Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные материалы, на восстановление и ремонт шин, на техническое обслу­ живание и эксплуатационный ремонт машины'.

3.

Е д и н о в р е м е н н ы е

расходы (расходы по монтажу, пе­

реброске машины, обустройству площадки и др.).

 

Исходя из этого, себестоимость одной машино-смены можно пред­

ставить следующей формулой:

 

 

 

 

■Smc = 17V + 5 рТм + Е Ѵ

РУ6-.

где

Я р — постоянные расходы за одну смену работы машины,

руб.;

 

Эр — переменные расходы за

смену, руб.;

 

 

ум — коэффициент интенсивности эксплуатации машины в тече­

ние смены (т. е. отношение времени работы машины в тече­ ние смены ко времени всей смены);

Яр — единовременные расходы, руб.

Себестоимость одной тонно-операции определяют делением себе­ стоимости машино-смены на сменную выработку машины.

В табл. 21 приведена примерная калькуляция себестоимости одного машино-часа по элементам затрат для отдельных погрузочно-разгрузоч­ ных машин при работе с коэффициентом интенсивности эксплуата­ ции, равным 0,8 (в копейках).

Снижение себестоимости одной тонно-операции —важнейшая зада­ ча работников эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин. Эффек­ тивным способом снижения себестоимости является обеспечение макси­ мальной производительности машины в течение смены, что может быть

Т а б л и ц а 21

 

 

 

 

Погрузочно-разгрузочные машины

 

 

 

~

f-

 

СЧ

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

З о ю

 

сС

 

 

Элементы затрат

л о о

 

а

о.

а

 

2 а

3 *

5

« 3

 

о

о

 

 

ѵэ а L

и о ”

а. hf

6 г

«

н*

 

 

я

 

 

2 — ' п о 3

н >>

о >•

Я ю

 

 

 

ь л ш

н о

Я t_

О и

о

S«?

 

 

w Stf'S

П L І

н Е

2 Й

 

т ®

Основная заработная плата . .

50,6

47,4

47,4

47,4

47,4

55,0

Дополнительная

заработная

14,0

12,2

13,1

12,2

12,2

15,2

плата ......................................

заработную

Начисления на

 

3,4

3,2

3,2

3,2

3,2

3,7

плату ......................................

 

 

Топливо ......................................

 

26,6

33,2

27,0

19,0

19,6

31,1

Смазочные и обтирочные мате-

 

 

 

 

 

 

 

р и а л ы ......................................

 

 

4,7

6,6-

6,0

3,6

5,1

5,5

Амортизационные отчисления:

 

 

 

 

 

 

 

на восстановление . . . .

11,5

9,0

13,3

22,0

24,2

58,8

на капитальный ремонт

10,7

12,9

20,5

34,4

28,0

84,3

Техническое

обслуживание

25,5

20,2

25,3

29,9

33,6

52,9

и эксплуатационный ремонт .

Восстановление и ремонт шин.

12,7

10,6

11,7

8,5

22,5

Накладные р асх о д ы ...............

23,5

21,2

22,2

23,1

24,0

30,4

И т о г о ...............

183,2

176,5

178,0

206,5

205,8

359,4

204


 

 

 

 

Т а б л и ц а 22

Коэффициент

 

Масса

одного места

груза, т

 

 

 

 

 

 

интенсивности

3 ,0

2 ,0

1 .0

0 ,5

0 ,2 5

эксплуатации

крана

 

Себестоимость одной тоинооперации, коп

 

 

 

 

1,00

3,2

4,4

7,9

13,2

25,0

0,75

3,9

5,4

9,8

16,3

'30,6

0,50

5,4

7,4

13,3

22,3

42,0

0,25

9,7

13,5

24,2

40,5

76,0

достигнуто полной загрузкой машины в работе как по времени, так и по грузоподъемности (табл. 22). Не менее важным фактором в снижении себестоимости является сокращение эксплуатационных п единовре­ менных расходов по отдельным элементам, достигаемое улучшением технической эксплуатации машин, повышением культуры производ­ ства и соблюдением режима экономии.

§ 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВЫБОР ВАРИАНТА МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Общий экономический эффект, получаемый в результате механи­ зации погрузочно-разгрузочных работ, складывается в основном за счет сокращения простоев автомобилей под погрузкой-разгрузкой и снижения себестоимости погрузочно-разгрузочных операций. Допол­ нительная экономия в ряде случаев может быть в результате сохранения качества груза и др. При определении общего экономического эффекта необходимо учитывать капитальные вложения, приведенные в сопоста­

вимый вид с эксплуатационными затратами через

н о р м а т и в н ы й

к о э ф ф и ц и е н т

э ф ф е к т и в н о с т и

капитальных

вложе­

ний,

который представляет собой величину,

обратную норматив­

ному сроку окупаемости. Согласно «Методике

определения

экономи­

ческой

эффективности

внедрения новой техники, механизации и

автоматизации производственных процессов в промышленности», предложенной Госпланом СССР и Академией наук СССР, установ­ лены нормативные сроки окупаемости и коэффициенты эффектив­ ности капитальных вложений, дифференцированные по отраслям. Коэффициент эффективности на транспорте составляет 0,12.

При механизации погрузочно-разгрузочных операций необходимо учитывать суммарные капитальные вложения, участвующие в транс­ портном процессе (преимущественно на подвижной состав и средства механизации), и сравнивать их с аналогичными капитальными вложе­ ниями до механизации (или до внедрения нового варианта механиза­ ции) .

