Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузки грузов, соблюдение договорных условий на пункте, правиль­ ное использование грузоподъемных машин и т. п.

Прораб должен уделять особое внимание вопросам организации погрузочно-разгрузочных работ на постах, правильному распределе­ нию рабочей силы по постам, выявлению пропускной способности по­ стов и пункта.

Для каждого поста прораб совместно с бригадирами устанавливает схему и технологию выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опре­ деляет направление движения груженых и порожних автомобилей, мес­ то стоянки автомобиля под погрузкой или разгрузкой, распределяет обязанности и виды работ среди рабочих, обслуживающих данный пост, выбирает необходимый инвентарь и приспособления.

Количество рабочих, обслуживающих пост, зависит, главным обра­ зом, от способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ и грузо­ подъемности автомобилей, прибывающих на данный пост. При ручном способе погрузочно-разгрузочных работ для автомобилей грузоподъ­ емностью 2,5—4 т на посту находятся два-три грузчика, для автомо­ билей грузоподъемностью 5 т — три-четыре, а для автомобилей грузо­ подъемностью 6—7 т — не менее четырех-пяти.

Режим работы погрузочно-разгрузочных пунктов. Выполнение автомобильных перевозок грузов в значительной степени зависит от организации погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и прибытия груза. Без взаимной увязки работы этих пунктов с работой автотранспортных предприятий нельзя эффективно организовать пе­ ревозки грузов. Поэтому при организации транспортного процесса пер­ воочередной задачей является согласование режима работы автомоби­ лей с режимом работы погрузочно-разгрузочных пунктов.

Под режимом работы погрузочно-разгрузочных пунктов понимают продолжительность рабочего времени пункта с учетом времени нача­ ла и окончания работы.

С целью повышения производительности автомобилей и снижения себестоимости перевозок грузов автотранспортные предприятия орга­ низуют работу автомобилей в две и даже в три смены. Однако такой режим работы автомобилей возможен только при условии работы по­ грузочно-разгрузочных пунктов также в две или три смены.

Режим работы автомобилей, необходимый для установления вре­ мени выпуска автомобилей на линию и времени возврата их с линии, согласовывают с режимом работы погрузочно-разгрузочных пунктов, как правило, при заключении договоров на перевозку грузов.

Диспетчеризация и связь на погрузочно-разгрузочных пунктах. Для обеспечения оперативного руководства работой складов, участ­ ков, погрузочно-разгрузочных постов и подвижного состава на погру­ зочно-разгрузочных пунктах организуют диспетчерские службы, которые планируют, ведут учет ввоза н вывоза грузов с распреде­ лением по номенклатуре и срокам хранения, координируют работу грузчиков или погрузочно-разгрузочных машин и автомобилей. Диспетчерские службы организуют в пунктах, как правило, с большим объемом погрузочно-разгрузочных работ (контейнерные площадки, крупные промышленные предприятия и строительные объекты).

22


Помещения диспетчерских служб должны быть оборудованы со­ временными средствами связи с автотранспортным предприятием, скла­ дами и погрузочно-разгрузочными участками. В ряде случаев устанав­ ливают связь при помощи радио непосредственно с автомобилями, вы­ полняющими перевозки грузов соответствующего погрузочно-разгру­ зочного пункта.

На крупных погрузочно-разгрузочных пунктах устанавливают те­ лефонную связь, радиосвязь или связь при помощи телевидения со все­ ми погрузочно-разгрузочными участками или грузоподъемными маши­ нами, позволяющую обеспечить наиболее ритмичную работу автомо­ билей и грузоподъемных машин по всей территории погрузочно-раз­ грузочного пункта.

На погрузочно-разгрузочном пункте, насчитывающем 10—20 по­ стов погрузки и выгрузки, можно устанавливать диспетчерский ком­ мутатор КОС-22 двухпроводной системы, рассчитанной на подключе­ ние 19 абонентских линий и имеющей два соединительных ввода от городской телефонной сети и одну дополнительную линию к началь­ нику пункта. В ряде случаев для отдачи распоряжений на большой территории используют громкоговоритель.

При наличии указанных средств связи диспетчерская служба в течение всего рабочего времени осуществляет постоянный контроль за равномерной загрузкой участков и машин, позволяет ликвидировать простой автомобилей в ожидании погрузки и выгрузки или простои грузоподъемных машин в ожидании автомобилей. Располагая сведе­ ниями о степени загрузки каждого участка или грузоподъемной маши­ ны, диспетчер в момент прибытия автомобиля на погрузочно-разгру­ зочный пункт отдает распоряжение водителю о постановке своего автомобиля на тот пост или участок, который на данный отрезок вре­ мени наименее загружен работой.

