Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
а,
N
100 -20
90 -18
80 -16
70 -!4
60 -12
50 •10 АО -8 30 -б 20 -4 10 -2
0 -0
0
QL м3/ч.
N |
кВт |
|
вакн |
нм Вод. ст. |
|
Н U Н |
— |
|
|— к.пПГ •нососаг — - i — I — |
||
л_объемный |
к.п.В. |
50 100 150 200 250 Н
РИС. 2 . 36. Рабочая характеристика |
Рис. 2 . 37 . Кавитационная характеристика |
поршневого насоса типа ТП-20/250 |
поршневого насоса типа ТП-20/250 |
агрегата и убедиться, что его крепление к фундаменту не на рушено и контрольно-измерительные приборы находятся в исправном состоянии;
б) проверить действие и закрытие всех клапанов насос ной установки. Эта операция должна быть выполнена для того, чтобы затем, в процессе пуска, строго соблюдалась последо вательность открытия клапанов, так как ее нарушение может вызвать преждевременный пуск насоса или его поломку;
в) проверить наличие и качество масла в масляной си стеме, отстой воды, если он имеется, из масляных картеров удалить, особо тщательному осмотру подвергнуть масляные системы быстроходных приводных насосов;
г) открыть клапаны трубопроводов в такой последова тельности: на напорном трубопроводе,всасывающем трубопро воде, трубопроводе отработавшего пара и,наконец,на требопроводе продувания паровых цилиндров.Удалить воздух из всасывающего трубопровода и рабочей камеры насоса путем заполнения их перекачиваемой жидкостью.Это делается у насосных установок с длинным всасывающим трубопроводом или с напорным трубопроводом,находящимся под давлением. После подготовки к действию насоса и его двигателя при ступить к пуску двигателя.Пуск парового насоса произво дить медленно,чтобы успели прогреться паровые цилиндры.
2. Обслуживание во время работы и остановка насоса. Во время работы насоса необходимо выполнять следующие опера ции:
а) следить за показаниями контрольно-измерительных приборов. Повышенные показания манометра на нагнетательном трубопроводе или вакуумметра на всасывающем трубопроводе свидетельствуют о неполном открытии этих клапанов (клинкетов) или же о засорении обслуживаемой системы и других неисправностях. Повышенные по сравнению с предельно допу стимой величиной показатели на шкале амперметра указывают на неполадки в самом насосе - заедание ползунов, перетяжку подшипников, неправильную центровку вала и т. д. ;
131
|
б) следить за |
нормальным действием |
системы смазки |
насосного агрегата, |
пользуясь соответствующими манометрами |
||
и |
термометрами. Нагрев масла выше 60-70°С |
свидетельствует |
|
о |
неисправностях в масляной системе или нарушении величин |
зазоров и правильной центровки детале* смазываемых узлов. При повышении температуры масла Ci.'px нормы, указанной
в инструкции, а также при прекращении доступа смазки к сма зываемым деталям насос должен, быть немедленно остановлен;
в) наблюдать за нормальным состоянием сальников, что контролируется достаточной их плотностью и отсутствием на грева;
г) останавливать насос только в случае появления рез ких стуков или чрезмерного нагрева деталей, которые в исправном насосе имеют нормальную температуру;
д) работу насоса отражать в соответствующем эксплуа тационном журнале, записывая время пуска и остановки насоса, показания контрольно-измерительных приборов и за меченные неисправности в насосном агрегате;
е) останавливать насос путем прекращения действия двигателя с последующим закрытием нагнетательных и всасываю щих клапанов. Если бездействие будет продолжительным, то при температуре помещения ниже 0°С спустить из рабочих полостей воду. После остановки насоса необходимо сразу же устранить те мелкие неисправности, которые были обнаружены, но не могли быть устранены во время работы. Насосный агре гат должен быть приведен в состояние годности к немедлен ной нормальной работе.
132
§ 2 . 14 . Возможные неисправности в работе поршневых насосов
Характер неисправностей зависит прежде всего от конст руктивных особенностей насоса, а затем уже от качества изготовления, условий работы и соблюдения правил эксплуата ции. Рассмотрим возможные неисправности в работе поршневых насосов и их причины.
1 . При полностью открытом клапане свежего пара и пол ном его давлении насос не работает; причины могут быть следующие:
а) закрытие клапана (клинкета) на напорном трубопро
воде ;
б) закрытие клапана отработавшего пара; в) постановка обоих золотников при сборке насоса в
среднее положение, что препятствует поступлению пара в цилиндры (для устранения неисправности надо закрыть клапан свежего пара и вручную вывести один поршень из среднего положения);
г) поломка и заклинивание поршневого кольца, погну тость штоков, присутствие посторонних предметов в цилиндре.
