Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Рис. 3 . 1 . Схема |
устройства т е - |
Р и с . 3 . 4 . С х е м а |
трехроторного |
стеренного |
насоса |
шестеренного |
насоса |
Рис. 3 . 2 . Схемы насосов с шестернями: а-косозубыми; б-шевронными
Рис . 3 . 3 . Схема трехступенчатого шестеренного насоса
140
ния 3. В последней при вступлении в зацепление зубьев шестерен происходит нагнетание жидкости вследствие того, что тело зуба одной шестерни заходит во впадину другой. Следовательно, в процессе нагнетания впадину можно рассмат
ривать как своеобразный цилиндр поршневого насоса, в который заходит поршень-зуб шестерни, вытесняя при этом жидкость.
Таким образом, шестеренный насос относится к насосам объемного типа, как и все уже рассмотренные поршневые насосы;, поэтому ряд свойств шестеренных насосов аналогичен свойствам поршневых насосов, следствием чего является по добие эксплуатационных характеристик. Прежде всего это ка сается равномерности подачи. При вступлении зуба во впадину вытесняемый объем жидкости меняется во времени при постоян ной угловой скорости подобно тому, как это наблюдается в цилиндре поршневого насоса. Чтобы устранить неравномерность подачи, применяют шестерни косозубые или шевронного типа при подаче более 10 т/ч , а иногда и меньшей, когда тре буется увеличить прочность зубьев или уменьшить уровень шума.
Кроме рассмотренной конструктивной схемы существуют и другие схемы шестеренных насосов. Например, если справа от ведущей шестерни 4 поместить такую же шестерню, как расположенная слева ведомая I , то получим трехшестеренный насос (рис. 3 . 4 ) , если же несколько насосов поместить на
одном валу и последовательно перепускать через них жидкость,
получим многоступенчатый насос. На кораблях |
(судах), вви |
|
ду простоты устройства и надежности |
действия, |
используют |
главным образом насосы, выполненные |
по схеме |
(рис. 3 . 1 ) . |
Из теории зубчатых зацеплений известно, что сопряжения зубьев можно достичь при многих профилях. В шестеренных
насосах применяется |
эвольвентное зацепление с к о р р и |
г и р о в а н н ы м |
профилем зуба; такой профиль зуба |
обладает рядом преимуществ перед другими, а именно: он нечувствителен к изменению расстояния между центрами шесте рен, что весьма важно при износе опор валов, а также изго-
141
тавливается обкаткой, что удешевляет изготовление зубчатых колес.
Корригирование уменьшает: удельное скольжение, длину линии зацепления, давление в запертом объеме впадины и число зубьев. При этом увеличивается подача и объемный к. п. д.
Простота устройства шестеренных насосов и связанная с ней долговечность и надежность действия, а также возмож ность уменьшения их весов и размеров путем увеличения числа оборотов - все это объясняет их широкое применение в преде
лах |
следующих рабочих параметров: Q = 0,5т250 м3 /^ |
; |
|
Н |
= 20г400 м вод. ст.; |
П = 4004-5000 об/мин; |
=0,540,85 . |
В области этих параметров шестеренные насосы имеют достаточ но высокий к. п. д. при удовлетворении других требований. При напоре более 400 м вод. ст., создаваемом одноступенча тым насосом, может заметно ухудшаться объемный к. п. д.
и увеличиваться давление на подшипниках, что препятствует широкому распространению этих насосов в области больших напоров. Однако при соблюдении высокой точности изготов ления шестерен и корпуса насоса, с целью обеспечения мини мальных протечек через зазоры и гидравлической разгрузке шестерен,можно получить насосы с давлением нагнетания до 200 кге/см2" и удовлетворительным к. п. д.
§ 3 . 2 . Запирание (компрессия) жидкости во впадинах между зубьями шестерен
Из теории зубчатых зацеплений и опыта эксплуатации зубчатых (шестеренных) передач и насосов известно, что коэффициент перекрытия & для прямозубых шестерен не должен быть меньше 1 , 0 8 - 1 , 1 0 , чаще всего & > 1 , 3 . Несоблю дение этого требования нарушает плавность зацепления, уве личивает износ зубьев и т. д. Поэтому прямозубые шестерен ные насосы строятся с коэффициентом перекрытия больше еди142
ницы, что вызывает запирание (защемление) некоторого объема жидкости, находящегося во впадине. Для рассмотрения сущности этого явления и сопровождающих его процессов обратимся к рис. 3 . 5 , где в зависимости от положения шесте рен изображено последовательное расположение зубьев I и 2,
Рис. 3 . 5 . Запирание жидкости между зубьями
впадина между которыми запирается зубом 3, если зубьям во
впадинах не дана ходовая |
посадка. |
|
На рис. 3.5,а впадина |
между зубьями |
1-2 ведомой ше |
стерни соединена с полостью нагнетания и в то же время |
||
изолирована от полости всасывания линией |
С контакта меж |
ду зубьями 1-3. При дальнейшем вращении шестерен (рис.3.5,б) впадина замыкается зубом 3 ведущей шестерни по линии каса ния зубьев 2-3, что показано точкой Е . Таким образом, во впадине оказывается запертым некоторый объем жидкости, этот объем принято называть вредным . В процессе дальнейшего вращения шестерен запертый объем будет уменьшаться и до стигнет своего минимума, когда ось зуба 3 ведущей шестерни
совпадет с межосевой линией, что изображено на рис.3.5,в. В том случае, если между нерабочими профилями зуба нет зазора, уменьшение запертого объема приведет к увеличению давления (компрессии) и температуры жидкости.
