Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

Экспериментальные данные по определению температуры капель

 

 

 

 

 

 

 

Э л е к т р о д н ы й м а т е р и а л

 

В е л и ч и н а

 

 

У О Н Н - 1 3 / - 1 5 Л ,

О М М - 5 .

П П - Ю 8 с

Э Г Ы 3 9 ,

 

 

 

 

 

в С О . ,

 

 

 

 

 

rfэ = 4 м м

tfэ = 4 м м

(!э = 2 , 2 м м

d = 1 ,6 м м

Суммарная масса капель, г

30,3—36,3

36,1—38,9

34,4—40,4

38,6—40,7

 

33,3

37,2

37,2

39,3

 

 

 

 

 

 

Количество шлака в кап­

7,14—9,02

5,15—7,80

3,93—7,46

 

 

8,05

6,12

5,68

 

лях, %

 

 

 

 

 

 

Теплосодержание

капель,

2075—2110

1850—1900

1600—1865

2120—2220

 

2095

1885

1750

2160

Дж/г

 

 

 

 

 

Соотношение

теплосодер­

1,4—1,6

1,1— 1,2

1,1—1,3

 

 

1,51

1,14

1,21

 

жаний шлака и металла

 

 

 

Температура капель, СС,

2310—2410

2100—2195

1840—2140

2520—2630

 

2360

2160

20Т(Г

2570

при скорости

ветра

ев - : 0

 

То же при

ув = 7-ь8

м/с

2308— 2418

2110—2190

1840—2135

2512—2636

 

2363

2158

2008

2565

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а й

и с.

В

числителе

экстремальные, а в знаменателе — средние значения

величин для пяти

опытов.

 

 

 

 

 

 

Эффективный к. п. д. нагрева изделия дугой. Эффективную теп­ ловую мощность дуги исследовали Н. Н. Рыкалин 144], Л. О. Куль­ чицкий, А. В. Никонов [15], В. А. Петруничев, И. Д. Кулагин [45], Э. Ф. Ниппес и др. Имеющиеся данные по эффективному к. п. д. нагрева изделия дугой относятся к сварке без перемещения воз­ душных масс, окружающих дугу. При воздействии ветра тепловой баланс дуги несколько изменяется, что необходимо учитывать при расчетах распространения тепла в изделии.

Эффективным к. п. д. нагрева изделия дугой называют величину

 

ц„ =

(т"с“ + у + т обСоб) 9ш]00 %'

(14)

 

 

 

Од'СВ*

 

где

/»кск — постоянная калориметра;

 

 

твсв — теплоемкость

воды;

 

 

,побсоб — теплоемкость

образца;

 

 

0 — суммарная температура воды в калориметре с учетом

 

потерь тепла изделием при сварке и при переносе

1/Д,

образца

в калориметр;

 

/ св, t — те же,

что и

ранее.

 

В отличие от других методик, количество тепла, полученное образцом, как и другие характеристики, определялось автором с помощью водяного калориметра с сухим стаканом для помещения образца (см. рис. 15).

Результаты

экспериментального

определения эффективного

к. п. д. нагрева

изделия сварочной

дугой приведены в табл. 10.

30


Электродный материал

иположение шва

впространстве

Электрод марки УОНИ-13/45А, положение шва вертикальное

Электрод марки УОНИ-13/45А, положение шва нижнее

Проволока марки Св-08А (под флюсом ОСЦ-45), положение шва нижнее

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

Эффективный к. п. д. нагрева изделия дугой

 

 

 

Т|и, %.

ПРИ сварке

Толщина

Скорость

 

Режим сварки

 

 

 

 

 

 

 

 

пластин,

ветра,

 

 

 

ВСТЫК

втавр

мм

м/с

'св- А

у д- в

осв. м/ч

 

 

 

 

 

79

4

 

150

25

 

76

4

 

195

26

15

 

84

14

0

200

26

 

 

 

 

 

20

 

200

25

12

79,0

82,4

 

0

 

 

 

76,9

81,2

 

0,6—1,7

 

 

 

74,0

80,8

8

1,8—3,3

165—200

25—26

20—25

68,9

79,9

 

3,4—5,2

 

 

 

68,4

79,3

.

5,3 -7,4

 

 

 

84—90

88

8

 

435

31

35

 

 

 

0

 

 

 

93

14

 

435

31

35


Электродный материал

Т1и. %* при сварке

Толщина

Скорость

 

 

и положение шва

 

 

 

пластин,

ветра,

в пространстве

 

встык

втавр

мм

м/с

 

 

 

 

 

' с - Л

Проволока марки

Св-08Г2С

 

 

 

 

(в среде углекислого газа), поло­

71—79

80 -84

8

350—400

жение шва нижнее

 

 

 

 

 

Проволока марки ПП-Ю8С (в сре­

 

 

 

 

де углекислого газа, с ползунами),

62—73

14

320—400

положение шва вертикальное

 

 

 

 

 

 

79

4

365

 

 

83

8

0

 

 

365

Продолжение табл. 10

Режим сварки

U A- В

“ев’ м/ 4

24—28 20—25

30—40 5

'

25

 

89

14

 

350

 

 

 

88

 

 

285

 

 

Проволока марки ПП-Ю8с (в сре­

72

10

 

285

33

 

 

 

 

 

 

 

 

де углекислого газа), положение

90

10

 

365

25

35

шва нижнее

 

 

 

 

 

 

 

 

79,4

85,0

 

0

 

 

 

 

78,8

84,9

 

0,6—1,7

 

 

 

 

78,1

82,5

8

1,8—3,3

>370—450

25—26

 

 

75,6

71,4

 

3,4—5,2

 

 

 

 

74,0

80,1

 

5,3—7,4

 

 

 


Расход углекислого газа при сварке без ветра составлял 0,6 м3/ч, на ветру 1—4 м3/ч. Скорость истечения углекислого газа равнялась скорости ветра, диаметр сопла горелки был равен 14 мм. Некото­ рое снижение эффективного к. п. д. т]и с возрастанием скорости ис­ течения углекислого газа (или с возрастанием скорости ветра) при механизированной сварке, как для тавровых, так и для стыко­ вых соединений, объясняется увеличением расхода углекислого газа.

