Файл: Петрина, Н. П. Объемные гидромашины (насосы и двигатели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вращения, не взаимозаменяемы и отличаются корпусами и на­ правлением вращения.

4 . Реверсивный насос (рис. 3 . 2 4 ) . Для обслуживания масляной системы двигателей внутреннего сгорания приме­ няются реверсивные насосы, которые работают от коленчатого вала двигателя. При изменении направления вращения вала изменяется и направление вращения шестерен. Для того чтобы

подача масла при этом

 

 

 

не прекращалась в кор­

 

 

 

пусе насоса

имеется

 

 

 

 

система клапанов,

ко­

 

 

 

торая обеспечивает

 

 

 

 

неизменное

направле­

 

 

 

 

ние движения масла в

 

 

 

 

системе.

 

 

 

 

 

 

 

При вращении в

 

 

 

 

направлении,

указан­

 

 

 

 

ном стрелками на

 

 

 

 

 

рис. 3.24, шестерни

 

 

 

 

захватывают

масло

из

 

 

 

 

полости Б и переносят

 

 

 

его в полость

Г.

В

Рис.

3.24. Реверсивный шестерен­

этом случае

под дей­

 

ный насос

 

 

 

 

 

ствием разрежения

 

 

 

 

клапан I открыт,

а

клапан 2 закрыт,

и под действием давле­

ния масла клапан 3 закрыт, а клапан 4

открыт. При реверсе

двигателя, когда отсутствует давление масла, все четыре

клапана прижаты пружинами к своим корпусам.

 

При обратном вращении масло переносится из полости

Г

в полость

Б

в этом случае

клапаны 3 и 2 открыты, а

клапа­

ны 4 и I закрыты.

187


§ ЗЛО. Основные правила эксплуатации шестеренных насосов

1. Подготовка к пуску и пуск в действие!

а) тщательно осмотреть насосный агрегат снаружи и убедиться в том, чтс его крепление к фундаменту не нарушено и контрольно-измерительные приборы находятся в исправности;

б) проверить свободное вращение шестерен, поворачивая вручн^го соединительную муфту насоса и двигателя;

в) открыть напорный и всасывающий клапаны и залить насос перекачиваемой жидкостью, если насос работает без подпора или при большой высоте всасывания;

г) пустить двигатель и наблюдать за показанием мано­ метра и вакуумметра. При отсутствии показаний этих прибо­

ров насос остановить

и устранить неисправность.

2. Обслуживание

во время работы и остановка насоса:

а) следить за показаниями контрольно-измерительных приборов агрегата; эти показания должны соответствовать

тем режимам работы, которые

предусмотрены в инструкции;

 

б) следить за плотностью фланцевых соединений

и саль­

никовых уплотнений;

 

 

 

в) периодически проверять нагрев частей насоса

на

ощупь,

касаясь рукой корпуса насоса, крышен подшипников и

сальника;

 

 

 

г) при чрезмерном нагреве насоса и появлении в нем

стуков или вибрации насос остановить;

 

 

д) насос останавливают путем остановки двигателя и

затем закрывают всасывающие

и напорные клапаны.

 

 

§ 3 . I I . Возможные

неисправности в работе

 

I .

Насос не засасывает жидкость, причинами могут

быть:

 

а) в насосе нет жидаости;

 

б) клапан на всасывающем трубопроводе неполностью открыт;


в) засорился всасывающий трубопровод; г) подсос воздуха через неплотности всасывающего тру­

бопровода и корпуса насоса; д) большое насыщение жидкости воздухом.

2. Подача насоса меньше нормальной, что случается по таким причинам:

а) плохое всасывание насоса по причинам, указанным в п. I § 3 . I T ;

б) увеличились зазоры между шестернями и корпусом на­

соса.

3. Насос греется и потребляет слишком большую мощность, причинами могут быть:

а) насос перекачивает загрязненную жидкость; б) мал зазор между торцами шестерен и проставками

(крышками) корпуса насоса; в) длительно работает предохранительно-перепускной

клапан;

 

 

г)

нарушилась центровка шестерен в корпусе.

4 .

Большой шум и стуки могут быть из-за того, что

нарушилась центровка валов насосного агрегата, так как:

а) ослабло крепление агрегата к фундаменту;

б)

возник перекос или смещение осей шестерен и двига­

теля;

 

 

в) возникла деформация деталей агрегата;

г) неравномерно затянуты болты, крепящие насосный

агрегат

к

фундаменту.

