Файл: Серов, Н. К. Процессы и мера времени проблемы методологии структурно-диахронического исследования в современной науке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наблюдения, измерения и контроля, позволяя обеспечить сравнительно простыми средствами четкое разграничение специфически различных явлений, уточнить внутри дан­ ного класса явлений различные градации и т. п.

Указанная логическая схема пригодна для выработки определений различных «аттестационных» качеств, таких как самостоятельность, инициативность, ответственность, устойчивость, подвижность, мобильность и др. Целесооб­ разна опа и для определения понятий «научный работ­ ник», «руководитель», «математик», «биолог» и т. д., иг­ рающих важную роль в статистическом учете научных кадров и их распределения по отраслям науки.

Пригодна эта же схема и для определения таких слож­ ных понятий, как «жпзнь», «мышление», «машина» и др.; для анализа ряда математических понятий — «уравнение», «колебание», «случайный процесс», «переменная вели­ чина» п т. п.; для многих социологических понятий — «адаптация», «роль», «малая группа», «социальная связь» и т. д.

Специфическую разновидность задач диагностики со­ ставляют задачи формулирования той или иной темы научного исследования, особенно уточнения предмета экспериментального исследования. В этих случаях уста­ новление величины модуля изучаемого процесса помогает объективно оценить степень сложности и трудоемкости темы, рационально спланировать проведение эксперимента во времени.

Структурно-диахронический анализ составляет, или во всяком случае должен составлять, неотъемлемый этап решения задач моделирования и прогнозирования процес­ сов, их хода во времени.

Практически важными для этих задач являются сле­ дующие пункты, не всегда учитываемые в настоящее время: а) анализ будущих состояний более крупных про­ цессов, на фоне которых развертывается прогнозируемый процесс; б) анализ возможных пауз в ходе процесса; в) четкое разграничение иерархии деталей прогнозируе­ мого процесса по их модулю и соответственно общая оценка требуемой и достижимой детальности прогноза при заданных предпосылках; г) систематическая корректировка прогноза по мере развития конкретного процесса.

176

§ 3. Проектирование процессов, планирование деятельности, управление и регулирование

Эти классы практических задач очень тесно связаны с задачами диагностики и прогнозирования, по­ этому для их решения можно использовать многие из уже рассмотренных выше методических правил — анализ хроноструктурных особенностей конкретного процесса, учет внешнего изменчивого фона, разграничение «крупных» и «мелких» по модулю деталей процесса и др.

Однако эти задачи имеют и целый ряд специфических особенностей. Среди главнейших из них: а) необходимость совместного рассмотрения двух или нескольких разных по природе процессов (например, при проектировании про­ цессов в системах типа «человек—машина», при научной организации труда, при планировании материально-технш ческого снабжения отрасли производства и т. д.); б) не­ обходимость учета обратных связей в ходе осуществления планирования и управления; в) необходимость учета ко­ лебательного характера длительных мезо- и макромодульиых процессов и, в частности, ритмики процессов индиви­ дуальной и коллективной человеческой деятельности; г) часто встречающаяся необходимость принимать реше­ ния в условиях дефицита информации, в сжатые сроки по времени, и др.

Теоретическая и прикладная сторона решения задач проектирования процессов и управления их ходом уси­ ленно разрабатывается в литературе в целом ряде науч­ ных дисциплин. Особое внимание за последние годы уде­ ляется проблемам управления процессами социальноэкономического характера, относящихся к классу макромодульных процессов.3

В подавляющем большинстве случаев течение процес­ сов представляется в некоем безразмерном, однородном времени, что зачастую существенно осложняет переход от теоретически рассмотренных к конкретным ситуациям. В связи с этим особую значимость приобретает принци­ пиально важная методологическая установка структурио-

3C. В. Емельянов. Современные проблемы научного управления. Μ., 1971; С. Л. Оптнер. Системный анализ для ре­ шения деловых и промышленных проблем. Μ., 1969; В. Г. А ф а- н а с ь е в. Научное управление обществом (опыт системного иссле­ дования). Μ., 1968, и др.

12 н. к. Серов

177


диахронического исследования на рассмотрение хода про­ цессов в реальном земном времени, с его разбивкой на сутки, сезоны года, годы и т. и. объективные циклы.

Сами по себе управление и регулирование трактуются в структурно-диахроническом исследовании как специфи­ ческие процессы, протекающие параллельио с регулируе­ мым конкретным процессом. Это дает возможность про­ вести их классификацию по модулю продолжительности, разграничить сравнительно краткие воздействия (типа оперативной коррекции) и фундаментальные управленче­ ские акты, определяющие тенденцию хода управляемого процесса па протяжении длительных интервалов времени.

В практике социального управления примером воздей­ ствий первого типа являются кратковременно действую­ щие распоряжения, указания, директивы, приказы, поста­ новления и т. п.; ко второму типу относятся длительно действующие законы, уставы, инструкции, правила, нормы поведения и т. д.

