Файл: Регуляторы скорости дизель-генераторов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нового установившегося значения не будет выходить за пределы допустимой нестабильности.

Степень нестабильности частоты вращения W (в%), т. е. отношение наибольшей амплитуды колебаний частоты вращения коленчатого вала дизеля к среднему значению частоты вращения

вустановившемся режиме

¥• = ± — 100,

пср

где Ап — наибольшая амплитуда колебаний частоты вращения коленчатого вала дизеля в установившемся режиме в об/мин; Яср — среднее значение частоты вращения установившегося ре­ жима в об/мин.

Статизм (наклон регуляторной характеристики), определяе­ мый степенью б неравномерности системы регулирования. Сте­ пень неравномерности характеризуется отношением разности ча­ стот вращения, соответствующих холостому ходу дизеля и пол­ ной (номинальной) нагрузке, к среднему значению частоты вра­ щения (в%) при постоянной настройке регулятора, т. е.

g = п х . х ~ п » _

п ср

где лх. X— частота вращения при холостом ходе в об/мин; па— частота вращения при номинальной нагрузке в об/мин; /гср=

=(«ж . х + « н ) / 2 — среднее регулируемое значение частоты враще­

ния коленчатого вала дизеля в об/мин.

Степень неравномерности системы регулирования характе­ ризует пределы изменения частоты вращения коленчатого вала дизеля при увеличении нагрузки от холостого хода до макси­ мальной и снижении ее до холостого хода.

Кроме указанных параметров, качество системы регулирова­ ния зависит от степени нечувствительности регулятора и прямо­ линейности регуляторных характеристик дизеля.

! В механизме регулятора в системе подачи топлива действуют силы сухого и жидкостного трения, величина которых зависит от качества обработки деталей, материала трущихся поверхно­ стей и т. п. Из-за наличия таких сил, -муфта чувствительного элемента регулятора перемещается с некоторым запаздыванием относительно изменения угловой скорости привода, когда это из­ менение достигнет определенной величины. '

Интервал, в котором чувствительный элемент не реагирует на изменение угловой скорости привода регулятора, называют областью нечувствительности регулятора. Эта область харак­ теризуется степенью нечувствительности ер(в%), ..равной отно­ шению разности предельных величин угловых скоростей области нечувствительности к средней угловой скорости, т. е.

е

р

toi-toa, 100)

СОср

 

 

••15


При наличии нечувствительности регулятора увеличивается его фактическая степень неравномерности. Поэтому у современ­ ных регуляторов в номинальном режиме степень нечувствитель­ ности ер не должна превышать 0,5%.

Для удовлетворительной параллельной работы нескольких дизель-электрических агрегатов необходимо, чтобы активная и реактивная составляющие мощности, отдаваемые параллельно работающими генераторами, распределялись между ними про­ порционально их номинальным мощностям. Если это условие не будет соблюдаться, то одни из генераторов могут оказаться не­ догруженными, а другие'— перегруженными.

Для пропорционального распределения активной мощности между дизель-генераторами при их групповой (параллельной) работе необходимо, чтобы системы регулирования дизелей име­ ли одинаковый статизм. Если же статизм систем регулирования различный, а частота вращения одинаковая, то распределение активной нагрузки между агрегатами во время их параллель­ ной работы будет происходить обратно пропорционально статизму системы. Однако это положение справедливо при линейности регуляторной характеристики*. Поэтому регуляторы дизелей, предназначенных для параллельной работы, должны иметь ус­ тройство, позволяющее изменять степень неравномерности.

Действительные регуляторные характеристики дизелей не яв­ ляются прямолинейными, что, естественно, отрицательно сказы­ вается на распределении нагрузок. Чтобы при всех значениях нагрузок дизелей распределение активной мощности было рав­ номерным, необходимо полное совпадение их регуляторных характеристик. Форма этих характеристик зависит от парамет­ ров топливного насоса и регулятора, их степени износа, на­ стройки и т. п. Поэтому обеспечить совпадение регуляторных характеристик весьма затруднительно.

