Файл: Ахмедов, Р. Б. Газ в народном хозяйстве Узбекистана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стерствам и ведомствам. Между тем нет ни одного ми­ нистерства и ведомства, где бы вопросы реализации использования топлива и тепла были бы профилиру­ ющими или основными. Это противоречие приводит к тому, что жизненно важная для всего народного хо­ зяйства в целом проблема решается в рамках отдель­ ных министерств как второстепенная.

Распыление решения проблемы между отдельными министерствами приводит также к тому, что проведе­ ние единой технической политики в деле повышения эффективности использования топлива в различных отраслях народного хозяйства наталкивается на серь­ езные препятствия.

Если вопросами добычи топлива постоянно занима­ ются четыре союзных и союзно-республиканских мини­

стерства, то

вопросами повышения эффективности ис­

пользования

топлива и тепла не занимается ни

один

общесоюзный

или союзно-республиканский орган.

От­

сутствие централизованного управления приводит к пла­

чевным

результатам. Рассмотрим

некоторые наиболее

характерные

примеры.

условий

технического прог­

Одно

из

важнейших

ресса в

любой области

народного

хозяйства — разви­

тие научно-исследовательских работ. В настоящее время

в стране нет ни одного научно-исследовательского учреж­ дения, которое бы целиком и полностью занималось вопросами технологии использования топлива и тепла.

Вопросами рационализации топливоиспользования в настоящее время занимаются лишь отдельные лабо­ ратории некоторых отраслевых и академических инсти­ тутов и высших учебных заведений. Распыление сил и средств приводит к мелкотемью, затрудняет коорди­ нацию научно-исследовательских работ и препятствует концентрации усилий ученых в решении важнейших проблем и сложных комплексных задач.

В настоящее время практически отсутствуют прог­ рессивные научно обоснованные нормы расхода топли­ ва и тепла на единицу выпускаемой продукции. В сов­ нархозах процветало утверждение так называемых ста­ тистических норм расхода, что фактически узаконивало существующее положение с использованием топлива. Отсутствие научно обоснованных норм расхода топлива и тепла приводит к формализму в этом важном деле.

52


Так, на нагрев штамповок в нагревательных печах завода «Чирчиксельмаш» был утвержден удельный рас­ ход—410 кг у. т. на тонну продукции, на соседнем за­ воде «Узбекхиммаш» на такую же технологическую операцию утверждена норма 840 кг.

Это порождает ответный формализм и в отчетности предприятий. Например, завод «Ташсельмаш» в от­ четных документах показывает, что на выработку мегокалории тепла затрачено 136 кг условного топлива. Если верить этой цифре, то паровые котлы завода ра­ ботают с к. п. д. более 105%.

По отчету Чирчикского комбината строительных материалов и конструкций в 1963 г. на производство железобетонных конструкций крупнопанельных домов было затрачено тепловой энергии в 3,5 раза больше, чем ее было выработано фактически за этот период на предприятии.

Анализ отчетности предприятий по расходу газа показывает, что на разных предприятиях принимаются разные значения низшей теплотворной способности газа. Свободное варьирование этой величиной позволяет созда­ вать видимость благополучия в отчетных данных, пред­ ставляемых в пересчете на условное топливо.

Анализ планирования постановок топлива показывает, что подаваемые предприятиями заявки как правило завышаются. Причем эти заявки не только не подвер­ гаются критическому анализу, но при утверждении вы­ шестоящими сбытовыми организациями завышаются еще больше. Например, по заявкам ташкентских пред­ приятий трестом Ташпромкомунгаз на 1965 г. была опре­ делена контрольная цифра 598 млн. м3 природного газа. Она получена простым суммированием сделанных зая­ вок. При утверждении плана трестом Узбекгаз эта цифра без всяких оснований была увеличена на 42 млн. м3 газа.

Такое положение объясняется тем, что оценка дея­ тельности топливодобывающих и сбытовых органов определяется только масштабами реализованного топ­ лива. Решительно никого не волнует, насколько эффек­ тивно будет использовано это топливо.

Подобная практика порождает пренебрежительное отношение к расходу топлива на предприятиях. Руко­ водители многих предприятий заинтересованы не в эко­

53

номии топлива, а

стремятся как можно

больше

его

сжечь, так как за недобор топлива

установлен штраф,

а за перерасход его до последнего

времени

никакие

санкции не применялись.

 

 

отраслей на­

К этому следует добавить, что в ряде

родного хозяйства

и особенно

в машиностроении

топ­

ливная составляющая настолько

мала,

что

даже

зна­

чительный перерасход топлива не оказывает существен­ ного влияния на увеличение себестоимости выпускаемой продукции. Этим можно объяснить то, что руководители

многих предприятий

не уделяют

серьезного

внимания

вопросам экономии 'топлива и тепла.

является низкбе

Одним из серьезных

недостатков

качество

проектных

и

наладочных

работ.

Решения,

принимаемые отдельными

проектными

организациями

по ряду общих вопросов, неоднозначны.

Пусконаладоч­

ные организации

часто

ограничиваются

пуском огне­

технического оборудования

без последующей его тща­

тельной

наладки.

