Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Г Л А В А 5
НАГРУЗОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ПРИБОРНЫХ
ПРЯМОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
16.Особенности условий работы приборных передач
Всвязи с интенсивным развитием средств автоматического управления в последнее время большую актуальность приобрел во прос определения несущей способности зубчатых передач приборов. Отличительными особенностями передач такого типа являются
малые значения |
модуля |
(тп = |
0,3 -4-1,0 мм), большие угло |
вые скорости зубчатых |
колес |
первых ступеней (пг =-- 2000 -4- |
|
-4-20 000 об/мин) |
и незначительная величина передаваемых на |
грузок. Размеры приборных передач невелики (межосевое рас
стояние |
до |
а = 70 мм); работают они |
в условиях ограниченной |
||||
смазки. |
|
|
|
|
|
|
|
В настоящее время отсутствуют обоснованные методы расчета |
|||||||
нагрузочной |
способности |
и долговечности |
приборных |
передач. |
|||
Во многих |
случаях |
изнашивающиеся |
передачи рассчитываются |
||||
по методикам [69; 80 и др. ] , справедливым для силовых |
зубчатых |
||||||
передач, |
работающих |
при |
обильной |
или |
ограниченной |
смазке. |
Опыт эксплуатации и экспериментальные исследования сви детельствуют, что основной причиной выхода из строя приборных передач является изнашивание зубьев. Весь срок службы передачи с момента вступления в работу до момента выбраковки можно разделить на два периода.
В первый период происходит приработочное изнашивание, интенсивность * которого снижается по мере приработки. Второй период — период установившегося изнашивания — характери зуется постоянной интенсивностью. Такая картина изнашивания
* Под интенсивностью изнашивания понимается толщина слоя, снимаемая с рабочей поверхности зуба при одном вступлении в контакт (при одном цикле нагружения).
114
характерна для передач, у которых тончайшие пленки смазки на поверхностях зубьев сохраняются в течение всего срока службы.
Если тончайшие слои пленки смазки не сохраняются, то на ступает третий период •— период износа с высокой интенсив ностью. Такой износ наблюдается в приборных передачах, ра ботающих при сравнительно высоких уровнях нагрузки и ско ростей скольжения, т. е. в «напряженном контакте». В этом случае по истечении определенного времени работы с постоянной интен сивностью изнашивания смазочная пленка разрушается и зубча-
Рис. 5.1. Зависимость коэффи циента потерь i|) от времени работы изнашивающейся пере дачи
Рис. 5.2. Характер иска жений профилей зубьев ведущего колеса при из носе силовых и прибор ных зубчатых передач:
тые колеса, оказываясь в условиях сухого трения, полностью изнаши ваются.
Отмеченное иллюстрирует рис. 5.1.
/ — эвольвентные профили зуба; 2 — профиль изношен ного зуба шестерни силовой передачи; 3 — профили из ношенного зуба шестерни
приборной передачи
Интенсивность изнашивания в период приработки имеет повы шенные значения, что объясняется искажениями теоретически правильного профиля зуба [57] и установлением оптимальной шероховатости рабочих поверхностей. Характер искажения при изнашивании профилей зубьев приборных передач значительно отличается от искажений, имеющих место в силовых передачах. Вид изношенных профилей зубьев силовых и приборных передач одного модуля показан на рис. 5.2. Более равномерное изнашива ние профилей зубьев приборных передач по сравнению с силовыми отмечалось также и в работе [41] . Это связано, по-видимому, с влиянием инерционных сил, способствующих выравниванию износа по профилю. В приборных передачах изнашивается не только рабочий профиль (правый на рис. 5.2), но также и нерабо чий, что свидетельствует о размыкании профилей и колебательных движениях зубчатых колес, вызываемых динамикой в зацеплении при больших угловых скоростях колес и малых значениях пере даваемых нагрузок.
Для оценки нагрузочной способности и долговечности прибор ных зубчатых передач важно знать их интенсивность изнашивания.