§5. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИРЕГУЛЯТОРАМ

Основные требования к системам автоматического регулиро­ вания регламентированы ГОСТом 10511—63. Согласно этому

* Регуляторная характеристика дизеля — это зависимость между уста­ новившимися относительными значениями крутящего момента^ (или другого параметра) и частотой вращения при фиксированной настройке регулятора во всемдиапазоне регулирования. Статическая характеристика регулятора — это зависимость между установившимися относительными значениями хода его исполнительного органа и частотой вращения, которая определяется также при фиксированной настройке регулятора во всем диапазоне регули­ рования.

1:6


стандарту такие системы имеют четыре класса точности регули­ рования. Каждому классу точности соответствуют определенные требования к степени нечувствительности и нестабильности, к длительности переходного процесса и величине предельного из­ менения частоты вращения дизеля при изменении нагрузки.

Степень нечувствительности для систем регулирования пер­ вого и второго классов точности ие должна превышать 0,2%. Для системы третьего класса точности степень нечувствительно­ сти должна быть не более 0,3%, а для четвертого — не более 0,5%• По длительности работы регуляторы должны соответ­ ствовать общему сроку службы дизелей, на которых они уста­ новлены.

Средний наклон регуляторной характеристики* дизеля дол­ жен быть в пределах 0—8% при номинальной настройке частоты вращения. Степень непрямолинейности этой характеристики должна составлять: для систем первого и второго классов точ­ ности 0,3% при наклоне ^ 2 % и 15% от наклона регуляторной характеристики при наклоне >2% ; для систем третьего и чет­

вертого классов точности 0,6% при наклоне ^ 3 %

и 20% от на­

клона регуляторной характеристики при наклоне

>3% .

При параллельной работе дизелей номинальный наклон ста­ тической характеристики регуляторов должен быть не менее 2%. Это значит, что конструкция регулятора должна содержать устройство, позволяющее изменить степень неравномерности до требуемой величины. Обычно для обеспечения устойчивой па­ раллельной работы и пропорционального распределения на­ грузок, степень неравномерности не должна превышать 8%.

Степень Ѳ ( в%) рассогласования нагрузки при параллель­ ной работе дизель-генераторов не должна превышать следую­ щих значений:

Класс точности системы регулирования Первый

Второй

Третий

Четвертый

Степень рассогласования нагрузки

15 (±7,5)

20 (±10)

25(±12,5)

Ѳ в % .................................................. 7 (±3,5)

Длительность переходного процесса и величина предельной частоты вращения коленчатого вала дизеля при мгновенном из­ менении нагрузки зависит не только от характеристик регулято­ ра, но и от параметров объекта регулирования, в частности, от времени разгона

* Наклон регуляторной характеристики (остающаяся степень неравно­ мерности) равен наклону статической характеристики регулятора. Наклон (средний) статической характеристики регулятора (в % ) — это мера статизма регулятора, равная перепаду относительной частоты вращения по стати­ ческой характеристике между начальным и номинальным положениями ис­ полнительного механизма регулятора.


5
6

где п — частота вращения для данной настройки регулятора при

номинальной условной нагрузке в об/мин;

п„ — номинальная

частота вращения в об/мин;

Тп— номинальное (для

номиналь­

ной настройки регулятора)

время разгона

силовой

установ­

ки в с.

 

 

 

Номинальное время разгона

11 270 000Ne„ '

где Nea — номинальная эффективная мощность дизеля в л. с.; GD2— маховой момент агрегата в кгс-м2.

