Файл: Монтаж проводов линий электропередачи в сложных условиях..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
МОНТАЖ ПРОВОДОВ
линий
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
«Э Н Е Р Г И Я»
МОСКВА 1974
' { ( - 1 6 3 |
f a |
u ГРС n б-ич |
( |
|
|
|
|
HSV4H0-- |
|
|
|
6П2.13 |
|
блблно t..Ka' |
|
|
|
|
ЭК3 Ei'--г ■•- |
|
|
||
M74 |
|
|
|
||
|
ЧИТАЛЬНОГО ;■ |
|
|
||
. УДК 621.315.17 |
|
|
|||
|
|
|
|
||
-r*> |
Авторы: |
Ы. В. Баланов, |
Е. Н. Коган, |
Б. И. Равнн, |
|
|
|||||
|
В. Цитовнч. |
|
|
|
|
|
Монтаж |
проводов |
линий |
электропередачи |
|
М74 |
в сложных условиях. М., «Энергия», |
1974. |
|||
|
112 с. с нл. |
|
|
|
|
|
На обороте тнт. л. авт.: |
Н. В. Баланов, |
Е. Н. Коган, |
||
|
Б. И. Равшг, А. В. Цитовнч. |
|
|
|
|
|
Книга посвящена вопросам производства работ по монтажу про |
||||
|
водов и грозозащитных тросов на |
линиях электропередачи, проходя* |
|||
|
щнх на больших переходах, в труднодоступных и труднопроходимых |
||||
|
местах, на пересечениях с транспортными магистралями, вблизи дей |
||||
|
ствующих воздушных линий. |
|
|
|
|
|
Даются сведения о механизмах, оборудовании и приспособлениях, |
||||
|
применяемых при монтаже проводов в сложных условиях. |
||||
|
Книга предназначена для работников, занятых в области проекти |
||||
|
рования и монтажа линий электропередачи напряжением выше 35 кВ. |
||||
|
30311-090 |
97-74 |
|
|
6П2.13 |
|
М 051(01)-74 |
|
|
||
|
|
|
|
|
©Издательство «Энергия», 1974 г.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Б А Л А Н О В ЕВГЕНИЙ НАУМОВИЧ К О Г А Н БОРИС ИОСИФОВИЧ Р А В И И
АНАТОЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ Ц И Т О В И Ч
МОНТАЖ ПРОВОДОВ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
в сложных УСЛОВИЯХ
Редактор Э. И. П а л е й |
|
Я. Б р а н д е н б у р г с к а я |
||
Редактор издательства Э. |
||||
Обложка художника Е. |
В. |
Н и к и ти и а |
|
|
Художественный редактор Д. И. Ч е р и ы ш е в |
|
|||
Технический редактор Т. |
А. Ма с л о в а |
|
||
Корректор А. К- |
У л е г о в а |
|
||
Сдано в набор 20/IX |
1973 г. |
Подписано к печати 17/IV 1974 г. |
T-0841G |
|
Формат 84Xl08J/3a |
|
|
Бумага типографская № 2 |
|
Уел. печ. л. 5,88 |
|
|
Уч.-изд. л. 6,58 |
|
Тираж 8 000 экз. |
|
|
Зак. 444 |
Цена 34 коп. |
Издательство «Энергия». Москва. М-114, Шлюзовая паб., 10. |
||||
Московская типография № 10 Союзполнграфпрома |
|
|||
при Государственном комитете Совета Министров СССР |
|
|||
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, |
|
|||
Москва, М-П4, Шлюзовая |
наб., 10. |
|
П Р Е Д И С Л О В И Е
Пятилетиям ‘планом развития народного хозяйства
СССР на 1971 — 1975 гг. предусматриваются высокие тем пы роста электроэнергетики, что может быть дотигнуто только при .резком повышении производительности тру да на основе улучшения организации производства ра бот и применения эффективных .методов строительства.
