Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН

Специализированные предприятия по механизации выполняют по­ грузочно-разгрузочные работы на различных промышленных пред­ приятиях и строительных объектах, кирпичных заводах, складах Вторчермета, металлобазах, заводах строительных деталей, торгово­ оптовых базах, обменных контейнерных пунктах, грузовых автостан­ циях, складах Гортопсбыта, небольших карьерах и других объектах, обслуживаемых автомобильным транспортом.

Для эксплуатации грузоподъемных машин указанные предприятия укомплектовываются соответствующим штатом водителей (крановщи­ ками, экскаваторщиками и др.), а также стропольщиками и подсобны­ ми рабочими, а для технического обслуживания и ремонта---- ремонт­ ными рабочими.

Погрузочно-разгрузочные работы специализированные предприя­ тия по механизации выполняют по договорам, заключаемым с грузо­ владельцами, а также и автотранспортными организациями на месяц, квартал, полугодие или год. При единовременных заказах или неболь­ шом объеме погрузочно-разгрузочные работы выполняют по разовым заявкам. Дополнительно к заключенным договорам заказчики не позд­ нее чем за три дня до начала месяца представляют месячные заявки, в которых уточняют договорные соглашения (т. е. указывают место выполнения и объем работ, род груза, время начала и окончания работ и т. п.). С учетом месячных заявок составляют месячные планы работ.

Погрузочно-разгрузочные машины выпускают и распределяют по объектам в соответствии со сменно-суточным планом, составленным ав­ тотранспортным объединением и самим предприятием с учетом вне­ плановых заявок.

Для каждой машины устанавливают сменно-суточное задание, в котором указывается объект выполнения работ, вид и объем грузов, подлежащих переработке, время начала и окончания работ. При состав­ лении сменно-суточного задания согласовывают работу машины с ре­ жимом работы объектов и автомобилями, выделяемыми для выполнения перевозок грузов на данном объекте.

На объектах с большим объемом работ предприятия по механиза­ ции организуют погрузочно-разгрузочные посты для наилучшего ис­ пользования выделяемых грузоподъемных машин и обеспечения

нормальной работы автомобилей. Для таких

объектов

составляют

технологические

карты

организации и

механизации

погрузочно-

разгрузочных работ, в

которых приводят:

схему механизации

пог­

рузочно-разгрузочных

работ (расстановку

грузоподъемных машин

и автомобилей,

применяемые грузозахватные

приспособления),

вид

груза и краткие о нем сведения, объем работ,

количество строполыци-

ков и правила техники безопасности работ, направление движения автомобилей. Эти карты согласовывают с соответствующими грузо­ владельцами, которые, в свою очередь, должны обеспечивать фронт работ, предварительную подготовку и подсортировку груза, нормаль­ ные условия эксплуатации грузоподъемных машин и автомобилей.

195


Технологические карты напоминают паспорта погрузочно-разгру­ зочных пунктов. Однако последние составляют на любые объекты, в том числе не обслуживаемые предприятиями по механизации. Рабо­ ту по составлению паспортов погрузочно-разгрузочных пунктов воз­ лагают на автотранспортные предприятия и организации.

При обслуживании пунктов с небольшим объемом работ (25—50 т в смену) предприятие по механизации предоставляет грузоподъемные машины в течение смены поочередно нескольким заказчикам. Для это­ го составляют суточный график подачи машин и автомобилей и согла­ суют его с заказчиками.

Чтобы исключить излишние пробеги грузоподъемных машин и за­ траты, связанные с их перемещением, в пунктах с постоянным и зна­ чительным объемом работ в отдельных случаях эти машины по окон­ чании смены оставляют до следующего дня. Заказчик в этом случае несет материальную ответственность за сохранность машины и органи­ зует при необходимости ее охрану, что оговаривается в соответст­ вующих договорных соглашениях.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ каждой машиной офор­ мляется рабочим нарядом, в котором заказчик указывает объем и ха­ рактер выполненной работы, а предприятие по механизации — так­ сирует и указывает расценки. На работу автомобильных кранов и ав­ томобилей-самопогрузчиков выписывают путевой лист.

Плата за погрузочно-разгрузочные работы взимается по утвержден­

ным тарифам

за одну тонно-операцию или за

час работы машины.

Тарифы (в копейках) за одну тонно-операцию

установлены

в зави­

симости от вида перерабатываемого груза:

 

 

 

 

Штучные и тарно-упаковочные г р у з ы ............................

от 38 до 87

 

Лесоматериалы (лес круглый, дрова, пиломатериалы и др.)

38

 

Металл и металлоизделия....................................................

от

24

до 44

Грузы большой м а с с ы ..............................................................

»

39

»

50

Навалочные г р у з ы ...................................................................

»

18 »

70

Зерно и

о в о щ и .....................................................................

 

» 26

»

43

Эти тарифы (составленные независимо от способа выполнения

работ вручную или механизмами)

повышаются при перевеске грузов,

при погрузке и выгрузке смерзшихся

и слежавшихся

грузов, при

перемещении груза на расстояние более 20 м,

при подъеме

свыше,

чем на 2 м.

 

 

 

 

 

 

При повременном пользовании

погрузочно-разгрузочными

маши­

нами применяют следующие тарифы,

установленные

на машино-час

в зависимости от типа грузоподъемной машины:

 

 

 

 

Автокраны и автопогрузчики грузоподъемностью

до 3 т

р. 90 к.

 

включительно ................................................

 

' ....................

 

1

 

Автокраны грузоподъемностью свыше 3 до 5 т включительно 2 » 30 »

Автопогрузчики грузоподъемностью свыше 3 до 5 т

руб.