При наличии радиосвязи с автомобилями диспетчерская служба погрузочно-разгрузочного пункта обеспечивает их работу строго по часовому графику, добиваясь тем самым ликвидации простоев автомо­ билей в ожидании погрузки и разгрузки и повышения производитель­ ности их работы.

В качестве средств для радиосвязи на погрузочно-разгрузочных пунктах и в системе автомобильного транспорта применяют радиоте­ лефонные станции типа ЖР-4С с радиусом действия до 5 км, более мощ­ ные радиостанции АРС-2 и ЦРС-2, устанавливаемые в помещении цен­ тральной диспетчерской службы (ЦДС) и на погрузочно-разгрузочных пунктах.

§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Погрузочно-разгрузочные работы при автомобильных перевозках грузов могут выполнять как автотранспортные предприятия, так и гру­ зовладельцы. Однако в существующей практике предприятия и орга­ низации автомобильного транспорта выполняют погрузочно-разгру­

23


зочные работы в сравнительно небольшом объеме. Поэтому основной формой организации этих работ при автомобильных перевозках гру­

зов является

выполнение погрузки грузоотправителем, а разгруз­

ки — грузополучателем.

В крупных

городах страны в системе автомобильного транспорта

общего пользования организуют подразделения по механизации погру­ зочно-разгрузочных работ (базы и колонны механизации, погрузочноразгрузочные конторы и т. п.), которые выполняют погрузочно-раз­ грузочные работы своими силами и средствами. В Москве, например, в системе Главмосавтотранса создано Управление механизации и произ­ водства погрузочно-разгрузочных работ «Мосгормехпогруз», на кото­ рое возложены организация и выполнение на договорных началах по­ грузочно-разгрузочных работ на всех предприятиях Мосгорисполкома, а также на других предприятиях при централизованных перевозках, осуществляемых автотранспортными предприятиями Главмосавто­ транса.

Это управление выполняет, кроме того, такелажные работы с тя­ желовесными и крупногабаритными грузами.

В состав Управления входят восемь погрузочно-разгрузочных кон­ тор, три специализированные базы механизации с парком подъемно­ транспортных машин свыше 1500 ед., специализированное автотранс­ портное предприятие по перемещению тяжеловесных грузов, ма­ стерские по ремонту машин и изготовлению нестандартного оборудо­ вания и др.

Каждая контора обслуживает предприятия определенного района, что позволяет администрации лучше организовать работу грузчиков и механизаторов на соответствующих погрузочно-разгрузочных пунк­ тах, обеспечить контроль за их производственной деятельностью и наладить взаимосвязь отдельных пунктов между собой.

Конторы являются хозрасчетными организациями. В соответствии с установленным планом они могут заключать с грузовладельцами до­ говоры на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, в которых пре­ дусматриваются следующие пункты: объем погрузочно-разгрузочных работ на определенный период времени, фронт погрузочно-разгрузоч­ ных работ, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и их принадлежность, контроль за соблюдением правил техники безопас­ ности, ответственность конторы за порчу груза, а грузовладельца за недоиспользование рабочей силы и техники и др.

На отдельных предприятиях Москвы погрузочно-разгрузочные кон­ торы обеспечивают выполнение всего объема работ по погрузке и раз­ грузке транспортных средств и перемещению грузов внутри складов.

Конторы располагают рабочей силой и механизмами (преимуще­ ственно в виде простейших устройств и приспособлений).

Основной категорией рабочей силы в этих конторах являются высо­ коквалифицированные грузчики, которые овладели двумя-тремя смежными профессиями механизаторов. Поэтому эти рабочие выполня­ ют погрузочно-разгрузочные операции вручную либо управляют элек­ тропогрузчиками, тельферами, кран-балками и др.

24


§ 3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ ПУНКТОВ И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ

Различают технико-эксплуатационные и технико-экономические показатели работы пунктов. К основным технико-эксплуатационным и технико-экономическим показателям работы погрузочно-разгрузоч­ ных пунктов относятся: уровень механизации погрузочно-разгрузоч­ ных работ, производительность труда рабочего и механизатора, капи­ тальные затраты, себестоимость одной тонно-операции, доходы и рас­ ходы, накопления.

Под уровнем механизации погрузочно-разгрузочных работ пони­ мают отношение объема работ механизированных ко всему объему ра­ бот. Уровень механизации выражается в процентах. Этот показатель характеризует долю ручного труда и долю механизированного труда в общем объеме погрузочно-разгрузочных операций, выполняемых на данном объекте, в отрасли, республике и т. п. Кроме того, часто уста­ навливают уровень комплексной механизации погрузочно-разгру­ зочных работ (отношение комплексно-механизированных погрузочноразгрузочных работ по всему объему работ).

