Файл: Сидоренко, В. А. Вопросы безопасной работы ВВЭР к 10-й годовщине пуска первого блока Нововоронежской атомной электростанции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47

конструкции тепловыделяющего элемента были также учтены те явления, которые ожидаются при большом выгорании сердечника

(распухание двуокиси, накопление газовых осколков). Последую­ щий массовый опыт эксплуатации тепловыделяющих элементов в реакторах 2-го и 3-го блоков НВАЭС продемонстрировал их высокую надежность, что косвенно подтвердило правильность реализован­ ных изменений конструкции твэл.

Цри увеличении тепловой мощности реактора соответственно увеличивается скорость сгорания урана. Это требует изменения трех характеристик (всех одновременно либо в любом сочетании):

увеличить частоту перегрузки топлива, увеличить глубину выго­ рания топлива, увеличить загрузку топлива в активную зону.

Основной тенденцией развития отечественных ЕВЭР до нас­ тоящего времени, совпадавшей с тенденцией в других странах,

было отрешение совместить перегрузку топлива с годовым про­ филактическим ремонтом АЭС и провести ее в период опада энерго­ потребления, наиболее удобный для энергосистемы. На основании этого вое современные проекты ориентированы на годовой цикл работы реактора между отдельными перегрузками топлива,и это предъявляет соответствующие требования к увеличению загрузки и увеличению глубины выгорания.

Увеличение глубины выгорания топлива само по себе является одним из средств повышения экономичности топливного цикла и будет рассмотрено ниже. Тем не менее технологически достижи­ мая глубина выгорания в та«дне определенный период развития ог­ раничена и реальное соотношение характеристик ВВЭР требует увеличения загрузки топлива при увеличении его мощности выше

500 Мвт эл. в блоке.

48

Как уже было замечено выше, увеличение загрузки за счет роста высоты активной зоны увеличивает скорость теплоносителя и перепад давления на реакторе и, в какой-то мере, ограничено этими факторами. Увеличение диаметра активной зоны ограничено возможностью увеличения диаметра корпуса. В конечном счете в проекте ВВЭР-1000 обеспечена возможность загрузить в активную зону 75 тонн двуокиси урана.

В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что концепция железнодорожной перевозки корпуса реактора практически ограни-j

чипа мощность блока ВВЭР значением 1000 Мвт эл. из-за труд­ ностей размещения большей загрузки и в настоящее время уже должна быть отклонена. Должны быть изучены и реализованы друпи способы транспортировки габаритного оборудования (водный путь,

автодороги) пригодные для многих мест расположения атомных электростанций. Увеличение диаметра корпуса открывает возмож­ ность дальнейшего повышения единичной мощности ВВЭР, что эконсь мичеснп целесообразно, и позволяет в случае необходимости

( в целях повышения надежности) в более мощных реакторах уйти по некоторым параметрам от значений близких к предельным или неоптимальных (например, уменьшить скорость теплоносителя, уме!

шить глубину выгорания, увеличить диаметр тепловыделяющего элемента и т.п.).

1.2.2. Уменьшение топливной составляющей стоимости электроэнергии

В осуществленных и разработанных проектах ВВЭР еще не реализовались те направления улучшения топливного цикла, кото]

связаны с ограничением расхода урана и которые оказываются экономически целесообразными при росте цены на уран, когда


49

увеличение эксплуатационных расходов по топливному циклу ком­ пенсируется уменьшением расхода урана.

Основным направлением реализуемого до настоящего времени улучшения экономичности топливного цикла ВВЭР является увели­

чение глубины выгорания топлива.

Положение оптимума топливной составляющей стоимости элект­ роэнергии в зависимости от глубины выгорания определяется соот­

ношением стоимости процессов изготовления тепловыделяющих эле­

ментов, обогащение урана и стоимости химической переработки вн-

горенпего топлива. Не вдаваясь здесь в анализ этой стороны во­ проса, можно лишь подчеркнуть важный для современного состоя­

ния развития ВВЭР результат: оптимальное обогащение топливакак

с учетом химической переработки, так и без учета ее, лежит по крайней мере не ниже 55?. Другими словами, современное состояние

технологии производства тепловыделяющих элементов для ВВЭР, стой­ кость твэл в рабочих условиях должны обеопечивать достижение тех выгораний, которые могут быть получены цри использовании топли­ ва с обогащением по крайней мере до 5$.

В масоовом опыте чнжжгяния топлива в реакторе 2-го блока

НВАЭС при параметрах, близких к реактору ВВЭР-440, уже достигну­

та проектная глубина выгорания - около 28000 Мвт.оут/т в сред­ нем по выгружаемому топливу при максимальном выгорании в сред­ нем по твэлу - более 40000 Мвт.сут/т.