8* |
115 |
Так как срок службы приборных передач измеряется тысячами часов, а приработка зубьев завершается в течение нескольких десятков часов, интерес представляет интенсивность изнашива ния Un в установившийся период. Утонение зубьев в период при работки весьма мало, и им можно пренебречь. Интенсивность изнашивания в установившийся период
и„ |
б - |
б Jпn p |
|
" # ц — |
Мц. п р |
||
|
|||
где бп р . и Л^ц п р — толщина изношенного слоя зуба в период при |
работки и число циклов нагружений, соответствующее этому
периоду; б и JV4 |
— текущие значения толщины изношенного слоя |
и числа циклов |
нагружений. |
Полагая, что толщина изношенного слоя зубьев приборных •колес равномерна по высоте, долговечность передачи при извест ной интенсивности изнашивания Un определяется по формулам:
|
|
Л^ц1 = |
-т^- циклов; |
|
|
N4l |
= «Л/ц 2 |
|
(5.1) |
|
= и jp- циклов |
|||
и принимается равной меньшему из полученных значений. |
||||
Здесь Unl и |
Un2 |
•— интенсивность |
изнашивания зубьев ше |
|
стерни и колеса; |
б± |
и б 2 — |
предельные |
значения толщины изна |
шиваемого слоя на зубья шестерни и колеса; и :— передаточное число передачи.
Значения б х и б 2 назначаются в зависимости от требований, предъявляемых к передаче. Если по условиям эксплуатации при
борного механизма существуют ограничения по |
мертвому |
ходу, |
||||||||
то величина допускаемого мертвого хода |
|
бм может быть принята |
||||||||
за |
предельный износ |
зубчатой |
передачи, |
т. е. |
|
|
||||
|
|
|
б 1 + |
s a = ° м — S M . H . |
|
|
||||
где |
б м н ; —величина начального |
бокового |
зазора |
передачи. |
||||||
|
Учитывая |
зависимости |
(5.1), |
запишем |
|
|
|
|||
|
|
|
|
= |
6 |
" ~ V |
• |
|
|
(5-2) |
|
Если на |
передачу |
не |
накладывается |
ограничений по |
мерт |
вому ходу, то при достаточной изгибной прочности зубьев за
предельную величину износа |
принимают |
(0,5-н1,0) Se, где Se~ |
толщина зубьев на диаметре |
окружности |
выступов. |
Для зубчатых колес с поверхностным упрочнением за предель ную величину б можно принимать толщину упрочненного слоя, поскольку после его изнашивания интенсивность в значительной
116
степени возрастает. Если для поверхностно упрочненных зубчатых колес б = (0,5-т-1,0) Se, то число циклов нагружений зубьев ше стерни
|
|
Л^д1 = |
7 ^ |
- + 1 = ^ > |
(5.3) |
|
|
|
|
*->п |
уп |
<-> ПС |
|
где б у п |
и Unyn:— |
толщина |
и интенсивность |
изнашивания упроч |
||
ненного слоя; Unc |
— интенсивность |
изнашивания материала серд |
||||
цевины |
зуба. |
|
|
|
|
|
|
17. Исследование |
интенсивности |
изнашивания |
|||
|
при фиксированном |
межосевом |
расстоянии |
Износостойкость зубчатых передач определяется большим чис лом факторов, среди которых важнейшими являются режимы нагружения, материалы и их твердость, условия смазывания и др.
Учитывая многообразие материалов зубчатых колес приборов и их размеров, целесообразно вначале исследовать зубчатые пере-
. дачи при постоянном межосевом расстоянии и изготовленных из одного и того же материала. В качестве такого материала принята улучшенная сталь 1Х17Н2 (HRC 28—32), так как она широко распространена в приборостроении, стоимость ее сравнительно невысока, а технология изготовления зубчатых колес из этой стали хорошо отработана.
Выбранное межосевое расстояние а = 63 мм не характерно для первых ступеней приборных редукторов, и назначение его вызвано имеющимся экспериментальным оборудованием. В даль нейшем влияние а на величину Un будет учтено.
Проводя исследования на зубчатых колесах при постоянном значении межосевого расстояния, был охвачен широкий диапазон геометрических параметров, так как модуль зубчатых колес изме нялся в пределах от 0,5 до 1 мм, а передаточное число и = 1 -е-6. Ширина зубчатых колес была равна 5 мм, что соответствует приня тым нормам конструирования механизмов приборов.
Важнейшими среди факторов, влияющих на интенсивность изнашивания, являются скорости скольжения vCK, удельная нагрузка q в зацеплении, суммарная скорость качения v% и при веденные радиусы кривизны р п р . Не рассматривалось влияние на износостойкость передачи сорта смазки, твердости, чистоты рабо чих поверхностей и степени точности изготовления зубчатых колес. Экспериментальные пары, изготовленные по одной технологии с точностью, соответствующей 7Х по ГОСТ 9587—61, работали при одноразовой смазке маслом ОКБ-122-7-5.
При постоянном значении ширины зубчатых колес и межосе
вого расстояния величины vCK; vx; р п р |
и q однозначно определяются |
|
моментом |
на шестерне Тх, угловой |
скоростью шестерни пх, мо |
дулем mn |
и передаточным числом и, не изменяющимися в процессе |
изнашивания передачи.