С учетом времени разгона дизель-генератора и в зависимости от величины снижения нагрузки и класса точности системы ре­

 

 

Т а б л и ц а 2

гулирования, длительность т (в с)

 

 

переходного

процесса регулиро­

Длительность т (в с) для

вания после

мгновенного

сниже­

систем

регулирования

ния нагрузки до ее величины при

Сни­

классов точности

 

жение

 

 

 

холостом ходе не должна

превы­

нагруз­

 

 

чет­

ки в % перво­

второ­ третье­

шать

значений, указанных в

верто­

го

го

го

го

табл. 2,

а

превышение

частоты

 

 

 

 

 

 

 

вращения не должно быть больше

25

1

2

3

50

1

2

3

Фт = !<(Р’ ■

75

2

3

4

8

где К — коэффициент,

изменяю­

100

2

3

5

10

 

 

 

 

 

щийся от 0,25 до 1 в зависимости

регулятора

(однорежимный,

от величины нагрузки и типа

всережимный, прямого

или непря­

мого действия); для резкого снижения 100%-ной нагрузки при любом типе регулятора К= 1; ср — превышение частоты враще­ ния в % в зависимости от класса точности системы регулирова­ ния и времени разгона дизель-генератора; ср изменяется в пре­ делах 1,7%—24 %.

Требования к параметрам регулирования дизель-генерато­ ров, определяемые ГОСТом 10511—63 для первого класса точноти системы регулирования, не могут быть выполнены при по­ мощи одноимпульсных регуляторов, в которых использован принцип отклонения от регулируемого параметра (принцип Пол­ зунова— Уатта). Поэтому ГОСТ 10511—63 предусматривает для системы регулирования первого класса точности применение двухимпульсных регуляторов, использующих наряду с импуль­ сом по отклонению от регулируемой величины (частоты вра­ щения), импульс по основному возмущению (нагрузке). Этот принцип регулирования (Понселе) в последнее время получил широкое распространение как в СССР, так и за рубежом, вследствие возможности реализации высоких параметров ре­ гулирования.

•18


Для дизелей типа Д50, Д100 и Д70, в зависимости от их наз­

начения применяют как одноимпульсные, так и двухимпульсныерегуляторы.

§ 6. ОСОБЕННОСТИ ДИЗЕЛЯ КАК ОБЪЕКТА РЕГУЛИРОВАНИЯ

Большое значение для оценки дизеля, как объекта регулиро­ вания, имеют эксплуатационные режимы работы и характери­ стики потребителей. Эксплуатационный режим работы дизеля: обычно характеризуется мощностью и частотой вращения.

К основному параметру, позволяющему оценить мощность, дизеля, можно также отнести крутящий момент. Кроме того, для оценки мощности можно пользоваться величинами подачи топ­ лива за один цикл или часовым расходом топлива. В зависимо­ сти от назначения дизеля, режимы его работы могут иметь спе­ цифические особенности. Так, при использовании дизеля в каче­ стве привода генератора переменного тока, он должен обеспечить постоянную частоту вращения при различных изменяющихся на­ грузках. Для судовых дизелей режим работы определяется зави­ симостью мощности, потребляемой гребным винтов, от частоты вращения коленчатого вала дизеля.

С точки зрения автоматического поддержания заданной ча­ стоты вращения коленчатого вала дизеля, в определенном режи­ ме работы важна возможность изменения момента сопротивле­ ния гребного винта разворотом лопастей или крутящего момен­ та дизеля регулятором, воздействующим на подачу топлива.

Тепловозный дизель-генератор должен при различных задан­ ных режимах обеспечить постоянство соответствующих мощно­ стей.

Заданный режим работы дизель-генератора при увеличении или уменьшении нагрузки поддерживается изменением величи­ ны крутящего момента при воздействии на механизм регулиро­ вания подачи топлива.

Для выяснения особенностей работы дизеля в различных: режимах пользуются графическими зависимостями его основных параметров от величин, определяющих режим работы дизеля и называемых характеристиками.

Если двигатель является приводом гребного винта, то особен­ ности его работы характеризуются так называемой винтовой характеристикой, под которой принято понимать зависимость мощности или крутящего момента, развиваемых двигателем, от частоты вращения, т.е. Ne=f\{n) или Me= f2(n).

Известно, что при работе дизеля в качестве привода гребно­ го винта его мощность и частота вращения находятся в следую­ щей зависимости:

Nx =

( п х \ т

N,

\п* ) '

19