Намечаемый ввод линий электропередачи связан с расширением географии расположения воздушных ли ний. В ближайшие годы предстоит осваивать малообжи тые районы Севера и Западной Сибири, прокладывать трассы в трудных природных условиях, преодолевать широкие водные преграды.
Монтаж проводов и грозозащитных тросов на лини ях 35 кВ и выше, сооружаемых в обычных условиях с применением унифицированных опор, в настоящее вре мя выполняется согласно типовым технологическим картам, в которых изложены рекомендуемые методы производства работ, приведены показатели трудоем кости отдельных операций, перечислены необходимые механизмы, приспособления и материалы. При строи тельстве линий электропередачи в сложных условиях, когда требуются индивидуальные решения технологии монтажа, сведений, изложенных в картах, оказывается недостаточно. В первую очередь это относится к линиям, проходящим по труднодоступным .местам, сооружаемым вблизи действующих линий, имеющим участки с боль шими переходами через естественные преграды, пересе кающим транспортные магистрали, воздушные линии связи и электропередачи.
Цель настоящего издания — осветить особенности монтажа проводов и тросов в подобных условиях, ис пользуя опыт проектирования, организации строитель ства и практику работы линейных трестов Минэнерго
СССР. В последнее время осуществлен ряд проектных разработок, направленных на создание типовых «шст-
3
руктивных решений для 'сложных условий. Так, в -состав новой унификации включены специальные опоры, рассчи танные на установку в городских условиях и на горных трассах; введена система подставок под нормальные стальные -опоры, что позволяет увеличить габарит линий на пересечениях. Разработаны типовые опоры -высотой до 100 м для переходов линий 35—330 кВ через большие реки. Выпущены чертежи типовых гирлянд для крепления проводов на переходных апо-рах линий напряжением до 500 кВ. Это свидетельствует о -повышенном внимании к строительству линий в сложных условиях и о -необходи мости широкого освещения вопросов технологии монта жа с учетом специфики условий -сложных траос.
В настоящей книге предпринята попытка выделить и систематизировать принципиальные вопросы -произ водства -работ по монтажу проводов и грозозащитных тросов в особых условиях. Рассматриваются линии электропередачи напряжением 35—500 кВ с подвесными изоляторами. Описываемые методы монтажа отнесены к определенному виду -сложных условий. Например, ме
тод |
отмер а освещается в главе, |
посвященной произ |
|
водству |
работ на пересечениях, |
метод -раскатки прово |
|
дов |
под |
тяжением рассматривается применительно к |
труднопроходимым трассам. Однако это не означает, что применение рекомендуемого метода ограничивается только оговоренными условиями. Указывается лишь об ласть наибольшей эффективности применения данного метода монтажа. Выбор способа монтажа зависит от результатов технико-экономического анализа и специфи ки местных условий. Так, для монтажа на переходах че рез судоходные реки успешно применяется метод отмера в сочетании с последующим монтажом проводов под тяженнем.
Авторы будут благодарны читателям за отзывы и за мечания по книге и просят адресовать их в издательство «Энергия»: 113114, Москва, Шлюзовая -на-б, 10.
Авторы
Глава перв а я
МОНТАЖ ПРОВОДОВ НА БОЛЬШИХ ПЕРЕХОДАХ
Особенности технических решений. Для переходов ■воздушных линий электропередачи (ВЛ) через водные преграды большой ширины (реки, озера, водохранили ща) характерны следующие основные признаки, обус ловливающие сложность производства работ по монта жу проводов и грозозащитных тросов: наличие естест венных препятствий для раскатки, затрудняющих или исключающих применение табельных раскаточных меха низмов и устройств; применение специальных повышен ных опор с уровнем подвески проводов и тросов до 200 м от поверхности земли; применение сложных мно гоцепных гирлянд изоляторов, комплектуемых усиленной арматурой; использование тяжелых проводов (АСУ и АСУС), отличающихся 'повышенной 'механической проч ностью, что вызывает необходимость создания монтаж ных тяжений до 12— 13 тс по проводу.
