Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Жидкость движется в глубь впадин, к окружности радиуса г4 за счет разности давлений Др . Для полного наполнения впадин необходимо, чтобы:
|
^ |
. |
или |
уS->-^ h |
, |
где |
T > i |
|
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
|
U h |
|
|
|
|
3 |
> ^ Г |
|
|
или, после преобразований, искомый угол наполнения должен быть
|
|
о |
|
n - h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
' |
• |
' |
V |
W |
' |
( 3 - 2 1 ) |
|
где А|Г=-^^===•«5 0,5 |
- коэффициент скорости, который нами |
||||||||
принят на основании |
таких |
соображений. Наполнение |
впадины |
||||||
заканчивается, когда |
она приближается к точке А или В |
||||||||
(рис. |
3 . 1 |
7 ) . При этом |
зуб |
с корпусом |
насоса образуют |
по |
|||
лость |
Е , |
в которую происходит |
истечение жидкости |
из |
по |
лости всасывания. Такое движение жидкости можно принимать как истечение через небольшое отверстие с острой кромкой, для которого а я» 0,65 и £ « 3 . Коэффициент сопротивления 3 принят для наиболее неблагоприятного случая истечения. По лость Е находится в таких условиях потому, что давление в ней переменное, оно, очевидно, увеличивается по мере на полнения впадины.
Чрезмерное |
увеличение |
угла наполнения ц>3 |
при |
уве |
|
личении числа |
оборотов уменьшает |
угол уплотнения |
( сра — |
||
рис. З.П И |
4}'г или |
- рис. |
3 . 1 7 ) , т. е. длину |
дуги |
окружности, которой путем уплотнения отделяется всасыва ющая полость от напорной.
171
В заключение отметим, что с целью поддержания нормаль ного к. п. д. необходимо более часто и внимательнее следить
за изменением зазоров у |
насосов с |
большими |
л и |
Н , чем |
||
у насосов с малыми п |
и |
Н. Выше отмечалось, |
что для |
|||
уменьшения радиальных |
сил Р р е з у вясо*онапорных |
насосов |
||||
желательно увеличение |
числа оборот |
, |
если при этом исчер |
|||
паны все конструктивные |
возможности, |
то можно основному |
насосу подкачивать жидкость другим, вспомогательным (бус-
терным) насосом с меньшими параметрами п |
и Н или же при |
|||
менить в качестве бустерного насоса струйный насос. Этим |
||||
способом можно значительно увеличить |
Др , что уменьшит |
|||
угол наполнения |
( 3 . 2 1 ) . |
|
|
|
§ 3 . 7 . Высота всасывания и число |
оборотов |
|||
|
шестеренного |
насоса |
|
|
Допустимую высоту всасывания шестеренного насоса |
||||
можно определить |
по уравнению |
(1.33) |
, где |
|
A h A D n = K A h K p ; |
|
в критический кавитационный запас A h K p входят |
такие вели |
чины: |
|
ДИц - напор центробежной силы, который создается вра |
|
щением жидкости во впадинах шестерен; этот напор |
препят |
ствует заполнению впадин, т. е. по существу он является гидравлическим сопротивлением;
Дпг - потери на трение жидкости о стенки всасывающей полости насоса, изменение направления движения жидкости и удар ее о зубцы шестерен при заполнении впадин;
ДУ1СК- увеличение скоростного напора жидкости, нахо дящейся во всасывающей полости насоса, что необходимо для заполнения вращающихся впадин;такое увеличение ДЬсквозмож но только за счет уменьшения давления во всасывающей полости насоса;
Д Ь И Н - инерционный напор, который появляется у прямозу-
172
бых шестерен в связи с неустановившимся характером движения жидкости. У прямозубых шестерен он обратно пропорционален числу зубцов. У косозубых шестерен его практически нет.
У правильно сконструированных насосов величиной, оп ределяющей высоту всасывания, является напор центробежной
силы впадин ДУц , остальные факторы ( ДУ1Г , ДУ1СК , АЬин)
имеют второстепенное значе ние, что для простоты расче тов, можно учесть коэффициен том кавитационного запаса к.
Для определения величины Afl^ используем известное из гидростатики уравнение равно весия:
d p = 9 (X dx +Ydy+Zd2L),( з. 2 г)
полагая, что жидкость во впа динах находится в относитель ном равновесии.
Допустим, что частица жид кости находится на произволь ном радиусе г (рис. 3.18)
и ее движение возможно только в направлении радиуса v ,
тогда уравнение (3.22)
можно преобразовать с учетом следующих соотношений: X=rcA/cos3 - ускорение центробежной силы инерции
переносного движения;
Y = - g + r c o * S l n ^-ускорение силы тяжести и центробежной силы инерции переносного движения:
2 = 0 - уснорение, ЕДОЛЬ оси, нормальной к пло скости рисунка.
