Файл: Монтаж проводов линий электропередачи в сложных условиях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляидах на линии. Можно считать, что на каждые 16 м высоты опоры гирлянда увеличивается на один изолятор.

Согласно типовым решениям гирлянд для крепления проводов на 'больших переходах определились следующие принципиальные моменты их комплектования. На ВЛ 35 кВ подвеска проводов осуществляется на двухцепных гирляндах с применением от трех до девяти изоляторов марок ПС-6А (ПС-12А) в каждой цепи. Длина гирлянды

доходит при этом

до

2 250

мм, а максимальная масса

равна 345 кг. На ВЛ

110 кВ

количество изоляторов в це­

пи увеличивается

до

6— 13,

длина гирлянды составляет

2 810 мм при массе 390 кг. На ВЛ 220 кВ, помимо изоля­ торов ПС-12А, используются изоляторы марки ПС-16Б. Общее количество изоляторов в цепи 12—25 шт., полная длина 6 310 мм, масса 970 кг.

На ВЛ 330 кВ подвеска проводов на промежуточных опорах характеризуется такими показателями: число изо­ ляторов в одной цепи 15—30, марки изоляторов ПС-12А и ПС-22А, длина гирлянды 7 315 м, масса 2 320 кг. На­ иболее тяжелые поддерживающие гирлянды применяют­

ся на переходах ВЛ 500 кВ.

Как правило, эти гирлянды

 

 

состоят из

трех

цепей

по

 

 

21—38 изоляторов в каж­

 

 

дой

цепи.

Максимальная

 

 

длина гирлянды

прибли­

 

 

жается к 11 м, масса до­

 

 

стигает 4,4 т. При подвес­

 

 

ке

проводов

марки

 

 

АСУС-500 по три в фазе

 

 

приходится

прибегать

к

Рис. 2. Поддерживающие

под-

расщеплению

гирлянды

весы.

б —

на

шесть цепей.

 

 

а —*четырехролнковый типа П-1Р;

 

Подвеска проводов ма­

шестиролнковый типа П6Р.

 

 

рок АС, АСО или АСУ на переходах с пролетами до 800 м осуществляется в глухих зажимах типа ПГУ. При больших пролетах, а также при подвеске проводов АСУС предусматривается использо­ вание многороликовых подвесов с четырьмя или шестью алюминиевыми роликами (рис. 2). Надежность подвески в эксплуатации обеспечивается установкой на проводах

секционных защитных муфт, одеваемых

на провод

с -конца и фиксируемых в месте |ролико-вого

подвеса пу­

тем олрессования концевых элементов. Муфты предох­ раняют провода от износа и деформации. Длина муфты

10


назначается в соответствии с длиной возможного перека­ тывания проводов по роликовым подвесам.

Представляет интерес решение подвески на переходе ВЛ 500 кВ (США), где провода монтировались на про­ межуточной опоре без применения поддерживающих за­ жимов (рис. 3). В каждой точке подвеса крепится коро­ мысло, к которому через талрепы присоединяются натяжные зажимы, напрессованные на концах проводов, уходящих в смежные пролеты. На алюминиевой части зажимов предусмотрены лапки для установки шунтов на болтах. При таком методе крепления улучшается за­ щита провода большого сечения, находящегося под дей­ ствием значительных вертикальных нагрузок, так как их распределение по многим точкам многороликового подвеса обычно не бывает равномерным. Преимущества раздельной подвески очевидны также и для длинных пе-

Рнс. 3. Подвеска проводов на промежуточной опоре с применением натяжных зажимов.

/ — коромысло; 2 —талреп; 3 — натяжной зажим; 4 — шлейф.

реходов, когда нет возможности получения провода од­ ним куском, перекрывающим весь пролет, и поэтому не­ обходимо выполнять одно или два соединения в пролете. Недостатком указанного решения является необходи­ мость монтажа двух болтовых соединений .на «аждом проводе.

