Файл: Повышение несущей способности механического привода..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
в середине высоты) нагрузки открытых передач при ограничен ных N могут быть выше, чем в закрытых.
Таким образом, в открытых передачах, а также в закрытых при малых и средних скоростях и резко изменяющихся нагрузках (а возможно и скоростях) наряду с разрушениями от развития трещин усталости возникают повреждения неусталостного харак тера, задерживающие во многих случаях возникновение опасных форм выкрашивания, но приводящих к непрерывному процессу утонения зубьев. Интенсивность последнего изучена только для отдельных частных случаев.
При современном состоянии этого вопроса долговечность вновь проектируемой передачи, подверженной неусталостным разру шениям, можно оценить в какой-то степени только на основании опыта эксплуатации аналогичных передач, работающих в усло виях, близких к тем, в которых будет работать проектируемая передача.
В некоторых методиках расчета, а также монографиях и статьях приводятся рекомендации, направленные к предупрежде нию опасного вида повреждения контактирующих поверхностей — заедания [39; 40; 41; 53; 54; 87; 90] . Конечные результаты различ ных предложений по этой проблеме расходятся, и об этом свиде тельствует значительное различие в учете влияние отдельных факторов. Так, в рекомендациях, базирующихся на применении формулы Блока [23; 71; 87 и др. ] , допускаемая величина удельной контактной нагрузки' w3AP, лимитируемой заеданием, прямо пропорциональна р„'1, в работе [40] — прямо пропорциональна
Рлп, а в рекомендациях [53; 54] величины гюзлр и р,т связаны
прямо |
пропорциональной зависимостью. Неодинаков учет и |
||||||
окружной |
скорости. В рекомендациях |
[23; 71; 86]; |
[53; |
54] |
|||
и [40] |
величина |
ш з д р пропорциональна |
соответственно |
и - 2 / 3 , |
|||
у-о.4 н |
у - 2 _ х а к и м |
образом, |
в приведенных методах с |
ростом |
|||
скорости |
падает величина вдздр. |
Однако по данным исследования |
[152], это падение фиксируется до окружной скорости v я» 35 м/с. При дальнейшем повышении v наблюдается увеличение ш з д р .
Можно отметить, что сложность данного вопроса, связанная с большим числом трудно учитываемых факторов, является причиной ориентировочности рекомендаций и существенного рас
хождения |
конечных |
результатов. |
|
|
|
|||
Некоторые практические рекомендации по затронутому во-. |
||||||||
просу даны во второй главе. |
|
|
|
|
||||
Рассмотрим разрушения, вызываемые развитием усталостных |
||||||||
трещин, |
на |
некотором |
расстоянии от |
контактирующей |
поверх- « |
|||
ности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 1.3 показана зона касания двух цилиндров. Полагаем, |
||||||||
что при |
некотором |
значении |
удельной |
контактной |
нагрузки wlt |
|||
близком |
к |
предельному |
(из |
условия |
появления |
выкрашивания |
||
от развития |
усталостных трещин в тонких поверхностных |
слоях), |
22
полуширина площадки смятия равна bv Кривой т п р 1 представ лен закон изменения наибольших значений приведенных глу бинных касательных напряжений (стр. 102) в зависимости от расстояния г при действии нагрузки да,. Характеристика ассиметрии цикла этих напряжений равна • — 1 . При достижении неко торой определенной' для данного материала (при заданном N) величины, глубинные контактные напряжения могут вызвать развитие усталостных (глубинных) трещин. Если механические свойства в направлении оси г не изменяются (или изменения незначительны), то при значении ш,, близ ком к предельному, из условия развития поверх ностных усталостных тре щин, соответствующая ему
