Файл: Батищев, И. И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
Для выполнения всех видов технического обслуживания, текущего и среднего ремонта предприятия по механизации оснащены необходи мым оборудованием и обустройствами, имеют в своем распоряжении необходимый штат рабочих соответствующих специальностей и квали фикации.
Работы по ТО-1 и текущему ремонту выполняют без участия води телей машин, а работы по ТО-2 и ремонту выполняют с их участием, если они не используются как подменные водители на другой машине.
В целях установления контроля за правильной эксплуатацией и высококачественным проведением технических обслуживаний и ремон тов машин и механизмов, помимо регулярного повседневного контро ля, ежегодно проводят сезонные контрольно-технические осмотры всего парка машин и механизмов. Эти осмотры выполняет специально созданная автоуправлением комиссия 2 раза в год (весной и осенью). Кроме того, все грузоподъемные машины подлежат периодическим тех ническим освидетельствованиям и испытаниям под нагрузкой, проводи мым в соответствии с правилами Гостехнадзора.
Глава XVIII
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ВЫБОР ВАРИАНТА МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
§ 1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, или затраты на по грузку и разгрузку, отнесенные на 1 т груза, представляют собой важ нейший показатель работы соответствующих пунктов, предприятий по механизации (баз и колонн), бригад, а также отдельных постов и грузоподъемных машин. Для экономического анализа и учета наибо лее удобным является показатель себестоимости одной тонно-опера- ции, т. е. себестоимость погрузки или выгрузки 1 т груза.
П р и в ы п о л н е н и и |
п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч |
н ы х р а б о т в р у ч н у ю |
себестоимость одной тонно-операции |
складывается из следующих элементов затрат: основной и дополнитель ной заработной платы рабочих (с начислениями), .накладных расходов и затрат в связи с износом инвентаря, применяемого в процессе ра боты.
Основную и дополнительную заработную плату рабочим (грузчи кам) начисляют в соответствии с «Положением об оплате труда рабочих,
занятых на погрузочно-разгрузочных работах», |
с учетом вида груза |
|
и конкретных |
условий их работы. Принципы оплаты труда рабочих |
|
(грузчиков) и |
применения соответствующих |
расценок изложены |
в гл. III. |
|
|
199
Начисления на заработную плату (по социальному страхованию) производят определенным процентом от основной заработной платы, установленным для каждой отрасли. На автомобильном транспорте этот процент составляет 5,3.
Накладные расходы (заработная плата административно-управ ленческого персонала, амортизация и содержание административных
зданий |
и складов, почтово-телеграфные и канцелярские расходы |
и т. п.) |
учитывают специально либо принимают в процентах к заработ |
ной плате основных рабочих, которые заняты на данном предприятии
(в пределах 30—40%).
Затраты в связи с износом инвентаря, применяемого при погрузоч но-разгрузочных работах (ручные тележки, роликовые дорожки т. п.), как правило, являются незначительными, и учитываются в каждом конкретном случае.
Примерная себестоимость погрузки или выгрузки 1 т груза (со скла да на автомобиль пли с автомобиля на склад) приведена ниже (в копей ках) :
Тарно-упаковочные грузы) в мешках, кулях, кипах, ящиках) |
. 36,3 |
Химические вредные г р у з ы .................................................................. |
40,9 |
Грузы малой м а с с ы ................................................................................ |
59,5 |
Грузы большой м а с с ы ........................................................................... |
44,6 |
Овощи и фрукты : : : .................................................................. |
66,0 |
К а р т о ф е л ь .............................................................................................. |
41,9 |
Навалочные г р у з ы ................................................................................. |
22,3 |
Лесоматериалы : : : : ..................... |
42,8 |
Металл и металлические и зд ел и я ........................... |
28,8 |
П р и м е х а н и з и р о в а н н о м с п о с о б е выполнения погрузочно-разгрузочных работ себестоимость одной тонно-операции состоит из многих элементов затрат. К ним относятся: амортизацион ные отчисления Ніа восстановление и капитальный ремонт грузоподъ емной машины; заработная плата (основная и дополнительная) рабочей силы, обслуживающей машину в процессе ее работы, с учетом всех начислений; затраты на топливо или энергию; затраты на смазочные и обтирочные материалы; расходы на проведение технического обслу живания и эксплуатационного ремонта; накладные расходы; прочие расходы (расходы на транспортирование машины, монтаж на новом месте работы, обустройство площадки, охрану и т. п.).
А м о р т и з а ц и о н н ы е о т ч и с л е н и я н а в о с с т а
н о в л е н и е |
п е р в о н а ч а л ь н ы х |
з а т р а т и к а п и |
|
т а л ь н ы й |
р е м о н т грузоподъемных |
машин |
определяют исхо |
дя из норм, установленных Госпланом СССР для |
каждой категории |
машин. По некоторым машинам нормы • амортизационных отчисле ний (в процентах) приведены в табл. 20.
