Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ные материалы, на восстановление и ремонт шин, на техническое обслу живание и эксплуатационный ремонт машины'.
3. |
Е д и н о в р е м е н н ы е |
расходы (расходы по монтажу, пе |
|
реброске машины, обустройству площадки и др.). |
|
||
Исходя из этого, себестоимость одной машино-смены можно пред |
|||
ставить следующей формулой: |
|
|
|
|
|
■Smc = 17V + 5 рТм + Е Ѵ |
РУ6-. |
где |
Я р — постоянные расходы за одну смену работы машины, |
руб.; |
|
|
Эр — переменные расходы за |
смену, руб.; |
|
|
ум — коэффициент интенсивности эксплуатации машины в тече |
ние смены (т. е. отношение времени работы машины в тече ние смены ко времени всей смены);
Яр — единовременные расходы, руб.
Себестоимость одной тонно-операции определяют делением себе стоимости машино-смены на сменную выработку машины.
В табл. 21 приведена примерная калькуляция себестоимости одного машино-часа по элементам затрат для отдельных погрузочно-разгрузоч ных машин при работе с коэффициентом интенсивности эксплуата ции, равным 0,8 (в копейках).
Снижение себестоимости одной тонно-операции —важнейшая зада ча работников эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин. Эффек тивным способом снижения себестоимости является обеспечение макси мальной производительности машины в течение смены, что может быть
Т а б л и ц а 21
|
|
|
|
Погрузочно-разгрузочные машины |
|
|||
|
|
~ |
f- |
|
СЧ |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
||
|
|
З о ю |
|
сС |
|
|
||
Элементы затрат |
л о о |
|
а |
о. |
а |
|||
|
2 а |
3 * |
||||||
5 |
« 3 |
|
о |
о |
||||
|
|
ѵэ а L |
и о ” |
а. hf |
6 г |
« |
н* |
|
|
|
я |
||||||
|
|
2 — ' п о 3 |
н >> |
о >• |
Я ю |
|
||
|
|
ь л ш |
н о |
Я t_ |
О и |
о — |
S«? |
|
|
|
w Stf'S |
П L І |
н Е |
2 Й |
|
т ® |
|
Основная заработная плата . . |
50,6 |
47,4 |
47,4 |
47,4 |
47,4 |
55,0 |
||
Дополнительная |
заработная |
14,0 |
12,2 |
13,1 |
12,2 |
12,2 |
15,2 |
|
плата ...................................... |
заработную |
|||||||
Начисления на |
|
3,4 • |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,7 |
|
плату ...................................... |
|
|
||||||
Топливо ...................................... |
|
26,6 |
33,2 |
27,0 |
19,0 |
19,6 |
31,1 |
|
Смазочные и обтирочные мате- |
|
|
|
|
|
|
|
|
р и а л ы ...................................... |
|
|
4,7 |
6,6- |
6,0 |
3,6 |
5,1 |
5,5 |
Амортизационные отчисления: |
|
|
|
|
|
|
|
|
на восстановление . . . . |
11,5 |
9,0 |
13,3 |
22,0 |
24,2 |
58,8 |
||
на капитальный ремонт |
10,7 |
12,9 |
20,5 |
34,4 |
28,0 |
84,3 |
||
Техническое |
обслуживание |
25,5 |
20,2 |
25,3 |
29,9 |
33,6 |
52,9 |
|
и эксплуатационный ремонт . |
||||||||
Восстановление и ремонт шин. |
12,7 |
10,6 |
— |
11,7 |
8,5 |
22,5 |
||
Накладные р асх о д ы ............... |
23,5 |
21,2 |
22,2 |
23,1 |
24,0 |
30,4 |
||
И т о г о ............... |
183,2 |
176,5 |
178,0 |
206,5 |
205,8 |
359,4 |
204
|
|
|
|
Т а б л и ц а 22 |
|
Коэффициент |
|
Масса |
одного места |
груза, т |
|
|
|
|
|
|
|
интенсивности |
3 ,0 |
2 ,0 |
1 .0 |
0 ,5 |
0 ,2 5 |
эксплуатации |
|||||
крана |
|
Себестоимость одной тоинооперации, коп |
|
||
|
|
|
|||
1,00 |
3,2 |
4,4 |
7,9 |
13,2 |
25,0 |
0,75 |
3,9 |
5,4 |
9,8 |
16,3 |
'30,6 |
0,50 |
5,4 |
7,4 |
13,3 |
22,3 |
42,0 |
0,25 |
9,7 |
13,5 |
24,2 |
40,5 |
76,0 |
достигнуто полной загрузкой машины в работе как по времени, так и по грузоподъемности (табл. 22). Не менее важным фактором в снижении себестоимости является сокращение эксплуатационных п единовре менных расходов по отдельным элементам, достигаемое улучшением технической эксплуатации машин, повышением культуры производ ства и соблюдением режима экономии.
