 

 

розы, туманы, штили

Дальневосточная

26—96

33—121

с з , ю в

Периодичность в годо­

 

 

 

 

 

вом ходе осадков, тай­

 

 

 

 

 

фуны

Среднегодовая скорость ветра для характерных центров судо­ строения и судоремонта составляет (м/с):

Красноярск

. . . .

1,0

Кронштадт,

Ленин-

5,4

г р а д .........................

 

Лиепая .....................

 

5,5

Владивосток

. . . .

6,1

Николаев ................

. . .

6,0

Одесса, Херсон

6,2

Новороссийск

. . .

10,5

У преград, какими являются здания, свариваемые металлокон­ струкции и т. п., ветер заметно усиливается и состоит из последо­ вательной смены порывов и затишья, изменяясь по направлению. Эти особенности ветра необходимо учитывать пои организации защиты мест сварки.

2 Д . К. Безбах


Глава II

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ ПОГОДЫ НА ПРОЦЕСС СВАРКИ

§ 3. Особенности тепловых процессов

В настоящем параграфе помещены сведения, позволяющие отве­ тить на вопрос о возможности применения известных формул, при­ веденных в работах Н. Н. Рыкалииа [44], Б. Е. Патона и др., для сварки на открытых площадках.

Формулы нагрева и их анализ. Для удобства анализа уравнение теплового баланса нагрева н расплавления электродного материала

дугой запишем в следующем виде:

 

 

шэ (5К— S„.T +

S„) = Цэид/Са,

(3)

где тэ — масса расплавленного

металла электрода

в единицу

времени, кг/с;

 

 

SK— теплосодержание капель металла в момент отрыва, Дж/кг; 5 Н. т — теплосодержание металла электродной проволоки в ре­

зультате нагрева током, Дж/кг; 5„ — начальное теплосодержание, необходимое для подо­

грева электродной проволоки до нормальной темпера­ туры, Дж/кг;

т|э — доля мощности дуги, расходуемая на плавление и пере­ грев электродного металла (эффективный к. п. д. про­

цесса нагрева

электродной

 

проволоки

дугой);

ил — напряжение дуги, В;

 

 

 

/св — сварочный ток,

 

А.

 

величину

тэ:

Из уравнения (3) можно

определить

 

 

 

 

 

(4)

где

 

11-Дд

 

 

 

 

 

кг/(А-с).

(5)

а Р ~

-

5,

 

 

 

Величину а р называют коэффициентом расплавления электродного материала. Из уравнения (4) следует, что для ускорения плавления электродного материала необходимо увеличивать коэффициент рас­ плавления и сварочный ток. На сср влияют величины т]э, 5 К, S„.T и 5 Н. Напряжение дуги практически це изменяет ар, так как с ростом

18


ил уменьшается т|э таким образом, что произведение г|э//д остаётся неизменным. Значение г|э можно повысить, защищая дугу от воздей­ ствия ветра или применяя, например, в качестве электрода трубча­ тую проволоку вместо монолитной (разнесенное сечение лучше поглощает тепло дуги). Однако резервы увеличения не превышают 15—20%. Ограничено также увеличение ар за счет уменьшения 5 К. Теплосодержание капель можно снизить введением в сердечник

проволоки

оптимального количества газообразующих и легко иони­

зирующих

компонентов, а

также

применением соответствующего

режима сварки,

например

режима с частыми короткими замыка­

ниями дугового промежутка,

 

 

и т. п. Наиболее эффектив­

 

 

ным

путем

повышения а р

 

 

является

увеличение

S,,

т

 

 

нагрева

электродного

мате­

 

 

риала, например, путем уве­

 

 

личения

вылета.

 

 

 

 

 

На рис. 7 показана зави­

 

 

симость

ар — f (Sn T)

для

 

 

условий

сварки

электродной

 

 

порошковой проволокой мар­

 

 

ки ПП-Ю8с в среде углекис­

 

 

лого газа (S,. =

1,74 МДж/кг,

 

 

т]э£/д =

4,55

В).

Сплошная

Рис.

7. Зависимость коэффициента расплав­

линия

— при

 

Т — +20° С

(расчет),

 

штриховая — при

ления а р порошковой электродной проволоки

 

марки ПП-Ю8с, диаметром 2,2 мм от ее теп­

Т = —30° С (эксперименталь­

 

лосодержания.

ные данные).

Из рисунка видно, что с помощью максимального нагрева электрод­ ной проволоки коэффициент расплавления можно повысить при­

мерно в 3 раза, в то время как

изменением других параметров —

не более чем на 20—25%.

подогрев электродной проволоки

Величина S„, учитывающая

в процессе сварки при пониженной температуре, снижает ар. Так, при Т = —30° С а р примерно на 3% ниже, чем при Т = + 20° С.

Из уравнения теплового баланса нагрева и расплавления основ­ ного металла, которое аналогично уравнению (3), можно определить

коэффициент расплавления основного

металла

 

 

 

а р .

О. М

 

4o. м^д

кг/(А-с),

 

( 6)

 

 

 

5в — Sn. п + S„. с

 

 

г Де

11о. м — Доля

мощности

дуги,

расходуемая

на

плавление

 

и перегрев основного металла;

 

 

 

SB— теплосодержание металла ванны, Дж/кг;

результате

 

Sn п — теплосодержание основного металла

в

 

предварительного подогрева, Дж/кг;

 

 

 

S„ 0-м — начальное теплосодержание основного металла, необ­

 

ходимое для нагрева его до нормальной темпера­

 

туры,

Дж/кг.

 

 

 

 

2