Файл: Семидуберский, М. С. Насосы, компрессоры, вентиляторы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р о до л ж ен и е |
табл. |
16 |
|||
|
Причины возникновения неисправностей |
|
|
Способы устранения |
|
|
||||||||||
|
|
Вентилятор не создает требуемого давления |
|
|
|
|
||||||||||
1. Неправильно сделан расчет сопро |
1. |
Проверить |
размеры |
воздухо |
||||||||||||
тивления сети |
|
|
|
|
|
вода и сопротивления |
сети |
|
||||||||
2. |
Неправильно |
выбран |
вентилятор |
2. |
Увеличить |
частоту |
вращения |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вентилятора; |
сменить |
вентилятор |
|||||||
3. Сопротивление вентиляционной се |
3. Проверить, не засорены ли се |
|||||||||||||||
ти выше проектного |
|
|
|
|
чения |
воздухопроводов; |
уточнить |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
количество и тип фасонных частей; |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
проверить их установку |
|
|
|||||||
4. |
Наличие неплотностей в воздухо |
4. |
Подтянуть |
фланцы, |
заменить |
|||||||||||
проводах |
|
|
|
|
|
прокладки, |
заделать отверстия |
|
||||||||
5. |
Воздухопроводы |
засорились по |
5. |
Очистить |
воздухопроводы |
от |
||||||||||
сторонними предметами |
и |
мусором |
мусора и посторонних предметов; |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
место засорения определяется по |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
стукиванием |
|
|
|
|
|
|
|||
6. |
Недостаточная |
частота |
вращения |
6. |
Увеличить |
частоту |
вращения |
|||||||||
вентилятора |
|
|
|
|
|
вентилятора; |
|
|
|
передаче |
это |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
при |
клиноременной |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
достигается |
изменением передаточ |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ного отношения |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Вентилятор сильно вибрирует |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
1. |
Неудовлетворительно |
отбаланси |
1. |
Проверить |
и |
отбалансировать |
||||||||||
ровано колесо |
|
|
|
|
|
колесо |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2. |
Неправильно |
собраны |
подшипни |
2. Проверить сборку подшипнико |
||||||||||||
ковые сборочные |
единицы |
|
|
вых сборочных единиц |
|
|
|
|||||||||
3. |
Ослабло крепление |
электродвига |
3. |
Подтянуть |
крепления |
электро |
||||||||||
теля на станине |
|
|
|
|
|
двигателя либо усилить крепления |
|
|||||||||
|
|
|
|
Вентилятор при работе шумит |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
1. |
Вентилятор имеет низкий |
к. п. д. |
1. |
Заменить вентилятором с к. п. д. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
не ниже 0,45 |
|
|
|
|
|
|
|||
2. |
Отсутствуют |
брезентовые |
вставки |
2. Установить брезентовые встав |
||||||||||||
между вентилятором и сетью на всасы |
ки на всасывающей и нагнетатель |
|||||||||||||||
вающей и нагнетательной сторонах |
ной сторонах вентилятора |
|
|
|||||||||||||
3. Вентилятор установлен на метал |
3. |
Установить |
|
вентилятор |
на |
|||||||||||
лическом основании |
без |
виброгасителей |
вибропоглощающее |
основание |
|
|||||||||||
4. Ослабло крепление задвижек (ши |
4. Закрепить задвижки так, чтобы |
|||||||||||||||
беров) |
|
|
|
|
|
они при работе вентилятора не |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
вибрировали |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Перегрев электродвигателя и подшипников вентилятора |
|
|
|||||||||||||
1. |
Перегрузка |
электродвигателя |
1. |
|
Сменить |
двигатель на |
более |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мощный, |
если |
|
возможно — при |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
крыть шиберы |
|
|
|
|
|
219
|
|
|
|
|
|
|
П р о до л ж ен и е |
табл. 16 |
|
Причины возникновения неисправностей |
|
|
Способы устранения |
|
|||||
2. |
Загрязнены |
подшипники |
электро- |
2. |
Промыть подшипники и сма- |
||||
двигателя; отсутствует смазка в под- |
зать свежей смазкой |
|
|||||||
шипниках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Повреждены |
шариковые |
подшип- |
3. Проверить шариковые подшип- |
|||||
Н И К И |
|
|
|
ники |
и |
заменить неисправные |
|||
|
Ремень соскакивает со шкива вентилятора или буксует |
|
|||||||
1. |
Неправильно |
установлен |
вентиля |
1. |
Проверить |
правильность уста |
|||
