Файл: Сидоренко, В. А. Вопросы безопасной работы ВВЭР к 10-й годовщине пуска первого блока Нововоронежской атомной электростанции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
82
1.4. ВНЕДРЕНИЕ "БОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ"
На первоначальных стадиях проекта ВВЭР (1958-1959гг.) в
качестве одного из желательных путей решения проблемы компен сации избыточной реактивности рассматривался вариант введения растворимых соединений поглощающих нейтроны элементов в тепло носитель первого контура. В первую очередь рассматривались сое динения бора: борная кислота, пентаборат натрия и т.п.
Основное, что привлекало в этом варианте - возможность обеспе чить минимальные искажения нейтронного поля системой компенса ции реактивности, осуществить так называемое "мягкое регулиро вание". Наряду с этим изучались и другие возможные варианты
"мягкого регулирования". Основных сдерживающих факторов было два: I) не было исследовано влияние борных соединений на корро зионные процессы е первом контуре, не были ясны и другие хими- ’вские процессы, связанные с введением и выведением бора, очист-
.кой боросодержащей воды от загрязнений и т.п.; 2) не были дос таточно ясны проблемы ядерной безопасности реактора, возникаю щие при использовании жидкого поглотителя, находящегося под вы соким давлением. Решающим фактором на этом этапе оказался пер вый - неясность химических процессов, что стимулировало начало исследований коррозионных и других химических процессов е борных растворах.
Несмотря на то что возможность осуществления "мягкого регулирования" всегда оставалась и остается основным достоинст вом использования борного раствора е теплоносителе первого контура, первые практические шаги в этом направлении в ВВЭР были предприняты для усиления компенсирующей способности сис темы управления реактивностью.
83
В связи с этим следует упомянуть вторую неосуществленную
попытку ввести бор в первичный теплоноситель. Потребность в таком решении была вызвана недостаточной эффективностью механи ческой системы компенсации реактивности и прежде Есего тем,
что малая эффективность стержней автоматических регуляторов резко снижала суммарную компенсирующую способность всей системы управления реактивностью (более подробно эта проблема обсуж
дается во второй части настоящей работы). Можно было увеличить
компенсируемый запас реактивности введением бора. Решающим фак тором в отрицательном решении вопроса на этом этапе проекта оказался второй из названных выше факторов - опасения потери поглотителя нейтронов в случае аварийной течи теплоносителя из первого контура. Проблема увеличения компенсирующей способности системы регулирования была решена другим способом:использованием в качестве исполнительных органов автоматических регуляторов
компенсационных кассет с высокой эффективностью. В то же самое время был реализован другой путь решения возникшей проблемы -
путь уменьшения потрёбной эффективности внешних средств управ
ления реактивностью для компенсации запаса на выгорание: была
исследована применительно к реакторам с периодической частичной перегрузкой топлива возможность использования выгорающих погло тителей. При заложенной в проект периодичности перегрузки
(три перегрузки за кампанию) использование выгорающих поглоти телей давало реальный эффект в уменьшении изменения реактивнос
ти |
между |
перегрузками |
почти в 2 раза fна 0,04) и сопровождалось |
не |
очень |
существенным |
сокращением глубины выгорания при данном |
обогащении т о п л и е э (до 8)J). В качестве выгорающего поглотителя был использован бор,для его размещения в активных зонах ВВЭР-1
и ВВЭР-2 были выбраны циркониевые шестигранные чехлы кассет.
84
Требуемое количество бора в цирконии (0,06-0,08$, по веоу)не ухудшило существенным образом эксплуатационных свойств чехлов,
хотя и несколько затруднило их изготовление (из-за уменьшения пластичности сплага). Это средство уменьшения величины измене ния реактивности при выгорании (или эффективного расширения эксплуатационного диапазона механических средств компенсации реактивности) было использовано в различных формах и в других реакторах ВВЭР.