Схемы переходов. В зависимости от ширины преодо леваемой преграды, профиля и. гидрогеологических условий трассы выбирается основная схема перехода, це лесообразность которой подтверждается технико-эконо мическим расчетом, выполняемым обычно для несколь ких вариантов.
Согласно действующим нормам участок перехода ог раничивают концевыми опорами, чтобы изолировать переходный пролет от влияния неполадок, происходящих за его пределами. Благодаря этому нарушение работы проводов на линии не влечет за собой разрегулировки проводов и нарушения габарита на переходе, что особен но важно при пересечении с судоходными магистралями. Кроме того, следует учитывать, что переход и линейные участки сооружаются в разные сроки, в связи с чем не
5
обходимы концевые опоры, на которых можно подвесить провода линии (или перехода) при отсутствии проводов
с другой стороны. |
|
Схемы переходов могут |
быть однопролетными и |
многопролетными (рис. 1). |
Однопролетные схемы типа |
|
А |
Рис. 1. Схемы переходов.
а — на опорах анкерного типа; б — с одной переходной промежуточной опорой; в — с двумя переходными промежуточными опорами; К — кон цевая; А — анкерная; Я — промежуточная опора.
К — К применяются при пересечении рек с двумя высо кими берегами, когда нет необходимости в применении опор значительной высоты и возможна установка уни фицированных опор на подставках. Такие переходы на иболее дешевы, так как сокращается их общая длина и применяются сравнительно легкие невысокие опоры.
6
Требуемая высота проводов над водой обеспечивается высокими берегами. Однако створов, позволяющих соору жать переходы по этой простой схеме, мало.
Многопролетные схемы, включающие два, три и бо лее пролетов, выполняются с введением одной или не скольких высоких промежуточных опор. Концевые опо ры, ограничивающие переходный участок, принимаются нормальной высоты или ниже нормальной для того, что бы уменьшить нагрузки на фундаменты и облегчить конструкции. Схемы К —Я — К или А — П — А целесо образны в тех случаях, когда осуществляется переход через реку с одним высоким, а другим более низким бе регом. Повышенная промежуточная опора устанавлива
ется на более низком |
берегу. |
При |
.пересечениях |
рек |
|
с широкой заливаемой |
поймой |
или |
наличии |
острова, |
|
а также при переходе через реку с |
низкими |
берегами |
|||
находят применение многопролетные |
схемы |
типа |
К — |
||
П — Я — К или К — Я — Я — Я — К. |
Переходы по схе |
ме с 'промежуточными опорами обладают большей эк сплуатационной надежностью, чем многопролетные пе реходы типа К — /1 — А —К. Это связано, в частности, с тем, что отбраковка элементов в натяжных гирляндах происходит чаще, чем в поддерживающих, а замена дефектных изоляторов натяжных гирлянд сложнее. Кроме того, вероятность разрушения промежуточной переходной опоры в случае обрыва проводов, особенно при креплении их в многороликовых подвесах, ниже, чем анкерных опор.
В 1969 г. в Советском Союзе была применена ванто вая подвеска проводов в направлении оси линии: в про летах наибольшего провисания провод подвешивается к дополнительному несущему канату, который в свою очередь подвешен к переходным опорам, а на 'концах переходного пролета крепится к анкерам. При ванто вой подвеске уменьшается амплитуда колебания прово-' да (снижается вероятность «пляски» проводов) и умень шается максимальная стрела провеса, что позволяет сократить высоту переходных опор. Однако при ванто вой подвеске усложняется крепление провода по срав нению с обычной подвеской и требуется дополнительно несущий трос высокой прочности, поэтому этот способ не получил распространения.
