Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН
Специализированные предприятия по механизации выполняют по грузочно-разгрузочные работы на различных промышленных пред приятиях и строительных объектах, кирпичных заводах, складах Вторчермета, металлобазах, заводах строительных деталей, торгово оптовых базах, обменных контейнерных пунктах, грузовых автостан циях, складах Гортопсбыта, небольших карьерах и других объектах, обслуживаемых автомобильным транспортом.
Для эксплуатации грузоподъемных машин указанные предприятия укомплектовываются соответствующим штатом водителей (крановщи ками, экскаваторщиками и др.), а также стропольщиками и подсобны ми рабочими, а для технического обслуживания и ремонта---- ремонт ными рабочими.
Погрузочно-разгрузочные работы специализированные предприя тия по механизации выполняют по договорам, заключаемым с грузо владельцами, а также и автотранспортными организациями на месяц, квартал, полугодие или год. При единовременных заказах или неболь шом объеме погрузочно-разгрузочные работы выполняют по разовым заявкам. Дополнительно к заключенным договорам заказчики не позд нее чем за три дня до начала месяца представляют месячные заявки, в которых уточняют договорные соглашения (т. е. указывают место выполнения и объем работ, род груза, время начала и окончания работ и т. п.). С учетом месячных заявок составляют месячные планы работ.
Погрузочно-разгрузочные машины выпускают и распределяют по объектам в соответствии со сменно-суточным планом, составленным ав тотранспортным объединением и самим предприятием с учетом вне плановых заявок.
Для каждой машины устанавливают сменно-суточное задание, в котором указывается объект выполнения работ, вид и объем грузов, подлежащих переработке, время начала и окончания работ. При состав лении сменно-суточного задания согласовывают работу машины с ре жимом работы объектов и автомобилями, выделяемыми для выполнения перевозок грузов на данном объекте.
На объектах с большим объемом работ предприятия по механиза ции организуют погрузочно-разгрузочные посты для наилучшего ис пользования выделяемых грузоподъемных машин и обеспечения
нормальной работы автомобилей. Для таких |
объектов |
составляют |
|||||
технологические |
карты |
организации и |
механизации |
погрузочно- |
|||
разгрузочных работ, в |
которых приводят: |
схему механизации |
пог |
||||
рузочно-разгрузочных |
работ (расстановку |
грузоподъемных машин |
|||||
и автомобилей, |
применяемые грузозахватные |
приспособления), |
вид |
||||
груза и краткие о нем сведения, объем работ, |
количество строполыци- |
ков и правила техники безопасности работ, направление движения автомобилей. Эти карты согласовывают с соответствующими грузо владельцами, которые, в свою очередь, должны обеспечивать фронт работ, предварительную подготовку и подсортировку груза, нормаль ные условия эксплуатации грузоподъемных машин и автомобилей.
195
Технологические карты напоминают паспорта погрузочно-разгру зочных пунктов. Однако последние составляют на любые объекты, в том числе не обслуживаемые предприятиями по механизации. Рабо ту по составлению паспортов погрузочно-разгрузочных пунктов воз лагают на автотранспортные предприятия и организации.
При обслуживании пунктов с небольшим объемом работ (25—50 т в смену) предприятие по механизации предоставляет грузоподъемные машины в течение смены поочередно нескольким заказчикам. Для это го составляют суточный график подачи машин и автомобилей и согла суют его с заказчиками.
Чтобы исключить излишние пробеги грузоподъемных машин и за траты, связанные с их перемещением, в пунктах с постоянным и зна чительным объемом работ в отдельных случаях эти машины по окон чании смены оставляют до следующего дня. Заказчик в этом случае несет материальную ответственность за сохранность машины и органи зует при необходимости ее охрану, что оговаривается в соответст вующих договорных соглашениях.
