Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всасывающие клапаны расположены в верхней

стенке

блока,

нагнетательные клапаны - в съемной клапанной

доске,

закры­

той сверху клапанной крышкой. Для доступа ко

всем восьми

клапанам насоса достаточно снять закрепленные восемью шпиль­ ками клапанную крышку и доску. Нагнетательный трубопровод при этом не разбирается.

Поршни гидравлических цилиндров состоят из двух частей, закрепленных на штоках корончатыми гайками и снабженных уплотняющими кольцами из. текстолита. Текстолитовые кольца разжимаются помещенными под ними пружинящими бронзовыми

кольцами. Поршни работают

в латунных втулках 27,

вставленных

в цилиндры и закрепленных нажимными винтами 28. В

насосах,

предназначенных

для перекачивания нефтепродуктов,

втулки

гидравлических

цилиндров,

поршни и угаютнительные

кольца

поршней выполняются из чугуна.

Блоки гидравлических и паровых цилиндроЕ имеют опоры, с помощью которых насос крепится к фундаменту. Сальники гидравлических штоков уплотняются мягкой хлопчатобумажной набивкой.

Паровая часть состоит из двух паровых цилиндров и двух золотниковых коробок, отлитых из чугуна в одном блоке.

Заодно с паровой частью отлит средник, служащий для соединения паровых цилиндров с гидравлическими.

Каждая из рабочих полостей паровых цилиндров снабжена продувным клапаном, служащим для выпуска конденсата.

Золотники - цилиндрические, снабжены чугунными уплот­ няющими кольцами 9 и работают в чугунных втулках 10, запрес­ сованных в золотниковые коробки (рис. 2 . 3 1 ) .

Золотниковые штоки направляются в коробках сальников грундбуксами I I .

Сальниковые коробки 12 имеют асбестовую, на медной осно­ ве прографиченную набивку 13 типа "Рациональ".

Поршни паровых цилиндров снабжены чугунными уплотняющими кольцами.

Штоки паровой и гидравлической частей насосов выполнены 123


раздельными. Это уменьшает габарит разборки насоса и позво­ ляет выполнить паровые штоки из обычной стали, в то время как гидравлические штоки, по условиям их работы, изготов­ ляются из нержавеющей стали. Паровые и гидравлические штоки соединяются на резьбе муфтами, которые в то же время служат для приведения в движение рычагов : арораспределительного механизма. Блок и крышки паровых цилиндров покрыты асбесто­ вой термоизоляцией и обшиты листовой сталью.

Для смазки паровых цилиндров и золотников

масло

пода­

ется в струю свежего пара из масленки А (рис.

2 . 3 0 ) ,

уста­

новленной на золотниковой коробке.

 

 

Действие масленки основано на том, что поступающий в нее пар конденсируется и вытесняет масло, которое стекает по трубе в паровпускной канал и далее вместе с паром по­ падает в золотниковые коробки и в паровые цилиндры. Конден­ сационная масленка заполняется маслом "цилиндровое б" при работе на перегретом паре и вискозином - при работе на насыщенном паре.

Смазка поршневых штоков и штоков аолотников производит­ ся вручную. Кривошипные валики смазываются от колпачковых масленок 17, установленных на рычажной стойке (рис. 2.30,а). Колпачковые масленки заполняются тавотом.

2. Кривошипно-поршневые (приводные, вальные) электрона­ сосы. На кораблях эти насосы применяются для перекачки пресной и морской воды, а также нефтепродуктов, для обслужи­ вания осушительных и противопожарных систем. Для этих целей широко применяются насосы типа ТП - 20/250, параметры кото­

рых следующие: Q =

10^25 *Р/ч

; Н =I00f250 м вод.

ст.;

П=170т200 дв. ход/мин; Иадк = 5т6 м вод. ст.

 

Насос ТП-20/250,

(рис. 2.32)

представляет собой

поршневой

вертикальный двухцилиндровый насос четырехкратного действия с приводом от электродвигателя посредством червячной переда­ чи.

Насос состоит из трех основных частей: гидравлического

блока, червячного редуктора с механизмом движения и электро­ двигателя.

124


Р и с . 2 . 3 2 . Общий вид крнзошяпно-поршневого насоса типа ТП-20/250

В гидравлическом блоке 5, являющемся основным узлом насоса, расположены два рабочих цилиндра с поршнями и отлитая заодно с корпусом блока клаланная коробка со вса­ сывающими и нагнетательными клапанами и патрубками.

Гидравлический блок является такж^ основанием, на кото­ ром смонтированы червячный редуктср 2 и механизм передачи движения поршням насоса. Корпус редуктора закрыт крышкой, на фланце которой установлен электродвигатель. Вал электро­ двигателя и червячный вал редуктора соединены между собой эластичной муфтой.

Корпус гидравлического блока отливается из кремнистой латуни или бронзы. С двух сторон блок имеет по два фланца всасывающих и нагнетательных патрубков для присоединения трубопроводов. Это позволяет, исходя из местных условий, подводить всасывающие и напорные трубы с той или другой стороны клапанной коробки блока.

