Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А 5

НАГРУЗОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ПРИБОРНЫХ

ПРЯМОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

16.Особенности условий работы приборных передач

Всвязи с интенсивным развитием средств автоматического управления в последнее время большую актуальность приобрел во­ прос определения несущей способности зубчатых передач приборов. Отличительными особенностями передач такого типа являются

малые значения

модуля

п =

0,3 -4-1,0 мм), большие угло­

вые скорости зубчатых

колес

первых ступеней (пг =-- 2000 -4-

-4-20 000 об/мин)

и незначительная величина передаваемых на­

грузок. Размеры приборных передач невелики (межосевое рас­

стояние

до

а = 70 мм); работают они

в условиях ограниченной

смазки.

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время отсутствуют обоснованные методы расчета

нагрузочной

способности

и долговечности

приборных

передач.

Во многих

случаях

изнашивающиеся

передачи рассчитываются

по методикам [69; 80 и др. ] , справедливым для силовых

зубчатых

передач,

работающих

при

обильной

или

ограниченной

смазке.

Опыт эксплуатации и экспериментальные исследования сви­ детельствуют, что основной причиной выхода из строя приборных передач является изнашивание зубьев. Весь срок службы передачи с момента вступления в работу до момента выбраковки можно разделить на два периода.

В первый период происходит приработочное изнашивание, интенсивность * которого снижается по мере приработки. Второй период — период установившегося изнашивания — характери­ зуется постоянной интенсивностью. Такая картина изнашивания

* Под интенсивностью изнашивания понимается толщина слоя, снимаемая с рабочей поверхности зуба при одном вступлении в контакт (при одном цикле нагружения).

114


характерна для передач, у которых тончайшие пленки смазки на поверхностях зубьев сохраняются в течение всего срока службы.

Если тончайшие слои пленки смазки не сохраняются, то на­ ступает третий период •— период износа с высокой интенсив­ ностью. Такой износ наблюдается в приборных передачах, ра­ ботающих при сравнительно высоких уровнях нагрузки и ско­ ростей скольжения, т. е. в «напряженном контакте». В этом случае по истечении определенного времени работы с постоянной интен­ сивностью изнашивания смазочная пленка разрушается и зубча-

Рис. 5.1. Зависимость коэффи­ циента потерь i|) от времени работы изнашивающейся пере­ дачи

Рис. 5.2. Характер иска­ жений профилей зубьев ведущего колеса при из­ носе силовых и прибор­ ных зубчатых передач:

тые колеса, оказываясь в условиях сухого трения, полностью изнаши­ ваются.

Отмеченное иллюстрирует рис. 5.1.

/ — эвольвентные профили зуба; 2 профиль изношен­ ного зуба шестерни силовой передачи; 3 — профили из­ ношенного зуба шестерни

приборной передачи

Интенсивность изнашивания в период приработки имеет повы­ шенные значения, что объясняется искажениями теоретически правильного профиля зуба [57] и установлением оптимальной шероховатости рабочих поверхностей. Характер искажения при изнашивании профилей зубьев приборных передач значительно отличается от искажений, имеющих место в силовых передачах. Вид изношенных профилей зубьев силовых и приборных передач одного модуля показан на рис. 5.2. Более равномерное изнашива­ ние профилей зубьев приборных передач по сравнению с силовыми отмечалось также и в работе [41] . Это связано, по-видимому, с влиянием инерционных сил, способствующих выравниванию износа по профилю. В приборных передачах изнашивается не только рабочий профиль (правый на рис. 5.2), но также и нерабо­ чий, что свидетельствует о размыкании профилей и колебательных движениях зубчатых колес, вызываемых динамикой в зацеплении при больших угловых скоростях колес и малых значениях пере­ даваемых нагрузок.

Для оценки нагрузочной способности и долговечности прибор­ ных зубчатых передач важно знать их интенсивность изнашивания.

