Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I . Насосы типа РЗ-3. Устройство этих насосов показано на рис. 3 . 20 . В средней части корпуса Т имеется полость

Рис. 3 . 20 . Общий вид насоса РЗ-3

(расточка), в которой при работе насоса вращаются роторышестерни. Корпус I снабжен всасывающим и нагнетательным патрубками 2, к которым на шпильках крепятся контр-фланцы 3, имеющие отверстия с резьбой для присоединения всасывающего

инагнетального трубопроводов.

Сдвух сторон средней части корпуса расположены крыш­ ка 4 и стойка 5. В гнездах их запрессованы бронзовые втул­ ки б, являющиеся опорными скользящими подшипниками роторов.

Крышка 4 имеет прилив, образующий полость 7 для предо­ хранительно-перепускного клапана Т8. Зта полость двумя ка-

17?

налами соединена со всасывающей и нагнетательной камерами корпуса. Одно из имеющихся в приливе нарезных отверстий 8 соединено со всасывающей, а другое - с нагнетательной ка­ мерой корпуса и клапаном. В это отверстие устанавливаются манометр и вакуумметр.

Стойка 5 служит одновременно крышкой корпуса и станиной -асоса. На общих шпильках к стойке крепятся одновременно корпус и крышка. Между торцами корпуса, торцами стойки и торцами крышки ставятся бумажные прокладки 9 для придания этим соединениям большей плотности. Фиксация корпуса и крышки по отношению к стойке в определенном (установленном при сборке) положении осуществляется двумя установочными штифтами 10. В месте выхода вала ведущего ротора, в стойке, имеется гнездо для уплотнения сальника.

Уплотнение сальника состоит из трех резиновых манжет I I и стального кольца 12, являющегося проставкой между манже­ тами, и поджимается фланцем 13 при помощи гаек, навинченных на шпильки.

Под сальником, в стойке, расположен сборник 14 для жидкости, просачивающейся через уплотнение сальника. В ниж­ ней части сборника имеется отверстие 15 для спуска нако­ пившейся жидкости.

Насос имеет два ротора-шестерни, ведущий 16 и ведомый 17, заключенных в корпус и установленных на скользящей опоре. Шестерни имеют спиральные зубья,что исключает воз­ можность заклинивания (запирания) перекачиваемой жидкости в межзубьевом пространстве.

Шестерни выполнены заодно с валами. Вал ведущего ротора одним своим концом при помощи муфты соединен с валом элект­ родвигателя и получает от него вращение.

Предохранительно-перепускной клапан Т8 перепускает жидкость из напорной полости во всасывающую при давлении в напорной линии трубопровода выше нормального. Клапан обеспечивает работу насоса на себя при полностью закрытом напорном вентиле.

178


Полость корпуса клапана имеет расточенное отверстие, соединяющее всасывающую и нагнетательную камеры.

Клапан имеет уплотняющую фаску, которой он садится в седло корпуса и движется в двух направляющих. Одной направ­ ляющей клапан входит в отверстие для перепуска, а другой - в спиральную пружину 19, прижимающую клапан к седлу.

Полость корпуса клапана закрыта крышкой 20, через кото­ рую пропущен нажимный винт 2 1 , предназначенный для регули­ рования нажатия пружины.

На конце нажимного винта посажена нажимная шайба 2 2 , упирающаяся в пружину. Колпачок 23, навернутый на конец нажимного винта, предохраняет полость клапана от засасыва­ ния воздуха и от протекания жидкости через зазоры (выхода нажимного винта из крышки и стопорной гайки).

Рис. 3 . 2 1 . Рабочая характеристика насоса типа РЗ-3

179


Подшипники насоса смазываются перекачиваемой жидкостью. В конструкции нассса предусмотрена принудительная циркуля­

ция жидкости через

подшипники.

Гнезда подшипников в крыш­

ке

непосредственно

связаны со

всасывающей полостью.

 

 

Подшипники и стойки соединены между собой

отверстием 24,

а

со всасывающей полостью - отьерстием в ведомом роторе 25.

 

Эти условия и обеспечивают

гостоянный обмен жидкости

в подшипниках.

 

 

 

 

 

 

Рабочая характеристика этих насосов при работе

на

масле с вязкостью 20-30°Е показана

нэ рис. 3 . 2 1 .

