Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
вращения, не взаимозаменяемы и отличаются корпусами и на правлением вращения.
4 . Реверсивный насос (рис. 3 . 2 4 ) . Для обслуживания масляной системы двигателей внутреннего сгорания приме няются реверсивные насосы, которые работают от коленчатого вала двигателя. При изменении направления вращения вала изменяется и направление вращения шестерен. Для того чтобы
подача масла при этом |
|
|
|
||||
не прекращалась в кор |
|
|
|
||||
пусе насоса |
имеется |
|
|
|
|
||
система клапанов, |
ко |
|
|
|
|||
торая обеспечивает |
|
|
|
|
|||
неизменное |
направле |
|
|
|
|
||
ние движения масла в |
|
|
|
|
|||
системе. |
|
|
|
|
|
|
|
При вращении в |
|
|
|
|
|||
направлении, |
указан |
|
|
|
|
||
ном стрелками на |
|
|
|
|
|
||
рис. 3.24, шестерни |
|
|
|
|
|||
захватывают |
масло |
из |
|
|
|
|
|
полости Б и переносят |
|
|
|
||||
его в полость |
Г. |
В |
Рис. |
3.24. Реверсивный шестерен |
|||
этом случае |
под дей |
|
ный насос |
|
|||
|
|
|
|
||||
ствием разрежения |
|
|
|
|
|||
клапан I открыт, |
а |
клапан 2 закрыт, |
и под действием давле |
||||
ния масла клапан 3 закрыт, а клапан 4 |
открыт. При реверсе |
||||||
двигателя, когда отсутствует давление масла, все четыре |
|||||||
клапана прижаты пружинами к своим корпусам. |
|
||||||
При обратном вращении масло переносится из полости |
Г |
||||||
в полость |
Б |
в этом случае |
клапаны 3 и 2 открыты, а |
клапа |
ны 4 и I закрыты.
187
§ ЗЛО. Основные правила эксплуатации шестеренных насосов
1. Подготовка к пуску и пуск в действие!
а) тщательно осмотреть насосный агрегат снаружи и убедиться в том, чтс его крепление к фундаменту не нарушено и контрольно-измерительные приборы находятся в исправности;
б) проверить свободное вращение шестерен, поворачивая вручн^го соединительную муфту насоса и двигателя;
в) открыть напорный и всасывающий клапаны и залить насос перекачиваемой жидкостью, если насос работает без подпора или при большой высоте всасывания;
г) пустить двигатель и наблюдать за показанием мано метра и вакуумметра. При отсутствии показаний этих прибо
ров насос остановить |
и устранить неисправность. |
2. Обслуживание |
во время работы и остановка насоса: |
а) следить за показаниями контрольно-измерительных приборов агрегата; эти показания должны соответствовать
тем режимам работы, которые |
предусмотрены в инструкции; |
||
|
б) следить за плотностью фланцевых соединений |
и саль |
|
никовых уплотнений; |
|
|
|
|
в) периодически проверять нагрев частей насоса |
на |
|
ощупь, |
касаясь рукой корпуса насоса, крышен подшипников и |
||
сальника; |
|
|
|
|
г) при чрезмерном нагреве насоса и появлении в нем |
||
стуков или вибрации насос остановить; |
|
||
|
д) насос останавливают путем остановки двигателя и |
||
затем закрывают всасывающие |
и напорные клапаны. |
|
|
|
§ 3 . I I . Возможные |
неисправности в работе |
|
I . |
Насос не засасывает жидкость, причинами могут |
быть: |
|
|
а) в насосе нет жидаости; |
|
б) клапан на всасывающем трубопроводе неполностью открыт;
в) засорился всасывающий трубопровод; г) подсос воздуха через неплотности всасывающего тру
бопровода и корпуса насоса; д) большое насыщение жидкости воздухом.
2. Подача насоса меньше нормальной, что случается по таким причинам:
а) плохое всасывание насоса по причинам, указанным в п. I § 3 . I T ;
б) увеличились зазоры между шестернями и корпусом на
соса.
3. Насос греется и потребляет слишком большую мощность, причинами могут быть:
а) насос перекачивает загрязненную жидкость; б) мал зазор между торцами шестерен и проставками
(крышками) корпуса насоса; в) длительно работает предохранительно-перепускной
клапан; |
|
|
г) |
нарушилась центровка шестерен в корпусе. |
|
4 . |
Большой шум и стуки могут быть из-за того, что |
|
нарушилась центровка валов насосного агрегата, так как: |
||
а) ослабло крепление агрегата к фундаменту; |
||
б) |
возник перекос или смещение осей шестерен и двига |
|
теля; |
|
|
в) возникла деформация деталей агрегата; |
||
г) неравномерно затянуты болты, крепящие насосный |
||
агрегат |
к |
фундаменту. |
1 8 9
Г л а в а |
1У |
ВИНТОВЫЕ НАСОСЫ
§ 4 . 1 . Сущность устройства и действия. Классификация и параметры
К винтовым относятся такие насосы, у которых энергия перекачиваемой жидкости увеличивается в результате давления на нее непрерывно вращающихся винтовых поверхностей. Сущ ность устройства и действия этих насосов можно уяснить по рис. 4 . 1 , где показан простейший двухвинтовой насос с
прямоугольными однозвходными нарезками винтов. В корпусе I
Рис. 4 . 1 . Геликоидальный (негерметичный) двухвинтовой насос с односторонним подводом жидкости
190
помещен ведущий винт 4 с правой нарезкой и ведомый 8 с левой нарезкой. От ведущего к ведомому винту вращение передается при помощи шестерен 6. Для восприятия осевых и радиальных сил служат подшипники 2 и 7, расположенные в выточках кры шек насоса. Корпус имеет всасывающий 3 и нагнетательный 5 патрубки, к которым присоединяются соответствующие трубо проводы.