 

В цилиндры блока запрессованы сменные втулки цилиндра 7

из

оловянистой бронзы. Снизу цилиндры закрыты нижними крыш­

ками 10 цилиндра,

а сверху - верхними крышками цилиндра 4

с

запрессованными

в них втулками (грундбуксами) б, которые

являются направляющими для проходящих через них штоков. Сальники всех насосов затягиваются сверху нажимным стака­ ном 3 с помощью шпилек.

На нижнем конусном конце штока крепится бронзовый пор­ шень 8. Поршень имеет два разжимных бронзовых и два уплот­ няющих эбонитовых поршневых кольца 9 .

Цилиндры блока соединены каналами с клапанной коробкой I I , в которой помещены всасывающие 12 и нагнетательные 13 клапаны, изготовленные из алюминиевой бронзы. Седла клапа­ нов - из оловянистой бронзы.

Насос снабжен предохранительным (перепускным) клапаном 14, (рис. 2.33) предназначенным для предупреждения поломки насоса в случае повышения давления в напорной полости выше нормального.

Чэрвячный редуктор с кривошипным механизмом движения

126

предназначен для передачи движения от электродвигателя к поршням насоса

ипреобразования вращательного движе­ ния в возвратно-поступательное.

Редуктор состоит из корпуса 18

икрышки редуктора 2 1 , червячного вала с червячными колесом 2 и эластич­ ной муфты I , соединенной с валом электродвигателя.

На шатунных шейках коленчатого вала 19 расположены два шатуна насо­ са 15. Верхние головки шатунов - разъемные, с вкладышами, залитыми баббитом, соединены шатунными болтами, в нижних головках запрессованы брон­ зовые втулки.

Шатуны соединены с крейцкопфом (ползуном) пальцем шатуна, который предохранен от осевого перемещения

винтом или замковой пружиной.

Hl№rrl

 

Стальной крейцкопф 16 ходит в направ-

 

ляющей бронзовой втулке 17, запрессо-

 

ванной в нижней части корпуса редук­

 

тора. Втулка крейцкопфа и нижняя

 

 

часть корпуса редуктора имеют окна,

 

закрытые крышками и служащие для

Рнс 2.33. Предохра-

^

г

нительныи (перепу-

выемки пальца шатуна.

скной)

клапан

К

крейцкопфу присоединен с помощью гайки и пружинной

шайбы или шпонки шток поршня из

нержавеющей

стали.

Система смазки - циркуляционная, под давлением от ше­

стеренчатого масляного насоса 20.

 

Схема смазки насоса показана на рис. 2 . 34 . Подача масла

в трубки^идущие в места смазки,

регулируется

игольчатыми

127


клапанами, расположенными у каждого капельника маслораспределителя. Давление в масляном напорном бачке поддерживается на уровне 1 - 3 кгс/см2" по манометру.

Злтевик привода

ПоЗоча

Напорный

охлаждаю­

масляный,

бачок

щей воды

1асмраспреЭелиглвль ' К яевшу подшипнику

' К правому подшипнику

ьни-Д

 

Масляный

 

насос

Слив из кортй|,

]/0тво9 охлажда­

са привода j

 

ющей, боды

 

ЬМасяяныа

 

^фияьтр-холо-

 

дильник

РИС . 2 . 3 4 . Система смазки насоса

Система охлаждения масла состоит из двух змеевиков, изготовленных из трубки красной меди: змеевика масляной ванны червячного редуктора и змеевика масляного фильтрахолодильника (рис. 2 . 3 5 и 2 . 3 4 ) . Они соединены последова­ тельно.

Охлаждающая вода, протекающая по змеевикам, отбирается из напорной полости гидравлического блока, а нагретая вода отводится во всасывающую полость блока.

Для контроля за работой насоса установлены контрольноизмерительные приборы: манометр в напорной части, манова­ куумметр во всасывающей части гидравлического блока и мас-

1 2 8

ломерное стекло в ванне

редуктора.

На рис. 2.36 и 2.37 I Масло соответственно показаны рабочая и кавитационная характеристики насоса ТП-20/250.

§ 2.13. Основные правила эксплуатации поршневых насосов

В процессе эксплуатации любого насоса с целью обес­ печения его экономичности и надежности действия необ­ ходимо соблюдать определеннь j правила. Дальнейшим развитием общих правил, их детализацией применительно к конкретным требованиям данной насосной установки, является инструкция. Оста­ новимся на рассмотрении только основных правил эксплуатации поршневых насосов, знакомство с ко­ торыми облегчит правильное понимание соответствующих инструкций как насосов, так и гидродвигателей.

1льтр (сетка)

Злеебик

Рис. 2.35. Маслоохладитель насоса

I . Подготовка к пуску и пуск насоса в действие. При подготовке насоса к пуску необходимо сделать следующее:

а) произвести тщательный наружный осмотр насосного 129