Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 3 . 1 . Схема

устройства т е -

Р и с . 3 . 4 . С х е м а

трехроторного

стеренного

насоса

шестеренного

насоса

Рис. 3 . 2 . Схемы насосов с шестернями: а-косозубыми; б-шевронными

Рис . 3 . 3 . Схема трехступенчатого шестеренного насоса

140

ния 3. В последней при вступлении в зацепление зубьев шестерен происходит нагнетание жидкости вследствие того, что тело зуба одной шестерни заходит во впадину другой. Следовательно, в процессе нагнетания впадину можно рассмат­

ривать как своеобразный цилиндр поршневого насоса, в который заходит поршень-зуб шестерни, вытесняя при этом жидкость.

Таким образом, шестеренный насос относится к насосам объемного типа, как и все уже рассмотренные поршневые насосы;, поэтому ряд свойств шестеренных насосов аналогичен свойствам поршневых насосов, следствием чего является по­ добие эксплуатационных характеристик. Прежде всего это ка­ сается равномерности подачи. При вступлении зуба во впадину вытесняемый объем жидкости меняется во времени при постоян­ ной угловой скорости подобно тому, как это наблюдается в цилиндре поршневого насоса. Чтобы устранить неравномерность подачи, применяют шестерни косозубые или шевронного типа при подаче более 10 т/ч , а иногда и меньшей, когда тре­ буется увеличить прочность зубьев или уменьшить уровень шума.

Кроме рассмотренной конструктивной схемы существуют и другие схемы шестеренных насосов. Например, если справа от ведущей шестерни 4 поместить такую же шестерню, как расположенная слева ведомая I , то получим трехшестеренный насос (рис. 3 . 4 ) , если же несколько насосов поместить на

одном валу и последовательно перепускать через них жидкость,

получим многоступенчатый насос. На кораблях

(судах), вви­

ду простоты устройства и надежности

действия,

используют

главным образом насосы, выполненные

по схеме

(рис. 3 . 1 ) .

Из теории зубчатых зацеплений известно, что сопряжения зубьев можно достичь при многих профилях. В шестеренных

насосах применяется

эвольвентное зацепление с к о р р и ­

г и р о в а н н ы м

профилем зуба; такой профиль зуба

обладает рядом преимуществ перед другими, а именно: он нечувствителен к изменению расстояния между центрами шесте­ рен, что весьма важно при износе опор валов, а также изго-

141


тавливается обкаткой, что удешевляет изготовление зубчатых колес.

Корригирование уменьшает: удельное скольжение, длину линии зацепления, давление в запертом объеме впадины и число зубьев. При этом увеличивается подача и объемный к. п. д.

Простота устройства шестеренных насосов и связанная с ней долговечность и надежность действия, а также возмож­ ность уменьшения их весов и размеров путем увеличения числа оборотов - все это объясняет их широкое применение в преде­

лах

следующих рабочих параметров: Q = 0,5т250 м3 /^

;

Н

= 20г400 м вод. ст.;

П = 4004-5000 об/мин;

=0,540,85 .

В области этих параметров шестеренные насосы имеют достаточ­ но высокий к. п. д. при удовлетворении других требований. При напоре более 400 м вод. ст., создаваемом одноступенча­ тым насосом, может заметно ухудшаться объемный к. п. д.

и увеличиваться давление на подшипниках, что препятствует широкому распространению этих насосов в области больших напоров. Однако при соблюдении высокой точности изготов­ ления шестерен и корпуса насоса, с целью обеспечения мини­ мальных протечек через зазоры и гидравлической разгрузке шестерен,можно получить насосы с давлением нагнетания до 200 кге/см2" и удовлетворительным к. п. д.

§ 3 . 2 . Запирание (компрессия) жидкости во впадинах между зубьями шестерен

Из теории зубчатых зацеплений и опыта эксплуатации зубчатых (шестеренных) передач и насосов известно, что коэффициент перекрытия & для прямозубых шестерен не должен быть меньше 1 , 0 8 - 1 , 1 0 , чаще всего & > 1 , 3 . Несоблю­ дение этого требования нарушает плавность зацепления, уве­ личивает износ зубьев и т. д. Поэтому прямозубые шестерен­ ные насосы строятся с коэффициентом перекрытия больше еди142

ницы, что вызывает запирание (защемление) некоторого объема жидкости, находящегося во впадине. Для рассмотрения сущности этого явления и сопровождающих его процессов обратимся к рис. 3 . 5 , где в зависимости от положения шесте­ рен изображено последовательное расположение зубьев I и 2,

Рис. 3 . 5 . Запирание жидкости между зубьями

впадина между которыми запирается зубом 3, если зубьям во

впадинах не дана ходовая

посадка.

 

На рис. 3.5,а впадина

между зубьями

1-2 ведомой ше­

стерни соединена с полостью нагнетания и в то же время

изолирована от полости всасывания линией

С контакта меж­

ду зубьями 1-3. При дальнейшем вращении шестерен (рис.3.5,б) впадина замыкается зубом 3 ведущей шестерни по линии каса­ ния зубьев 2-3, что показано точкой Е . Таким образом, во впадине оказывается запертым некоторый объем жидкости, этот объем принято называть вредным . В процессе дальнейшего вращения шестерен запертый объем будет уменьшаться и до­ стигнет своего минимума, когда ось зуба 3 ведущей шестерни

совпадет с межосевой линией, что изображено на рис.3.5,в. В том случае, если между нерабочими профилями зуба нет зазора, уменьшение запертого объема приведет к увеличению давления (компрессии) и температуры жидкости.