тор по отношению к двигателю: ось ва |
новки электродвигателя |
|
|||||||
ла вентилятора непараллельна оси ва |
|
|
|
|
|
|
|||
ла электродвигателя |
|
|
|
|
|
|
|
||
2. Ослабли болты у основания стани |
2. |
Остановить двигатель, подтя |
|||||||
ны |
или электродвигателя, вследствие |
нуть |
болты |
у |
основания |
станины |
|||
чего нарушено правильное расположе |
и снова запустить его |
|
|||||||
ние привода и вентилятора |
|
|
|
|
|
|
|
||
3. |
Износ ремня |
|
|
3. |
Передвинуть двигатель на са |
||||
|
|
|
|
лазках |
или |
заменить ремень |
Г л а в а XIII
ОСЕВЫЕ ВЕНТИЛЯТОРЫ
§ 109. Конструкция осевых вентиляторов
Простейший осевой вентилятор (рис. 173, а) состоит из двух основных частей: осевого лопастного колеса 1 (с числом лопаток
2 -н- 12), обтекателя 4 и кожуха 2. |
При вращении колеса воздух по |
|
ступает через входное отверстие |
3, проходит между |
лопатками |
в осевом направлении и выходит через входное отверстие |
8. Осевое |
колесо в большинстве случаев насаживается непосредственно на вал двигателя 6, а двигатель, укрытый обтекателем 7, располагается внутри кожуха. Величина зазора между кожухом и концами лопа ток должна быть минимальной, чтобы только колесо могло вращать ся внутри кожуха. Она не должна превышать 1,5% от длины лопат ки, так как при больших зазорах ухудшаются аэродинамические качества осевых вентиляторов (уменьшается статическое давление и снижается общий к. п. д.). Осевое колесо состоит из втулки от носительно большого диаметра и прикрепленных к ней глухих или поворотных лопаток. Лопатки могут быть симметричного и несим метричного профилей. Наиболее совершенную форму имеют лопат ки со специальным несимметричным профилем, напоминающим профиль крыла самолета. Лопатки с симметричным профилем мо гут работать при любом направлении вращения. Вентиляторы с такими лопатками называются реверсивными. Нереверсивными принято называть вентиляторы с несимметричными лопатками. Если форма профиля несимметрична, то лопатки устанавливаются
220
так, чтобы вогнутая сторона их двигалась по направлению враще ния колеса. Лучшая форма лопаток по вихревой теории Н. Е. Ж у ковского— расширяющаяся к втулке (осевые вентиляторы ЦАГИ).
Лопатки или все колесо изготовляются штамповкой из листо вого металла. При больших размерах вентилятора лопатки дела ются пустотелыми. Втулки могут быть литые и сварные. Лопатки к ним привариваются либо кре пятся наглухо заклепками и при помощи стержней. В последнем случае при регулировании можно
Рис. 173. Общий вид и схема осевого вентилятора
менять угол поворота лопаток относительно плоскости вращения. С повышением быстроходности осевого вентилятора число лопа ток уменьшают.
Для преобразования динамического давления в статическое цилиндрический кожух снабжается расходящимся так называемым осевым диффузором 5 (рис. 173, б). Иногда на крупных вентиля торах для выпрямления закручивающегося потока, а следователь но, для преобразования динамического давления в статическое не посредственно за осевым колесом устанавливается спрямляющий аппарат, состоящий из неподвижных лопаток, плоских или про филированных, которые образуют в кожухе продольные каналы.
§ 110. Вентиляторы встречного вращения
Для увеличения давления осевые вентиляторы соединяются последовательно. Сдвоенный вентилятор (рис. 174 а, б) состоит из двух колес, установленных на концах удлиненного вала. Так как поток воздуха одним колесом закручивается, то для раскру чивания потока второе колесо с обратным поворотом лопаток вращается в обратную сторону, для чего вентилятор имеет двой ную коробку скоростей. Таким образом был получен вентилятор встречного вращения. Для обеспечения высокого к. п. д. воздух должен войти в рабочее колесо в осевом направлении и в том же
направлении выйти из второго |
рабочего колеса. Применяются |
и трехступенчатые вентиляторы. |
В этом случае для раскручивания |
потока за третьим колесом устанавливается аппарат с неподвиж ными лопатками.
221
а) |
1015 |
Рис. 174. Схема вентилятора встречного вращения
и его характеристики
Если привод монтируется внутри кожуха, то потребная мощ ность делится между двумя небольшими двигателями половинной мощности вместо одного двигателя больших размеров. Иногда для увеличения полезного сечения кожуха осевого вентилятора, умень шения сопротивления движению воздуха двигатель вентилятора устанавливается вне потока.
§ 111. Особенности осевых вентиляторов
Осевые вентиляторы относятся к быстроходным нагнетателям и применяются для подачи относительно больших объемов газа при меньших давлениях, по сравнению с центробежными (на пример, для проветривания помещений, для вентиляции шахт, тун-
222
нелей, у ходков печей обжига во время выгрузки кирпича и т. д.). В осевых вентиляторах струи воздуха движутся параллельно оси, поэтому окружная скорость практически не изменяется, т. е. для каждой струйки U\ = u 2. Следовательно, в работе вентилятора не участвуют центробеленые силы. Вот почему вентиляторы этого типа развивают меньшие давления, чем центробежные.
Мощность, потребляемая осевым вентилятором, почти не зави сит от изменения производительности. Поэтому нет необходи мости устанавливать двигатели с запасом мощности, как это делается для центробеленых вентиляторов.
Осевые вентиляторы имеют большой к. п. д.; при симметрич ных лопатках они реверсивны, т. е. позволяют менять направление двилеения газа. Размеры такого вентилятора в радиальном направ лении невелики.
Задачи.
1. Какая мощность электродвигателя (с запасом 10%) необходима для вен тилятора производительностью 35000 м3/ч, работающего при давлении д=1500 Н/м2=150 мм вод. ст., если полный к. п. д. вентилятора равен 0,55?
Ответ: Л^дВ = 28,5 кВт.
2. Центробежный вентилятор среднего давления типа ЭВР № 4 при произ водительности 9000 м3/ч и при частоте вращения «=1500об/мин создает дав ление р=1100 Н/м2. Определить коэффициент полезного действия вентилятора,
если |
мощность на |
валу составляет |
N B = 5,5 кВт. |
|
|
|
Ответ: г)=0,49. |
3. |
Для удаления |
дымовых газов |
из котельного агрегата в количестве |
80000 м3/ч при температуре £=190°С требуется установить дымосос.
Определить необходимую производительность дымососа, перепад давления,
который |
он должен создавать при стандартных условиях |
(р= 1 • ІО5 Н/м2, |
£=20°С), |
|||||||||||||||||
и потребляемую на валу мощность, |
если к. п. д. дымососа гі=0,55, |
а |
полное |
|||||||||||||||||
сопротивление |
газового |
|
тракта р = 1100 |
Н/м2= 1 1 0 мм вод. |
ст. |
Плотность дымо |
||||||||||||||
вых газов при стандартных условиях принять равной £>=1,2 |
кг/м3. |
Л% = 43,6 кВт. |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: |
Q= |
80000 |
м3/ч; р » |
1700 Н/м2; |
|||||||
Литература |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1. |
Д о л г а ч е в |
Ф. |
М., |
Лейко |
В. |
С. |
Основы гидравлики |
и |
гидропривод. |
|||||||||||
«Строительство», |
1970. |
Е. |
Насосы |
гидравлических систем станков и |
машин. |
|||||||||||||||
2. |
|
Л е о н о в |
А. |
|||||||||||||||||
Машгиз, |
1960. |
|
|
|
|
|
А. |
В. |
Основы |
гидравлики |
и |
пневматики. |
Изд-во |
|||||||
3. |
П е р е к р е с т о в |
|
|
|||||||||||||||||
ХГУ, |
1967. |
|
С. |
А. |
Справочник |
по вентиляторам. Госстройиздат, 1956. |
||||||||||||||
4. |
Р ы с и н |
|||||||||||||||||||
5. |
С е м и д у б е р с к и й М . |
С. |
Методические рекомендации |
к проведению |
||||||||||||||||
лабораторных |
работ |
по |
|
предмету |
«Насосы, |
компрессоры |
и |
вентиляторы». |
||||||||||||
НМК МВиССО СССР, 1969. |
М. |
С. |
Насосы, |
компрессоры, |
вентиляторы. «Выс |
|||||||||||||||
6. |
С е м и д у б е р с к и й |
|||||||||||||||||||
шая |
школа», |
1966. |
|
|
|
С. М. Угловые |
компрессоры. |
Гостоптехиздат, |
1960. |
|||||||||||
7. |
С о к о л о в ск и й |
|
||||||||||||||||||
8. |
Т еп л о в |
А. |
В., |
|
В и х а н с к и й |
Л. |
Н., |
Ч а р е й |
В. Е. Основы |
гидрав |
||||||||||
лики. «Машиностроение», 1969. |
|
|
|
|
Т. М., К а у л ь |
Р. А. |
|
Насосы, |
||||||||||||
9. |
Ч е р к а с с к и й |
|
В. М., Р о м а н о в а |
|
||||||||||||||||
компрессоры, вентиляторы. «Энергия», 1968. |
|
пособие. «Машинострое |
||||||||||||||||||
10. Ч и н я е в |
И. А. |
Роторные насосы. |
Справочное |
|||||||||||||||||
ние», |
1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
223