ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Крутящие моменты и средние эффективные давления изме няются соответственно с изменением частоты вращения
и
где т«1,4-=-3 в зависимости от типа судового дизеля.
Для дизеля, работающего на электрический генератор, ха- ■ рактерной является нагрузочная характеристика, позволяющая определить зависимость мощности и крутящего момента от на грузки при постоянной частоте вращения. Режим работы тепло
возного дизель-генератора характеризуется так |
называемой |
«тепловозной» характеристикой, определяющей |
зависимость |
мощности силового агрегата тепловоза от частоты вращения ко ленчатого вала дизеля.
Среди других параметров, позволяющих оценить работу ди зеля в зависимости от нагрузки, наиболее важными являются: удельный эффективный расход топлива Ge; часовой расход топ лива 5 Ч; эффективный к. п. д. Поэтому в качестве нагрузочных характеристик можно также принимать зависимости Ga(Ne) или B4(Ne) при постоянной частоте вращения коленчатого вала ди зеля.
Для характеристики дизеля как регулируемого объекта боль шое значение имеет также характер режимов работы, которые могут быть установившимися и неустановившимися. Установив шимся (или равновесным) называют такой режим работы дизе ля, при котором основные показатели (частота вращения, сред ние величины мощности и др.) остаются постоянными и не из меняются во времени. Такие условия работы могут быть только при равенстве мощности дизеля и мощности, расходуемой по требителем.
Неустановившимся называют такой режим работы, при ко тором мощность дизеля избыточна или недостаточна для данной нагрузки, в связи с чем частота вращения коленчатого вала длизеля и другие параметры изменяются во времени. Неустановившиеся режимы являются переходными от одного установивше гося режиму к другому.
Если пренебречь неравномерностью частоты вращения колен чатого вала дизеля, то установившийся режим работы можно обеспечить при сохранении равенства среднего значения эффек тивного крутящего момента дизеля Ме моменту сопротивления
Мс.
Если вследствие каких-либо причин это равенство нарушится, то избыток или недостаток энергии будет расходоваться на из менение частоты вращения. Характеристики дизеля гребного винта, генератора постоянного тока (тепловозного) и синхрон ного генератора (стационарный агрегат) совмещены на рис. 5. Кривые 1, 2, 3, 4 и 5 соответствуют изменению эффективного крутящего момента дизеля в зависимости от частоты вращения
20
{внешняя 1 и частичные 2—5 характеристики). Кривые Л, Б и В представляют собой характеристики момента сопротивления
гребного |
винта. Кривая |
Г — характеристика |
генератора; кри |
вая Д — характеристика |
синхронного генератора стационарного |
||
агрегата. |
Н определяет |
номинальный режим |
судового дизель- |
Точка |
генератора. Точки пересечения кривых 1—5 крутящего момента
дизеля и момента |
сопро |
|
|||||
тивления |
характеризуют |
|
|||||
•соответствующие |
устано |
|
|||||
вившиеся |
режимы |
агре |
|
||||
гата. |
|
|
|
равенства |
|
||
Нарушение |
|
||||||
Ме=М й вызывает |
откло |
|
|||||
нение |
частоты |
вращения |
|
||||
коленчатого |
вала |
дизеля |
|
||||
от установившегося |
зна |
|
|||||
чения. |
Величина |
новой |
|
||||
установившейся |
|
частоты |
|
||||
вращения и |
возможность |
|
|||||
обеспечения |
устойчивости |
|
|||||
работы дизеля зависят от |
rtjOB/M UH |
||||||
взаимного влияния харак |
|
||||||
теристик |
|
потребителя |
Рис. 5. Совмещенные характеристики дизе |
||||
(гребной |
винт, |
генератор |
ля и потребителя |
||||
и др.) |
и дизеля, а прежде |
|
всего от относительного изменения Ме и Мс в зависимости от частоты вращения.
j Устойчивостью дизеля называют его способность восстанавли вать установившийся режим без воздействия на систему подачи топлива. Рассмотрим два крайних случая взаимного расположе ния зависимостей Ме и М0. Если дизель работает в режиме, со ответствующем точке m (рис. 6, а), и по каким-либо причинам частота вращения коленчатого вала дизеля увеличится до значения'Пі>п,п (Пт — частота вращения равновесного режима), мо мент, сопротивления Мс станет больше эффективного крутящего момента М е> частота вращения уменьшится и равновесный ре жим восстановится.