Если первоначальные затраты состоят только из стоимости машины, то годовой процент отчислений на восстановление этих затрат принима ют только для этой машины. При наличии дополнительных затрат, свя занных с созданием условий для нормальной работы машин (например, для электропогрузчика такими дополнительными затратами будут приобретение выпрямителя или строительство зарядной станции, пок-
200
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 20 |
|
|
|
|
|
|
|
Ежегодный |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование механизмов |
|
процент от |
на капи |
на полное |
||||
|
числения на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
амортизацию |
тальный |
восстанов |
|
|
|
|
|
|
|
ремонт |
ление |
Пневмоколесные |
краны, |
в |
том |
числе |
|
|
|
|
автомобильные, |
грузоподъемностью до |
18,2 |
7,0 |
11,2 |
||||
6,3 т .......................................................... |
|
краны, |
в |
том |
числе |
|||
Пневмоколесные |
|
|
|
|||||
автомобильные, |
грузоподъемностью |
12,5 |
5,0 |
7,5 |
||||
свыше 6 ,3 т .......................................... |
электропогрузчики . . |
|||||||
Автопогрузчики, |
27,2 |
16,0 |
11,2 |
|||||
Ленточные |
передвижные |
транспортеры |
20,0 |
4,0 |
16,0 |
|||
Одноковшовые экскаваторы с дизельным |
|
|
|
|||||
двигателем и многомоторным силовым |
|
|
|
|||||
оборудованием с ковшом объемом: |
28,0 |
15,0 |
13,0 |
|||||
до 0,25 |
м3 .......................................... |
|
|
|
|
|||
от 0,25 до 0,65 м3 |
........................... |
|
|
22,0 |
13,0 |
9,0 |
||
» 0,65 |
t 1,6 |
н1 ............................... |
|
|
|
18,5 |
11,0 |
7,5 |
рытие асфальтом площадь для его работы), соответствующий годовой процент отчислений принимают отдельно по машине, выпрямителю или зарядной станции и т. п.
Таким образом, размер ежегодных амортизационных отчислений Са
для машины при отсутствии дополнительных |
затрат составит |
|
Са = |
0,0\МА руб., |
|
где 0,01 — переводной коэффициент (от процентов |
к |
натуральному |
показателю); |
|
|
М— стоимость машины, руб.;
А— норма амортизационных отчислений, %, состоящая из отчис
лений на восстановление А в и капитальный ремонт А к, т. е.
А = А в |
Л к. |
|
|
|
|
|
При наличии дополнительных затрат |
|
|
||||
|
|
Са = |
0,01 {МгАх + |
М 2А 2 + ... |
+ УИПЛП) руб., |
|
гдеМц М 2, ..., |
М п — элементы затрат, |
руб.; |
|
|
||
А ъ А 2, ..., |
А п — соответствующий |
элементам |
затрат |
процент |
||
|
|
амортизационных отчислений. |
|
|
||
В р а с х о д а х |
' н а |
о п л а т у |
р а б о ч е й |
с и л ы |
учи |
тывают основную и дополнительную заработную плату с начислениями всех категорий рабочих, занятых во время работы машины (крановщи ки и машинисты, экскаваторщики, строполыцики и т. п.). Труд всех водителей грузоподъемных машин, за исключением крановщиков, оплачивают по шестиразрядной тарифной сетке, в которой предусмот рены ставки для сдельной и повременной системы оплаты. Для кранов щиков, работающих на автомобильных кранах, установлены другие ставки с учетом грузоподъемности крана. При этом учитывают надбав-
201
геи за класс водителя. |
Дополнительная заработная плата (за отпуск |
|||||
и т. п.) |
и начисления на заработную плату производят с учетом дейст |
|||||
вующих |
нормативов. |
|
э л е к т р о э н е р г и ю |
или |
т о п л и в о |
|
З а т р а т ы на |
||||||
определяют: |
|
|
|
|
|
|
для машин с электродвигателем |
|
|
|
|||
|
|
|
Ээ = |
0,736 ЛО^ТСдГіо руб.; |
||
для машин с тепловым двигателем |
Эт = N^TkC^e |
руб., |
||||
|
|
|
|
|||
где N — мощность двигателя, л. с.; |
|
|
|
|||
% — коэффициент |
использования двигателя по мощности; |
|
||||
Т — часы работы |
машины в течение года; |
|
|
|
||
Сэ — стоимость 1 |
кВт-ч, руб.; |
|
|
|
||
Ст — стоимость |
1 |
кг топлива, руб.; |
|
|
|
|
ііо — коэффициент, |
учитывающий потери от электрораспреде |
|||||
|
лительной сети для данной машины; |
|
|
|
||
е — расход топлива на 1 л. с., кг. |
|
|
|
|||
Для |
большинства |
грузоподъемных машин имеются |
утвержденные |
|||
средние |
нормы расхода топлива, установленные |
на 1 |
ч работы; |
за |
траты на топливо обычно определяют исходя из этих норм и его стои мости. В этом случае для любой машины можно определить фактиче
ски отработанное время, |
что возможно выполнить при наличии уста |
|||
новленных |
на машине |
счетчиков |
моточасов. |
|
З а т р а т ы н а с м а з о ч н ы е |
и о б т и р о ч н ы е м а |
|||
т е р и а л ы |
устанавливают по |
нормам и расценкам, а при их |
||
отсутствии —■в определенном размере от |
стоимости электроэнергии |
|||
или в определенных процентах от израсходованного топлива. |
||||
Примерные нормы расхода смазочных |
материалов в процентах от |
израсходованного топлива следующие: нигрол и солидол — 1,8; масло для двигателей — 4,5; дизельное масло •— 0,5; керосин — 0,5.