8*

115


Так как срок службы приборных передач измеряется тысячами часов, а приработка зубьев завершается в течение нескольких десятков часов, интерес представляет интенсивность изнашива­ ния Un в установившийся период. Утонение зубьев в период при­ работки весьма мало, и им можно пренебречь. Интенсивность изнашивания в установившийся период

и„

б -

б Jпn p

" # ц —

Мц. п р

 

где бп р . и Л^ц п р толщина изношенного слоя зуба в период при­

работки и число циклов нагружений, соответствующее этому

периоду; б и JV4

— текущие значения толщины изношенного слоя

и числа циклов

нагружений.

Полагая, что толщина изношенного слоя зубьев приборных •колес равномерна по высоте, долговечность передачи при извест­ ной интенсивности изнашивания Un определяется по формулам:

 

 

Л^ц1 =

-т^- циклов;

 

N4l

= «Л/ц 2

 

(5.1)

 

= и jp- циклов

и принимается равной меньшему из полученных значений.

Здесь Unl и

Un2

— интенсивность

изнашивания зубьев ше­

стерни и колеса;

б±

и б 2

предельные

значения толщины изна­

шиваемого слоя на зубья шестерни и колеса; и :— передаточное число передачи.

Значения б х и б 2 назначаются в зависимости от требований, предъявляемых к передаче. Если по условиям эксплуатации при­

борного механизма существуют ограничения по

мертвому

ходу,

то величина допускаемого мертвого хода

 

бм может быть принята

за

предельный износ

зубчатой

передачи,

т. е.

 

 

 

 

 

б 1 +

s a = ° м — S M . H .

 

 

где

б м н ; —величина начального

бокового

зазора

передачи.

 

Учитывая

зависимости

(5.1),

запишем

 

 

 

 

 

 

 

=

6

" ~ V

 

 

(5-2)

 

Если на

передачу

не

накладывается

ограничений по

мерт­

вому ходу, то при достаточной изгибной прочности зубьев за

предельную величину износа

принимают

(0,5-н1,0) Se, где Se~

толщина зубьев на диаметре

окружности

выступов.

Для зубчатых колес с поверхностным упрочнением за предель­ ную величину б можно принимать толщину упрочненного слоя, поскольку после его изнашивания интенсивность в значительной

116


степени возрастает. Если для поверхностно упрочненных зубчатых колес б = (0,5-т-1,0) Se, то число циклов нагружений зубьев ше­ стерни

 

 

Л^д1 =

7 ^

- + 1 = ^ >

(5.3)

 

 

 

*->п

уп

<-> ПС

 

где б у п

и Unyn:

толщина

и интенсивность

изнашивания упроч­

ненного слоя; Unc

— интенсивность

изнашивания материала серд­

цевины

зуба.

 

 

 

 

 

 

17. Исследование

интенсивности

изнашивания

 

при фиксированном

межосевом

расстоянии

Износостойкость зубчатых передач определяется большим чис­ лом факторов, среди которых важнейшими являются режимы нагружения, материалы и их твердость, условия смазывания и др.

Учитывая многообразие материалов зубчатых колес приборов и их размеров, целесообразно вначале исследовать зубчатые пере-

. дачи при постоянном межосевом расстоянии и изготовленных из одного и того же материала. В качестве такого материала принята улучшенная сталь 1Х17Н2 (HRC 28—32), так как она широко распространена в приборостроении, стоимость ее сравнительно невысока, а технология изготовления зубчатых колес из этой стали хорошо отработана.

Выбранное межосевое расстояние а = 63 мм не характерно для первых ступеней приборных редукторов, и назначение его вызвано имеющимся экспериментальным оборудованием. В даль­ нейшем влияние а на величину Un будет учтено.

Проводя исследования на зубчатых колесах при постоянном значении межосевого расстояния, был охвачен широкий диапазон геометрических параметров, так как модуль зубчатых колес изме­ нялся в пределах от 0,5 до 1 мм, а передаточное число и = 1 -е-6. Ширина зубчатых колес была равна 5 мм, что соответствует приня­ тым нормам конструирования механизмов приборов.