В проектах первых блоков ВВЭР раствор борной кислоты реаль но был использован в качестве дополнительного средства заглуше ния реактора на случай неисправности (застревания в верхнем по ложении) штатных органов компенсации реактивности. Особенности размножающей решетки ВВЭР (также обсуждающиеся во второй части работы) требовали для компенсации активной зоны в холодном сос тоянии опускания всех компенсационных кассет, и поэтому для обеспечения расхолаживания реактора в случае их застревания необ ходимо было вводить борный раствор в первый контур при повышен ной температуре и рабочем давлении. Однако коррозионных и хими ческих проблем здесь не возникало, поскольку взаимодействие обо рудования с горячим борным раствором могло происходить весьма короткое время. Надежность системы в соответствии с требованиями ядерной безопасности была обеспечена дублированием всех основных элементов оборудования и созданием двух независимых трубопровод ных линий, подающих концентрированный раствор в различные точки реактора.
Второй шаг внедрения борного регулирования в ВВЭР - исполь зование борного раствора для обеспечения подкритичности активной зоны в процессе перегрузки топлива.
85
Перегрузка всякого реактора, а особенно такого как ВВЭР,
является ядерно опасной операцией. Соотношение между подкритич ностью перегружаемой активной зоны и эффективностью (воздействием на реактивность) отдельных перегрузочных операций в первых ВВЭР
таково, что ошибочное искажение картограммы перегрузки (например,
группирование свежего топлива в одном районе активной зоны) или ошибочное извлечение поглотителя вместо топливной кассеты может вывести активную зону в надкритичное состояние. Заложенные в проекте первых реакторов меры обеспечения ядерной безопасности при перегрузке предусматривали устройство перегрузочной аварий ной защиты на открытом реакторе (ПАЗ) и осуществление операций перегрузки при взведенных трех кассетах аварийной защиты (АЗ).
При этом ввиду малого радиуса защитного действия ПАЗ перегрузка могла вестись лишь в районе активной зоны, непосредственно при мыкающем к взведенным кассетам АЗ. Осуществление перегрузки топлива в другой части зоны требовало перестановки конструкций ПАЗ и взведения других кассет АЗ. Контроль процесса осуществлял ся измерителями нейтронного потока (ПСКЗ-перегрузочная система контроля и защиты), опускаемыми в специальные каналы, устанав ливаемые на время перегрузки в непосредственней близости от края активной зоны (в "граненый пояс"). Необходимость организации аварийной защиты осложняло всю процедуру перегрузки, и в то же время эффективность аварийной защиты была малой и требовала до полнительных ограничений на перемещение элементов активной зоны перегрузочной машиной (предварительная разгрузка части кассет,
перемещение кассет шагами, влияние которых на изменение реактив ности заведомо меньше располагаемой эффективности ПАЗ).
Следует также подчеркнуть, что аппаратурное оформление сис темы ПСКЗ не обеспечило надежную работу этой системы в режиме
86
защиты из-за ее большой чувствительности к электрическим помехам.
Система реально |
могла надежно зафиксировать нарушение в проце- |
дуре перегрузки |
(V |
только по значительному повышению нейтронного |
|
потока после выхода в надкритическое состояние. |
Поэтому, начиная со второй перегрузки 1-го блока НВАЭС,
технология перегрузки была коренным образом изменена. Была вве дена перегрузка в глубоко подкритическом состоянии, перегрузоч ная аварийная защита была ликвидирована. Глубокая подкритичнооть
(порядка 0,1 при всех извлеченных поглотителях нейтронов) обес печивается созданием большой концентрации борной кислоты, которая периодически контролируется в ходе перегрузки . Контроль нейт ронного потока в процессе перегрузки сохранен е качестве допол нительной меры ядерной безопасности. Конструкция измерительной системы (ПСК - перегрузочная система контроля) выполнена анало гично первоначальным разработкам, в настоящее время внедряется;
более совершенная измерительная аппаратура, менее чувствительная к электрическим помехам.
Внедрение перегрузки при высокой концентрации борной кислоты сильно упростило и обезопасило эту операцию и было важным еще потому, что подтолкнуло использование борного раствора е других эксплуатационных режимах.
Следующим этапом внедрения борного регулирования явилось использование борного раствора для обеспечения требуемой подкри тичности активной зоны ВВЭР-I и 2 е предпусковом холодном состоя нии. 11о первоначальным проектным условиям необходимая (по требова ниям ядс-рной безопасности) предпусковая подкритичность обеспечи валась эффективностью механических органов регулирования и защиты.