Если до механизации (или до внедрения новой схемы механизации эксплуатационные расходы в год на транспортирование (на перевозку, на погрузку и разгрузку) составляют Э'г, суммарные капитальные вло­ жения — К т + /С + /Сп, а после механизации (или после внедрения

205


новой схемы механизации) эксплуатационные расходы и капитальные вложения составляют соответственно Э"г и Кт + Км + Кп, то годовая экономия Эг в результате внедрения механизации (или новой схемы механизации) составит

 

Эг= (Е'г+

ет /<; +

емКм + е п/ ( ' ) - (Е'г + втКт + вмКм+

еп Кп) р у б . ,

где

Кт,

КЪІ и КП— капитальные вложения на

подвижной

 

 

ет, ем

состав, машины и механизмы и пр., руб.;

 

 

и еп — соответствующие им нормативные ко­

 

 

 

эффициенты эффективности капитальных

 

Эксплуатационные

вложений.

 

 

расходы на транспортирование груза включают

затраты на перевозку груза и на выполнение погрузочно-разгрузочных работ. В эти расходы могут быть включены и потери, которые могут быть при транспортировании груза. Указанные затраты за год опреде­ ляют умножением соответственно себестоимости перевозки 1 т груза, себестоимости одной тонно-операции и потерь на 1 т груза на годовой объем перевозки фр (если механизирована не только погрузка, но и вы­ грузка, то на годовой объем перевозок умножают себестоимость по­ грузки и выгрузки 1 т груза).

Разница в себестоимости перевозки 1 т груза, себестоимости одной тонно-операции и т. д. до и после механизации представляет собой со­ ответствующую экономию на 1 т груза, получаемую в результате ме­ ханизации работ. Таким образом, приведенная выше формула может быть представлена в следующем виде:

•Эр = Qr

+ AST + АП) -j- ет (КтКт) + еы (КмКм) +

 

+ ва (Кп— Кп) руб.,

где ASn — экономия

на перевозку 1 т груза, руб.;

А5Т — экономия на погрузке (выгрузке) 1 т груза, руб.; Д/7 — экономия в результате сохранения качества груза, потерь

и т. п. на 1 т груза, руб.

Так как при механизации погрузочно-разгрузочных работ сокра­ щаются простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой, то, следова­ тельно, повышается их производительность. Это приводит к высвобож­ дению автомобилей, поэтому выражение гт(Кт Кт) имеет положи­ тельное значение в том случае, если в результате механизации погру­ зочно-разгрузочных работ при использовании автомобилей одной мо­ дели время простоя их под погрузкой и разгрузкой сокращается.

Выражение ем (Км Км) может иметь отрицательные значения, поскольку внедрение механизации требует, как правило, дополнитель­ ных капитальных вложений (т. е. Км в большинстве случаев больше Км)- Однако, если Км меньше Км, то и последнее выражение также будет иметь положительные значения, что характеризует более высокую сте­ пень эффективности механизации погрузочно-разгрузочных работ. Механизация погрузочно-разгрузочных операций способствует по­ вышению производительности труда работников, занятых в этой сфере,

206



а следовательно, высвобождению

их для

использования в

других

отраслях

народного хозяйства.

 

 

производительности

труда,

При

определении степени повышения

сравнивают количество переработанных

тонн

груза, приходящихся

на одного работника до механизации и после нее.

 

Экономию в рабочей силе Эр подсчитывают по формуле

 

 

 

 

 

 

Зр = ( — ----

1 Гр

 

 

 

 

 

V Я і

где

Qr — годовой объем работ, т;

 

 

 

 

 

Гр — годовой баланс рабочего времени, определяемый с уче­

 

том выходных дней,

отпусков н т .

п., ч;

 

Qi и (7з — средняя норма выработки

одного

работающего

в 1 ч

 

соответственно до механизации и после нее, т.

 

Повышение производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах приданном объеме приводит к сокращению количества постов и фронта работ на этом пункте, так как увеличивается пропускная спо­ собность одного поста.

Количество сокращаемых постов Na определяют по формуле

ң = ^ . д / Y1

іѴс гр Чн>

где Qc — суточный грузооборот пункта, т;

Т — продолжительность работы пункта в сутки, ч; Д^г — сокращение простоев автомобиля под погрузкой (разгруз­

кой), приходящееся на 1 т груза, ч; т)и — коэффициент неравномерности прибытия автомобилей

на погрузочно-разгрузочный пункт.

При решении вопроса о механиации погрузочно-разгрузочных опе­ раций в конкретных условиях с целью выбора оптимального варианта часто нужно анализировать и сравнивать несколько различных схем. Принимаемый вариант механизации должен обеспечивать наибольшую народнохозяйственную эффективность для улучшения условий труда при погрузочно-разгрузочных работах.

Поэтому по каждому варианту механизации необходимо рассчиты­ вать и принимать во внимание следующие технико-экономические пока­ затели: капитальные вложения, срок окупаемости капитальных вложе­ ний, себестоимость одной тонно-операции, простой автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями, качественную и количествен­ ную сохранность грузов, обеспечение комплексной механизации по­ грузочно-разгрузочных работ, повышение производительности и улучшение условий труда, затраты энергии или топлива, затраты де­ фицитных материалов, пропускную способность погрузочно-разгру­ зочных постов идр.

Для правильного определения эффективности вариантов механи­ зации необходимо тщательно проанализировать всю технологию по­ грузочно-разгрузочных работ и- транспортного процесса с тем, чтобы

выяснить все достоинства и недостатки сравниваемых

вариантов,

а также звенья, в которых происходят изменения в связи

с примене­

207