Натязкные гирлянды на переходах, так же как и под­ держивающие, выполняются многоцепными, что вызва­ но требованиями повышенной электромеханической

•прочности, Согласно типовым решениям рекомендуются

П

трех-, шести- и девятицепные гирлянды. Количество и марки изоляторов в одной цепи обычно принимаются те­ ми же, что и для поддерживающих гирлянд. При этом длина натяжной гирлянды оказывается несколько боль­ шей, нежели поддерживающей, за счет применения боль­ шего количества сцепной арматуры. На ВЛ 35 кВ длина натяжной гирлянды достигает 3 200 мм, на ВЛ ПО кВ —-

3980

мм, на ВЛ 220 кВ — 7 266 мм,

на ВЛ 330 кВ —

12 010

мм, на ВЛ 500 кВ — 16 560 мм.

Наиболее тяже­

лая гирлянда комплектуется для подвески трех проводов в фазе при марке АСУС-500 на изоляторах ПС-22А (ВЛ

500кВ). Такая гирлянда имеет массу около 6 т.

Сточки зрения монтажа важно выполнение гирлян­ ды плоской или объемной. Предпочтительнее располо­ жение всех цепей гирлянды в одной плоскости, что поз­ воляет осуществлять ее оборку на земле в горизонталь­

ном положении. Такая гирлянда удобнее и в эксплуата­ ции, так как при этом условия работы всех цепей тари их загрязнении одинаковы. Кроме того, в случае обры­ ва одной из цепей нагрузка от .проводов распределяет­ ся между оставшимися цепями достаточно равномерно.

При большом количестве цепей ширина плоской гир­ лянды недопустимо возрастает и гирлянда выполняется объемной.

В состав натяжных гирлянд обычно вводят звенья типа ПТМ, располагая их как в хвостовой части между изоляторами и креплением к опоре, так и со стороны пролета между изоляторами и проводом, что облегчает

подъем гирлянды на

опору и подтягивание проводов

к собранной гирлянде при монтаже.

Гирлянды крепятся

на опорах в нескольких точках,

так как общее, нераздельное крепление проводов рас­ щепленной фазы усложняет подъем и посадку натяж­ ной гирлянды на опору в связи с большими суммарными нагрузками по фазе.

Особенности технологии монтажа. В связи с индиви­ дуальными конструктивными решениями больших пере­ ходов технология монтажа проводов на этих участках отличается от принятой для всей линии. Обычно перехо­ ды сооружаются в соответствии со специально разрабо­ танные проектом производства работ, в котором выби­ раются принципиальные схемы монтажа, содержится описание принятых методов, приводятся чертежи оснаст­ ки и приспособлений. Ниже рассматриваются приемы

12


выполнения основных операций по раскатке проводов через водные преграды и монтажу на переходных опорах.

Раскатка по льду. Для преодоления замерзающих водных преград наиболее целесообразно применять рас­

катку проводов

и грозозащитных тросов

по льду.

В принципе этот

способ не отличается от

раскатки

в равнинных условиях и значительно дешевле вариантов производства работ в летнее время. Например, согласно сравнению ППР стоимость монтажа проводов на пере­

ходе

ВЛ 220 кВ через

р.

Енисей

при пролете около

1 100

м соответственно

для

зимнего

и летнего вариан­

тов составляет 9,5 и 41,4 тыс. руб. с учетом стоимости аренды плавучих средств.

Раскатка проводов зимой осуществляется обычно ав­ томашинами или тракторами с барабанов, установлен­ ных на одном из берегов, предпочтительнее более высо­ ком. Выход механизмов, ведущих раскатку, на лед разрешается только при наличии ледового покрова до­ статочной толщины. Ориентировочно можно принимать

следующие -минимальные значения

толщины льда, без­

опасные для передвижения при

температуре

воздуха

от +1 до —25 °С:

 

 

Автомашина массой до 3,5 т .................................. 25 см

Трактор массой до 10 т (Д Т -5 4 )...........................

40 см

Трактор Т -100М ......................................................... 60 см

Для выхода на лед человека с инструментом (общая масса 100 кг) достаточна толщина льда 7 см. При перед­ вижении по льду весной приведенные значения следует увеличивать в 1,5—2,5 раза.

При недостаточной несущей способности ледового покрова принимаются меры по ее повышению. Усиление льда выполняют намораживанием. Прирост толщины льда после расчистки снегового покрова без полива за­ висит оттемпе!ратуры воздуха и толщины основного слоя. Однако этот процесс протекает весьма медленно (3— —9 см в сутки), что приводит к задержке монтажа. Бо­ лее эффективными могут оказаться способы наморажи­ вания с укладкой слоя битого льда или деревянных леж­ ней и последующей заливкой водой. Толщина слоя ледя­ ного щебня составляет 10— 15 см.

