Файл: Расчеты и анализ режимов работы сетей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ность нагрузки подстанции составляет 15 МВт при cos ф —

= 0,93,

время

использования

наибольших нагрузок

равно

5 500 ч

в год.

Потребители

энергии относятся ко

второй

категории. Схема электрических соединений подстанции предусматривает применение отделителей и короткозамыкателей.

Т р е б у е т с я выбрать число цепей и сечение стале­ алюминиевых проводов радиальной линии, связывающей подстанцию с шинами электрической станции.

Решение. Намечаем два варианта выполнения проекти­ руемой электропередачи: одноцепной линией и двухцепной

линией.

 

 

Нагрузка одноцепной линии составляет:

 

5л== оЖ =

16,1 М В А ‘

Нагрузка

каждой линии

двухцепной электропередачи

в нормальном

режиме работы

5 л= 2Т5Ж = 8 -05 М В' А-

При времени использования наибольшей нагрузки Г н6=

= 5 500

ч экономическая

плотность тока для сталеалюми­

ниевых

проводов равна /эк = 1,0 А/мм2. Определяем сече­

ния проводов линий электропередачи:

 

для

варианта

одноцепной линии

 

 

F

 

16,1 •103

84,6

мм2,

 

ЭК -----

У~ъ-

п о - i,o

 

 

 

 

 

для

варианта

двухцепнои линии

 

 

F

эк

8,05103

42,3

мм2.

 

И 3- ПО - 1,0

 

 

 

 

 

Для

первого

варианта

выбираем провода марки АС-95

(г0 = 0,33 Ом/км), для

второго — марки АС-70 (г0 =

= 0,46 Ом/км), поскольку провода меньшего сечения не допускаются для линий 110 кВ по условиям коронирования.

Проверяем допустимость применения выбранных про­ водов по нагреву. Предельно допустимые токи равны для

проводов АС-95 /д =

330 А; для проводов АС-70 /д =

= 265 А. Наибольшие

рабочие токи

для проектируемой

линии составляют:

 

 

 

 

16,1 ■Ю3

84,6

А.

нб~

V 3- ПО

 

 

231


Поскольку в обоих вариантах /д > /нб, то провода АС-95 и АС-70 могут быть приняты для рассматриваемой линии.

На рис. 5-20 показаны схемы электрических соединений двух намеченных вариантов проектируемой электропередачи.

Реализация первого из намеченных вариантов связана с возможностью недоотпуска энергии как в результате аварийных отключений линии, так и вследствие отключений при выполнении планово-предупредительных ремонтов. Отключения потребителей из-за аварийных и плановых ре­ монтов выключателя в начале линии в условиях данной задачи можно не принимать во внимание, поскольку проек­ тируемая линия связана с шинами станции и можно счи­ тать, что схема электрических соединений станции позво­ ляет достаточно быстро заменить выключатель в начале рас­ сматриваемой линии.

Средняя частота отказов воздушной линии ПО кВ (ава­ рийных выходов) принимается 1,1 отказа в год на 100 км, средняя длительность послеаварийного ремонта равна 0,9•10~3 лет на отказ. При этом относительная вероятная

длительность аварийного состояния

равна:

 

 

Рае = 1 .1 * 0,9 - 10_3 щ

= 0,694 •10 3,

 

вероятный

недоотпуск энергии

 

 

 

Анд =

15 ■103 •8 760 ■0,694

10 3 =

9 1 ,2 .103

кВт •ч,

232

а народнохозяйственный ущерб от недоотпуска энергии, считая у0 = 0,6 руб/кВт-ч

У аз 91,2 •103 •0,6 •10~3 = 54,6 тыс. руб/год.

Для рассматриваемого варианта принимаем следующие стоимостные показатели:

1)стоимость 1 км воздушной одноцепной линии 8,3 тыс. руб;

2)стоимость ячейки открытого распределительного уст­ ройства с масляным выключателем 30 тыс. руб;

3)стоимость отделителей, короткозамыкателей и разъе­ динителей (объединенного блока открытого распределитель­ ного устройства) 13 тыс. руб;

4)ежегодные издержки на амортизацию и обслуживание воздушной линии ПО кВ 3,2% ;

5)ежегодные издержки на амортизацию и обслуживание подстанции 9,3% ;

6)стоимость потерянной энергии 1,4 коп/(кВт-ч).

Время потерь при Тн6 = 5 500 ч составляет:

т = (0,124 + А ^ - ) 2. 8760 = 3980 ч.