 

включительно..........................................................................

 

 

 

2

 

Одноковшовые погрузчики типа Т -1 5 7

..................................

 

2 р. 20 к.

Экскаваторы типа Э-656 с ковшом объемом 0,5—0,65 м3

. 3 » 50 »

Основной формой оплаты за пользование грузоподъемными маши­ нами должна быть система сдельных расценок, т. е. оплата за количест­ во выполненных тонно-операций. Эту систему применяют на тех рабо­

196



тах, где обеспечен точный учет количества перерабатываемых

грузов

в массовых или объемных показателях, а также где обеспечена

заказ­

чиком достаточно полная загрузка машины. Для применения системы сдельных расценок должно быть переработано такое количество тон- но-операций (за определенный отрезок времени), при котором общая стоимость оплаты за работу машины, начисленная по сдельным расцен­ кам, была бы не менее стоимости, начисленной из почасового расчета за этот же отрезок времени. Это количество тонно-операций для дан­ ного вида груза иа 1 ч работы машины определяют делением соответ­ ствующего почасового тарифа на стоимость одной тонно-операции для данного груза.

Например, для автомобильных кранов грузоподъемностью 5 т сдельные расценки при погрузке и выгрузке грузов в ящиках массой свыше 500 кг целе­ сообразно вводить, если обеспечивается выработка 5,9 т/ч (2,3 руб/ч: 0,39 руб/т) или за смену не менее 47т.

Производственно-финансовые планы предприятий по механизации состоят из следующих основных показателей: списочного количества погрузочно-разгрузочных машин (всего, в том числе по моделям), пла­ нируемого коэффициента выпуска машин; времени пребывания машин Е наряде; общего фонда рабочего времени машин (всего, в том числе по моделям); программы работы погрузочно-разгрузочных машин на календарный период времени (месяц, квартал, год), выраженной в тон­ нах и машино-часах; валового дохода; планируемой себестоимости од­ ной тонно-операции и машино-часа работы механизма; общих расхо­ дов; накоплений.

К дополнительным показателям производственно-финансового плана относятся удельный вес рабочего времени (в процентах), опла­ чиваемого заказчиками из почасового расчета (всего, в том числе по мо­ делям машин), численность административно-управленческого персо­ нала и др.

Важным разделом производственно-финансового плана работы ука­ занных предприятий является калькуляция себестоимости одной тонно-операции и машино-часа эксплуатации машийы. Элементы затрат поэксплуатации погрузочно-разгрузочных машин и ме­ тодика их подсчета приведены в гл. XVIII,

§3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ИРЕМОНТА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН

Для поддержания погрузочно-разгрузочных машин в исправном состоянии предприятия по механизации погрузочно-разгрузочных ра­ бот выполняют техническое обслуживание и ремонт имеющихся машин в соответствии с существующими нормами и правилами пла­ ново-предупредительной системы обслуживания й ремонтов. Эта систе­ ма включает ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое об­ служивание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), эксплу­ атационный ремонт (текущий и средний ремонт) и капитальный ремонт.

197


Ежедневное обслуживание, первое техническое обслуживание, вто­ рое техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт грузоподъ­ емных машин выполняют на предприятиях по механизации. При этом эксплуатационные ремонты выполняют преимущественно агрегатным способом.

Ежедневное обслуживание и первое техническое обслуживание про­ водят в межсменное время, второе техническое обслуживание и эксплуатационные ремонты — в рабочее время. Работы по техническо­ му обслуживанию являются профилактическими, поэтому их проводят принудительно в плановом порядке, в установленные сроки и в стро­ гом соответствии с установленным объемом. Все необходимые работы по устранению мелких неисправностей, не входящие в перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании, относятся к текуще­ му ремонту.

Нормы межремонтного периода установлены: для погрузочно-раз­ грузочных машин — в зависимости от числа машино-часов их работы, для автомобилей-самопогрузчиков — в зависимости от пробега в соот­ ветствии с положением по техническому обслуживанию и ремонту ма­ шин. Эти нормы приведены в табл. 19.

Т а б л и ц а 19

 

 

ТО-1

ТО-2

Средний

Капиталь­

 

Наименование машнн

ремонт

ный

 

 

 

 

ремонт

 

 

 

Периодичность, машино-час

Автомобильные

краны грузоподъемностью

200

400

3200

6400

3 и 5 т

грузоподъемностью 3 и 5 т

Автопогрузчики

200

3000

6000

Одноковшовые тракторные погрузчики типа

200

600

2400

4800

Т-157 .............................................................

 

Многоковшовый ...............погрузчик Т -1 6 6

200

400

1600

3200

Экскаватор ..........................................Э - 1 5 3

200

400

1600

3200

» ..........................................

Э - 302

200

600

3600

7200

Исходя из

норм межремонтного периода (периодичности ремонта

и технического обслуживания)

и принятого режима работы машин

предприятие

по механизации

составляет ежемесячный план-график

технического

обслуживания машин.

Машины, работающие в течение длительного времени в отрыве от предприятия по механизации (т. е. с постоянным пребыванием у заказ­ чика), для выполнения ТО-2 и ремонта доставляются на предприятие. Работы по ТО-1 и некоторые работы текущего ремонта машины могут быть выполнены у заказчика передвижными мастерскими.

Нормы продолжительности простоев машин при ТО-1, ТО-2, сред­ нем и капитальном ремонтах принимают в соответствии с данными «Ин­ струкции по техническому обслуживанию строительных машин». Для автомобилей-самопогрузчиков эти нормы установлены в соответствии с действующим «Положением по техническому обслуживанию и ремон­ ту подвижного состава автомобильного транспорта».

198