173
Для |
рассматриваемого |
случая движения допустим, что |
||||
g = 0, тогда пользуясь |
рисунком ( 3 . 1 8 ) , |
получим: |
||||
или |
dp=oco2-(xdx + ydy) , |
|
|
|||
|
|
|
||||
или |
|
а |
г |
г. |
|
|
|
р = 9 и ) й ( А ^ - | - ) + с = 9 ^ г Ч с . |
|||||
Постоянную интегрирования находим при |
Г £ чему соот |
|||||
ветствует |
р„.тогда: |
г |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
Р = Р г + < ? у |
( i f - r 2 ) , |
|
(3.23) |
||
откуда |
|
|
|
|
|
|
или |
|
|
|
|
|
|
Учтя уравнение |
( 3 . 4 ) , |
получим |
|
|
||
|
J g C n f |
6 0 Q T . C P = |
6 |
n Q T , c p |
||
Можно допустить, что |
ДУ1ц«ДИк р 7 |
тогда |
||||
где для нормально |
работающего насоса к** 1,241,4. |
|||||
Следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
|
А Ь д о п - З ^ Ч О Г 6 ^ - |
(3.25) |
Допустимая вакуумметрическая высота всасывания шестеренного насоса будет:
НК - ^ + ^ - 3 , 3 7 Ч 0 Л ^ З + 7 м В о д . а , ( 3 . 2 6 )
адопустимое число оборотов для бескавитационной работы будет
174
|
|
|
|
|
|
Ра-Рп |
"А. |
OU/МЙН. |
|
(3.27) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Из уравнения |
(3.27) следует, что |
при заданных |
Q |
р а и р „ |
||||||
число |
оборотов п |
можно менять только |
за счет НвакПо |
||||||||
этому при |
одних и тех же условиях всасывания насосы |
||||||||||
с малой подачей могут иметь число оборотов большее, чем |
|||||||||||
насосы |
с большей |
подачей. |
|
|
|
|
|||||
|
Насыщение жидкости воздухом и проникновение его через |
||||||||||
неплотности всасывающего трубопровода уменьшает Н*ак |
и по |
||||||||||
дачу насоса, что можно показать при помощи его характери |
|||||||||||
стик |
всасывания |
I |
и 2 и характеристики всасывающего |
тру |
|||||||
бопровода 3 |
(рис. |
3 . 1 9 ) . |
|
|
|
|
|||||
Для исправного насоса, пе- |
н*^| |
|
|
|
|||||||
рекачивающего жидкость, не |
|
|
|
|
|||||||
насыщенную воздухом, |
пода |
|
|
|
|
||||||
ча и допустимый вакуум со |
|
|
|
|
|||||||
ответствуют |
точке A i j |
па |
|
|
|
|
|||||
раметры насоса для |
неплот |
|
|
|
|
||||||
ного |
всасывающего |
трубо- |
|
|
|
|
|||||
гровода |
или жидкости, |
на |
|
|
|
|
|||||
сыщенной |
воздухом, |
отвеча |
|
|
|
|
|||||
ют точке Д г |
. В уравнении |
|
|
|
|
||||||
(3.26) |
коэффициент |
к |
для |
Рис. 3 . 19 . Характеристики |
|||||||
характеристики 2 |
больше, |
всасывания шестеренного |
|||||||||
чем для характеристики I . |
|
насоса |
|
|
|||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
§ 3 . 8 . Шестеренные двигатели |
|
|
||||
|
Подавая жидкость с давлением р д |
в напорную полость |
|||||||||
насоса (рис. 3 . 7 ) , |
получим активные вращающие моменты МА |
||||||||||
и |
М 2 |
, суммарная величина |
которых может быть определена |
||||||||
по уравнению ( З Л О ) . При этом вместо насоса получим |
двига |
||||||||||
тель, |
шестерни которого будут вращаться в сторону, |
противо- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
175 |
положную стороне вращения насоса; такие двигатели широко применяются в гидроприводах вследствие простоты изготовле ния и эксплуатации.
Шестеренные двигатели удовлетворительно работают в диапазоне чисел оборотов от ТОО до 10000 об/мин. При оборотах меньше 50 об/мин наблюдаетнеравномерное враще ние выходного вала, что вызывается пульсацией вращающего крутящего момента, подобной пульсации подачи (см. рис.3.10).
Механическое трение в шестеренных двигателях больше,
чем в роторно-поршневых. Так, |
например, не нагруженный |
|||
роторно-поршневой аксиальный насос пускается при давлении |
||||
0,54-1,5 |
кгфм 2 , а шестеренный - при 10-15 кгс/смг. |
|
||
Для уменьшения механического трения между поверхностью |
||||
расточки корпуса и шестернями применяют разгрузочные |
кана |
|||
лы К и Т |
(рис. 3 . I I ) |
и увеличивают радиальный зазор |
s . |
|
Кроме того, для уменьшения механического трения применяют |
||||
подшипники качения вместо подшипников скольжения. |
|
|||
Для увеличения вращающего |
(крутящего) момента применяют |
|||
многошестеренные двигатели, шестерни которых в количестве |
||||
2-10 штук располагаются |
по окружности зубчатого колеса, |
|||
насаженного |
на выходной |
вал. |
|
|
|
§ 3 . 9 . Устройство шестеренных |
|
||
|
|
насосов |
|
Конструкции шестеренных насосов очень разнообразны.
Это объясняется тем, что они широко применяются в различных отраслях техники, о чем было сказано в § 3 . 1 . На кораблях часто используются шестеренные насосы,называемые роторнозубчатыми, двух модификаций:
а) РЗ-3, РЗ-За |
и т. д. с параметрами |
Q. = 1,1-5 Мэ/ч ; |
|||
Н = 304-150 м вод. ст.; |
n = 1500 об/мин; Н^°"= |
3f5 м вод.ст. |
|||
б) РЗ-30 с параметрами:Q =15т20 м3/ч |
; |
н |
= |
||
=25460 м вод.ст.; п |
=970-1000 об/мин;Hg$=6 |
м вод. |
ст. |
||
Эти насосы могут перекачивать жидкость с очень большим |
|||||
изменением вязкости |
в |
пределах 3-300°Е. |
|
|
|
х76