Очевидно, что заранее установленные цели управления могут быть достигнуты как за счет воздействий первого типа или второго, так и при рациональном их сочетании.

Наиболее эффективной, видимо, будет такая форма процессов управления, при которой заданная цель дости­ гается с наименьшими затратами ресурсов на собственно управленческие действия. Выбор в качестве основной формы воздействий первого типа означает, что в силу их кратковременного действия потребуется систематически многократная подготовка управленческих решений, своего рода «мелочная опека». Перенос центра тяжести на акты второго типа, более трудоемкие по своей разработке, поз­ воляет ограничиться сравнительно редкими вмешатель­ ствами в ход управляемого процесса, по при этом появ­ ляется риск запоздать с воздействием, потерять контроль над ходом процесса.

Учет структурных особенностей хода управляемого процесса во времени выдвигает специфическую разновид­ ность проблем управления — выбор моментов, оптималь­ ных для вмешательства в ход процесса.

По этому признаку целесообразно разграничивать сле­ дующие фазы управляемого процесса: а) легко доступные для регулирования, легко поддающиеся управленческому воздействию; б) требующие мощного, «силового» воздей­ ствия для своего преобразования в желательном направ­

178


лении; в) «закрытые» для управленческого вмешатель­ ства, в течение которых вмешательство или становится невозможным, или нецелесообразным из-за бесплодной затраты средств. Последнее встречается, например, при регулировании процессов, обнаруживающих стационарные колебательные отклонения относительно общей тенденции хода процесса. Очевидно, что если эти отклонения не вы­ ходят за рамки допустимых, управление ходом процесса может свестись к «пассивной» форме: в таких случаях достаточно осуществлять внимательный контроль за про­ цессом п поддерживать в готовности некоторый мини­ мально необходимый резерв управляющих средств.

При решении практических задач управления ходом сравнительно медленных, макромодульных процессов не­ обходимо учитывать еще два обстоятельства, пока мало исследованные в теоретическом отношении. Это постепен­ ное затухание регулирующего действия отдельных управ­ ленческих актов и явления гистерезисного характера, со­ стоящие в запаздывании реакций управляемого объекта на управляющие воздействия.

Первое из них особенно наглядно проявляется в про­ цессах социального управления, когда оказывается, что для поддержания намеченной линии необходимо раз за разом повторять, через известные интервалы времени, регулирующие воздействия на ход конкретного процесса. Глубинный механизм явлений затухания в конечном итоге связан с действием очень большого числа разнооб­ разных по своей природе факторов, определяющих проте­ кание социальных процессов и, еще глубже, процессов деятельности отдельных людей, составляющих данную социальную группу и т. д.

Гистерезисные явления, свойственные всем без иск­ лючения материальным объектам, обнаруживаются в управленческой практике, во-первых, в том, что эффект одинакового воздействия па управляемый объект может оказаться диаметрально различным в зависимости от того, подвергался ли ранее данный объект таким же воздей­ ствиям; во-вторых, эти явления обнаруживаются в запаз­ дыванииреакций па внешнее воздействие, в постепенном развертывании реакций во времени.

Так, в области педагогической, административной, ре­ жиссерской практики один из неписаных законов про­ фессионального мастерства состоит в том, что руководи­

12* 179

тель должен выждать некоторое время, пока управляе­ мый объект «освоит», воспримет полученное указание и перестроит в соответствии с ним свое поведение.

§4. Структурно-диахроническое псследованне

пэвристика

Творческий элемент, вносимый в решение мно­ гих практических и исследовательских задач, зачастую ос­ новывается на интуиции, на личном субъективном опыте/ на более или менее «безумном» отклонении от общеприня­ того стиля мышления, как это очень метко выразил Нильс Бор применительно к выработке новых физических теорий.

Неожиданно удачное решение известной задачи, обна­ ружение ранее неизвестного явления, формулировка новой точки зрения иа привычные события — все эти эври­ стические находки во многих случаях связаны с подсозна­ тельным анализом хода явлений во времени, с переработ­ кой на «бессловесном», образном уровне мышления огромных количеств информации, определяемой рисунком протекания того илп иного конкретного процесса.

Сам по себе процесс творческого поиска также харак­ теризуется определенными структурно-композиционными деталями развертывания во времени. В этом смысле пока­ зательны некоторые вопросы, включенные Ж. Адамаром в анкету о методах работы математиков:

«Бывают ли у вас периоды особенного увлечения рабо­ той и возбуждения, сменяющиеся затем периодами депрес­ сии и неспособности работать? Замечали ли вы регуляр­ ность в смене таких периодов и если да, то сколько дней продолжается у вас фаза активности и сколько — фаза инертности?»,54 п т. п.

«Бессловесность», интуитивность некоторых эвристи­ ческих решений по крайней мере иногда зависит от того, выработаны ли уже в действующем языке необходимые термины для обозначения многокрасочных мысленных образов.6

4B. ГІ. Пушкин. Эвристика — наука о творческом мышле­ нии. Μ., 1967; Я. А. Пономарев. Психика и интуиция. Μ., 1967; Μ. Бунге. Интуиция и наука. Μ., 1967, и др.