Перенесение функций обеспечения подкритичности с механической
87
сиотемы на борную высвободило часть компенсирующей способности
(до 0,025) системы регулирования для увеличения запаса реактив ности на выгорание (при компенсации всех остальных эффектов).
При пуске реактора и разогреве контура борная кислота выводилась из теплонооителя, водно-химический режим не искажался. Эти меры позволили существенно увеличить интервал меаду перегрузками пер вого блока НВАЭС и постепенно повысить глубину выгорания в этом реакторе за счет увеличения обогащения загружаемого топлива. Полу ченные в разных рабочих периодах первого реактора эксплуатацион ные показатели приведены в таблице I.4-I.
|
|
|
Таблица I.4-I |
||
Номев кампании ВВЭР-1 |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
Длительность рабочего периода |
222 |
217 |
189,6 |
248 |
307,8 |
между перегрузками(эфф.сутки) |
|||||
Среднее выгорание выгруженного |
4900 |
1100012800 |
13000 |
16000 |
|
топлива (Мвт,сут/т урана) |
При дальнейшем увеличении эффективной длительности периода
между перегрузками на борный раствор перекладывается компенсация температурного и других эффектов реактивности. Это означает, что
в определенном диапазоне эксплуатационных режимов (разогрев пер вого контура, выход на мощность) борная кислота в теплоносителе
остается единственным средством компенсации части избыточной ре активности, а это предъявляет к борной системе качественно новые требования по производительности , надежности и резервирова нию. К борной системе 1-го и 2-го блоковНВ АЭС такие
88
требования не предъявлялись и это, естественно, ограничивало возможный диапазон ее эксплуатационных функций,(это же относит ся к АЭС "Райнсберг").
Дальнейшее расширение режимов применения борного ревулиро-
вания на ВВЭР-I и ВВЭР-2 практически исключала предусмотренная проектом на этих блоках выпарная система очистки воды первого контура. Несмотря на это, благодаря летучести борной кислоты
(что позволяет Еернуть ее частично после выпарных аппаратов в контур) на этих реакторах (главным образом на ВВЭР-2) удалооь осуществить несколько экспериментальных режимов с длительным
(до месяца) использованием на мощности борной кислоты небольшой концентрации (до 0,1-0,2 г/кг). Одновременно была развернута программа лабораторных, стендовых и петлевых испытаний по отра ботке водно-химического режима при борном регулировании, кото рая была в основном завершена к моменту пуска 2-го блока НВАЭС
(1969 год).
При разработке реактора 2-го блока одновременно с увеличе нием тепловой мощности и глубины выгорания было обеспечено зна чительное повышение эффективности механической системы компен сации реактивности: вмеото 37 органов СУЗ было предусмотрено
73 органа. Эта система обеспечивала компенсацию всех эффектов реактивности, так что от оиотемы аварийного ввода бора тре-
бовалооь только заглушение реактора в случае застревания орга нов СУЗ (что и соответствовало возможностям этой системы, как отмечено вше).Для сокращения изменения реактивнооти при выгора нии были применены блокированные выгорающие поглотители е виде поглощающих элементов, равновеликих тепловыделяющим элементам и размещаемых в кассетах вместо отдельных твэл (борооодержаший сплав в циркониевой оболочке, по 6 штук в кассете).
89
С точки зрения ядерной безопасности не было никаких пре
пятствий к использованию борной кислоты как дублирующего средст
ва компенсации запаса реактивности на выгорание. Этому также способствовало изменение системы очистки .теплоносителя: е отли чие от первого блока на втором (также как и в последующих реак торах) была применена ионообменна система очистки в замкнутом контуре.
Все перечисленные обстоятельства позволили осуществить на
2-м блоке НВАЭС решающий этап внедрения борного регулирования в ВВЭР: на основании проведенных исследований были разработаны рекомендации по водно-химическому режиму при борном регулирова нии и способу его обеспечения,и реактор 2-го блока НВАЭС был
пущен сразу в опытную эксплуатацию в режиме борного регулирования на мощности.