 

 

2. Насосы типа РЗ-30. Устройство таких насосов показа­

но на рис. 3 . 22 . В расточенных

отверстиях литота бронзового

корпуса I помещаются два ротора, каждый из которых состав­

лен из двух шестерен 22, находящихся в зацеплении $фуг с

другом. Отверстия расточены так, что радиальный зазор

между установленными роторами и корпусом на всасывающей

стороне равен около 5 мм, а на нагнетательной

стороне

на небольшой части окружности зазор выдерживается в пре­

делах 0,05-0,32 мм.

 

 

 

 

 

 

Увеличенный зазор на всасывающей стороне рабочей по­

лости дает возможность насосу работать на масле большой

вязкости.

 

 

 

 

 

 

 

От рабочей полости отходят

всасывающий В

и нагнета­

тельный Н

патрубки, имеющие на концах фланцы, к которым

крепятся фланцы всасывающего и нагнетательного

трубопрово­

дов.

 

 

 

 

 

 

 

 

В приливах всасывающего и нагнетательного

патрубка

имеются отверстия с резьбой для присоединения трубок ва­

куумметра

и манометра.

 

 

 

 

 

Заодно с корпусом насоса в верхней его части отлита

полость

К

предохранительного

клапана, соединенная

кана­

лами с

всасывающей и нагнетательной

камерами

(полостями).

 

С двух сторон корпуса имеются фланцы, к которым

 

шпильками 8 крепятся проставки

ТО и крышки 9 и 17. Фикса­

ция проставок в определенном положении осуществляется

180


четырьмя установочными штифтами.

В нижней части корпуса отлиты лапы, которыми насос крепится к раме.

Литая бронзовая проставка представляет собой пластину с двумя расточенными отверстиями, куда вставляются шарико­ вые подшипники 15, служащие опорой для роторов.

Крышки,бронзовые отливки, одна - глухая, а другая - с отверстием для прохода ведущего вала 14 и размещения сальникового уплотнения 19.

Крышки закрывают проставки и подшипники с торцов. Для герметичности соединений между корпусом, проставкой и крышкой ставятся паронитовые прокладки 5 и 16.

Крышка с сальником для центрического положения ведущего вала с отверстием для сальника имеет выточку, которой са­ дится на выступающую из проставки наружную обойму шарико­ подшипника.

Насос имеет два ротора: ведущий 14 и ведомый 2 1 . Вал ведущего ротора одним своим концом при помощи муфты соединяется с валом электродвигателя и получает от послед­ него вращение.

Ведомый ротор получает вращение от ведущего ротора. Ведущий ротор состоит из вала, на котором насажены на

общей шпонке 13 две шестерни с косыми зубьями, причем одна шестерня имеет правую нарезку, а другая шестерня - левую. Шестерни спарены так, что представляют собой как бы одну шестерню с шевронным зубом. Ведомый ротор имеет на своем валу такие же шестерни, как и ведущий ротор, т. е . с пра­ вой и левой нарезками, причем одна шестерня установлена на шпонке, а другая шестерня без шпонки.

Установка на валу ведомого ротора шестерни без шпонки дает ей возможность при работе насоса самоустанавливаться относительно зубьев ведущей шестерни, компенсируя этим неточность установки шестерен на валу ведущего ротора.

От осевого перемещения шестерни на валах роторов укреп­ лены стопорными кольцами I I . Во избежание самоотвинчивания 182

колец валы и кольца имеют правые и левые резьбы, обратные вращениям валов, т. е. вал ведущего ротора имеет правую резьбу, а вал ведомого ротора - левую резьбу, и, кроме того, кольца стопорятся винтами 12.

В насосе смонтирован дифференциальный предохранительный клапан 2 , принцип работы которого основан на разности давлений во всасывающем и нагнетательном патрубках.

Клапан предназначен для перепуска перекачиваемой жидко­ сти из полости нагнетания в полость всасывания при разности давлений во всасывающем и нагнетательном патрубках, превы­ шающей нормальную, установленную для заданных условий рабо­ ты насоса.

Клапан рассчитан на кратковременный полный перепуск перекачиваемой жидкости при внезапном прекращении расхода в сети трубопроводов. Клапан может быть отрегулирован на разность давлений в зависимости от заданного режима работы насоса по требованию заказчика, например, начало перепуска жидкости при разности давлений в нагнетательном и всасы-

Клапан состоит из: собственно клапана 2 , спиральной пружины 3, нажимного болта 4 , пробки б и гайки 7. Корпус клапана, как это указывалось раньше, отлит совместно с корпусом насоса в верхней его части. Полость корпуса имеет расточенные соосно отверстия: одно служит для перепуска жидкости, а другое служит направлением для клапана.

Клапан представляет собой пустотелый поршенек, имеющий на конце фаску, которой он садится на седло.