Если частота уменьшится до п2< пт, то крутящий момент ди зеля станет больше момента сопротивления, т. е. установится неравенство М е> М с. Тогда избыток энергии вызовет увели чение частоты вращения до восстановления равновесного режи ма.
Таким образом, .взаимное расположение характеристик, при веденное на рис. 6, а, обеспечит устойчивый режим работы дизе ля. В этом случае считают, что агрегат обладает свойством само регулирования или самовыравнивания (положительное самовыравнивание).
21
Режим становится неустойчивым, если справа от точки k (рис. 6, б) пересечения характеристик будет справедливо нера
венство Ме< М с. В |
этом случае при увеличении частоты враще |
ния до значения п\ |
> пк соотношение моментов определится не |
равенством М ',>Л4с1. Избыточная мощность дизеля приведет к
еще большему увеличению частоты вращения и восстановление установившегося режима окажется невозможным (дизель «пой дет в разнос»).
Рис. 6. Зависимости моментов дизеля Мс и потребителя Мс:
а и б — соответственно при устойчивом и неустойчивом режимах работы дизеля
При уменьшении частоты вращения |
до n\< nh со |
отношение моментов М '2<М с2 способствует |
дальнейшему сни |
жению частоты вращения до остановки дизеля. В этих случаях считают, что дизель не обладает свойством саморегулирования или самовыравнивания (отрицательное самовыравнивание).
Между двумя крайними соотношениями характеристик дизе ля и потребителя может быть промежуточный случай, когда в
определенных пределах |
изменения частоты вращения будет |
|||
справедливо равенство Ме = Мс. В этом |
случае режим работы |
|||
будет астатическим (нулевое самовыравнивание). |
|
|||
Количественно устойчивость |
данного |
режима работы ди |
||
зеля зависит от избытка |
(при |
уменьшении частоты |
вращения) |
|
или недостатка (при увеличении частоты вращения) |
мощности, |
выражаемой величиной приращения крутящего момента. Чем больше ДМ (см. рис. 6, а) при одинаковом отклонении частоты вращения Ап от соответствующей устойчивому режиму, тем зна чительнее величина восстанавливающей мощности и тем быстрее и надежнее дизель будет возвращаться к устойчивому режиму работы. Дизели с нулевым или отрицательным саморегулирова нием не могут устойчиво работать без регулятора.
Г |
л |
а |
в |
а |
III |
КОНСТРУКЦИИ РЕГУЛЯТОРОВ
§ 7. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ РЕГУЛЯТОРОВ
Регулятор скорости является сложным по конструкции агре гатом с самостоятельной замкнутой масляной (гидравлической) системой. Он приводится от двигателя и смонтирован непосред ственно на двигателе. Базовой принципиальной схемой является схема регулятора двигателя Д50, упрощенно называемого регу лятором Д50.
Базовый регулятор
Регулятор Д50 (рис. 7) состоит из следующих основных ме ханизмов и узлов: чувствительного элемента или измерителя скорости, исполнительного органа — гидравлического серводви гателя и обратной связи.
Чувствительный элемент центробежного типа состоит из пру жины 2 измерителя и двух вращающихся грузов 3. Усилие предварительного сжатия пружины уравновешивается цен тробежной силой вращающихся грузов. Грузы регулятора вы
полнены |
в виде угловых рычагов, |
а ось пружины |
совпадает |
|
с осью |
вращения чувствительного |
элемента. Это |
позволяет |
|
изменять сжатие пружины во время работы и тем самым |
уста |
|||
навливать требуемую частоту вращения коленчатого вала |
дизе |
|||
ля. |
|
|
|
|
При изменении нагрузки на дизель равновесие пружины и грузов нарушается, грузы сходятся или расходятся и увлекают золотник 20, управляющий поступлением масла к серводвигате лю 23. При увеличении скорости вращения грузов они расходят ся и перемещают золотник 20 вверх, а при уменьшении — схо дятся и золотник перемещается вниз. Золотник 20 управляет движением поршня 22 и впускает масло под давлением в рабо чую полость серводвигателя или выпускает масло из этой поло
сти.
Серводвигатель под действием чувствительного элемента обеспечивает надлежащую величину усилия для перемещения реек топливных насосов и тем самым изменяет подачу топлива в цилиндры двигателя. Серводвигатель состоит из поршня 22, цилиндра и пружины 21. Шток 25 поршня 22 через рычажную
23