Файл: Безбах, Д. К. Сварка на открытых площадках в судостроении и судоремонте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9 |
Экспериментальные данные по определению температуры капель |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Э л е к т р о д н ы й м а т е р и а л |
|
|
В е л и ч и н а |
|
|
У О Н Н - 1 3 / - 1 5 Л , |
О М М - 5 . |
П П - Ю 8 с |
Э Г Ы 3 9 , |
|||
|
|
|
|
|
в С О . , |
||||
|
|
|
|
|
rfэ = 4 м м |
tfэ = 4 м м |
(!э = 2 , 2 м м |
d = 1 ,6 м м |
|
Суммарная масса капель, г |
30,3—36,3 |
36,1—38,9 |
34,4—40,4 |
38,6—40,7 |
|||||
|
33,3 |
37,2 |
37,2 |
39,3 |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
Количество шлака в кап |
7,14—9,02 |
5,15—7,80 |
3,93—7,46 |
|
|||||
|
8,05 |
6,12 |
5,68 |
|
|||||
лях, % |
|
|
|
|
|
|
|||
Теплосодержание |
капель, |
2075—2110 |
1850—1900 |
1600—1865 |
2120—2220 |
||||
|
2095 |
1885 |
1750 |
2160 |
|||||
Дж/г |
|
|
|
|
|
||||
Соотношение |
теплосодер |
1,4—1,6 |
1,1— 1,2 |
1,1—1,3 |
|
||||
|
1,51 |
1,14 |
1,21 |
|
|||||
жаний шлака и металла |
|
|
|
||||||
Температура капель, СС, |
2310—2410 |
2100—2195 |
1840—2140 |
2520—2630 |
|||||
|
2360 |
2160 |
20Т(Г |
2570 |
|||||
при скорости |
ветра |
ев - : 0 |
|
||||||
То же при |
ув = 7-ь8 |
м/с |
2308— 2418 |
2110—2190 |
1840—2135 |
2512—2636 |
|||
|
2363 |
2158 |
2008 |
2565 |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
П р и м е ч а й |
и с. |
В |
числителе |
экстремальные, а в знаменателе — средние значения |
|||||
величин для пяти |
опытов. |
|
|
|
|
|
|
Эффективный к. п. д. нагрева изделия дугой. Эффективную теп ловую мощность дуги исследовали Н. Н. Рыкалин 144], Л. О. Куль чицкий, А. В. Никонов [15], В. А. Петруничев, И. Д. Кулагин [45], Э. Ф. Ниппес и др. Имеющиеся данные по эффективному к. п. д. нагрева изделия дугой относятся к сварке без перемещения воз душных масс, окружающих дугу. При воздействии ветра тепловой баланс дуги несколько изменяется, что необходимо учитывать при расчетах распространения тепла в изделии.
Эффективным к. п. д. нагрева изделия дугой называют величину
|
ц„ = |
(т"с“ + у + т обСоб) 9ш]00 %' |
(14) |
|
|
|
|
Од'СВ* |
|
где |
/»кск — постоянная калориметра; |
|
||
|
твсв — теплоемкость |
воды; |
|
|
|
,побсоб — теплоемкость |
образца; |
|
|
|
0 — суммарная температура воды в калориметре с учетом |
|||
|
потерь тепла изделием при сварке и при переносе |
|||
1/Д, |
образца |
в калориметр; |
|
|
/ св, t — те же, |
что и |
ранее. |
|
В отличие от других методик, количество тепла, полученное образцом, как и другие характеристики, определялось автором с помощью водяного калориметра с сухим стаканом для помещения образца (см. рис. 15).