На наружной поверхности клапана имеются канавки для смазки и уплотнения. Внутри клапана расположена пружина.

Корпус клапана закрыт пробкой, в которую ввернут нажим­ ной винт для регулирования нажатия пружины. На нижнем конце винта укреплена шайба, упирающаяся в пружину.

Гайка на наружном конце служит для закрепления нажим­ ного винта в определенном положении (после регулировки

183


нажатия пружины). Между корпусом и пробкой проложена уплот­ няющая прокладка.

Уплотнение сальника состоит из двух севанитовых ман­ жет 19 и стального кольца 13 между манжетами. Манжеты саль­ ника прижимаются фланцем сальника 20 при помощи гаек, навинчиваемых на шпильки, ввернутых в крышку.

Для контроля за работой насоса устанавливаются конт­ рольно-измерительные приборы: на всасывающей полости кор­ пуса - мановакуумметр со шкалой 760-0-1 кгс/см2, на нагне­ тательной полости - манометр со шкалой 0-6 или 0-10 кгс|сма. Приборы присоединены при помощи трубок и штуцеров.

3 . Двухсекционный насос (рис. 3 . 2 3 ) . Для обслуживания системы смазки двигателей внутреннего сгорания применяются двухсекционные (сдвоенные) насосы. Одна из секций 34 явля­ ется нагнетательной (напорной), от нее подается масло из расходной (циркуляционной) цистерны для смазки деталей двигателя; вторая секция I является откачивающей, она служит для откачки масла из поддона двигателя на фильтры и в расходную цистерну. На валу 15 насажены ведущие шеврон­ ные шестерни, которые получены путем соединения косозубых шестерен (полушевронов). Вал ведущих шестерен вращается через зубчатую передачу от коленчатого вала двигателя.

В корпусах обеих секпийгвыполнены расточки одинакового диаметра для двух пар шевронных шестерен, закрытые с торцов уплотнительными перегородками 3 и 19.

Корпуса насоса отлиты из чугуна. Между ними размещен корпус 18 промежуточных опор. С торцов корпуса закрыты крышками 13 и 29.

В корпусе промежуточных опор и крышках установлены подшипники качения для вала и оси насоса.

Ведущие шестерни насоса фиксируются на валу шпонками 16 и стягиваются на нем вместе с внутренними кольцами ролико­ подшипников 10 и 20 и дистанционными кольцами I I , 17 и 22, гайками 7 с отгибными шайбами 8.

Сдвоенный конический роликоподшипник является упорным

184

подшипником маслонасоса. Осевой разбег роликоподшипника 20 обеспечивается изменением толщины кольца 2 1 . Торцеаые зазоры между шестеренными и соответствующими уплотнительными перегородками обеспечиваются за счет изменения толщины дистанционных колец 17 и 22. Положение наружных колец роликоподшипников 10 фиксируется дистанционными 12 и пру­ жинными кольцами 9 .

Ведомые шестерни стягиваются на осях 4 и 27 гайками 25, которые стопорятся винтами 24. Один из полушевронов (14 и 33) каждой из ведомых шестерен фиксируется шпонкой 32 на своей оси. Оси ведомых шестерен опираются на сдвоенные игольчатые подшипники 28, внутренние кольца которых прижа­ ты к буртам осей упорными шайбами 5. Наружные кольца подшип­ ников 28 установлены с небольшим зазором между уплотнительными перегородками и буртами крышек 6 и 26 у внешних подшип­ ников и дистанционным кольцом 31 у внутренних подшипников. Зазоры обеспечиваются изменением толщины прокладки под крышками б и 26 и толщины кольца 3 1 .

Перепускной клапан 40, встроенный в нагнетательную секцию насоса, служит для поддержания давления в нагнетэ,- тельном трубопроводе за счет перепуска части масла по кана­ лу Г из нагнетательного патрубка во всасывающий.

Перепускной клапан прижимается к седлу в корпусе пружи­ ной 39. Изменение натяжения пружины производится регулиро­ вочным винтом 37, ввернутым в крышку корпуса клапана 35 и законтренным колпачковой гайкой 36 .

Подшипники насоса смазываются маслом, протекающим через торцовые зазоры между шестернями и уплотнительными перегородками, которое затем сливается через отверстия ь крышке 29, корпусе 18, уплотнительных перегородках 19 и корпусах I и 34 во всасывающие полости обеих секций.

Масло из подшипников, расположенных в крышке 13 отка­ чивающей секции, сливается в корпус привода крупных вспомогательных механизмов.

Насосы, устанавливаемые на дизели правого и левого

186