§ 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВЫБОР ВАРИАНТА МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Общий экономический эффект, получаемый в результате механи зации погрузочно-разгрузочных работ, складывается в основном за счет сокращения простоев автомобилей под погрузкой-разгрузкой и снижения себестоимости погрузочно-разгрузочных операций. Допол нительная экономия в ряде случаев может быть в результате сохранения качества груза и др. При определении общего экономического эффекта необходимо учитывать капитальные вложения, приведенные в сопоста
вимый вид с эксплуатационными затратами через |
н о р м а т и в н ы й |
|||
к о э ф ф и ц и е н т |
э ф ф е к т и в н о с т и |
капитальных |
вложе |
|
ний, |
который представляет собой величину, |
обратную норматив |
||
ному сроку окупаемости. Согласно «Методике |
определения |
экономи |
||
ческой |
эффективности |
внедрения новой техники, механизации и |
автоматизации производственных процессов в промышленности», предложенной Госпланом СССР и Академией наук СССР, установ лены нормативные сроки окупаемости и коэффициенты эффектив ности капитальных вложений, дифференцированные по отраслям. Коэффициент эффективности на транспорте составляет 0,12.
При механизации погрузочно-разгрузочных операций необходимо учитывать суммарные капитальные вложения, участвующие в транс портном процессе (преимущественно на подвижной состав и средства механизации), и сравнивать их с аналогичными капитальными вложе ниями до механизации (или до внедрения нового варианта механиза ции) .
Если до механизации (или до внедрения новой схемы механизации эксплуатационные расходы в год на транспортирование (на перевозку, на погрузку и разгрузку) составляют Э'г, суммарные капитальные вло жения — К т + /С + /Сп, а после механизации (или после внедрения
205
новой схемы механизации) эксплуатационные расходы и капитальные вложения составляют соответственно Э"г и Кт + Км + Кп, то годовая экономия Эг в результате внедрения механизации (или новой схемы механизации) составит
|
Эг= (Е'г+ |
ет /<; + |
емКм + е п/ ( ' ) - (Е'г + втКт + вмКм+ |
еп Кп) р у б . , |
где |
Кт, |
КЪІ и КП— капитальные вложения на |
подвижной |
|
|
|
ет, ем |
состав, машины и механизмы и пр., руб.; |
|
|
|
и еп — соответствующие им нормативные ко |
||
|
|
|
эффициенты эффективности капитальных |
|
|
Эксплуатационные |
вложений. |
|
|
|
расходы на транспортирование груза включают |
затраты на перевозку груза и на выполнение погрузочно-разгрузочных работ. В эти расходы могут быть включены и потери, которые могут быть при транспортировании груза. Указанные затраты за год опреде ляют умножением соответственно себестоимости перевозки 1 т груза, себестоимости одной тонно-операции и потерь на 1 т груза на годовой объем перевозки фр (если механизирована не только погрузка, но и вы грузка, то на годовой объем перевозок умножают себестоимость по грузки и выгрузки 1 т груза).