Предположим, что всасывающая полость насоса, а следова тельно, и впадины винтов, обращенные в эту полость, запол нены жидкостью. Вследствие вращения ведущего винта 4 в сто рону, указанную стрелкой, жидкость во впадине А будет пере
мещаться вдоль |
винтов вправо и отсекаться (замыкаться) |
|||||
от всасывающей полости выступом (нарезкой) G |
ведомого вин |
|||||
та и корпусом насоса. Действительно, |
за один оборот |
ведуще |
||||
го винта жидкость из полости А переместится |
на длину |
хода |
||||
S |
и заполнит |
впадину В, из которой она перейдет во |
впади |
|||
ну С и затем в нагнетательную полость насоса |
D. Жидкость |
|||||
из |
впадин А, В и С соответственно вытесняется |
(выдавлива |
||||
ется) выступами |
Е , G И К |
которые |
действуют как поршни |
|||
в цилиндрах поршневого насоса. Подобным же образом из |
|
|||||
впадин F ,Н , L |
ведомого |
винта жидкость вытесняют выступы |
ведущего винта. Замкнутые объемы жидкости перемещаются параллельно оси винта подобно невращающейся гайке при вращении винта. Вытеканию жидкости из объемов препятствуют нитки (нарезки) соседнего винта (рис. 4 . 2 ) .
Жидкость в нагне |
|
|||
тательную полость TJ |
|
|||
поступает |
из раскры |
|
||
вающихся |
(размыкаю |
|
||
щихся) полостей С |
и L , |
|
||
При этом давление |
в |
|
||
этих полостях |
устанав |
|
||
ливается |
такое |
же,как |
|
|
и в полости D |
т. е |
Рис- 4 . 2 . Схема осевого движе- |
||
|
|
' |
' |
ния жидкости |
давление |
нагнетания р н |
, |
||
|
|
|
|
191 |
обусловленное требованиями обслуживаемой системы. Винтовые поверхности, обращенные в полость Ъ f давят на
жидкость, находящуюся в этой полости. Величина давления винтовой поверхности равна давлению нагнетания р н . Вследст вие давления винтовой поверхности на жидкость, например для ведомого винта, возникнет сила реакции Р , приложенная со стороны жидкости к поверхности винта. Величина силы реакции равна суммарному гидростатическому давлению p H j действующе
му на винтовую поверхность, обращенную в полость нагнета ния D.
Составляющими силы Р |
являются: Р 2 - осевая |
сила, |
которая воспринимается упорными подшипниками и Рт |
- тан |
|
генциальная (касательная) |
сила, которая приложена |
к винто |
вой поверхности на некотором радиусе винта; эта сила созда ет момент, который для двигателя насоса является моментом рабочего сопротивления. Таким образом, энергия двигателя передается жидкости через винтовые поверхности в форме потенциальной энергии (давления р н ) .
Для того чтобы жидкость не перетекала из полости на гнетания в полость всасывания, между ними должно быть соответствующее уплотнение. Если длину винтов принять мень
ше хода |
|
, |
то |
всасывающая полость соединится |
с нагнетатель |
||||
ной |
винтовой |
впадиной (каналом) и поэтому не |
сможет созда |
||||||
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
вать |
избыточное давление. Для давления p H > i сгта длина |
||||||||
винтов и корпуса должна приниматься равной |
L |
|
еди |
||||||
где |
m |
- |
опытный коэффициент, который |
обычно больше |
|||||
|
|
»=KrvS , |
|
||||||
ницы и его |
увеличивают с увеличением напора насоса. |
|
|||||||
|
Промышленное развитие винтовых насосов начинается |
с |
20-х годов текущего столетия, и в настоящее время во многих странах эти насосы изготовляются разных типов. Широкое рас пространение винтовых насосов объясняется их положительны ми свойствами, которые удовлетворяют требованиям различных
отраслей техники-судостроения, самолетостроения, |
тепло- |
и гидроэнергетики, химической промышленности и т. |
д. |
Винтовые насосы можно классифицировать по следующим
.накам: