Файл: Серов, Н. К. Процессы и мера времени проблемы методологии структурно-диахронического исследования в современной науке.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
наблюдения, измерения и контроля, позволяя обеспечить сравнительно простыми средствами четкое разграничение специфически различных явлений, уточнить внутри дан ного класса явлений различные градации и т. п.
Указанная логическая схема пригодна для выработки определений различных «аттестационных» качеств, таких как самостоятельность, инициативность, ответственность, устойчивость, подвижность, мобильность и др. Целесооб разна опа и для определения понятий «научный работ ник», «руководитель», «математик», «биолог» и т. д., иг рающих важную роль в статистическом учете научных кадров и их распределения по отраслям науки.
Пригодна эта же схема и для определения таких слож ных понятий, как «жпзнь», «мышление», «машина» и др.; для анализа ряда математических понятий — «уравнение», «колебание», «случайный процесс», «переменная вели чина» п т. п.; для многих социологических понятий — «адаптация», «роль», «малая группа», «социальная связь» и т. д.
Специфическую разновидность задач диагностики со ставляют задачи формулирования той или иной темы научного исследования, особенно уточнения предмета экспериментального исследования. В этих случаях уста новление величины модуля изучаемого процесса помогает объективно оценить степень сложности и трудоемкости темы, рационально спланировать проведение эксперимента во времени.
Структурно-диахронический анализ составляет, или во всяком случае должен составлять, неотъемлемый этап решения задач моделирования и прогнозирования процес сов, их хода во времени.
Практически важными для этих задач являются сле дующие пункты, не всегда учитываемые в настоящее время: а) анализ будущих состояний более крупных про цессов, на фоне которых развертывается прогнозируемый процесс; б) анализ возможных пауз в ходе процесса; в) четкое разграничение иерархии деталей прогнозируе мого процесса по их модулю и соответственно общая оценка требуемой и достижимой детальности прогноза при заданных предпосылках; г) систематическая корректировка прогноза по мере развития конкретного процесса.
176
§ 3. Проектирование процессов, планирование деятельности, управление и регулирование
Эти классы практических задач очень тесно связаны с задачами диагностики и прогнозирования, по этому для их решения можно использовать многие из уже рассмотренных выше методических правил — анализ хроноструктурных особенностей конкретного процесса, учет внешнего изменчивого фона, разграничение «крупных» и «мелких» по модулю деталей процесса и др.
Однако эти задачи имеют и целый ряд специфических особенностей. Среди главнейших из них: а) необходимость совместного рассмотрения двух или нескольких разных по природе процессов (например, при проектировании про цессов в системах типа «человек—машина», при научной организации труда, при планировании материально-технш ческого снабжения отрасли производства и т. д.); б) не обходимость учета обратных связей в ходе осуществления планирования и управления; в) необходимость учета ко лебательного характера длительных мезо- и макромодульиых процессов и, в частности, ритмики процессов индиви дуальной и коллективной человеческой деятельности; г) часто встречающаяся необходимость принимать реше ния в условиях дефицита информации, в сжатые сроки по времени, и др.
Теоретическая и прикладная сторона решения задач проектирования процессов и управления их ходом уси ленно разрабатывается в литературе в целом ряде науч ных дисциплин. Особое внимание за последние годы уде ляется проблемам управления процессами социальноэкономического характера, относящихся к классу макромодульных процессов.3
В подавляющем большинстве случаев течение процес сов представляется в некоем безразмерном, однородном времени, что зачастую существенно осложняет переход от теоретически рассмотренных к конкретным ситуациям. В связи с этим особую значимость приобретает принци пиально важная методологическая установка структурио-
3C. В. Емельянов. Современные проблемы научного управления. Μ., 1971; С. Л. Оптнер. Системный анализ для ре шения деловых и промышленных проблем. Μ., 1969; В. Г. А ф а- н а с ь е в. Научное управление обществом (опыт системного иссле дования). Μ., 1968, и др.
12 н. к. Серов |
177 |
диахронического исследования на рассмотрение хода про цессов в реальном земном времени, с его разбивкой на сутки, сезоны года, годы и т. и. объективные циклы.
Сами по себе управление и регулирование трактуются в структурно-диахроническом исследовании как специфи ческие процессы, протекающие параллельио с регулируе мым конкретным процессом. Это дает возможность про вести их классификацию по модулю продолжительности, разграничить сравнительно краткие воздействия (типа оперативной коррекции) и фундаментальные управленче ские акты, определяющие тенденцию хода управляемого процесса па протяжении длительных интервалов времени.
В практике социального управления примером воздей ствий первого типа являются кратковременно действую щие распоряжения, указания, директивы, приказы, поста новления и т. п.; ко второму типу относятся длительно действующие законы, уставы, инструкции, правила, нормы поведения и т. д.