Расход обтирочных материалов принимают в размере 36 кг в год на один механизм.
Для машин с гидравлическим приводом дополнительно подсчитыва ют расход рабочей жидкости, а для машин, работающих от аккумуля
торных батарей, — расход электролита. |
|
||
З а т р а т ы |
н а т е х н и ч е с к и е |
о б с л у ж и в а н и я |
|
и э к с п л у а т а ц и о н н ы е |
р е м о н т ы |
могут быть подсчи |
|
таны по методике, |
разработанной |
Центральным научно-исследователь |
ским институтом экономики строительства (ЦНИИЭС) и утвержденной Комитетом Совета Министров СССР по делам строительства. По этой методике рассчитывают количество технических обслуживаний и эксплуатационных ремонтов, приходящихся на один ремонтный цикл, умножают на соответствующую трудоемкость и, суммируя полученные затраты, определяют общую трудоемкость. Трудовые затраты на цикл подсчитывают умножением общей трудоемкости на тарифную ставку ремонтных рабочих по средневзвешенному разряду.
202
Суммарные затраты на технические обслуживания и эксплуатаци онные ремонты за год определяют с учетом стоимости ремонтных ма териалов и запасных частей. Нормы расхода материалов и запасных частей за ремонтный цикл для различных погрузочно-разгрузочных
машин приведены в соответствующих справочниках. |
и р е м о н т |
||
З а т р а т ы |
н а |
в о с с т а н о в л е н и е |
|
ш и н учитывают |
для тех |
грузоподъемных машин, |
которые смон |
тированы на автомобильном или пневмоколесном шасси. Эти затраты определяют исходя из нормативного срока службы шин, устанавли ваемого на количество отработанных машино-часов по отдельным ка тегориям грузоподъемных машин.
Н а к л а д н ы е р а с х о д ы состоят из тех же элементов, что и при ручном способе выполнения погрузочно-разгрузочных работ (за работная плата административно-управленческого персонала, амор тизация на восстановление и ремонт зданий и сооружений и т. п.). В накладных расходах выделяют затраты по технике безопасности и охране труда.
Общая сумма расходов, отнесенная на одну смену работы машины (или себестоимость одной машино-смены), может быть выражена сле дующей формулой:
о |
0,0l M ( A B + A K) + k 3 + |
9 + C + P |
+ T + I U + H + n |
А |
^ іМс-----------------------------------------------------------РУО., |
||||
|
|
п |
|
|
где 3 — основная |
заработная плата |
рабочих, |
обслуживающих ма |
|
шину во время работы, руб.; |
дополнительную заработную |
|||
k — коэффициент, учитывающий |
||||
плату и отчисления на социальное страхование (составляет |
||||
примерно 1,25—1,30); |
|
|
|
|
Э — стоимость электроэнергии или топлива, руб.; |
руб.; |
|||
С — стоимость |
смазочных и обтирочных |
материалов, |
Р— стоимость всех видов ремонта (за исключением капиталь ного), руб.;
Т — расходы на техническое обслуживание машины, руб.; Ш — стоимость износа и ремонта шин, руб.; Я ■— накладные расходы, руб.;
Я— прочие расходы (расходы по монтажу, переброске машины
идр.), руб.;
п— число смен работы машины в году.
Все элементы затрат по эксплуатации машин могут быть разделе
ны на три группы: |
|
1. П о с т о я н н ы е р а с х о д ы , |
т. е. расходы, не зависящие |
от интенсивности эксплуатации машины. |
К ним относятся амортиза |
ционные отчисления на восстановление и капитальный ремонт, условно заработная плата с начислениями рабочих, обслуживающих машину, накладные расходы.
2.П е р е м е н н ы е (эксплуатационные) расходы, находящиеся
впрямой зависимости от интенсивности эксплуатации машины. К ним относятся затраты на топливо или энергию, на смазочные и обтироч
203