Активная зона реактора ВВЭР-1000 ориентирована на-ореднюю

глубину выгорания 40000 Мвт.оут/т при максимальном выгорании

в среднем по твэлу до

44000 Мвт.сут/т

} для этого потребует­

ся на перегрузу

подавать топливо,

обогащенное до 4,45?.

50

Одна из центральных задач повышения экономичности топлие-

ного цикла - получение требуемого выгорания при меньшем обога­ щении догружаемого топлива. Не касаясь физических деталей оп­ тимальной организации режима выжигания топлива в активной зоне,

подчеркнем один важный внешний признак: количество частичных перегрузок за время полной кампании топлива.

Желательным пределом является непрерывная замена тепловыделяю­ щих элементов, достигших проектной глубины выгорания. Практи­ ческое воплощение этой цели в ВВЭР - периодическая частичная перегрузка.

Первые разработки водо-водяных реакторов были нацелены на непрерывную перегрузку, однако из-за усложнения конструкции и обслуживания реактора, снижения его надежности эти разработки не были доведены до реализации. Оптимальным и устойчивым реше­ нием оказалось применение трех частичных перегрузок, так как в этом случае используется подавляющая часть выгоды от многократ­ ных перегрузок, а длительность рабочего цикла между перегрузка­ ми оказывается близкой к году.

Реактор ВВЭР-1000 имеет возможность работать в цикле с дву­ мя перегрузками за кампанию, обеспечивая выжигание урана с обо­ гащением 3,3% примерно до 27000 Мвт.сут/т, однако это ухудшает топливную составляющую стоимости электроэнергии на

10-15$.


51

Следует заметить, что выработанный к настоящему времени режим трех частичных перегрузок с годовым циклом нельзя счи­ тать удовлетворяющим дальнейшее развитие ВВЭР. Во-первых, уве­ личение количества перегрузок за кампанию до шести позволяет уменьшить топливную составляющую стоимости электроэнергии еще на 6-8%; во-вторых, при развитии масштаба атомной энергетики становится необязательным и даже неудобным привязывать пере­ грузку к летнему минимуму потребления. Важным требованием ос­ тается обеспечение максимального коэффициента нагрузки стан­ ции, во всяком случае - сведение до минимума времени холосто­ го простоя.

С другой стороны, длительность операций по собственно перегрузке даже для тех конструкций реактора, которые рассчи­ таны на перегрузку раз в году, включая расхолаживание и разо­ грев, разуплотнение и уплотнение реактора, все операции по сборке и разборке и по замене выгоревших кассет перегрузочной машиной,.не выходит за пределы 7-8 суток.

Весь этот опыт позволяет признать, что наиболее перспек­ тивным путем увеличения частоты перегрузок является усовершен­ ствование и упрощение существующих методов с доведением, в ка­ честве ближайшей задачи, длительности остановки станции для очередной частичной перегрузки до одной недели. В этих усло­ виях можно планировать перевод всех реакторов ВВЭР на режим с шестью частичными перегрузками за кампанию при полугодовом цикле.


52

1.2.3. удаддчеаае. цйВДййтдл.др9дааолйтедьдййти

ооттшj&wmmmz

Как уже подчеркивалось, для обеспечения оптимальных компо­ новочных и строительных решение увеличение мощности блока долж­ но сопровождаться увеличением мощности и производительности основного оборудования. Стремление уменьшать удельные капиталь­ ные затраты в серийных установках и рационально использовать производственные мощнооти заводов-изготовителей приводит к то­ му, что тенденция укрупнения оборудования приобретает самостоя­ тельный характер, вне связи с увеличением мощности блока. Элект­ рическая мощность АЭС, обеспечиваемая одной циркуляционной пет­ лей первого контура, включающей парогенератор и ГЦН, составляет:

в НВЭР-1

- 35-46

Мвт

(по проекту и фактически);

в ВВЭР-3

- 46-52

Мвт

(по проекту и фактически);

в

ВВЭР-440

- 73

Мвт;

 

в

ВВЭР-1000 - 250

Мвт.

 

Выше уже обращалось внимание на вынужденное несоответствие мощности блока и мощности петли в реакторной установке ВВЭР-440,

Более современный и экономичный вариант установки такого уровня мощности должен обслуживаться двумя петлями. Такая разработка

(ВВЭР-500) базируется на основное оборудование, создаваемое для реактора ВВЭР-1000.

53

Укрупнение оборудования безусловно требует существенного

повышения его надежности, а это в свою очередь позволяет перес­ мотреть некоторые основы, закладываемые в принципиальную схему

установки, компоновку оборудования и способы обеспечения ре­ монта.