6 Ж. Ада м а р. Исследование психологии процесса изобре­ тения в области математики. Μ., 1970, с. 130.

6A. А. Ветров. Семиотика и ее основные проблемы. Μ., 1968; Г. Клаус. Сила слова. Μ., 1969; Б. В. Бирюков. О взгля­

180


В этом отношении структурно-диахроническое исследо­ вание, вводя четкие обозначения обсуждаемых характери­ стик явлений, способствует формализации ряда «интуитив­ ных» операций, переводу их из разряда «бессознательных» в разряд осознаваемых, поддающихся алгоритмизации.

Основными направлениями приложения принципов структурно-диахронического исследования в области эври­ стического поиска являются, по-видимому, следующие:

1)переосмысление некоторых привычных фундамен­ тальных понятий на основе «траекторного» представления соответствующих им реальных явлений;

2)формальная классификация явлений в той или иной области науки и практики по модулю продолжительности, по особенностям хроноструктуры и т. п. признакам, что способствует выявлению своего рода «белых пятен» в ис­ следовательской тематике, в перечне вариантов техноло­

гического решения и т. д.; 3) видоизменение методик экспериментального иссле­

дования с учетом концепции неоднородного времени за счет продуманного распределения отдельных эксперимен­ тов во времени, за счет пересмотра принципов группи­ ровки и обобщения эмпирических данных.

Один из примеров эвристического переосмысления классических понятий — выдвигавшаяся К. Э. Циолков­ ским гипотеза обратимого круговорота энергии в природе. Циолковский полагал, что наряду с процессами рассеяния энергии, протекающими, «очевидно, скоро и дорого», в природе происходят также и процессы концентрации рассеянной энергии, текущие «неясно, медленно и бес­ платно».7

Эта гипотеза приводила к необходимости выяснения тех условий, при которых справедлив так называемый энтропийный постулат классической термодинамики.8 По­ требность в переосмыслении этого постулата и соответ­ ственно понятия энтропии особенно отчетливо обнаружи­ вается при анализе явлений в живой природе.9

дах Г. Фреге на роль знаков и исчисления в познании. — В кн.:

Логическая

структура

научного знания.

Μ., 1965,

и др.

7

И.

И.

Г в а й.

О

малоизвестной

гипотезе

Циолковского.

Калуга, 1959, с. 122.

 

 

 

 

8

Там ?кѳ, с. 119—120.

 

 

9

Μ.

И.

C е т р о в.

Организация биосистем. Л., 1971, с. ■ 99

и далее, с. 184 и далее.

181


В целом эта проблема пе решена окончательно и в наши дни. В связи с этим сохраняет, по-видимому, свою силу указание В. И. Вернадского о том, что понимание энтропии «должно измениться с изменением понимания времени».1011

Рассмотренные в предыдущих главах принципы струк­ турно-диахронического исследования позволяют по-новому осмыслить и такое привычное понятие, как постоянство скорости света, за счет разграничения двух различных аспектов этого понятия: во-первых, представлений о по­ стоянстве скорости света на всех последовательных уча­ стках пути, проходимых данным световым лучом, и, вовторых, о постоянстве скорости для множества световых лучей, генерируемых в разные моменты времени, в раз­ ных областях пространства. При детальном анализе обоих этпх аспектов с учетом уже известных характеристик ре­ ального космического пространства — поля, вероятно, можно было бы получить нетривиальные истолкования ряда наблюдаемых явлений (красное смещение, квазары и др.), затрагивающие гипотезу расширяющейся вселен­ ной.

Что касается формальных классификаций процессов, то хорошей иллюстрацией их применимости в эвристическом поиске являются работы двух науковедов — Б. Нольтппга и А. Аврамеску.11 Анализируя изменения во времени числа ссылок на ту или иную научную публикацию, онп выделили пять типичных, в принципе возможных кривых, описывающих такие изменения цитируемости и позволя­ ющих объективно классифицировать публикации по их научной значимости и «сроку жизни». В теоретической биологии анализ формы кривых на графике «концентра­ ция—время» используется Μ. Эйгеиом для выяснения ус­ ловий выживания в ходе естественного отбора.12

В области поиска решений практических п исследова­ тельских задач эвристическая роль формальных классифи­

каций детально анализируется

в работах профессора

10 В. И. Вернадский. Проблема времени в современной

науке. — Изв. АН СССР, сер. VII, 1932,

№ 4, с. 533.

11 См.: В. В. Налимов, 3. Μ. Мульченко. Наукометрия.

Μ., 1969, с. 101—102.

 

12 Μ. Эйген. Молекулярная самоорганизация и ранние ста­

дии эволюции. — Успехи физических

наук, 1973, т. 109, вып. 3,

' с. 557.

182