Выполнение погрузочно-разгрузочных работ каждой машиной офор мляется рабочим нарядом, в котором заказчик указывает объем и ха рактер выполненной работы, а предприятие по механизации — так сирует и указывает расценки. На работу автомобильных кранов и ав томобилей-самопогрузчиков выписывают путевой лист.
Плата за погрузочно-разгрузочные работы взимается по утвержден
ным тарифам |
за одну тонно-операцию или за |
час работы машины. |
|||
Тарифы (в копейках) за одну тонно-операцию |
установлены |
в зави |
|||
симости от вида перерабатываемого груза: |
|
|
|
|
|
Штучные и тарно-упаковочные г р у з ы ............................ |
от 38 до 87 |
|
|||
Лесоматериалы (лес круглый, дрова, пиломатериалы и др.) |
38 |
|
|||
Металл и металлоизделия.................................................... |
от |
24 |
до 44 |
||
Грузы большой м а с с ы .............................................................. |
» |
39 |
» |
50 |
|
Навалочные г р у з ы ................................................................... |
» |
18 » |
70 |
||
Зерно и |
о в о щ и ..................................................................... |
|
» 26 |
» |
43 |
Эти тарифы (составленные независимо от способа выполнения
работ вручную или механизмами) |
повышаются при перевеске грузов, |
|||||
при погрузке и выгрузке смерзшихся |
и слежавшихся |
грузов, при |
||||
перемещении груза на расстояние более 20 м, |
при подъеме |
свыше, |
||||
чем на 2 м. |
|
|
|
|
|
|
При повременном пользовании |
погрузочно-разгрузочными |
маши |
||||
нами применяют следующие тарифы, |
установленные |
на машино-час |
||||
в зависимости от типа грузоподъемной машины: |
|
|
|
|
||
Автокраны и автопогрузчики грузоподъемностью |
до 3 т |
р. 90 к. |
|
|||
включительно ................................................ |
|
' .................... |
|
1 |
|
|
Автокраны грузоподъемностью свыше 3 до 5 т включительно 2 » 30 » |
||||||
Автопогрузчики грузоподъемностью свыше 3 до 5 т |
руб. |
|
||||
включительно.......................................................................... |
|
|
|
2 |
|
|
Одноковшовые погрузчики типа Т -1 5 7 |
.................................. |
|
2 р. 20 к. |
|||
Экскаваторы типа Э-656 с ковшом объемом 0,5—0,65 м3 |
. 3 » 50 » |
Основной формой оплаты за пользование грузоподъемными маши нами должна быть система сдельных расценок, т. е. оплата за количест во выполненных тонно-операций. Эту систему применяют на тех рабо
196
тах, где обеспечен точный учет количества перерабатываемых |
грузов |
в массовых или объемных показателях, а также где обеспечена |
заказ |
чиком достаточно полная загрузка машины. Для применения системы сдельных расценок должно быть переработано такое количество тон- но-операций (за определенный отрезок времени), при котором общая стоимость оплаты за работу машины, начисленная по сдельным расцен кам, была бы не менее стоимости, начисленной из почасового расчета за этот же отрезок времени. Это количество тонно-операций для дан ного вида груза иа 1 ч работы машины определяют делением соответ ствующего почасового тарифа на стоимость одной тонно-операции для данного груза.
Например, для автомобильных кранов грузоподъемностью 5 т сдельные расценки при погрузке и выгрузке грузов в ящиках массой свыше 500 кг целе сообразно вводить, если обеспечивается выработка 5,9 т/ч (2,3 руб/ч: 0,39 руб/т) или за смену не менее 47т.
Производственно-финансовые планы предприятий по механизации состоят из следующих основных показателей: списочного количества погрузочно-разгрузочных машин (всего, в том числе по моделям), пла нируемого коэффициента выпуска машин; времени пребывания машин Е наряде; общего фонда рабочего времени машин (всего, в том числе по моделям); программы работы погрузочно-разгрузочных машин на календарный период времени (месяц, квартал, год), выраженной в тон нах и машино-часах; валового дохода; планируемой себестоимости од ной тонно-операции и машино-часа работы механизма; общих расхо дов; накоплений.