1 8 9


Г л а в а

ВИНТОВЫЕ НАСОСЫ

§ 4 . 1 . Сущность устройства и действия. Классификация и параметры

К винтовым относятся такие насосы, у которых энергия перекачиваемой жидкости увеличивается в результате давления на нее непрерывно вращающихся винтовых поверхностей. Сущ­ ность устройства и действия этих насосов можно уяснить по рис. 4 . 1 , где показан простейший двухвинтовой насос с

прямоугольными однозвходными нарезками винтов. В корпусе I

Рис. 4 . 1 . Геликоидальный (негерметичный) двухвинтовой насос с односторонним подводом жидкости

190

помещен ведущий винт 4 с правой нарезкой и ведомый 8 с левой нарезкой. От ведущего к ведомому винту вращение передается при помощи шестерен 6. Для восприятия осевых и радиальных сил служат подшипники 2 и 7, расположенные в выточках кры­ шек насоса. Корпус имеет всасывающий 3 и нагнетательный 5 патрубки, к которым присоединяются соответствующие трубо­ проводы.

Предположим, что всасывающая полость насоса, а следова­ тельно, и впадины винтов, обращенные в эту полость, запол­ нены жидкостью. Вследствие вращения ведущего винта 4 в сто­ рону, указанную стрелкой, жидкость во впадине А будет пере­

мещаться вдоль

винтов вправо и отсекаться (замыкаться)

от всасывающей полости выступом (нарезкой) G

ведомого вин­

та и корпусом насоса. Действительно,

за один оборот

ведуще­

го винта жидкость из полости А переместится

на длину

хода

S

и заполнит

впадину В, из которой она перейдет во

впади­

ну С и затем в нагнетательную полость насоса

D. Жидкость

из

впадин А, В и С соответственно вытесняется

(выдавлива­

ется) выступами

Е , G И К

которые

действуют как поршни

в цилиндрах поршневого насоса. Подобным же образом из

 

впадин F ,Н , L

ведомого

винта жидкость вытесняют выступы

ведущего винта. Замкнутые объемы жидкости перемещаются параллельно оси винта подобно невращающейся гайке при вращении винта. Вытеканию жидкости из объемов препятствуют нитки (нарезки) соседнего винта (рис. 4 . 2 ) .

Жидкость в нагне­

 

тательную полость TJ

 

поступает

из раскры­

 

вающихся

(размыкаю­

 

щихся) полостей С

и L ,

 

При этом давление

в

 

этих полостях

устанав­

 

ливается

такое

же,как

 

и в полости D

т. е

Рис- 4 . 2 . Схема осевого движе-

 

 

'

'

ния жидкости

давление

нагнетания р н

,

 

 

 

 

191


обусловленное требованиями обслуживаемой системы. Винтовые поверхности, обращенные в полость Ъ f давят на

жидкость, находящуюся в этой полости. Величина давления винтовой поверхности равна давлению нагнетания р н . Вследст­ вие давления винтовой поверхности на жидкость, например для ведомого винта, возникнет сила реакции Р , приложенная со стороны жидкости к поверхности винта. Величина силы реакции равна суммарному гидростатическому давлению p H j действующе­

му на винтовую поверхность, обращенную в полость нагнета­ ния D.

Составляющими силы Р

являются: Р 2 - осевая

сила,

которая воспринимается упорными подшипниками и Рт

- тан­

генциальная (касательная)

сила, которая приложена

к винто­

вой поверхности на некотором радиусе винта; эта сила созда­ ет момент, который для двигателя насоса является моментом рабочего сопротивления. Таким образом, энергия двигателя передается жидкости через винтовые поверхности в форме потенциальной энергии (давления р н ) .

Для того чтобы жидкость не перетекала из полости на­ гнетания в полость всасывания, между ними должно быть соответствующее уплотнение. Если длину винтов принять мень­

ше хода

 

,

то

всасывающая полость соединится

с нагнетатель­

ной

винтовой

впадиной (каналом) и поэтому не

сможет созда­

 

S

 

 

 

 

 

 

 

вать

избыточное давление. Для давления p H > i сгта длина

винтов и корпуса должна приниматься равной

L

 

еди­

где

m

-

опытный коэффициент, который

обычно больше

 

 

»=KrvS ,

 

ницы и его

увеличивают с увеличением напора насоса.

 

 

Промышленное развитие винтовых насосов начинается

с

20-х годов текущего столетия, и в настоящее время во многих странах эти насосы изготовляются разных типов. Широкое рас­ пространение винтовых насосов объясняется их положительны­ ми свойствами, которые удовлетворяют требованиям различных

отраслей техники-судостроения, самолетостроения,

тепло-

и гидроэнергетики, химической промышленности и т.

д.

Винтовые насосы можно классифицировать по следующим

.накам: