Файл: Сидоренко, В. А. Вопросы безопасной работы ВВЭР к 10-й годовщине пуска первого блока Нововоронежской атомной электростанции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
230
Немаловажное значение имеет нейтрализация разрывов во вто
ром контуре установки. Основная опасность здесь связана с рез ким увеличением отвода тепла из первого контура, приводящим к глубокому и быстрому его охлаждению. Большая скорость охлажде ния может привести к повреждению наиболее крупное и толстостен ное оборудование - корпус реактора, корпуса парогенераторов и
насосов.
Дополнительным следствием этой аварии может быть трудность заглушения реактора (быстрого уменьшения его мощности до нуля)
при задержке ввода в контур борного раствора повышенной концент рации. Возможность реализации рассматриваемого процесса предъяв ляет повышенные требования к надежности и быстродействию системы
ввода бора.
На рис. 2.4-7 показано иаленение основных параметров
установки ВВЭР-1000 при разрыве главного паропровода. Рис. 2.4-8
иллюстрирует влияние быстродействия и производительности системы ввода бора на изменение тепловой мощности реактора. Для предотвра щения опасных последствий предусматривается установка на паропро водах быстродействующих отсечных клапанов.
Проолемы предотвращения разрывов оборудования и аварийного
охлаждения активной зоны дополняются проблемами, связанными с
созданием средств локализации последствий возможной аварии в пре делах станционных сооружений.
Из теплогидравлических проблем наиболее важной является проблема оптимального построения средств конденсации и охлажде ния вытекащего из реакторной установки теплоносителя. В разде ле 1.5 обсуждаются различные конструктивные и строительные схемы помещений первого контура АЭС, каждая их которых может оыть оо
160
cd
Ен
(0
Давление I-го контура.
150
140
130
120
НО
100
Мощность реактора (относительно номинальной)
Рис.2.4-8. Изменение тепловой мощности реактора ВВЭР-1000 при разрыве главного парового коллектора.
1.- Срабатывание АЗ - 1-го рода.
2. - Срабатывание АЗ- |
1-го рода и введение в 2-ой |
контур с 50-ой секунды |
борной кислоты (30 |
г/кг) с производительностью |
270 т/час. |
3.- Сраоатывание АЗ - 1-го рода и введение в I-ый контур с 20-ой секунды борной кислоты (30 г/кг) с производительностью 540 т/час.
233
легчена и удешевлена при улучшении эффективности конденсации образующегося в процессе истечения пара. Основная конечная цель-
уменьшение максимального давления, возникающего в аварийном про цессе в помещениях.
Наиболее важная радиохимическая проблема - разработка эф фективных средств удержания наиболее токсичных радиоактивных ве ществ в пределах помещений первого контура за счет сорбции, пе ревода в жидкую фазу и т.п., чтобы облегчить решение воцросов герметизации помещений и максимальным образом понизить опасность выхода газов за пределы АЭС. Для оптимального построения средств удержания активности необходимо продолжать изучение процессов выхода радиоактивных веществ из активной зоны при ее повреждении,
В плане дальнейшего снижения потенциальной опасности АЭС должны изучаться и разрабатываться средства отвода тепла от рас плавившейся активной зоны.
234
2.5.МРОДИНАМИКА ПЕРВОГО КОНТУРА
Стержневым вопросом и основой работоспособности реакторов
ВВЭР является правильная организация потока теплоносителя в первом контура.
Оптимальными и характерными дом ВВЭР являются большие рас
ходы теплоносителя, характерным достоинством является компакт ный циркуляционный контур и, как следствие всего этого, харак терными являются большие скорости воды, как можно более прибли женные к максимальным допустимым.
Скорости в главных циркуляционных трубопроводах составляют:
в |
ВВЭР-1 |
- |
от |
8,3 |
до 10 м/сек |
в |
ВВЭР-3 |
- |
от |
10 до |
II м/сек |
вВВЭР-440-от 10 до 12,5 м/сек
вВВЭР-1000- около 10 м/сек
причем большие значения скорости соответствуют условиям работы с малым числом циркуляционных петель.
Большие потоки воды, движущиеся с большой скоростью, об уславливают значительные усилия со стороны теплоносителя на все узлы оборудования, находящиеся в циркуляционном контуре, - это первый фактор рассматриваемой проблемы.