Опыт, накопленный по всем установкам ВВЭР, позволяет рас­

считывать на такое повышение надежности и подтверждает целесо­ образность упрощений компоновочных решений и принципиальной схемы.

Напомним, что в первом реакторе ВВЭР каждая петля разме­

щается в отдельном боксе, который кроме того разделен на от­ дельные отсеки, выгораживающие основное оборудование: парогене­

ратор, насосы, задвижки. На втором блоке НВАЭС каждый бокс со­ держит по две петли, а блок ВВЭР-440 имеет объединенный бокс

с шестью петлями и с выгородкой ("палубой") для электроцривод-

ной части Щ Н и приводов главных задвижек. Такое изменение принципа компоновки не ухудшило условий обслуживания и не ока­ зало отрицательного влияния на надежность блока в целом.

Следующим шагом в создании простой и компактной установки должен стать отказ от главных запорных задвижек в петлях реак­

торных установок ВВЭР-1000 и ВВЭР-500. Головная установка

I

ВВЭР-1000 на 5-м блоке НВАЭС выполняется с задвижками на петлях,

что оправдано именно для первой установки, в которой полезно иметь дополнительные возможности маневрирования, ожидая пони­ женную надежность головных образцов оборудования в отличие от серийных. Подтверждением такой позиции может служить пп/т

освоения бессальниковых насосов на I-м блоке НВАЭС.


54

Г Щ первого выпуска являлись наиболее слабым элементом пер­ вого контура, требовали частных ремонтов и, следовательно, отклнь чений петель. Следующие выпуски насосов,поставленные на 2-й блок НВАЭС и на реактор ВВЭР-440,продемонстрировали высокую надежность и практически никак не ухудшают эксплуатационных показателей АЭС.

Следует также иметь в виду, что отказ от задвижек на глав­ ных циркуляционных петлях полезен с точки зрения безопасности;

при этом ликвидируется потенциальная опасность, связанная с воз­ можностью подключить к работающему (находящемуся в критическом состоянии) реактору холодную петлю, в результате чего из-за отри­ цательного температурного коэффициента реактивности Возможно опасное увеличение мощности. Опасность этой операции определяет-!

ся величиной недогрева воды в подключаемой петле, скоростью по­ ступления холодной воды, значением температурного коэффициента и уровнем мощности, но в пределе может быть чревато значитель­ ным повреждением тепловыделяющих элементов. Для предотвращения этой возможности предусматривается безопасный порядок организа­ ции работ на реакторной установке (организационная мера), пред­ усматриваются специальные автоматические блокировки, запрещаю­ щие проведение опасных операций (мера защиты), предусматривают­

ся ограничения скорости открытия задвижки (конструкционная мера),

ко принципиально такая потенциальная опасность остается до тех пор, пока в первом контуре остаются "главные запорные задвижки".

Подытоживая изложенные кратко особенности развития направ­ ления водо-водяных энергетических реакторов в отечественном ре-

акторостроении, можно выцедить три поколения этих установок:

I)реакторные установки ВВЭР-1 (I-й блок НВАЭС) и ВВЭР

(АЭС Райнсберг);

55

2)реакторная установка ВВЭР-440;

3)реакторные установки ВВЭР-1000 и ВВЭР-500.

Промежуточное место занимает реакторная установка ВВЭР-3 2-го блока НВАЭС. В этой установке были внедрены все основные усовер­ шенствования активной зоны, разработанные для серийного реактора средней мощности и использованные затем в установке ВВЭР-440. Что­ бы не задерживать практическую проверку этих решений, атомная электростанция и реакторная установка были укомплектованы в основ­ ном оборудованием, разработанным для 1-го блока и рассчитанным практически на те же параметры.

Второе поколение реакторных установок ВВЭР было положено в основу первой крупной серии атомных электростанций, поскольку их удовлетворительные экономические показатели сделали эти станции вполне конкурентоспособными со станциями на обычном топливе прак­ тически во всех районах европейской территории Союза.

Основные показатели АЭС трех поколений сравниваются ниже в таблице 1.2-4. Там же приведены показатели трех американских уста­ новок: первой промышленной электростанции "Янки-I", головной стан­ ции средней мощности "Сан-Онофр" и типовой установки фирмы "Вестин-

гауз" мощностью 1165 Мвт.эл.(нетто). Можно видеть, что характери­ стики активных зон отечественных реакторов находятся на уровне зарубежных или опережают их.Первый блок НВАЭС в год его пуска был самой мощной атомной электростанцией в мире. Обращает на себя вни­ мание тот факт, что зарубежные станции используют турбогенераторы значительно большей мощности, что позволяет реализовывать монобло­ ки реактор - турбина.