Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
грузки грузов, соблюдение договорных условий на пункте, правиль ное использование грузоподъемных машин и т. п.
Прораб должен уделять особое внимание вопросам организации погрузочно-разгрузочных работ на постах, правильному распределе нию рабочей силы по постам, выявлению пропускной способности по стов и пункта.
Для каждого поста прораб совместно с бригадирами устанавливает схему и технологию выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опре деляет направление движения груженых и порожних автомобилей, мес то стоянки автомобиля под погрузкой или разгрузкой, распределяет обязанности и виды работ среди рабочих, обслуживающих данный пост, выбирает необходимый инвентарь и приспособления.
Количество рабочих, обслуживающих пост, зависит, главным обра зом, от способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ и грузо подъемности автомобилей, прибывающих на данный пост. При ручном способе погрузочно-разгрузочных работ для автомобилей грузоподъ емностью 2,5—4 т на посту находятся два-три грузчика, для автомо билей грузоподъемностью 5 т — три-четыре, а для автомобилей грузо подъемностью 6—7 т — не менее четырех-пяти.
Режим работы погрузочно-разгрузочных пунктов. Выполнение автомобильных перевозок грузов в значительной степени зависит от организации погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и прибытия груза. Без взаимной увязки работы этих пунктов с работой автотранспортных предприятий нельзя эффективно организовать пе ревозки грузов. Поэтому при организации транспортного процесса пер воочередной задачей является согласование режима работы автомоби лей с режимом работы погрузочно-разгрузочных пунктов.
Под режимом работы погрузочно-разгрузочных пунктов понимают продолжительность рабочего времени пункта с учетом времени нача ла и окончания работы.
С целью повышения производительности автомобилей и снижения себестоимости перевозок грузов автотранспортные предприятия орга низуют работу автомобилей в две и даже в три смены. Однако такой режим работы автомобилей возможен только при условии работы по грузочно-разгрузочных пунктов также в две или три смены.
Режим работы автомобилей, необходимый для установления вре мени выпуска автомобилей на линию и времени возврата их с линии, согласовывают с режимом работы погрузочно-разгрузочных пунктов, как правило, при заключении договоров на перевозку грузов.
Диспетчеризация и связь на погрузочно-разгрузочных пунктах. Для обеспечения оперативного руководства работой складов, участ ков, погрузочно-разгрузочных постов и подвижного состава на погру зочно-разгрузочных пунктах организуют диспетчерские службы, которые планируют, ведут учет ввоза н вывоза грузов с распреде лением по номенклатуре и срокам хранения, координируют работу грузчиков или погрузочно-разгрузочных машин и автомобилей. Диспетчерские службы организуют в пунктах, как правило, с большим объемом погрузочно-разгрузочных работ (контейнерные площадки, крупные промышленные предприятия и строительные объекты).
22
Помещения диспетчерских служб должны быть оборудованы со временными средствами связи с автотранспортным предприятием, скла дами и погрузочно-разгрузочными участками. В ряде случаев устанав ливают связь при помощи радио непосредственно с автомобилями, вы полняющими перевозки грузов соответствующего погрузочно-разгру зочного пункта.
На крупных погрузочно-разгрузочных пунктах устанавливают те лефонную связь, радиосвязь или связь при помощи телевидения со все ми погрузочно-разгрузочными участками или грузоподъемными маши нами, позволяющую обеспечить наиболее ритмичную работу автомо билей и грузоподъемных машин по всей территории погрузочно-раз грузочного пункта.
На погрузочно-разгрузочном пункте, насчитывающем 10—20 по стов погрузки и выгрузки, можно устанавливать диспетчерский ком мутатор КОС-22 двухпроводной системы, рассчитанной на подключе ние 19 абонентских линий и имеющей два соединительных ввода от городской телефонной сети и одну дополнительную линию к началь нику пункта. В ряде случаев для отдачи распоряжений на большой территории используют громкоговоритель.
При наличии указанных средств связи диспетчерская служба в течение всего рабочего времени осуществляет постоянный контроль за равномерной загрузкой участков и машин, позволяет ликвидировать простой автомобилей в ожидании погрузки и выгрузки или простои грузоподъемных машин в ожидании автомобилей. Располагая сведе ниями о степени загрузки каждого участка или грузоподъемной маши ны, диспетчер в момент прибытия автомобиля на погрузочно-разгру зочный пункт отдает распоряжение водителю о постановке своего автомобиля на тот пост или участок, который на данный отрезок вре мени наименее загружен работой.