Особенности распространения тепла в основном металле. Харак­ терными признаками современного этапа развития электродуговой сварки являются интенсификация режимов сварки и применение электродных материалов с повышенным коэффициентом расплавле­ ния. Это нередко приводит к нежелательному перегреву металла околошовной зоны и к повышенным деформациям металлоконструк­ ций. Без расчета процесса распространения тепла в основном ме­ талле предвидеть последствия интенсификации режимов сварки не­ возможно. При сварке на открытых площадках определенное влия­ ние на процесс распространения тепла оказывают ветер, понижен­ ная температура, повышенная влажность, особенно в виде изморози. Все это необходимо учитывать при расчете нагрева судокорпусных конструкций.

В работах Н. Н. Рыкалина и ряда других исследователей [44, 45] приводятся уравнения, которые позволяют описать процесс нагрева основного металла в нормальных (цеховых) условиях сварки. Эти уравнения также можно использовать для условий открытых площадок. С целью удобства учета влияния погодных факторов и снижения трудоемкости расчетов автором предложен метод рас­ чета по матричному температурному полю, сущность которого за­ ключается в следующем.

По чертежу матричного температурного поля определяют темпе­ ратуру нагрева Т в одной или в нескольких точках интересуемого участка. Эти данные подставляют в уравнение распространения тепла и определяют входящие в него коэффициенты. Затем по этому же уравнению находят температуру нагрева при изменении параметров режима или условий сварки. Для случая сварки листов встык реко­ мендуется использовать предложенное Н. Н. Рыкалиным уравне­

ние

[44]

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т (у0, t) =

Туе

 

(15)

где

Т — температура нагрева,

°С;

замера температуры

на­

 

у о— расстояние от оси шва до точки

 

грева,

см;

 

 

 

 

 

t — время

нагрева, с;

 

 

в центре действия

ис­

 

Ту — некоторая условная температура

 

точника тепла. Для мощного, сосредоточенного и быстро-

 

движущегося источника определяется по формуле

 

 

 

Гр __ _______ Я_

 

(16)

 

 

1 У ~

 

о 1Г а

 

 

 

 

VCDs У4яЯ,ср/

 

 

3

Д . К . Б езбах

 

 

 

 

33


[ q — эффективная тепловая мощность Дуги:

 

 

я = ■n..i/д /с в В т ;

 

 

 

( 17)

vCB— скорость

сварки, м/с;

s — толщина

свариваемых

листов, м; К— коэффициент теплопроводности, Вт/(м-1<);

ср — объемная

теплоемкость,

Дж/(м3-/() 1;

 

 

а — коэффициент температуропроводности, м2/с;

поверхности

В о — коэффициент,

учитывающий

теплоотдачу

с

листов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В, =

 

 

 

 

( 18)

 

 

 

 

cps

 

 

 

 

 

[ а — коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2-К)].

 

 

Матричное температурное поле,

полученное экспериментальным

путем посредством

термопар,

приведено на

рис.

19.

 

 

В л и я н и е т е м п е р а т у р ы

окружающей

среды

на тем­

пературное поле

учитывается

следующим

образом.

По

данным

М. П. Анучкина [2] и А. А. Чеканова [62] снижение температуры основного металла от + 20 до — (40-ъ60)°С приводит к небольшому сужению температурных полей. Это сужение равноценно уменьшению погонной энергии дп дуги на 10% . В то же время скорость охлажде­ ния металла шва и околошовной зоны возрастает на 17% при—40°С и на 36% при—-60°С. Таким образом, влияние температуры окру­ жающей среды удобно учесть поправочным коэффициентом к погонной энергии или к мощности дуги. Полагая приближенно, что зависи­ мость между снижением температуры окружающей среды и экви­ валентным условным снижением погонной энергии дуги линейная, можно принять значение поправочного коэффициента k„. т = 0,12% на каждый градус снижения температуры металлоконструкций.

Рассмотрим в л и я н и е в е т р а . На рис. 20 приведены гра­ фики температур на оси шва и нулевых изотерм (линий, ограни­ чивающих температурное поле да поверхности свариваемых листов) в зависимости от длины шва при сварке в спокойном воздухе и на ветру. Графики построены для условий рис. 19; направление ветра — попутное. Направление ветра имеет важное значение. Так как при обтекании пластины воздухом образуется ламинарный пограничный слой [1], то одни участки ее могут охлаждаться, а холодные соот­ ветственно подогреваться, тем самым общее охлаждение ее будет замедляться. Если направления ветра и градиентов температуры в пластине противоположны, то скорость охлаждения участков ее будет увеличиваться, а если одинаковы, то, наоборот, уменьшаться. При попутном ветре участки пластины, расположенные сзади дуги, будут охлаждаться, а впереди — еще более нагреваться. При бо­ ковом ветре охлаждение околошовной зоны, расположенной с навет­ ренной стороны, будет усиливаться, а с противоположной стороны — замедляться. Наконец, при встречном ветре будет замедленное ох­ лаждение нагретых участков, расположенных сзади от дуги. Таким

34