Провода и тросы. Обычно на переходах применяются провода большего сечения, чем на остальных участках,
7
что вызвано требованиями повышенной механической прочности в пролетах большой длины. В этом плане предпочтительнее монометаллические (стальные) прово да, обладающие значительным временным сопротивле нием. Однако их молено применять только на передачах небольших мощностей.
Наиболее распространены сталеалюминиевые прово да нормальной, облегченной и усиленной конструкции (АС, АСО и АСУ), подвешиваемые на переходах с про летами до 600—800 м. При больших пролетах использу ют провода типа АСУС. В табл. 1 указаны характерные для каждого напрялсения предельные марки проводов.
Таблица 1
Напряжение ВЛ, |
Марка провода |
кВ |
110 АС-185, АСО-300, АСУ-400, АСУС-185 220 АСО-500, АСУ-400, АСУС-500 330 2АСО-500, 2АСУ-400, 2АСУС-500
500 ЗАСУ-500, 2АСУС-500, ЗАСУС-500
Расчетные напрялсения в проводах принимаются сог ласно ПУЭ и приведены в табл. 2.
|
|
Та б л ица 2 |
|
Напряжение, кгс/мма |
|
Тип провода |
при наибольшей нагрузке |
при среднегодовой |
|
температуре |
|
АС |
12,2 |
7,25 |
АСО |
11,3 |
6,75 |
АСУ |
■14,7 |
8,75 |
АСУС |
23,0 |
13,75 |
В качестве грозозащитных тросов применяются стальные тросы сечением 70—200 мм2. Тросы сечением выше 200 мм2 предусматриваются только на тех перехо дах, где подвешиваются стальные провода большого диаметра. Применяемые марки тросов в зависимости от напряжения ВЛ указаны в табл. 3.
Опоры. Конструкции переходных одноцепных свобод ностоящих опор делятся на три основных типа: с тре угольным расположением проводов, «рюмка» с горизон-
8
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
Напряжение ВЛ, кВ |
|
Грозозащитный трос |
|
|
марка |
диаметр, мм |
гост |
||
|
||||
ПО |
С-70 |
и |
3063-66 |
|
220 |
С-140 |
15,5 |
3064-66 |
|
330—500 |
С-200 |
18,5 |
3064-66 |
тальным расположением проводов, Т-образные с горизон тальным расположением проводов.
В отдельных случаях оказывается целесообразным применение одностоечных опор с оттяжками для одно цепных ВЛ с горизонтальным расположением проводов. Двухцепные опоры обычно выполняются свободностоя щими башенного типа с расположением проводов по схе мам «бочка» или «обратная елка». На переходах, как правило, устанавливаются металлические опоры.
Первая унификация металлических опор для больших переходов 'была выполнена Северо-Западным отделе нием института «Энергосетьпроект» в 1971 г. для ВЛ 35—330 кВ. Здесь предусматривается применение на пе реходах металлических опор высотой до 100 м, причем система подставок-секций высотой 10 м позволяет варьи ровать высоту крепления провода в пределах 45—75 м.
Высокие переходные опоры, предназначенные для подвески тяжелых проводов, изготавливают из проката или труб, сваренных из листовой стали. При подвеске проводов небольшого сечения нередко используются нормальные унифицированные опоры, устанавливаемые на подставки высотой до 12 м. Таким путем габарит можно увеличить до 40—45 м.
Переходные опоры оборудуются специальными лест ницами и площадками, которые необходимы в период эксплуатации. Эти же лестницы используются для подъ ема на опору при монтаже проводов.
Для переходов двухцепных ВЛ с особо тяжелыми проводами часто применяют две одноцепные концевые опоры, а на больших одноцепных переходах предусмат ривают трехстоечные концевые опоры с креплением про водов каждой фазы к отдельной стойке.
Поддерживающие гирлянды. На больших переходах применяются многоцепные гирлянды. Количество изоля торов в поддерживающей гирлянде при высоте переход ной опоры свыше 40 м принимается большим, чем в гир-
9