Важность этого промышленного эксперимента обуславливалась
тем, что завершавшаяся к тому времени разработка реактороЕ НВЭР-440 Естала перед необходимостью дальнейшего (по сравнению
с активной зоной ВВЭР-3) удлинения кампании реактора (т.е. уве личение начального обогащения активной зоны) и уменьшения нерав номерности тепловыделения (для увеличения запасов до предельных
параметров |
в случае нарушения номинальных условий работы). |
Решение проблемы компенсации реактивности при удлинении кам |
|
пании теми же |
средствами, как в реакторе ВВЭР-3, т.е. увеличе |
нием количества и эффективности механических органов СУЗ и даль нейшим развитием системы выгорающих поглотителей, нельзя было признать рациональным. Увеличение числа органов регулирования усложняет конструкцию реактора и его обслуживание, а также сни жает надежность эксплуатации. Применение выгорающих поглотителей
90
в виде поглощающих элементов сокращает загрузку топлива в актив ную зону и уменьшает поверхность теплообмена. Использование вы горающего поглотителя в виде присадки к цирконию в чехлах кас сет натолкнулось на технологическую трудность равномерного и конт ролируемого распределения бора в циркониевых листах.
Для обеспечения требуемой равномерности свойств активной зоны с выровненным полем тепловыделения нужна стабильность кон центрации бора в листах в рамках ±10% номинального значения. По мимо этого применение любого выгорающего поглотителя приводит к сокращению кампании и ухудшению топливной составляющей стоимости энергии.
Возможности уменьшения неравномерности тепловыделения в ак тивных зонах ВВЭР в рамках использования эффективных органов ре гулирования в виде компенсационных кассет практически были исчер паны при разработке активной зоны ВВЭР-3.
Для дальнейшего уменьшения неравномерности тепловыделения на первоначальной стадии разработки реактора ВВЭР-3 была пред принята попытка разработать органы СУЗ с двойным движением, кото рые бы совмещали достоинства высокой эффективности "нейтронных ловушек" (при компенсации больших запасов реактивности в холод ном реакторе) с умеренным искажением нейтронного поля обычными поглотителями тепловых нейтронов (при компенсации части запаса на выгорание и оперативных запасов реактишости и регулировании мощности реактора). В таком органе в исходном состоянии в актив ной зоне находится поглотитель - нейтронная ловушка? первым дви жением в водную полость шестигранного поглотителя вводится умень шенная в поперечном сечении топливная сборка; вторым движением из активной зоны извлекается расположенный вокруг этой оборки
91
шестигранный поглощающий чехол, который используется для управ ления реактором на мощности. Конструктивная сложность такого привода заставила приостановить эту разработку, так что дальней шее уменьшение неравномерности требовало удаления в рабочем ре
жиме на номинальной мощности поглотителей компенсационных кассет из активной зоны, т.е. делало необходимым внедрение в новой серии реактороЕ борного регулирования на мощности.
Применительно к активной зоне ВВЭР-440 неравномерность расп
ределения мощности по кассетам при использовании только механи ческой системы регулирования удается в лучшем случае сохранить
е рамках , определяемых коэффициентом 1,6; аналогичная вели
чина в случае регулирования реактора раствором поглотителя состав ляет 1,35.
Реактор 2-го блока НВАЭС был очень удачным объектом для про
ведения обсуждаемого промышленного эксперимента с борным регули рованием. Его конструкция и характеристики активной зоны позволя ли осуществление всех без ионлючения эксплуатационных режимов
без использования борного раствора ( в том числе и осуществление безопасной перегрузки, поскольку увеличенное количество органов СУЗ обеспечивало в заглушенном реакторе большую подкритичность,
и даже ошибочное извлечение поглотителя не приводило к опасности
выхода в надкритическое состояние). Таким образом,реактор давал
наглядный пример решения одних и тех же проблем различными сред ствами; без использования жидкостного регулирования и на его ос нове.
Никаких существенных замечаний |
по эксплуатации реактора |
|
с борным регулированием |
на мощности |
выявлено не было. Ожидав |
шиеся достоинства этого |
способа работы полностью подтвердились. |