Важнейшими среди факторов, влияющих на интенсивность изнашивания, являются скорости скольжения vCK, удельная нагрузка q в зацеплении, суммарная скорость качения v% и при­ веденные радиусы кривизны р п р . Не рассматривалось влияние на износостойкость передачи сорта смазки, твердости, чистоты рабо­ чих поверхностей и степени точности изготовления зубчатых колес. Экспериментальные пары, изготовленные по одной технологии с точностью, соответствующей 7Х по ГОСТ 9587—61, работали при одноразовой смазке маслом ОКБ-122-7-5.

При постоянном значении ширины зубчатых колес и межосе­

вого расстояния величины vCK; vx; р п р

и q однозначно определяются

моментом

на шестерне Тх, угловой

скоростью шестерни пх, мо­

дулем mn

и передаточным числом и, не изменяющимися в процессе

изнашивания передачи.

117


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5.1

 

Интенсивность изнашивания приборных

зубчатых передач

 

 

 

 

из стали

1Х17Н2 с HRC 28—32

 

 

 

 

 

Условия

ОПЫТОВ

 

Интенсивность

изнашивания U

 

 

 

 

 

мкм/млн. цикл.

 

 

£

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.

 

 

 

 

 

Шестерня

 

Колесо

 

0J

о

 

 

 

 

 

 

 

С

S

 

"1

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

тп

и

 

 

Глубина замера

 

 

X.

с

г-см

 

 

 

 

о

об/мин

 

 

 

 

 

 

 

 

£m gм

 

 

 

 

0,5тп

1 , 0 т я

1,5т„

0,5тп

1,0тп

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

0,134

0,134

0,134

0,112

0,082

0,097

1

2

200

2000

0,5

1

0,060

0,060

0,055

0,091

0,075

0,068

 

3

 

 

 

 

0,085

0,078

0,045

0,062

0,036

0,043

2

1

 

 

 

 

4,125

4,760

5,420

1,740

1,285

2,680

2

600

2000

0,5

6

4,157

2,050

5,230

1,680

1,150

1,785

 

3

 

 

 

 

6,700

6,730

5,570

1,190

0,813

1,519

 

1

 

 

 

 

1,380

1,540

1,673

1,120

0,770

0,330

3

2

200

6000

0,5

6

1,320

1,070

1,130

0,565

0,245

0,150

 

3

 

 

 

 

1,370

2,180

2,380

0,244

0,229

0,122

 

1

 

 

 

 

0,710

0,368

0,298

0,885

0,270

0,318

4

2

600

6000

0,5

1

0,785

0,607

0,376

0,531

0,230

0,250

 

3

 

 

 

 

0,739

0,532

0,312

0,314

0,180

0,135

 

1

 

 

 

«

6,470

6,230

7,430

1,440

1,385

0,670

5

2

200

2000

1,0

4,800

3,440

5,730

1,070

0,370

0,540

 

3

 

 

 

 

7,860

6,780

9,180

0,858

1,070

0,362

 

1'

 

 

 

 

6,100

5,612

6,135

6,250

6,650

5,400

6

2

600

2000

1,0

1

5,130

4,831

5,327

3,750

3,780

5,200

 

3

 

 

 

 

3,810

3,828

3,643

2,100

2,000

4,480

 

1

 

 

 

 

99,0

81,5

72,0

90,0

78,0

78,5

7

2

200

6000

1,0

1

91,0

76,0

65,0

84,0

72,0

73,0

 

3

 

 

 

 

96,0

78,5

67,0

80,0

70,0

71,0

 

1

 

 

 

 

70,0

61,5

61,3

77,0

77,0

75,0

8

2

600

6000

1,0

6

76,0

63,0

62,5

71,0

73,0

70,0

 

3

 

 

 

 

79,0

67,8

66,6

67,0

69,0

68,0

П р и м е ч а н и я :

1. Для исключения влияния случайных факторов поря­

док проведения

опытов назначался

по таблицам случайных чисел.

расстоянию

2. Глубина

замера

указана

в долях модуля

и соответствует

от вершины зуба до сечения, в котором производится

замер толщины

зуба.

118