Результаты |
экспериментального |
определения эффективного |
к. п. д. нагрева |
изделия сварочной |
дугой приведены в табл. 10. |
30
Электродный материал
иположение шва
впространстве
Электрод марки УОНИ-13/45А, положение шва вертикальное
Электрод марки УОНИ-13/45А, положение шва нижнее
Проволока марки Св-08А (под флюсом ОСЦ-45), положение шва нижнее
|
|
|
|
|
|
Таблица 10 |
Эффективный к. п. д. нагрева изделия дугой |
|
|
|
|||
Т|и, %. |
ПРИ сварке |
Толщина |
Скорость |
|
Режим сварки |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
пластин, |
ветра, |
|
|
|
ВСТЫК |
втавр |
мм |
м/с |
'св- А |
у д- в |
осв. м/ч |
|
|
|
|
|
||
— |
79 |
4 |
|
150 |
25 |
|
— |
76 |
4 |
|
195 |
26 |
15 |
|
84 |
14 |
0 |
200 |
26 |
|
|
|
|
||||
— |
|
20 |
|
200 |
25 |
12 |
79,0 |
82,4 |
|
0 |
|
|
|
76,9 |
81,2 |
|
0,6—1,7 |
|
|
|
74,0 |
80,8 |
8 |
1,8—3,3 |
165—200 |
25—26 |
20—25 |
68,9 |
79,9 |
|
3,4—5,2 |
|
|
|
68,4 |
79,3 |
. |
5,3 -7,4 |
|
|
|
84—90 |
88 |
8 |
|
435 |
31 |
35 |
|
|
|
0 |
|
|
|
— |
93 |
14 |
|
435 |
31 |
35 |
Электродный материал |
Т1и. %* при сварке |
Толщина |
Скорость |
||
|
|
||||
и положение шва |
|
|
|
пластин, |
ветра, |
в пространстве |
|
встык |
втавр |
мм |
м/с |
|
|
|
|
|
' с - Л |
Проволока марки |
Св-08Г2С |
|
|
|
|
(в среде углекислого газа), поло |
71—79 |
80 -84 |
8 |
350—400 |
|
жение шва нижнее |
|
|
|
|
|
Проволока марки ПП-Ю8С (в сре |
|
|
|
|
|
де углекислого газа, с ползунами), |
62—73 |
— |
14 |
320—400 |
|
положение шва вертикальное |
|
|
|
|
|
|
|
— |
79 |
4 |
365 |
|
|
— |
83 |
8 |
0 |
|
|
365 |
Продолжение табл. 10
Режим сварки
U A- В |
“ев’ м/ 4 |
24—28 20—25
30—40 5
'
25
|
— |
89 |
14 |
|
350 |
|
|
|
— |
88 |
|
|
285 |
|
|
Проволока марки ПП-Ю8с (в сре |
— |
72 |
10 |
|
285 |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
де углекислого газа), положение |
— |
90 |
10 |
|
365 |
25 |
35 |
шва нижнее |
|
|
|
|
|
|
|
|
79,4 |
85,0 |
|
0 |
|
|
|
|
78,8 |
84,9 |
|
0,6—1,7 |
|
|
|
|
78,1 |
82,5 |
8 |
1,8—3,3 |
>370—450 |
25—26 |
|
|
75,6 |
71,4 |
|
3,4—5,2 |
|
|
|
|
74,0 |
80,1 |
|
5,3—7,4 |
|
|
|
Расход углекислого газа при сварке без ветра составлял 0,6 м3/ч, на ветру 1—4 м3/ч. Скорость истечения углекислого газа равнялась скорости ветра, диаметр сопла горелки был равен 14 мм. Некото рое снижение эффективного к. п. д. т]и с возрастанием скорости ис течения углекислого газа (или с возрастанием скорости ветра) при механизированной сварке, как для тавровых, так и для стыко вых соединений, объясняется увеличением расхода углекислого газа.
Особенности распространения тепла в основном металле. Харак терными признаками современного этапа развития электродуговой сварки являются интенсификация режимов сварки и применение электродных материалов с повышенным коэффициентом расплавле ния. Это нередко приводит к нежелательному перегреву металла околошовной зоны и к повышенным деформациям металлоконструк ций. Без расчета процесса распространения тепла в основном ме талле предвидеть последствия интенсификации режимов сварки не возможно. При сварке на открытых площадках определенное влия ние на процесс распространения тепла оказывают ветер, понижен ная температура, повышенная влажность, особенно в виде изморози. Все это необходимо учитывать при расчете нагрева судокорпусных конструкций.
В работах Н. Н. Рыкалина и ряда других исследователей [44, 45] приводятся уравнения, которые позволяют описать процесс нагрева основного металла в нормальных (цеховых) условиях сварки. Эти уравнения также можно использовать для условий открытых площадок. С целью удобства учета влияния погодных факторов и снижения трудоемкости расчетов автором предложен метод рас чета по матричному температурному полю, сущность которого за ключается в следующем.