Для определения этих показателей должен быть организован ста­ тистический учет соответствующих исходных данных и прежде всего объема механизированных и комплексно-механизированных погрузоч­ но-разгрузочных работ.

Важным показателем работы погрузочно-разгрузочных пунктов

является п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь т р у д а ,

определяемая

делением общего объема

выполненных погрузочно-разгрузочных ра­

бот на численный состав

рабочих (грузчиков, механизаторов и др.).

Рост

производительности

труда на погрузочно-разгрузочных рабо­

тах

свидетельствует об

улучшении использования

рабочей

силы и

грузоподъемных машин,

повышении уровня механизации этих

работ.

Капитальные вложения на погрузочно-разгрузочных пунктах ха­ рактеризуют стоимость оборудования (грузоподъемных машин), скла­ дов и прочих обустройств, необходимых для выполнения погрузочно-

разгрузочных работ. Для сравнения и анализа

может быть использо­

ван показатель у д е л ь н ы е

к а п и т а л ь н ы е з а т р а т ы , ха­

рактеризующийся отношением

общей суммы

капитальных затрат

ко всему объему погрузочно-разгрузочных работ, выполненных за оп­

ределенный отрезок времени (например, за год).

С е б е с т о и м о с т ь

п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х

р а б о т

является одним из основных показателей работы пункта.

По этому

показателю оценивают всю производственно-хозяйствен­

ную деятельность пункта

и определяют эффективность организа­

ции труда.Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ (одной тоннооперации) определяют делением суммарных эксплуатационных затрат (в том числе амортизационные отчисления на оборудование, затраты на эксплуатационные ремонты оборудования, топливо, заработная плата, накладные расходы и т. п.) за определенный отрезок времени на объем выполненных погрузочно-разгрузочных операций за этот же от­

25


резок времени. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ вруч­

ную к суммарным затратам относятся заработная плата

грузчиков,

затраты на

простейшие приспособления и инвентарь,

используемые

грузчиками

на погрузочно-разгрузочных работах,

п

накладные

расходы.

 

 

лишь для

Показатели д о х о д ы и н а к о п л е н и я присущи

хозрасчетных предприятий и организаций, выполняющих погрузочноразгрузочные работы (базы н колонны механизации, погрузочно-раз­ грузочные конторы и др.). При этом доходы предприятия и организа­ ции определяют умножением действующих тарифных ставок для погру­ зочно-разгрузочных работ на соответствующие объемы этих работ.

Накопления или прибыль определяют вычитанием из общей сум­ мы доходов за определенный период времени общей суммы расходов за это же время.

Большинство показателей планируют и учитывают в соответствии с директивными указаниями вышестоящих организаций.

Планирование погрузочно-разгрузочных работ в системе автомо­ бильного транспорта осуществляется только для предприятий и орга­ низаций (преимущественно базы и колонны механизации погрузочноразгрузочных работ, погрузочно-разгрузочные конторы и др.), выпол­ няющих эти работы своими силами и средствами. Эти предприятия и организации планируют следующие показатели: объем погрузочноразгрузочных работ, доходы, расходы, прибыль пли накопление и се­ бестоимость одной тонно-операцпи. В плане также предусматривают численность рабочих, производственно-технического персонала, фонд заработной платы.

Планирование работы баз и колонн механизации может иметь не­ которые специфические особенности, связанные со структурой и ко­ личественным составом парка грузоподъемных машин, а также сте­ пенью использования этих машин в работе (списочное количество, ре­ жим работы, машино-часы работы и др.).

По упомянутым выше показателям предприятия и организации сос­ тавляют отчеты за календарный период времени (месяц, квартал, год) и направляют их в соответствующие инстанции (вышестоящие органи­ зации, местные органы ЦСУ).

Если погрузочно-разгрузочные работы выполняют грузовла­ дельцы, а не автотранспортные организации и предприятия, то плани­ рование этих работ, учет и их отчетность о выполненных работах осу­ ществляется только в отраслевом разрезе.

На крупных промышленных предприятиях для выполнения транс­ портных и погрузочно-разгрузочных операций организуют транспорт­ ные отделы или цехи, объединяющие транспортные и погрузочно-раз­ грузочные машины, грузчиков-механизаторов и машинистов, водите­ лей, строполыциков и др. Эти подразделения обслуживают свои пред­ приятия, поэтому они могут находиться только на внутреннем хозяй­ ственном расчете.

В плане их работы такие показатели, как доходы и накопления, не предусматривают. Остальные показатели принимают от необходи­ мости, устанавливаемой самим предприятием.

26