Разница в себестоимости перевозки 1 т груза, себестоимости одной тонно-операции и т. д. до и после механизации представляет собой со ответствующую экономию на 1 т груза, получаемую в результате ме ханизации работ. Таким образом, приведенная выше формула может быть представлена в следующем виде:
•Эр = Qr |
+ AST + АП) -j- ет (Кт—Кт) + еы (Км—Км) + |
|
+ ва (Кп— Кп) руб., |
где ASn — экономия |
на перевозку 1 т груза, руб.; |
А5Т — экономия на погрузке (выгрузке) 1 т груза, руб.; Д/7 — экономия в результате сохранения качества груза, потерь
и т. п. на 1 т груза, руб.
Так как при механизации погрузочно-разгрузочных работ сокра щаются простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой, то, следова тельно, повышается их производительность. Это приводит к высвобож дению автомобилей, поэтому выражение гт(Кт — Кт) имеет положи тельное значение в том случае, если в результате механизации погру зочно-разгрузочных работ при использовании автомобилей одной мо дели время простоя их под погрузкой и разгрузкой сокращается.
Выражение ем (Км — Км) может иметь отрицательные значения, поскольку внедрение механизации требует, как правило, дополнитель ных капитальных вложений (т. е. Км в большинстве случаев больше Км)- Однако, если Км меньше Км, то и последнее выражение также будет иметь положительные значения, что характеризует более высокую сте пень эффективности механизации погрузочно-разгрузочных работ. Механизация погрузочно-разгрузочных операций способствует по вышению производительности труда работников, занятых в этой сфере,
206
а следовательно, высвобождению |
их для |
использования в |
других |
|||
отраслях |
народного хозяйства. |
|
|
производительности |
труда, |
|
При |
определении степени повышения |
|||||
сравнивают количество переработанных |
тонн |
груза, приходящихся |
||||
на одного работника до механизации и после нее. |
|
|||||
Экономию в рабочей силе Эр подсчитывают по формуле |
|
|||||
|
|
|
|
|
Зр = ( — ---- |
1 Гр |
|
|
|
|
|
V Я і |
|
где |
Qr — годовой объем работ, т; |
|
|
|
|
|
|
Гр — годовой баланс рабочего времени, определяемый с уче |
|||||
|
том выходных дней, |
отпусков н т . |
п., ч; |
|
||
Qi и (7з — средняя норма выработки |
одного |
работающего |
в 1 ч |
|||
|
соответственно до механизации и после нее, т. |
|
Повышение производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах приданном объеме приводит к сокращению количества постов и фронта работ на этом пункте, так как увеличивается пропускная спо собность одного поста.
Количество сокращаемых постов Na определяют по формуле
ң = ^ . д / Y1
іѴс гр Чн>
где Qc — суточный грузооборот пункта, т;
Т — продолжительность работы пункта в сутки, ч; Д^г — сокращение простоев автомобиля под погрузкой (разгруз
кой), приходящееся на 1 т груза, ч; т)и — коэффициент неравномерности прибытия автомобилей
на погрузочно-разгрузочный пункт.
При решении вопроса о механиации погрузочно-разгрузочных опе раций в конкретных условиях с целью выбора оптимального варианта часто нужно анализировать и сравнивать несколько различных схем. Принимаемый вариант механизации должен обеспечивать наибольшую народнохозяйственную эффективность для улучшения условий труда при погрузочно-разгрузочных работах.
Поэтому по каждому варианту механизации необходимо рассчиты вать и принимать во внимание следующие технико-экономические пока затели: капитальные вложения, срок окупаемости капитальных вложе ний, себестоимость одной тонно-операции, простой автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями, качественную и количествен ную сохранность грузов, обеспечение комплексной механизации по грузочно-разгрузочных работ, повышение производительности и улучшение условий труда, затраты энергии или топлива, затраты де фицитных материалов, пропускную способность погрузочно-разгру зочных постов идр.
Для правильного определения эффективности вариантов механи зации необходимо тщательно проанализировать всю технологию по грузочно-разгрузочных работ и- транспортного процесса с тем, чтобы
выяснить все достоинства и недостатки сравниваемых |
вариантов, |
а также звенья, в которых происходят изменения в связи |
с примене |
207