величина т п р ,m a x не вызы вает появление глубинных трещин. Теперь резко повысим сопротивление развитию поверхностных трещин (с помощью тер мического или химико-тер мического упрочнения по верхностного слоя тол щиной б у ) , сохранив неиз менными механические характеристики сердцеви ны. Увеличим удельную контактную нагрузку до значения wn, намного пре вышающего да,, но не вы
зывающего появления усталостных трещин в поверхностных слоях. При этом полуширина площадки смятия будет Ьц, и изме нения максимальных приведенных касательных напряжений* показано кривой т п р ц , подобной кривой т п р , . Для любого луча, проведенного через начало координат, имеем
Легко заметить, что с увеличением да на глубине б у упрочнен
ного слоя |
(при у > V r n p m a x ) |
величина |
т п р . у растет быстрее, чем |
|
величина |
максимального значения |
т п р , |
залегающего на глубине |
|
~0,66, т. |
е. |
|
|
|
|
т п р 11 у |
т п р |
II max |
|
|
Тир I у |
Тпр I max |
|
23
Индексом |
у отмечено значение приведенного напряжения |
на глубине |
6у . |
Увеличение w, неопасное для поверхностных слоев (в зави
симости от величины - ^ - j , может вызвать подслойные касательные
напряжения, превышающие предел выносливости и, следова тельно, приводящие к развитию подслойных усталостных трещин. Этот вид разрушения опаснее разрушения, вызываемого разви тием поверхностных трещин, так как связан с отслаиванием зна чительных участков поверхности и резким повышением w на сохранившихся участках. Это способствует не только ускорен ному дальнейшему развитию отслаивания, но и вызывает поломки зубьев.
С увеличением б у падает величина т п р у касательного напря жения под слоем (рис. 1.3) и уменьшается опасность подслойных разрушений.
Для предупреждения рассмотренного вида разрушения надо выполнить соответствующий расчет, основы которого даны в гл. 4.
Одним из важнейших условий повышения надежности зубча тых передач является правильный учет распределения удельных давлений w по длине контактной линии и среди линий контакта., которые теоретически должны одновременно участвовать в пере даче нагрузки (см. рис. 1.4). Этот вопрос имеет особенно важное значение для предупреждения поломок зубьев и глубинных раз рушений.
Остановимся кратко на распределении w по длине контактных линий косозубых передач для случая, когда можно пренебречь влиянием тех факторов, которые приводят к неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца, т. е. пере косами осей, деформациями зубчатых колес, отклонениями в на правлении зубьев, вызванные погрешностями, и т. д.
Наиболее характерным является закон распределения w, представленный кривой а (рис. 1.4). Если исходить только из переменности удельной жесткости, то в начальный период работы (т. е. до появления возможного в процессе работы перераспреде ления удельных нагрузок) коэффициент, характеризующий нерав номерность распределения нагрузки по длине контактной линии,
К°н$ = Ш т а х ^ 1,2 [65].'Но для многих передач распределение w,
характеризуемое кривой а, имеется только в начальный период работы. Примером являются передачи с высоким перепадом твердостей рабочих поверхностей зубьев. В этом случае используется повышенная (в сравнении с ножками) несущая способность го ловок зубьев колеса и отношения -—р удельных контактных
нагрузок н*а участках gn и gi (рис. 1.4) .обычно значительно пре вышает два и по данным [20; 89] при vx ^ 5 м/с может дости-
Ц
гать |
— 8 *. |
Закон |
распределения |
w для передач с большими |
||||||
значениями |
НВ1—НВ2 |
представлен |
кривой Ь. Из существенного |
|||||||
различия |
в величинах |
w1 и wa |
вытекает необходимость величину |
|||||||
Fup |
[см. |
формулу |
(1.17)1 представить в виде суммы допускаемых |
|||||||
нормальных |
нагрузок |
Fnlp |
и |
FnUp |
рабочих участков |
g1 и gu |
||||
|
F |
— |
F |
F,пПр = |
КСР |
|
!^р_ |
1< |
(1.19) |
|
|
Р Кьн |
|||||||||
|
1 пр — 1 |
п\р |
|
|
П |
|
|
Здесь индексами величины /, а кам I и I I .