117
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5.1 |
||
|
Интенсивность изнашивания приборных |
зубчатых передач |
|
||||||||
|
|
|
из стали |
1Х17Н2 с HRC 28—32 |
|
|
|
||||
|
|
Условия |
ОПЫТОВ |
|
Интенсивность |
изнашивания U |
|
||||
|
|
|
|
мкм/млн. цикл. |
|
|
|||||
£ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О. |
|
|
|
|
|
Шестерня |
|
Колесо |
|
||
0J |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|||
С |
S |
|
"1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
тп |
и |
|
|
Глубина замера |
|
|
|||
X. |
с |
г-см |
|
|
|
|
|||||
о |
об/мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
£m gм |
|
|
|
|
0,5тп |
1 , 0 т я |
1,5т„ |
0,5тп |
1,0тп |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
1 |
|
|
|
|
0,134 |
0,134 |
0,134 |
0,112 |
0,082 |
0,097 |
1 |
2 |
200 |
2000 |
0,5 |
1 |
0,060 |
0,060 |
0,055 |
0,091 |
0,075 |
0,068 |
|
3 |
|
|
|
|
0,085 |
0,078 |
0,045 |
0,062 |
0,036 |
0,043 |
2 |
1 |
|
|
|
|
4,125 |
4,760 |
5,420 |
1,740 |
1,285 |
2,680 |
2 |
600 |
2000 |
0,5 |
6 |
4,157 |
2,050 |
5,230 |
1,680 |
1,150 |
1,785 |
|
|
3 |
|
|
|
|
6,700 |
6,730 |
5,570 |
1,190 |
0,813 |
1,519 |
|
1 |
|
|
|
|
1,380 |
1,540 |
1,673 |
1,120 |
0,770 |
0,330 |
3 |
2 |
200 |
6000 |
0,5 |
6 |
1,320 |
1,070 |
1,130 |
0,565 |
0,245 |
0,150 |
|
3 |
|
|
|
|
1,370 |
2,180 |
2,380 |
0,244 |
0,229 |
0,122 |
|
1 |
|
|
|
|
0,710 |
0,368 |
0,298 |
0,885 |
0,270 |
0,318 |
4 |
2 |
600 |
6000 |
0,5 |
1 |
0,785 |
0,607 |
0,376 |
0,531 |
0,230 |
0,250 |
|
3 |
|
|
|
|
0,739 |
0,532 |
0,312 |
0,314 |
0,180 |
0,135 |
|
1 |
|
|
|
« |
6,470 |
6,230 |
7,430 |
1,440 |
1,385 |
0,670 |
5 |
2 |
200 |
2000 |
1,0 |
4,800 |
3,440 |
5,730 |
1,070 |
0,370 |
0,540 |
|
|
3 |
|
|
|
|
7,860 |
6,780 |
9,180 |
0,858 |
1,070 |
0,362 |
|
1' |
|
|
|
|
6,100 |
5,612 |
6,135 |
6,250 |
6,650 |
5,400 |
6 |
2 |
600 |
2000 |
1,0 |
1 |
5,130 |
4,831 |
5,327 |
3,750 |
3,780 |
5,200 |
|
3 |
|
|
|
|
3,810 |
3,828 |
3,643 |
2,100 |
2,000 |
4,480 |
|
1 |
|
|
|
|
99,0 |
81,5 |
72,0 |
90,0 |
78,0 |
78,5 |
7 |
2 |
200 |
6000 |
1,0 |
1 |
91,0 |
76,0 |
65,0 |
84,0 |
72,0 |
73,0 |
|
3 |
|
|
|
|
96,0 |
78,5 |
67,0 |
80,0 |
70,0 |
71,0 |
|
1 |
|
|
|
|
70,0 |
61,5 |
61,3 |
77,0 |
77,0 |
75,0 |
8 |
2 |
600 |
6000 |
1,0 |
6 |
76,0 |
63,0 |
62,5 |
71,0 |
73,0 |
70,0 |
|
3 |
|
|
|
|
79,0 |
67,8 |
66,6 |
67,0 |
69,0 |
68,0 |
П р и м е ч а н и я : |
1. Для исключения влияния случайных факторов поря |
||||
док проведения |
опытов назначался |
по таблицам случайных чисел. |
расстоянию |
||
2. Глубина |
замера |
указана |
в долях модуля |
и соответствует |
|
от вершины зуба до сечения, в котором производится |
замер толщины |
зуба. |
118