Вычисляем приведенные затраты по первому варианту

3, =

(0,12 +

0,032) •8,3 •70 + (0,12 + 0,093) (30 + 13) +

 

+ {^ £ -

103

■0,33 -70 -3 980 -1,4- 10~5 + 54,6 =

= 88,3 + 9,16

+ 27,6 + 5 4 ,6 = 179,66 тыс. руб/год.

Для

второго варианта имеем:

1)стоимость 1 км линии на двухцепных железобетонных опорах 13,9 тыс. руб;

2)стоимость двух блоков с автоматической перемычкой

между ними открытого распределительного устройства без выключателей 14,9 тыс руб.

При этом приведенные затраты по второму варианту

32= (0 ,1 2 + 0,032)- 1 3

,9 -7 0 + (0 ,1 2 + 0,093) (2 -3 0 + 1 4 ,9 ) +

+

. Ю3 ~

I

-

70 -3 980- 1,4- 10“5= 148,0 +

1

11(Г

 

 

 

+ 1 5 ,9 + 1

9 ,2 = 1 8 3 ,1 тыс. руб/год.

Таким образом, при учете ущерба от аварийных отклю­ чений одноцепной линии приведенные затраты по первому

233


варианту оказались несколько меньше, чем по второму, однако различие в затратах составляет лишь

(183,1 - 1 7 9 ,6 6 ) 100

1,8%.

179,66

 

Примем во внимание, что недоотпуск энергии при выпол­ нении электропередачи одноцепной линией может явиться

результатом не только аварийных отключений,

но также

и отключений при планово-предупредительных

ремонтах.

Средняя длительность плановых простоев воздушной линии

110 кВ равна 3 ,2 -10~3 отн. ед.

Недоотпуск энергии при этом в условиях задачи составит:

Лнд= 1 5 -103-8 760 •3,2• 10 3= 421 ■10я кВт-ч.

Поскольку плановые отключения могут быть осуществле­ ны в периоды времени, в которые потребители в наименьшей степени страдают от недоотпуска энергии, то удельный ущерб от недоотпуска должен быть принят меньшим, чем при ава­ рийных отключениях. Примем два значения удельного ущерба: у0 = 0,3 руб/(кВт-ч) и у0 = 0,1 руб/ (кВт-ч) и при каждом из них вычислим приведенные затраты по пер­ вому варианту. При первом значении удельного ущерба

Упл = 421 •103 •0,3 - 10“3= 126,2 тыс. руб;

Зг =

179,66 +

126,2 = 305,86 тыс. руб/год.

При у0 = 0,1

руб/(кВт-ч)

 

Упл = 421 Ю3 - 0,1 •10 3 = 42,1 тыс. руб;

Зу= 179,66 +

42,1 = 221,76

тыс. руб/год.

В обоих

случаях

приведенные

затраты, вычисленные

с учетом плановых отключений линий для первого варианта, существенно превышают затраты по второму варианту. Поэтому для проектируемой электропередачи должен быть принят второй из намеченных вариантов: двухцепная линия на железобетонных опорах, выполненная проводами марки АС-70.

Задача 5-17

На рис. 5-21 показаны два варианта электрических соеди­ нений линий проектируемой сети, связывающей два пункта потребления энергии с шинами мощной электрической стан­ ции. Нагрузки подстанций, а также найденное прибли­ женно распределение мощностей также указаны на рис. 5-21. Проектируемая сеть выполняется на номинальное напряжение ПО кВ, все линии предусматривается выпол-

234


нить на железобетонных опорах. Для обеих подстанций вре­

мя использования

наибольшей нагрузки составляет Тн$ =

= 5 000 ч в год.

н

Т р е б у е т с я выбрать наиболее целесообразный ва­

риант проектируемой

сети.

 

Решение. Определяем время потерь

т== Со 124

1 5 000''2

•8760 = 3410 ч,

Х

юооо

 

вычисляем потери энергии в линиях для обоих вариантов проектируемой сети.

Поскольку для проводов АС-70 г0 — 0,46 Ом/км, а для

проводов АС-95 г0 =

0,33 Ом/км, то для первого варианта

■М. + ' + Д ' 06’

0.33.6С+ + ± + 0,33• 82■

 

1102

+•0,46 - 40) •103 - 3 410 = (0,610 + 0,758 +

+ 0,110) •103•3 410 = 5040• 103 кВт-ч;

для второго варианта

АЛ8 = (?5* + У * - 0,5 0,33 -60 '

252+ 9,852

0,5 0,46-40 X

НО2

 

Х 103-3 410 = (1,16+ 0,547)- 103 - 3 410 =

5 820 •103 кВт-ч.

235

236

 

 

Т а б л и ц а 5-6

Показатели

Вариант

 

 

 

 

I

II

К а п и т а л ь н ы е з а т р а т ы

 

 

Стоимость 1 км линии,

провод АС-70, тыс. руб.:

 

 

одноцепной .....................................................