и I I отмечены заключенные в круглые скобки - /Сяр. относящиеся соответственно к участ-
РисЛ1.4. Распределение удельных контактных нагрузок по длине контактной линии
Если |
1Х = / „ = 0,5/ |
(или |
0,5/г а Ш ) и Кн$ |
\ = Кти |
= |
^/-/р. |
то для расчета передач с большими НВ1—НВ2 |
можно |
восполь |
||||
зоваться формулой (1.17), |
подставив в нее |
|
|
|
||
|
Онр=^-^-(онР1 |
+ анри). |
|
(1.20) |
||
* Реализация такого отношения |
в работающей передаче возможна |
при |
||||
условии, |
если <^Нр\ ^ &af{p2- |
|
|
|
|
|
25
|
Зависимость |
типа |
(1.20) |
используется |
в |
методиках [54; |
87; |
|||||||||
90; |
127] * |
без |
оговорки |
о |
допустимости |
ее |
только |
для пере |
||||||||
дач |
с /, = |
/ п , |
начиная |
с некоторого значения |
|
zx. |
|
|
|
|||||||
|
Последнее замечание имеет важное значение. При |
малых |
гх |
|||||||||||||
величина |
среднего |
значения |
приведенного |
радиуса |
кривизны |
|||||||||||
на участке gu |
существенно |
меньше |
р п р . п |
в полюсе (подставляемое |
||||||||||||
обычно в |
расчетные |
зависимости) |
и это |
не |
может |
не |
отразиться |
|||||||||
на величине FnUp. |
|
В этом |
нетрудно убедиться |
из |
анализа отно |
|||||||||||
шения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф « " = 1 ^ г 1 Р П Р Х ^ - |
|
|
|
(1.21) |
В неприработанной передаче отношение величины напряже ния аНх в произвольной точке контактной линии к напряже нию аНп в полюсе зацепления определяется по формуле
|
|
|
°Нх |
т / |
Рпр. п _ Cnx |
|
|
^ j |
|
|
|
|
@Нп |
У |
Рпр х |
С п п |
|
|
|
где Спх |
и Спп |
— коэффициенты |
жесткости соответственно |
в |
кон |
||||
такте, |
отстоящем от точки ау |
на расстоянии х, и в полюсе |
зацеп- |
||||||
ления. При |
малых гл |
значение |
о„ |
изменяется |
в широких |
пре- |
|||
|
|
|
|
|
ан п |
|
|
|
|
делах |
и величина <jpgII |
может быть существенно |
меньше единицы. |
Неизбежные и значительные перегрузки участков со сравни тельно малыми р п р являются причиной разрушения их (в резуль тате, например, адгезионных процессов или ограниченного выкра шивания с пластическим деформированием) с последующим перераспределением w. Перераспределение w может не возник нуть только в недогруженных передачах и в первую очередь при
высоких скоростях. На |
рис. |
1.4 |
дана |
кривая |
значений |
для |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
°н п |
|
передачи zx = 18, |
и — 6, |
р = |
10°, |
хх |
= х2 |
= |
0. |
Контактные |
|||||
напряжения |
в |
зоне g]{ |
существенно превышают |
а Я п . Это |
неиз |
||||||||
бежно |
приводит |
к |
разгрузке |
зоны gu |
за |
счет |
зоны |
gx. |
кон |
||||
В |
работе |
[119] |
отмечается, что закон постоянства вдоль |
||||||||||
тактных линий |
ан |
= const хорошо согласуется |
с наблюдениями |
процесса выкрашивания зубьев внеполюсного зацепления. На
основании этого |
автор |
[119] |
предлагает |
рассчитывать |
внеполюс- |
||||
ные |
передачи исходя |
из |
существования |
зависимости |
|
||||
где |
Q = const. |
|
|
w=Qpttp, |
|
|
|
(1.23) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
* |
В методиках |
(54; 126] |
зависимости (1.20) |
используется формула |
|||||
|
|
|
онр = = |
0,5 |
(анг |
+ <*я2)> |
|
||
в которой для зоны gj принимается |
ан |
1 = |
аН1, |
что справедливо |
только когда |
26