По чертежу матричного температурного поля определяют темпе ратуру нагрева Т в одной или в нескольких точках интересуемого участка. Эти данные подставляют в уравнение распространения тепла и определяют входящие в него коэффициенты. Затем по этому же уравнению находят температуру нагрева при изменении параметров режима или условий сварки. Для случая сварки листов встык реко мендуется использовать предложенное Н. Н. Рыкалиным уравне
ние |
[44] |
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т (у0, t) = |
Туе |
|
(15) |
|
где |
Т — температура нагрева, |
°С; |
замера температуры |
на |
||
|
у о— расстояние от оси шва до точки |
|||||
|
грева, |
см; |
|
|
|
|
|
t — время |
нагрева, с; |
|
|
в центре действия |
ис |
|
Ту — некоторая условная температура |
|||||
|
точника тепла. Для мощного, сосредоточенного и быстро- |
|||||
|
движущегося источника определяется по формуле |
|
||||
|
|
Гр __ _______ Я_ |
|
(16) |
||
|
|
1 У ~ |
|
о 1Г а |
|
|
|
|
|
VCDs У4яЯ,ср/ |
|
|
|
3 |
Д . К . Б езбах |
|
|
|
|
33 |
[ q — эффективная тепловая мощность Дуги:
|
|
я = ■n..i/д /с в В т ; |
|
|
|
( 17) |
|||
vCB— скорость |
сварки, м/с; |
s — толщина |
свариваемых |
||||||
листов, м; К— коэффициент теплопроводности, Вт/(м-1<); |
|||||||||
ср — объемная |
теплоемкость, |
Дж/(м3-/() 1; |
|
|
|||||
а — коэффициент температуропроводности, м2/с; |
поверхности |
||||||||
В о — коэффициент, |
учитывающий |
теплоотдачу |
с |
||||||
листов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В, = |
2а |
|
|
|
|
( 18) |
|
|
|
|
|
cps |
|
|
|
|
|
[ а — коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2-К)]. |
|
|
|||||||
Матричное температурное поле, |
полученное экспериментальным |
||||||||
путем посредством |
термопар, |
приведено на |
рис. |
19. |
|
|
|||
В л и я н и е т е м п е р а т у р ы |
окружающей |
среды |
на тем |
||||||
пературное поле |
учитывается |
следующим |
образом. |
По |
данным |
М. П. Анучкина [2] и А. А. Чеканова [62] снижение температуры основного металла от + 20 до — (40-ъ60)°С приводит к небольшому сужению температурных полей. Это сужение равноценно уменьшению погонной энергии дп дуги на 10% . В то же время скорость охлажде ния металла шва и околошовной зоны возрастает на 17% при—40°С и на 36% при—-60°С. Таким образом, влияние температуры окру жающей среды удобно учесть поправочным коэффициентом к погонной энергии или к мощности дуги. Полагая приближенно, что зависи мость между снижением температуры окружающей среды и экви валентным условным снижением погонной энергии дуги линейная, можно принять значение поправочного коэффициента k„. т = 0,12% на каждый градус снижения температуры металлоконструкций.
Рассмотрим в л и я н и е в е т р а . На рис. 20 приведены гра фики температур на оси шва и нулевых изотерм (линий, ограни чивающих температурное поле да поверхности свариваемых листов) в зависимости от длины шва при сварке в спокойном воздухе и на ветру. Графики построены для условий рис. 19; направление ветра — попутное. Направление ветра имеет важное значение. Так как при обтекании пластины воздухом образуется ламинарный пограничный слой [1], то одни участки ее могут охлаждаться, а холодные соот ветственно подогреваться, тем самым общее охлаждение ее будет замедляться. Если направления ветра и градиентов температуры в пластине противоположны, то скорость охлаждения участков ее будет увеличиваться, а если одинаковы, то, наоборот, уменьшаться. При попутном ветре участки пластины, расположенные сзади дуги, будут охлаждаться, а впереди — еще более нагреваться. При бо ковом ветре охлаждение околошовной зоны, расположенной с навет ренной стороны, будет усиливаться, а с противоположной стороны — замедляться. Наконец, при встречном ветре будет замедленное ох лаждение нагретых участков, расположенных сзади от дуги. Таким
34