Очевидно, что заранее установленные цели управления могут быть достигнуты как за счет воздействий первого типа или второго, так и при рациональном их сочетании.
Наиболее эффективной, видимо, будет такая форма процессов управления, при которой заданная цель дости гается с наименьшими затратами ресурсов на собственно управленческие действия. Выбор в качестве основной формы воздействий первого типа означает, что в силу их кратковременного действия потребуется систематически многократная подготовка управленческих решений, своего рода «мелочная опека». Перенос центра тяжести на акты второго типа, более трудоемкие по своей разработке, поз воляет ограничиться сравнительно редкими вмешатель ствами в ход управляемого процесса, по при этом появ ляется риск запоздать с воздействием, потерять контроль над ходом процесса.
Учет структурных особенностей хода управляемого процесса во времени выдвигает специфическую разновид ность проблем управления — выбор моментов, оптималь ных для вмешательства в ход процесса.
По этому признаку целесообразно разграничивать сле дующие фазы управляемого процесса: а) легко доступные для регулирования, легко поддающиеся управленческому воздействию; б) требующие мощного, «силового» воздей ствия для своего преобразования в желательном направ
178
лении; в) «закрытые» для управленческого вмешатель ства, в течение которых вмешательство или становится невозможным, или нецелесообразным из-за бесплодной затраты средств. Последнее встречается, например, при регулировании процессов, обнаруживающих стационарные колебательные отклонения относительно общей тенденции хода процесса. Очевидно, что если эти отклонения не вы ходят за рамки допустимых, управление ходом процесса может свестись к «пассивной» форме: в таких случаях достаточно осуществлять внимательный контроль за про цессом п поддерживать в готовности некоторый мини мально необходимый резерв управляющих средств.
При решении практических задач управления ходом сравнительно медленных, макромодульных процессов не обходимо учитывать еще два обстоятельства, пока мало исследованные в теоретическом отношении. Это постепен ное затухание регулирующего действия отдельных управ ленческих актов и явления гистерезисного характера, со стоящие в запаздывании реакций управляемого объекта на управляющие воздействия.
Первое из них особенно наглядно проявляется в про цессах социального управления, когда оказывается, что для поддержания намеченной линии необходимо раз за разом повторять, через известные интервалы времени, регулирующие воздействия на ход конкретного процесса. Глубинный механизм явлений затухания в конечном итоге связан с действием очень большого числа разнооб разных по своей природе факторов, определяющих проте кание социальных процессов и, еще глубже, процессов деятельности отдельных людей, составляющих данную социальную группу и т. д.
Гистерезисные явления, свойственные всем без иск лючения материальным объектам, обнаруживаются в управленческой практике, во-первых, в том, что эффект одинакового воздействия па управляемый объект может оказаться диаметрально различным в зависимости от того, подвергался ли ранее данный объект таким же воздей ствиям; во-вторых, эти явления обнаруживаются в запаз дыванииреакций па внешнее воздействие, в постепенном развертывании реакций во времени.
Так, в области педагогической, административной, ре жиссерской практики один из неписаных законов про фессионального мастерства состоит в том, что руководи
12* 179
тель должен выждать некоторое время, пока управляе мый объект «освоит», воспримет полученное указание и перестроит в соответствии с ним свое поведение.
§4. Структурно-диахроническое псследованне
пэвристика
Творческий элемент, вносимый в решение мно гих практических и исследовательских задач, зачастую ос новывается на интуиции, на личном субъективном опыте/ на более или менее «безумном» отклонении от общеприня того стиля мышления, как это очень метко выразил Нильс Бор применительно к выработке новых физических теорий.
Неожиданно удачное решение известной задачи, обна ружение ранее неизвестного явления, формулировка новой точки зрения иа привычные события — все эти эври стические находки во многих случаях связаны с подсозна тельным анализом хода явлений во времени, с переработ кой на «бессловесном», образном уровне мышления огромных количеств информации, определяемой рисунком протекания того илп иного конкретного процесса.
Сам по себе процесс творческого поиска также харак теризуется определенными структурно-композиционными деталями развертывания во времени. В этом смысле пока зательны некоторые вопросы, включенные Ж. Адамаром в анкету о методах работы математиков:
«Бывают ли у вас периоды особенного увлечения рабо той и возбуждения, сменяющиеся затем периодами депрес сии и неспособности работать? Замечали ли вы регуляр ность в смене таких периодов и если да, то сколько дней продолжается у вас фаза активности и сколько — фаза инертности?»,54 п т. п.
«Бессловесность», интуитивность некоторых эвристи ческих решений по крайней мере иногда зависит от того, выработаны ли уже в действующем языке необходимые термины для обозначения многокрасочных мысленных образов.6
4B. ГІ. Пушкин. Эвристика — наука о творческом мышле нии. Μ., 1967; Я. А. Пономарев. Психика и интуиция. Μ., 1967; Μ. Бунге. Интуиция и наука. Μ., 1967, и др.