Потоки теплоносителя в циркуляционном контуре ВВЭР в про цессе эксплуатации не регулируются, гидравлическая характеристи ка различных элементов контура не перестраивается при изменении режимов эксплуатации, распределение расхода теплоносителя по ак тивной зоне является универсальным для различного числа работаю щих петель. Запущенная в эксплуатацию реакторная установка сохра няет свои гидравлические особенности в течение всего времени ра боты. При всс:-простоте принциииальной гидравлической схемы кон
2 3 5
тура он исключает оперативную настройку своих гидравлических характеристик. Отсвда вытекает важность и ответственность пред-
експлуатациояной оптимальной организации потока как в части обес печения раоотоспособности всего оборудования, находящегося в по токе, так и в части обеспечения надежного охлаждения активной зоны. Однозначность и нерегулируемость гидродинамических усло вий эксплуатации - второй фактор рассматриваемой проблемы.
Болнпой опыт по гидродинамике первого контура ВВЭР дал пер вый блок НВАЭС. Наибольшую практическую остроту приобрели два явления, по своей основе независимые друт от друга, но оказыва ющие взаимное влияние в развитии процессов: вибрация оборудова ния и пульсации давления теплоносителя.
Решение проблемы вибрации идет по двум путям: улучшение конструкции и успокоение потока, причем определяющим является именно первый путь.
Обеспечение вибростойкости конструкции при проектировании ВВЭР прежде всего проявилось в разработке кассет активной зоны.
Были подвергнуты длительным испытаниям в натурных гидродинами ческих условиях различные конструктивные варианты дистанциониро-
вания тепловыделяющих элементов в пучке, закреплена» пучка в кас сете, конструктивного оформления входа в кассету, из которых были выбраны наиболее надежные, обеспечивающие прочность всех элемен тов конструкции, отсутствие истирания оболочек твэл в течение все го срока эксплуатации и исключающие их сближение в пучке, опас ное возможным ухудшением теплоотвода. Наиболее важным фактором виб ростойкости пучка твэл оказалось расстояние между двумя сосед ними ярусами дистанциониругацих решеток. В кассете ВВЭР-I было установлено 9 ярусов дистанционирунцих решеток, исходя из макси мального расстояния между ними 25 см. Расстояние между точками
236
закрепления твэл в пучке около 25 см сохранено в кассетах всех ВВЭР.
Обкатка первого контура в натурных гидродинамических условиях
последовательно выявила целый ряд слабых мест е конструкции и за креплении оборудования.
После выявления сильных вибрационных явлений в реакторе, приво
дящих к разрушениям отдельных элементов оборудования,были пересмот рены условия закрепления и обтекания всех внутрикорпусных устройств,
В результате было усилено закрепление чехловых труб термометров со противления, измеряющих температуру воды на выходе кассет и располо женных в верхнем объеме реактора; была удалена система контроля герметичности оболочек твэл на действующем реакторе, именная боль шое количество мелких трубок, закрепленных на конструкциях верхнего блока (крышки) реактора, было улучшено закрепление дренажной трубы
реактора; было улучшено закрепление дроссельных шайб на входе в ра
бочие кассеты, которые вывинчивались из своих гнезд под действием потока; было пересмотрено закрепление всех резьбовых и болтовых соединений как на внутрикорпусных устройствах, так и в очень боль шом объеме, на приводах СУЗ; была улучшена конструкция пружинных элементов нажимного цилиндра корзины реактора и прижимов кассет.
В первоначальной конструкции, как и во всех последующих, для уменьшения воздействия потока теплоносителя на приводы СУЗ послед ние помещаются в защитные чехлы, закрепленные на верхнем блоке ре актора. В ходе реконструкции внутрикорпусных устройств после пер вого этапа обкатки ВВЭР-I были предприняты меры по выравниванию по тока воды в верхнем объеме и уменьшению поперечных скоростей, для чего была изменена перфорация стенок нажимного цилиндра, дроссели рующего поток перед входом в горячие нитки петель,
шбрация всех остальных элементов была проверена тензометри-
рованием на последующих этапах обкатки и была признана приемлемой.
Тем не менее конструкция и закрепление одного из элементов теплового экрана оказались неудовлетворительными для гидродина мических условий его эксплуатации. В декабре 1969 года (через
5 лет эксплуатации) был обнаружен обрыв экрана.
В'процессе ликвидации последствий этого повреждения была пересмотрена конструкция внутрикорпусных устройств ВВЭР-I, теп ловой экран был удален.