При наличии радиосвязи с автомобилями диспетчерская служба погрузочно-разгрузочного пункта обеспечивает их работу строго по часовому графику, добиваясь тем самым ликвидации простоев автомо билей в ожидании погрузки и разгрузки и повышения производитель ности их работы.
В качестве средств для радиосвязи на погрузочно-разгрузочных пунктах и в системе автомобильного транспорта применяют радиоте лефонные станции типа ЖР-4С с радиусом действия до 5 км, более мощ ные радиостанции АРС-2 и ЦРС-2, устанавливаемые в помещении цен тральной диспетчерской службы (ЦДС) и на погрузочно-разгрузочных пунктах.
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Погрузочно-разгрузочные работы при автомобильных перевозках грузов могут выполнять как автотранспортные предприятия, так и гру зовладельцы. Однако в существующей практике предприятия и орга низации автомобильного транспорта выполняют погрузочно-разгру
23
зочные работы в сравнительно небольшом объеме. Поэтому основной формой организации этих работ при автомобильных перевозках гру
зов является |
выполнение погрузки грузоотправителем, а разгруз |
ки — грузополучателем. |
|
В крупных |
городах страны в системе автомобильного транспорта |
общего пользования организуют подразделения по механизации погру зочно-разгрузочных работ (базы и колонны механизации, погрузочноразгрузочные конторы и т. п.), которые выполняют погрузочно-раз грузочные работы своими силами и средствами. В Москве, например, в системе Главмосавтотранса создано Управление механизации и произ водства погрузочно-разгрузочных работ «Мосгормехпогруз», на кото рое возложены организация и выполнение на договорных началах по грузочно-разгрузочных работ на всех предприятиях Мосгорисполкома, а также на других предприятиях при централизованных перевозках, осуществляемых автотранспортными предприятиями Главмосавто транса.
Это управление выполняет, кроме того, такелажные работы с тя желовесными и крупногабаритными грузами.
В состав Управления входят восемь погрузочно-разгрузочных кон тор, три специализированные базы механизации с парком подъемно транспортных машин свыше 1500 ед., специализированное автотранс портное предприятие по перемещению тяжеловесных грузов, ма стерские по ремонту машин и изготовлению нестандартного оборудо вания и др.
Каждая контора обслуживает предприятия определенного района, что позволяет администрации лучше организовать работу грузчиков и механизаторов на соответствующих погрузочно-разгрузочных пунк тах, обеспечить контроль за их производственной деятельностью и наладить взаимосвязь отдельных пунктов между собой.
Конторы являются хозрасчетными организациями. В соответствии с установленным планом они могут заключать с грузовладельцами до говоры на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, в которых пре дусматриваются следующие пункты: объем погрузочно-разгрузочных работ на определенный период времени, фронт погрузочно-разгрузоч ных работ, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и их принадлежность, контроль за соблюдением правил техники безопас ности, ответственность конторы за порчу груза, а грузовладельца за недоиспользование рабочей силы и техники и др.
На отдельных предприятиях Москвы погрузочно-разгрузочные кон торы обеспечивают выполнение всего объема работ по погрузке и раз грузке транспортных средств и перемещению грузов внутри складов.
Конторы располагают рабочей силой и механизмами (преимуще ственно в виде простейших устройств и приспособлений).
Основной категорией рабочей силы в этих конторах являются высо коквалифицированные грузчики, которые овладели двумя-тремя смежными профессиями механизаторов. Поэтому эти рабочие выполня ют погрузочно-разгрузочные операции вручную либо управляют элек тропогрузчиками, тельферами, кран-балками и др.
24
§ 3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ ПУНКТОВ И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ
Различают технико-эксплуатационные и технико-экономические показатели работы пунктов. К основным технико-эксплуатационным и технико-экономическим показателям работы погрузочно-разгрузоч ных пунктов относятся: уровень механизации погрузочно-разгрузоч ных работ, производительность труда рабочего и механизатора, капи тальные затраты, себестоимость одной тонно-операции, доходы и рас ходы, накопления.
Под уровнем механизации погрузочно-разгрузочных работ пони мают отношение объема работ механизированных ко всему объему ра бот. Уровень механизации выражается в процентах. Этот показатель характеризует долю ручного труда и долю механизированного труда в общем объеме погрузочно-разгрузочных операций, выполняемых на данном объекте, в отрасли, республике и т. п. Кроме того, часто уста навливают уровень комплексной механизации погрузочно-разгру зочных работ (отношение комплексно-механизированных погрузочноразгрузочных работ по всему объему работ).