2. При нормальном числе двойных ходов (оборотов) насос не подает жидкости совсем или подача его меньше нормальной; причинами являются:
а) увеличение высоты всасывания из-за роста сопротив лений в системе (неполное открытие клинкетов, засорение трубопроводов и т. д . ) ;
б) незаполнение жидкостью всасывающего трубопровода при большой высоте всасывания;
в) подсос воздуха через неплотности в соединениях всасывающего трубопровода или насоса;
г) слишком высокая температура перекачиваемой жидкости;
д) слишком большая вязкость перекачиваемой жидкости (мазута, масла);
133
е) перепуск жидкости из напорной во всасыващую по лость вследствие неисправности предохранительного (пере пускного) клапана;
ж) пропуски жидкости в клапанах насоса из-за неплотго прилегания тарелок к гнездам;
з) заедания направляющих штоков клапанов; и) запаздывание в посадке клапанов из-за большого
числа двойных ходов поршней или из-за малой нагрузки кла панных тарелок (недостаточное усилие пружин, малый вес тарелок);
к) протечки жидкости в кольцах гидравлических поршней. 3 . Ненормальный шум в насосе при его работе могут вы
звать следующие причины:
а) удары поршней о крышки и днища паровых цилиндров (для устранения их следует уменьшить число двойных ходов и проверить правильность работы парораспределения);
б) удары в гидравлических цилиндрах и прерывистость процесса всасывания (кроме причин, указанных в пп. 2а,в, появлению ударов может способствовать неправильная уста новка воздушного колпака или слишком большое число двойных ходов поршня);
в) резкий стук в клапанной коробке, наблюдаемый при работе насоса со слишком большим числом двойных ходов, а также при ослаблении или поломке пружин клапанов;
г) резкий стук в механизме движения приводного насоса, возникающий при чрезмерном срабатывании вкладышей подшипни ков или ослаблении креплений в каком-либо звене механизма.
§ 2.15. Оценка свойств поршневых насосов и двигателей
Чтобы из числа сущесжующих разнообразных -'насосов мож но было правильно выбрать тот тип, который в наибольшей степени соответствует всем требованиям данной системы, необходимо знать свойства всех насосов. Только т/тем срав-
134
нения ряда свойств нескольких насосов применительно к кон кретным требованиям можно выбрать из них самый подходящий.
На основании рассмотрения процессов, которые происходят при работе поршневых насосов, можно сделать следующие заклю чения о свойствах этих насосов.
I . Положительные свойства прямодействующих и кривошип- но-поршневых насосов:
а) хорошая способность к сухому всасыванию и возмож ность получения большой вакуумметрической высоты всасывания: для воды - до 8 м вод. ст. при температуре не более 20°С и для нефтепродуктов - до 5 - 6 м вод. ст.;
б) возможность создания больших напоров без увеличе ния размеров насоса, чего нельзя получить у центробежных, винтовых и других типов насосов;
в) отсутствие органической (функциональной) связи между подачей и напором, что упрощает регулирование режи мов работы насоса;
г) небольшое изменение к. п. д. насоса в широких пределах регулирования напора и подачи;
д) возможность получения большого к. п. д. для не большой подачи и большого напора, чего нельзя получить у центробежных и других насосов;
е) высокая надежность действия; ж) возможность создания насоса абсолютно безопасного
в пожарном отношении путем применения в качестве двигателя паровой поршневой машины на насыщенном паре;
з) возможность перекачивания токсичных и взрывоопасных жидкостей благодаря достижимой герметичности;
и) возможность перекачивания разнородных жидкостей (воды, бензина, смазочного масла и т.. п.) одним и тем же насосом при малом изменении его к. п. д . ;
к) простота обслуживания; л) возможность использования энергии сжатого воздуха
вместо пара у поршневых паровых насосов.
135
2. Отрицательные свойства гтрямодействующих и кривошипнопоршневых насосов:
а) необходимость усложнения конструкции насоса путем увеличения числа цилиндров и установки воздушных колпаков по причине неустановившегося движения жидкости и его рабо чей полости;
б) уменьшение высоты всасывания и ограничение скоро сти поршня из-за наличия клапанов и инерционных сопротивле ний жидкости, что обусловливает тихоходность поршневых на сосов;
в) возможность быстрого износа и нарушение нормаль ной работы клапанной и поршневой групп насоса при перекачи вании жидкостей, загрязненных посторонними твердыми при месями (песком, илом и т. д . ) ;
г) невозможность непосредственного соединения с быстроходным двигателем;
д) усложнение конструкции, эксплуатации и ограниче
ние подачи (числа оборотов) |
по причине |
наличия клапанов. |
3 . Свойства аксиальных |
и радиальных |
роторно-поршневых |
насосов. К свойствам аксиальных и радиальных роторно-порш невых насосов относятся вышеотмеченные свойства прямодей ствующих и приводных насосов. Положительными свойствами , кроме вышеотмеченных,являются отсутствие клапанов, простота регулирования подачи и возможность изменения стороны всасы вания путем передвижения ротора или изменением угла накло на шайбы.
У аксиальных насосов всасывающие каналы можно сделать большими, чем у радиальных, поэтому они могут иметь более высокую подачу и большее число оборотов, чем радиальные насосы при одних и тех же весах и размерах. У аксиальных насосов проще достигается герметичность, поэтому они могут
создавать более высокие давления, |
чем радиальные насосы. |
4 . Свойства роторно-поршневых |
двигателей. К их положи |
тельным свойствам относятся: |
|
136
а) возможность применения большого давления рабочей жидкости, что уменьшает вес и размеры двигателя;
б) большие возможности плавного регулирования и ре
верса;
в) возможность дистанционного и автоматического уп равления; достаточно высокий объемный к. п. д.
К недостаткам относятся:
а) сложность устройства и высокие требования к точ ности изготовления;
б) появление значительных динамических перегрузок при резком изменении числа оборотов выходного вала или вращающего момента, что требует увеличения запаса прочно сти;
в) увеличение сил трения вследствие увеличения сил инерции, что ограничивает число оборотов выходного вала.
Гидродвигатели допускают значительно большее число оборотов, чем насосы, так как жидкость всегда входит в двигатель с большим давлением, что исключает появление кавитации.
137
|
Г л а в а |
Ш |
|
ШЕСТЕРЕННЫЕ НАСОСЫ И ПЩРОДВИГАТЕЛИ |
|
||
§ З.Т. Устройство, |
действие, |
классификация |
и |
краткие сведения из истории развития |
|
||
Наибольшее применение из всех ротационных насосов име |
|||
ют шестеренные насосы, |
быстрое развитие которых |
началось |
|
в конце прошлого века. |
Использование зубчатых колес в ка |
честве рабочих органов насосов в современном их виде потре бовало большой и длительной работы инженеров и ученых как в СССР (Т.М.Башта, И.З.Зайченко, А.Е.Леонов, Е.А.Рыб
кин, А.А.Усов, Е.М.Юдин и д р . ) , так и за границей
(T.E.FitzgLbbon,R.PLgott,D.Thoma,W.E.Wiison и др.)
На развитие шестеренных насосов оказало весьма большое влияние усовершенствование методов обработки зубчатых колес, а также исследования в области профилирования зубчатых за цеплений .
Широкое внедрение шестеренных насосов на различные суда (корабли) почти всех стран мира начинается с 30-х годов текущего столетия, и в настоящее время эти насосы в судовых условиях применяются главным образом для обслужива ния масляных систем двигателей всех типов, топливных си
стем паровых котлов с нефтяным отоплением,для внутрисудовой перекачки различных нефтепродуктов, в качестве насосов гид роприводов и т. д.
Следует отметить, что в этот период развития шестеренных
138
насосов особое внимание уделялось теоретическим и экспери ментальным исследованиям экономичности, надежности и долговечности действия. Наиболее широкие исследования этих вопросов проводились в СССР на многих заводах, в научно-исследовательских и учебных институтах.
Шестеренные насосы можно классифицировать по следующим признакам:
1)по виду зацепления - насосы с внешним и насосы с внутренним зацеплением;
2)по линии зуба - прямозубые (рис. 3 . 1 ) , косозубые
(рис. 3.2,а) и шевронные (рис. 3.2,6) насосы;
3)по числу ступеней давления - одноступенчатые (рис. З . Т), двухступенчатые и трехступенчатые (рис. 3 . 3 ) ;
4)по числу роторов (шестерен) - двухроторные и трехроторные (рис. 3 . 4 ) ;
5)по способу компенсации торцовых зазоров - насосы
без |
компенсации и с компенсацией зазоров (см.рис. |
3 . 1 2 , 6 ) ; |
|
|
б) по роду перемещаемой жидкости, по |
типу двигателя |
|
и т. |
п. |
|
|
|
Рассмотрим устройство и принцип действия простейшего |
||
шестеренного двухроторного, одностороннего |
насоса, |
с внеш |
ним зацеплением, схема которого приведена на рис. 3 . 1 . Насос состоит из шестерни, ведущего зубчатого колеса 4 , которое неподвижно сидит на валу 6 и вращается при помощи
двигателя, |
и колеса ведомого I |
, которое |
получает вращение |
от ведущей |
шестерни в сторону., |
указанную |
стрелкой. Оба |
зубчатых колеса помещаются в охватывающем их корпусе 5, который в левой части рисунка показан пунктиром. Корпус с шестернями в области присоединения всасывающего патрубка 7
образует всасывающую, или приемную полость 8, а в районе нагнетательного патрубка 2 - полость нагнетания 3 .
Жидкость, находящаяся во всасывающей полости, заполняет образованные зубьями впадины и при вращении шестерен (в ^стороны, указанные стрелками) переносится в направлении
вращения, т. е. из полости всасывания 8 в полость нагнета139