Вследствие компрессии из впадины жидкость будет выдав­ ливаться вдоль зубьев в зазоры между торцами шестерен и крышками насоса. Одновременно с этими явлениями шестерни продолжают свое вращение, в связи с чем объем запертой впадины (рис. 3.5,в) теперь уже начнет увеличиваться, а дав-

143


ление в запертой жидкости - уменьшаться, причем величина его может стать равной упругости паров жидкости при данной ее температуре, т-. е. во впадине создастся вакуум и начнет­ ся так называемая декомпрессия жидкости. При этом из жид­ кости, находящейся в запертом объеме впадины, будет выде­ ляться ранее растворенный воздух и пары самой жидкости.

Эта паровоздушная смесь при выходе из зацепления зубьев 1-3 поступит во всасывающую полость насоса и будет пре­ пятствовать полному ее заполнению перекачиваемой жидкостью.

Таким образом, во всасывающей полости будет происходить перемешивание жидкости с парс—воздушной смесью, которая за­ тем перенесется в нагнетательную полость, что в конце концов приведет к уменьшению весовой подачи насоса. Это явление при перекачивании масла обнаруживается в виде обра­ зования эмульсии - механической смеси масла с мелкими пу­ зырьками паро-воздушной смесиРассмотренное явление запи­ рания жидкости отрицательно сказывается на работе насоса, потому что оно вызывает:

-увеличение давления на подшипники и односторонний их износ;

-чрезмерное увеличение давления на зубья, что может

привести

к преждевременному их износу и даже поломке;

-

нагрев перекачиваемой

жидкости вследствие ее

сжатия и

трения при протечках

через зазоры;

-уменьшение к. п. д. насоса из-за эмульсирования жидкости и увеличения механического трения в опорах и зуб­ чатом зацеплении;

-ухудшение всасывающей способности насоса вслед­ ствие выделения из жидкости воздуха и газов при образовании вакуума в запертом объеме впадины.

Все эти нежелательные явления были обнаружены только

вначале текущего столетия. В первых примышленных образцах шестеренных насосов последствия явления запирания весьма часто проявлялись в поломках насосов, в низкой их экономич­ ности и т. п. По мере изучения процессов, происходящих при 144

запирании (компрессии) жидкости во впадинах шестеренных насосов, стали создаваться устройства для устранения явле­ ния компрессии.

В настоящее время почти все насосостроительные заводы пользуются следующими тремя основными способами устранения запирания жидкости во впадинах шестерен:

- для насосов небольшой подачи и для тех, от которых не требуется высокая экономичность, применяют прямозубые

шестерни с £ немногим больше

единицы и с зазором между

зубьями на нерабочих профилях ~

0,1 - 0,4 мм;

-для насосов большой подачи применяют косозубые или шевронные шестерни, которым явление компрессии и декомпрес­ сии жидкости несвойственно, что следует из самого характера изменения объема межзубцовых впадин этих шестерен;

-для насосов ответственного назначения малой и сред­ ней подачи с прямозубыми шестернями применяют перепускные каналы обычно в крышках или (что очень редко) в самих шестернях насоса.

Последний способ основан на том, что при уменьшении запертого объема впадины этот объем соединяется с полостью нагнетания, а при увеличении - с полостью всасывания.

Таким образом, можно устранить резкое колебание давления в запертом объеме впадины, ограничив его рабочими, нормаль­ ными пределами - давлениями в полостях нагнетания и всасы­ вания. Ввиду того, что этот способ устранения запирания находит широкое применение, рассмотрим его более подробно.

На рис. 3 . 6 изображены различные положения двух пар зубьев, одновременно находящихся в зацеплении, т. е. при £ > I . Цифрами I и П показаны каналы (полости), выфрезерованные в обеих крышках насоса. При помощи этих каналов

объем жидкости, запертый в межзубцовых впадинах, соединяет­ ся либо с полостью нагнетания - через канал I , либо с по­ лостью всасывания - через канал П. Действительно, при по­ ложении зубьев 1-2-3^4, показанных на рис. 3.6,а, между ними будет находиться некоторый объем жидкости, который

145


при вращении шестерен будет уменьшаться и в котором поэто­ му должна была бы произойти компрессия жидкости. Но так как этот объем соединен через канал I с нагнетательной полостью насоса, то вместо компрессии произойдет только перетекание жидкости из запертого объема в нагнетательную полость на­ соса. На рис. 3 . 6,6 изображено положение зубьев 1-2-3-4, которому соответствует минимальный запертый объем; при дальнейшем вращении шестерен начнется увеличение этого объе­ ма и соединение его с каналом П, т. е. возникнет перепуск жидкости из полости всасывания в увеличивающийся запертый объем. Таким образом, устраняется и чрезмерное давление, и вакуум в запертом объеме впадин шестеренного прямозубого насоса при коэффициенте перекрытия больше единицы.

§3 . 3 . Подача и ее график

А.Уравнения средней теоретической подачи. Для опреде­ ления подачи шестеренных насосов расчетным путем по их основным размерам существует целый ряд уравнений, которые получены на основании тех же принципов, что и уравнения (2.12) и (2.13) для поршневых насосов. Отсутствие единого метода расчета порождает многообразие и неточность формул для определения подачи насосов.

Приближенные уравнения, которые обычно дают результаты, удовлетворяющие практическим целям, получим следующим путем. Рассмотрим на рис. 3.7 упрощенную схему шестеренного насоса

спрямыми зубьями шириной (размером в направлении осей шестерен) Ь . При вращении шестерен из каждой впадины вы­

тесняется объем жидкости, равный

объему зуба,

входящего

во впадину. Приближенно можно считать, что этот объем

равен произведению торцовой площади зуба f

на ширину ше­

стерни t>. Если шестерня имеет

2

зубьев,

то

за

один ее

оборот z зубьев вытеснят из впадин соседней шестерни

объем жидкости, равный удельной

подаче V T

= 2 f

tj

м3 /об .

147