Вследствие компрессии из впадины жидкость будет выдав ливаться вдоль зубьев в зазоры между торцами шестерен и крышками насоса. Одновременно с этими явлениями шестерни продолжают свое вращение, в связи с чем объем запертой впадины (рис. 3.5,в) теперь уже начнет увеличиваться, а дав-
143
ление в запертой жидкости - уменьшаться, причем величина его может стать равной упругости паров жидкости при данной ее температуре, т-. е. во впадине создастся вакуум и начнет ся так называемая декомпрессия жидкости. При этом из жид кости, находящейся в запертом объеме впадины, будет выде ляться ранее растворенный воздух и пары самой жидкости.
Эта паровоздушная смесь при выходе из зацепления зубьев 1-3 поступит во всасывающую полость насоса и будет пре пятствовать полному ее заполнению перекачиваемой жидкостью.
Таким образом, во всасывающей полости будет происходить перемешивание жидкости с парс—воздушной смесью, которая за тем перенесется в нагнетательную полость, что в конце концов приведет к уменьшению весовой подачи насоса. Это явление при перекачивании масла обнаруживается в виде обра зования эмульсии - механической смеси масла с мелкими пу зырьками паро-воздушной смесиРассмотренное явление запи рания жидкости отрицательно сказывается на работе насоса, потому что оно вызывает:
-увеличение давления на подшипники и односторонний их износ;
-чрезмерное увеличение давления на зубья, что может
привести |
к преждевременному их износу и даже поломке; |
|
- |
нагрев перекачиваемой |
жидкости вследствие ее |
сжатия и |
трения при протечках |
через зазоры; |
-уменьшение к. п. д. насоса из-за эмульсирования жидкости и увеличения механического трения в опорах и зуб чатом зацеплении;
-ухудшение всасывающей способности насоса вслед ствие выделения из жидкости воздуха и газов при образовании вакуума в запертом объеме впадины.
Все эти нежелательные явления были обнаружены только
вначале текущего столетия. В первых примышленных образцах шестеренных насосов последствия явления запирания весьма часто проявлялись в поломках насосов, в низкой их экономич ности и т. п. По мере изучения процессов, происходящих при 144
запирании (компрессии) жидкости во впадинах шестеренных насосов, стали создаваться устройства для устранения явле ния компрессии.
В настоящее время почти все насосостроительные заводы пользуются следующими тремя основными способами устранения запирания жидкости во впадинах шестерен:
- для насосов небольшой подачи и для тех, от которых не требуется высокая экономичность, применяют прямозубые
шестерни с £ немногим больше |
единицы и с зазором между |
зубьями на нерабочих профилях ~ |
0,1 - 0,4 мм; |
-для насосов большой подачи применяют косозубые или шевронные шестерни, которым явление компрессии и декомпрес сии жидкости несвойственно, что следует из самого характера изменения объема межзубцовых впадин этих шестерен;
-для насосов ответственного назначения малой и сред ней подачи с прямозубыми шестернями применяют перепускные каналы обычно в крышках или (что очень редко) в самих шестернях насоса.
Последний способ основан на том, что при уменьшении запертого объема впадины этот объем соединяется с полостью нагнетания, а при увеличении - с полостью всасывания.
Таким образом, можно устранить резкое колебание давления в запертом объеме впадины, ограничив его рабочими, нормаль ными пределами - давлениями в полостях нагнетания и всасы вания. Ввиду того, что этот способ устранения запирания находит широкое применение, рассмотрим его более подробно.
На рис. 3 . 6 изображены различные положения двух пар зубьев, одновременно находящихся в зацеплении, т. е. при £ > I . Цифрами I и П показаны каналы (полости), выфрезерованные в обеих крышках насоса. При помощи этих каналов
объем жидкости, запертый в межзубцовых впадинах, соединяет ся либо с полостью нагнетания - через канал I , либо с по лостью всасывания - через канал П. Действительно, при по ложении зубьев 1-2-3^4, показанных на рис. 3.6,а, между ними будет находиться некоторый объем жидкости, который
145
при вращении шестерен будет уменьшаться и в котором поэто му должна была бы произойти компрессия жидкости. Но так как этот объем соединен через канал I с нагнетательной полостью насоса, то вместо компрессии произойдет только перетекание жидкости из запертого объема в нагнетательную полость на соса. На рис. 3 . 6,6 изображено положение зубьев 1-2-3-4, которому соответствует минимальный запертый объем; при дальнейшем вращении шестерен начнется увеличение этого объе ма и соединение его с каналом П, т. е. возникнет перепуск жидкости из полости всасывания в увеличивающийся запертый объем. Таким образом, устраняется и чрезмерное давление, и вакуум в запертом объеме впадин шестеренного прямозубого насоса при коэффициенте перекрытия больше единицы.
§3 . 3 . Подача и ее график
А.Уравнения средней теоретической подачи. Для опреде ления подачи шестеренных насосов расчетным путем по их основным размерам существует целый ряд уравнений, которые получены на основании тех же принципов, что и уравнения (2.12) и (2.13) для поршневых насосов. Отсутствие единого метода расчета порождает многообразие и неточность формул для определения подачи насосов.
Приближенные уравнения, которые обычно дают результаты, удовлетворяющие практическим целям, получим следующим путем. Рассмотрим на рис. 3.7 упрощенную схему шестеренного насоса
спрямыми зубьями шириной (размером в направлении осей шестерен) Ь . При вращении шестерен из каждой впадины вы
тесняется объем жидкости, равный |
объему зуба, |
входящего |
|||
во впадину. Приближенно можно считать, что этот объем |
|||||
равен произведению торцовой площади зуба f |
на ширину ше |
||||
стерни t>. Если шестерня имеет |
2 |
зубьев, |
то |
за |
один ее |
оборот z зубьев вытеснят из впадин соседней шестерни |
|||||
объем жидкости, равный удельной |
подаче V T |
= 2 f |
tj |
м3 /об . |
147