 

 

двухцепной .

. .................................... . ,

13,9

Стоимость 1 км линии, провода АС-95, тыс. руб.:

 

_„

одноцепной ......................................................

 

8,3

двухцепной .....................................................

 

14,3

Суммарная стоимость линий, тыс. руб..................

1504

1 415

Стоимость ячеек выключателей, тыс. руб.:

 

 

п/ст. 1 .............................................................

 

50,0

150

п/ст. 2 .............................................................

 

50,0

Стоимость блоков (отделители, короткозамы-

 

 

катели), тыс. руб.:

 

 

13,0

п/ст. 1 .............................................................

 

13,0

п/ст. 2 .............................................................

 

13,0

14,9

Суммарные капитальные затраты К^, тыс. руб.

1 630

1 592,9

Е ж е г о д н ы е э к с п л у а т а ц и о н н ы е

 

 

и з д е р ж к и

 

 

Ежегодные издержки на амортизацию и обслу­

 

 

живание подстанций:

9,3

9,3

% ........................................................................

 

тыс. руб.............................................................

 

9,3

13,95

Ежегодные издержки на амортизацию и обслу­

 

 

живание линий:

 

3,2

3,1

% .........................................................

 

тыс. руб.............................................................

 

48,3

44,0

Суммарные ежегодные издержки на амортиза­

57,6

57,95

цию и обслуживание, тыс. руб.........................

Стоимость потерянной энергии, тыс. руб. . . .

70,5

81,5

Суммарные ежегодные эксплуатационные из-

 

 

держки Ий, о, тыс. руб........................................

128,1

139,45

П р и в е д е н н ы е з а т р а т ы

 

 

p/Cs , тыс. руб..................................................................

 

195,5

191

Иа, 0, тыс. руб..................................................................

 

57,6

57,95

3 = рК2 + Я а_ 0 + Я дл,

тыс. руб.............................

323,6

330,45

При этом стоимость потерянной энергии равна соответ­ ственно [при b = 1,4 коп/(кВт-ч)]:

Иьа\= 5 040 •103 ■0,014 = 70,5 тыс. руб;

ИАМ = 5 820 ■103 •0,014 = 81,5 тыс. руб.

237


Составляем схемы электрических соединений сети, вклю­ чающие схемы коммутации входящих в нее подстанций (рис. 5-22 и 5-23) и применительно к этим схемам вычисляем значения приведенных затрат.

Исходные данные для таких расчетов а также их резуль­ таты указаны в табл. 5-6.

Данные табл. 5-6 показывают, что первый вариант харак­ теризуется несколько меньшими приведенными затратами, чем второй. Однако различие между значениями приведен­ ных затрат очень мало:

А3 =

330,45 -323,6 100 = 2,11 %.

 

323,6

Следовательно, можно считать, что рассматриваемые варианты практически равноценны по своим технико-эко­ номическим показателям.

Найдем некоторые дополнительные характеристики срав­ ниваемых вариантов.

1. Наибольшую потерю напряжения в аварийном режи­ ме, принимая для линий, выполненных проводом АС-70, х0 = 0,44 Ом/км, проводом АС-95, х0 = 0,429 Ом/км. Для первого варианта при выходе из работы линии станция — п/ст. 2

. . .

(35 -0,33+ 13,81 -0,429)-60 .

(25 - 0,46 + 9,85 •0,44) •40

 

AU ~~

110

+

ПО

~~

 

= 9,54 + 5,76 =

15,3

кВ (13,9%);

 

при выходе из работы линии станция — п/ст. 1

. . .

(35 -0,33+ 13,81 -0,429)-82 .

(10 •0,46 +

3,94 •0,44) •40

 

AU~

 

ПО

+

 

ПО

~

 

=

11,8 +

2 ,3 = 1 4 ,1

кВ (12,8%).

 

Следовательно, для

первого варианта

 

 

 

 

АДнб= 1 5 ,3 кВ (13,9%).

 

 

Для

второго

варианта

 

 

 

. . ,

(35 -0,33+ 13,81 -0,429)-60

, (10 •0,46 + 3,94 •0,44) •40

 

 

по

 

+

2-110

= 9 ,5 4 + 1 ,1 5 = 10,69 кВ (9,72%).

2. Расход материалов на изготовление проводов. Расчет­ ная масса алюминия в проводе АС-70 составляет 185,3 кг/км, а стали 275 кг/км, соответствующие показатели для прово­ да АС-95 равны 260 и 386 кг/км. Расход проводниковых материалов для первого варианта:

238