6 Ж. Ада м а р. Исследование психологии процесса изобре тения в области математики. Μ., 1970, с. 130.
6A. А. Ветров. Семиотика и ее основные проблемы. Μ., 1968; Г. Клаус. Сила слова. Μ., 1969; Б. В. Бирюков. О взгля
180
В этом отношении структурно-диахроническое исследо вание, вводя четкие обозначения обсуждаемых характери стик явлений, способствует формализации ряда «интуитив ных» операций, переводу их из разряда «бессознательных» в разряд осознаваемых, поддающихся алгоритмизации.
Основными направлениями приложения принципов структурно-диахронического исследования в области эври стического поиска являются, по-видимому, следующие:
1)переосмысление некоторых привычных фундамен тальных понятий на основе «траекторного» представления соответствующих им реальных явлений;
2)формальная классификация явлений в той или иной области науки и практики по модулю продолжительности, по особенностям хроноструктуры и т. п. признакам, что способствует выявлению своего рода «белых пятен» в ис следовательской тематике, в перечне вариантов техноло
гического решения и т. д.; 3) видоизменение методик экспериментального иссле
дования с учетом концепции неоднородного времени за счет продуманного распределения отдельных эксперимен тов во времени, за счет пересмотра принципов группи ровки и обобщения эмпирических данных.
Один из примеров эвристического переосмысления классических понятий — выдвигавшаяся К. Э. Циолков ским гипотеза обратимого круговорота энергии в природе. Циолковский полагал, что наряду с процессами рассеяния энергии, протекающими, «очевидно, скоро и дорого», в природе происходят также и процессы концентрации рассеянной энергии, текущие «неясно, медленно и бес платно».7
Эта гипотеза приводила к необходимости выяснения тех условий, при которых справедлив так называемый энтропийный постулат классической термодинамики.8 По требность в переосмыслении этого постулата и соответ ственно понятия энтропии особенно отчетливо обнаружи вается при анализе явлений в живой природе.9
дах Г. Фреге на роль знаков и исчисления в познании. — В кн.:
Логическая |
структура |
научного знания. |
Μ., 1965, |
и др. |
|||
7 |
И. |
И. |
Г в а й. |
О |
малоизвестной |
гипотезе |
Циолковского. |
Калуга, 1959, с. 122. |
|
|
|
|
|||
8 |
Там ?кѳ, с. 119—120. |
|
|
||||
9 |
Μ. |
И. |
C е т р о в. |
Организация биосистем. Л., 1971, с. ■ 99 |
и далее, с. 184 и далее.
181
В целом эта проблема пе решена окончательно и в наши дни. В связи с этим сохраняет, по-видимому, свою силу указание В. И. Вернадского о том, что понимание энтропии «должно измениться с изменением понимания времени».1011
Рассмотренные в предыдущих главах принципы струк турно-диахронического исследования позволяют по-новому осмыслить и такое привычное понятие, как постоянство скорости света, за счет разграничения двух различных аспектов этого понятия: во-первых, представлений о по стоянстве скорости света на всех последовательных уча стках пути, проходимых данным световым лучом, и, вовторых, о постоянстве скорости для множества световых лучей, генерируемых в разные моменты времени, в раз ных областях пространства. При детальном анализе обоих этпх аспектов с учетом уже известных характеристик ре ального космического пространства — поля, вероятно, можно было бы получить нетривиальные истолкования ряда наблюдаемых явлений (красное смещение, квазары и др.), затрагивающие гипотезу расширяющейся вселен ной.
Что касается формальных классификаций процессов, то хорошей иллюстрацией их применимости в эвристическом поиске являются работы двух науковедов — Б. Нольтппга и А. Аврамеску.11 Анализируя изменения во времени числа ссылок на ту или иную научную публикацию, онп выделили пять типичных, в принципе возможных кривых, описывающих такие изменения цитируемости и позволя ющих объективно классифицировать публикации по их научной значимости и «сроку жизни». В теоретической биологии анализ формы кривых на графике «концентра ция—время» используется Μ. Эйгеиом для выяснения ус ловий выживания в ходе естественного отбора.12
В области поиска решений практических п исследова тельских задач эвристическая роль формальных классифи
каций детально анализируется |
в работах профессора |
10 В. И. Вернадский. Проблема времени в современной |
|
науке. — Изв. АН СССР, сер. VII, 1932, |
№ 4, с. 533. |
11 См.: В. В. Налимов, 3. Μ. Мульченко. Наукометрия. |
|
Μ., 1969, с. 101—102. |
|
12 Μ. Эйген. Молекулярная самоорганизация и ранние ста |
|
дии эволюции. — Успехи физических |
наук, 1973, т. 109, вып. 3, |
' с. 557.
182