Анализ

технической

документации

и режимных карт, выданных предприятиям,

показыва­

ет, что

достигнутые

при пуске

показатели

зачастую

весьма далеки от оптимальных. Стиль и методы работы наладочных организаций различных ведомств сильно отличаются. Наладочные организации различных ве­ домств в то же время имеют удивительно сходную структуру и специализируются одновременно по налад­ ке паровых котлов, промышленных печей, сушил, тепло­ обменной аппаратуры и т. д.

Централизация проектных и пусконаладочных ор­ ганизаций, специализация их не по отраслевому, а тех­ нологическому принципу позволила бы намного по­ высить эффективность их работы при одновременном значительном сокращении численности занятых людей.

Машиностроительная промышленность СССР, про­ изводящая отдельные виды топливоиспользующего обо­ рудования, достигла значительных успехов. У нас полу­ чили сильное развитие котлостроение, паротурбостроение, дизелестроение. Вместе с тем до сих пор не решен вопрос о промышленном изготовлении такого распро­ страненного оборудования, как промышленные печи. Абсолютное большинство промышленных печей изго­ товляется собственными силами предприятий.

В этой связи не лишке напомнить, что в ряде зару­

54


бежных стран промышленные печи так же, как и ко­ тельные агрегаты, изготовляются на специализирован­ ных предприятиях. К- п. д. таких печей достигает в ряде случаев 60%. Так, специализированными фирмами ФРГ только в 1962 г. было изготовлено и продано 750 тысяч промышленных печей серийной постройки.

Не

налажен в достаточных

масштабах серийный

выпуск

теплообменной

аппаратуры,

предназначенной

для утилизации

тепла

уходящих

газов.

Современные

термостойкие и

сравнительно

дешевые

материалы и в

первую очередь ситаллы дают основу

для организации

серийного выпуска надежной,

долговечной

и дешевой

теплообменной аппаратуры в соответствии с номенкла­ турой существующих типов промышленных печей. Та­ кая распространенная аппаратура, как горелочные устройства, также почти не выпускаются машинострои­ тельной промышленностью.

На многих предприятиях крайне низка культура эксплуатации теплотехнического оборудования и теп­ лосилового хозяйства. Повсеместно, за исключением крупных тепловых электростанций и некоторых крупных металлургических предприятий, отсутствует какой бы то ни было контроль за полнотой горения. Бесконтроль­ ность говорит о низкой эффективности использования топлива. По этой же причине на ряде предприятий до­ пускаются аварии из-за взрыва газа на технологических линиях, наносящие огромный ущерб народному хозяй­ ству, а в ряде случаев приводящие и к человеческим жертвам.

Подготовка квалифицированных специалистов-теп- лотехников с высшим и средним специальным образо­ ванием крайне недостаточна. В отделах главного энер­ гетика всех обследованных нами промышленных пред­ приятий не нашлось ни одного теплотехника, полу­ чившего специальное образование. Еще хуже обстоит дело с подготовкой кадров высшей квалификации по этим специальностям.

Огромная роль принадлежит материальному сти­ мулированию за экономию топлива и тепла. Советом Министров СССР принято важное решение о поощрении работников за фактически достигнутую эко­ номию топлива. Однако осуществление на практике этого решения сдерживается из-за отсутствия на*

55


дежных критериев для определения размеров экономии, то есть научно обоснованных и узаконенных норм рас­ хода топлива и тепла на единицу вырабатываемой про­ дукции для всех технологических процессов. Кроме то­ го, большая разница в ценах на различные виды топли­ ва ставит в неравные условия предприятия, работаю­ щие на разных видах топлива. Таким образом, система

материального поощрения за

экономию

топлива нуж­

дается в дальнейшем совершенствовании.

Следует от­

метить,

что отпускная цена

на топливо

не

включает

в себя

удельные капитальные

затраты

на

добычу и

транспортировку его. В результате расчетная экономи­ ческая эффективность от мероприятий по экономии топ­ лива оказывается искусственно заниженной, а сроки окупаемости приведенных затрат становятся настолько растянутыми, по сравнению с фактическими, что меро­ приятия по экономии топлива становятся якобы невы­ годными.

Расчеты показывают, что хороший эффект дают капитальные затраты на мероприятия по экономии топ­ лива в размере 125—150 рублей на каждую тонну сбереженного топлива. А ведь расчет срока окупае­ мости, если взять за основу отпускную цену топлива, дает в несколько раз заниженные результаты.

Новые методы планирования и управления хозяй­ ством, разработанные сентябрьским Пленумом ЦК КПСС (1965 г.), сыграли важную роль в совершенство­ вании управления отдельными отраслями народного хозяйства. Однако ряд межотраслевых вопросов, среди

которых

важнейшим

представляется

затронутый, еще

ждут своего решения.

 

 

съезде КПСС отме­

А. Н. Косыгин в докладе на XXIII

тил, что партия и правительство будут и в дальнейшем

«...укреплять и совершенствовать

централизованное

плановое руководство».

разовые

или периодические

Совершенно ясно,

что

кампании, проводимые в деле повышения эффективности

использования топлива, не в состоянии

подменить

централизованного постоянного и планового руководст­

ва этой

важнейшей

народнохозяйственной

проблемой

в следующих основных направлениях:

 

а)

организация научно-исследовательских и опытно­

конструкторских работ,

широкое внедрение

научно-тех­

56