На основании полученного опыта были внесены усовершенство вания в конструкции внутрикорпусных устройств последующих реак торов. Радикальным образом пересмотрена конструкция и способ за крепления теплового экрана; ниже днища корзины располагается прочная решетка, предотвращающая попадание крупных предметов на вход активной зоны и способствующая в некоторой мере выравнива нию распределения потока. Каждая новая конструкция внутрикорпус ных устройств или изменение способов их закрепления в корпусе ре актора проходит проверку на вибростойкость путем осуществления довольно обширной программы тензометрирования в ходе предпуско вой обкатки оборудования в натурных условиях. Осуществляется пе риодический контроль состояния оборудования при остановках реак тора. Значительно увеличен объем вибрационных испытаний отдель ных узлов оборудования на стендах в процессе разработки их кон струкций, в частности, было внедрено натурное испытание всего ка нала управления-привода вместе с натурной кассетой.
Другое явление, зафиксированное на первом блоке НВ АЭС,-
пульсации давлений теплоносителя. На последующих установках пуль сации несколько уменьшились, но практически сохранились, поскольг-
ку цроточная часть первого контура на новых действующих блоках пока еще не претерпела радикального изменения.
238
Исследования, проведенные при пуско-наладонных работах перво
го олока НВАЭС, указывают на то, что частотные характеристики пуль саций давления соответствуют собственным частотам контура, т.е.
контур избирательно усиливает колебания давления в теплоносителе,
возникающие в местах повышенной нестабильности потока, .Источника ми таких колебаний давления являются в первую очередь участки рез
ких изменений проходного сечения и поворотов потока (например,
коллектор парогенератора, корпус задвкяки, вход, выход и повороты в реакторе). Типичные осциллограммы пульсаций давления приведены на рис. 2.5-1. Ь последнее время были предприняты попытки выявить наиболее существенные источники возмущения потока в контуре и най ти удобные конструктивные меры уменьшения таких возмущений. Резуль таты исследований на испытательном стенде указывают на то, что при замене задвижки на выравнивающую решетку происходит резкое сниже ние пульсаций давления по всему контуру (в 4-5 раз), в то же вре мя значительные ухудшения гидравлической части Г Щ (вплоть до уда ления одной рабочей лопатки) не изменили заметно пульсадненную картину в контуре.
Пульсации давления не являются непосредственным определяющим фактором возникновения вибраций оборудования в циркуляционном кон туре, но могут способствовать усилению вибрации отдельных элемен тов и моцут влиять на их длительную прочность.
Улучшение проточной частя с целью ликвидации пульсаций давле ния наилучшим образом выявляется при помощи крупномасштабных мо делей циркуляционного контура.
Важной стороной гидравлических условий работы конструктив ных элементов реактора является сохранение в допустимых рамках подъемной силы, создаваемой потоком воды, на что уже было обраще но внимание в разделе 2.3. Основным элементом, принципиально огра-
I И i 0,/свк| | i (
работ ают р^ бпет ли
I I I I I i i i m i m i
/м п=0.0625кг/с**
Рис.2.5-1. Пульсации давления теплоносителя в первом конту ре ВВЭР-1.
240
ничиваюцим перепад давления на активной зоне реакторов первого и второго поколений, являются подвижные кассеты, исполняющие функ ции аварийной защиты реактора при их падении в потоке воды. Как было указано, величина перепада давления не должна препятствовать опусканию компенсационной кассеты даже в случае расцепления кас сеты со штангой привода. Второй фактор, ограничивающий перепад давления на активной зоне, -подъемная сила, действующая на всю кор зину и на рабочие кассеты и нагружающая прижимные устройства. Раз личные варианты конструкции ВВЭР в разной мере чувствительны к увеличению этой силы, но в некоторых случаях цредельное значение перепада ограничивает возможное увеличение общего расхода тепло носителя.
Весьма существенной особенностью движения теплоносителя в ре акторе ВВЭР, важной при определении температурных условий работы активной зоны, является автономность потоков воды, поступающих в корпус реактора из различных циркуляционных петель. Параллельные потоки, двигающиеся по опускному зазору вдоль корпуса реактора и после поворота поступающие на вход активной зоны, слабо перемеши ваются по путж и в значительной мере сохраняют перед входом в кас сеты различие температур воды, возникающее на выходе из парогене раторов в различных режимах эксплуатации, поток на выходе актив ной зоны перемешивается значительно полней, так что на входе в раз личные парогенераторы (петли) температура теплонооителя выравнива ется.
Эта особенность потока была четко зафиксирована при испыта ниях на мощности 1-го блока НВАЭС и затем была подтверждена при испытаниях всех последующих реакторов. Наиболее удобным режимом для получения дятгат о степени автономности отдельных "струй" в
общем потоке теплоносителя является режим поочередного нагружения или поочередного отключения отдельных парогенераторов, подключен