Для определения этих показателей должен быть организован ста тистический учет соответствующих исходных данных и прежде всего объема механизированных и комплексно-механизированных погрузоч но-разгрузочных работ.
Важным показателем работы погрузочно-разгрузочных пунктов
является п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь т р у д а , |
определяемая |
|||
делением общего объема |
выполненных погрузочно-разгрузочных ра |
|||
бот на численный состав |
рабочих (грузчиков, механизаторов и др.). |
|||
Рост |
производительности |
труда на погрузочно-разгрузочных рабо |
||
тах |
свидетельствует об |
улучшении использования |
рабочей |
силы и |
грузоподъемных машин, |
повышении уровня механизации этих |
работ. |
Капитальные вложения на погрузочно-разгрузочных пунктах ха рактеризуют стоимость оборудования (грузоподъемных машин), скла дов и прочих обустройств, необходимых для выполнения погрузочно-
разгрузочных работ. Для сравнения и анализа |
может быть использо |
|
ван показатель у д е л ь н ы е |
к а п и т а л ь н ы е з а т р а т ы , ха |
|
рактеризующийся отношением |
общей суммы |
капитальных затрат |
ко всему объему погрузочно-разгрузочных работ, выполненных за оп |
ределенный отрезок времени (например, за год).
С е б е с т о и м о с т ь |
п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н ы х |
|
р а б о т |
является одним из основных показателей работы пункта. |
|
По этому |
показателю оценивают всю производственно-хозяйствен |
|
ную деятельность пункта |
и определяют эффективность организа |
ции труда.Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ (одной тоннооперации) определяют делением суммарных эксплуатационных затрат (в том числе амортизационные отчисления на оборудование, затраты на эксплуатационные ремонты оборудования, топливо, заработная плата, накладные расходы и т. п.) за определенный отрезок времени на объем выполненных погрузочно-разгрузочных операций за этот же от
25
резок времени. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ вруч
ную к суммарным затратам относятся заработная плата |
грузчиков, |
||
затраты на |
простейшие приспособления и инвентарь, |
используемые |
|
грузчиками |
на погрузочно-разгрузочных работах, |
п |
накладные |
расходы. |
|
|
лишь для |
Показатели д о х о д ы и н а к о п л е н и я присущи |
хозрасчетных предприятий и организаций, выполняющих погрузочноразгрузочные работы (базы н колонны механизации, погрузочно-раз грузочные конторы и др.). При этом доходы предприятия и организа ции определяют умножением действующих тарифных ставок для погру зочно-разгрузочных работ на соответствующие объемы этих работ.
Накопления или прибыль определяют вычитанием из общей сум мы доходов за определенный период времени общей суммы расходов за это же время.
Большинство показателей планируют и учитывают в соответствии с директивными указаниями вышестоящих организаций.
Планирование погрузочно-разгрузочных работ в системе автомо бильного транспорта осуществляется только для предприятий и орга низаций (преимущественно базы и колонны механизации погрузочноразгрузочных работ, погрузочно-разгрузочные конторы и др.), выпол няющих эти работы своими силами и средствами. Эти предприятия и организации планируют следующие показатели: объем погрузочноразгрузочных работ, доходы, расходы, прибыль пли накопление и се бестоимость одной тонно-операцпи. В плане также предусматривают численность рабочих, производственно-технического персонала, фонд заработной платы.
Планирование работы баз и колонн механизации может иметь не которые специфические особенности, связанные со структурой и ко личественным составом парка грузоподъемных машин, а также сте пенью использования этих машин в работе (списочное количество, ре жим работы, машино-часы работы и др.).
По упомянутым выше показателям предприятия и организации сос тавляют отчеты за календарный период времени (месяц, квартал, год) и направляют их в соответствующие инстанции (вышестоящие органи зации, местные органы ЦСУ).
Если погрузочно-разгрузочные работы выполняют грузовла дельцы, а не автотранспортные организации и предприятия, то плани рование этих работ, учет и их отчетность о выполненных работах осу ществляется только в отраслевом разрезе.
На крупных промышленных предприятиях для выполнения транс портных и погрузочно-разгрузочных операций организуют транспорт ные отделы или цехи, объединяющие транспортные и погрузочно-раз грузочные машины, грузчиков-механизаторов и машинистов, водите лей, строполыциков и др. Эти подразделения обслуживают свои пред приятия, поэтому они могут находиться только на внутреннем хозяй ственном расчете.
В плане их работы такие показатели, как доходы и накопления, не предусматривают. Остальные показатели принимают от необходи мости, устанавливаемой самим предприятием.
26