К дополнительным показателям производственно-финансового плана относятся удельный вес рабочего времени (в процентах), опла чиваемого заказчиками из почасового расчета (всего, в том числе по мо делям машин), численность административно-управленческого персо нала и др.
Важным разделом производственно-финансового плана работы ука занных предприятий является калькуляция себестоимости одной тонно-операции и машино-часа эксплуатации машийы. Элементы затрат поэксплуатации погрузочно-разгрузочных машин и ме тодика их подсчета приведены в гл. XVIII,
§3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ИРЕМОНТА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН
Для поддержания погрузочно-разгрузочных машин в исправном состоянии предприятия по механизации погрузочно-разгрузочных ра бот выполняют техническое обслуживание и ремонт имеющихся машин в соответствии с существующими нормами и правилами пла ново-предупредительной системы обслуживания й ремонтов. Эта систе ма включает ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое об служивание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), эксплу атационный ремонт (текущий и средний ремонт) и капитальный ремонт.
197
Ежедневное обслуживание, первое техническое обслуживание, вто рое техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт грузоподъ емных машин выполняют на предприятиях по механизации. При этом эксплуатационные ремонты выполняют преимущественно агрегатным способом.
Ежедневное обслуживание и первое техническое обслуживание про водят в межсменное время, второе техническое обслуживание и эксплуатационные ремонты — в рабочее время. Работы по техническо му обслуживанию являются профилактическими, поэтому их проводят принудительно в плановом порядке, в установленные сроки и в стро гом соответствии с установленным объемом. Все необходимые работы по устранению мелких неисправностей, не входящие в перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании, относятся к текуще му ремонту.
Нормы межремонтного периода установлены: для погрузочно-раз грузочных машин — в зависимости от числа машино-часов их работы, для автомобилей-самопогрузчиков — в зависимости от пробега в соот ветствии с положением по техническому обслуживанию и ремонту ма шин. Эти нормы приведены в табл. 19.
Т а б л и ц а 19
|
|
ТО-1 |
ТО-2 |
Средний |
Капиталь |
|
Наименование машнн |
ремонт |
ный |
||
|
|
|
|
ремонт |
|
|
|
|
Периодичность, машино-час |
||
Автомобильные |
краны грузоподъемностью |
200 |
400 |
3200 |
6400 |
3 и 5 т |
грузоподъемностью 3 и 5 т |
||||
Автопогрузчики |
200 |
— |
3000 |
6000 |
|
Одноковшовые тракторные погрузчики типа |
200 |
600 |
2400 |
4800 |
|
Т-157 ............................................................. |
|
||||
Многоковшовый ...............погрузчик Т -1 6 6 |
200 |
400 |
1600 |
3200 |
|
Экскаватор ..........................................Э - 1 5 3 |
200 |
400 |
1600 |
3200 |
|
» .......................................... |
Э - 302 |
200 |
600 |
3600 |
7200 |
Исходя из |
норм межремонтного периода (периодичности ремонта |
|
и технического обслуживания) |
и принятого режима работы машин |
|
предприятие |
по механизации |
составляет ежемесячный план-график |
технического |
обслуживания машин. |
Машины, работающие в течение длительного времени в отрыве от предприятия по механизации (т. е. с постоянным пребыванием у заказ чика), для выполнения ТО-2 и ремонта доставляются на предприятие. Работы по ТО-1 и некоторые работы текущего ремонта машины могут быть выполнены у заказчика передвижными мастерскими.
Нормы продолжительности простоев машин при ТО-1, ТО-2, сред нем и капитальном ремонтах принимают в соответствии с данными «Ин струкции по техническому обслуживанию строительных машин». Для автомобилей-самопогрузчиков эти нормы установлены в соответствии с действующим «Положением по техническому обслуживанию и ремон ту подвижного состава автомобильного транспорта».
198