При недостаточной толщине ледового покрова в ме­ сте перехода и невозможности его усиления, например при положительной температуре воздуха, предусматри­

13


вают раскатку проводов с использованием тягового тро­ са диаметром 9— 11 мм.

В зависимости от ширины реки принимают трос пол­ ной длины без соединений или состоящий из отдельных секций. При раскатке проводов рекомендуется протяги­ вать дополнительный возвратный трос.

Последовательность операций по раскатке проводов по льду следующая. Сначала вручную растягиваются секции тягового троса и соединяются их концы. Один конец тягового троса присоединяется к коромыслу, вто­ рой— к трактору, расположенному возле переходной опоры на другом берегу. Ходом трактора производится раскатка проводов на длину одной секции тягового тро­ са, после чего трактор возвращается в исходное положе­ ние и вытягивает провода за очередную секцию тягово­ го троса. Если условия рельефа препятствуют свобод­ ному перемещению трактора вдоль трассы воздушной линии, то раскатка может выполняться при помощи тракторной лебедки с одной позиции трактора. Длина секции тягового троса принимается до 600 м в зависимо­ сти от длины свободного хода трактора или канатоемкости лебедки. После завершения раскатки двух про­ водов тяговый трос протаскивается в начальное поло­ жение возвратным тросом и используется для раскатки проводов следующей фазы. Аналогично раскатываются и грозозащитные тросы. Во избежание примерзания проводов и грозозащитных тросов ко льду рекомендует­ ся по мере раскатки производить их подъем на пере­ ходные опоры.

Несмотря на преимущества такого монтажа прово­ дов, не всегда удается провести монтаж зимой главным образом из-за несоответствия сроков строительства и возможности использования наиболее благоприятных условий производства монтажных работ.

Раскатка с укладкой проводов на дно отличается на­ ибольшей простотой и наименьшей трудоемкостью по сравнению с другими вариантами летней раскатки. Од­ нако для ее осуществления необходимы благоприятные инженерно-геологические и гидрогеологические усло­ вия (плотное грунтовое основание, отсутствие ям, заиленности, отсутствие на дне предметов, препятствующих протаскиванию троса или провода и т. п.). Этот метод не может быть рекомендован для рек с быстрым тече­

нием или с каменистым дном, Для оценки возможности

14

укладки проводов на дно производится тщательное его обследование водолазами или тралением тросом. Иног­ да требуется выполнить расчистку дна, особенно для сплавных рек.

Раскатка проводов от переходных опор до уреза во­ ды ведется с применением обычных механизмов— раскаточных тележек и тракторов. Для преодоления вод­ ной преграды используются катера или баржи, выпол­ няющие функции раскаточных тележек. Для установки барабанов с проводом на катаре или барже оборудуют­ ся раскаточные устройства 1(козлы), снабжаемые тормо­ зом для остановки раскатки в необходимых случаях. Баржи оборудуются также трапами с уклоном не более 1:3 для погрузки и выгрузки 'барабанов. Между баржей и буксирующим ее катером или пароходом устанавли­ ваются условные сигналы (свистки, флаги). На время производства работ, согласуемое с управлением паро­ ходства, организуется дежурство катеров для предупре­ ждения судов, идущих в верхнем и нижнем течениях. Направление движения катера или баржи с проводом выбирается в зависимости от скорости течения так, что­ бы провод ложился как можно ближе к створу фазы, а равнодействующая от сложения скорости движения судна и течения совпадала с намеченным направлением раскатки.

Раскатку ведут в тихую погоду при отсутствии волн. Разматывать провод с барабана следует без рывков, плавно опускать его в воду и наблюдать, чтобы не обра­ зовались петли. Нельзя допускать длительных остано­ вок во избежание засасывания провода. Длина прово­ да на барабане подбирается с таким расчетом, чтобы можно было перекрыть всю ширину реки одним куском

иисключить соединения на этом участке.

Вобщем случае принимается следующая последова­ тельность операций:

подготовительные работы, включая

обследование

и подготовку дна,

а также устройство причалов и съез­

дов к воде для погрузки и выгрузки барабанов;

раскатка проводов на одном берегу с закреплением

его на концевой

опоре и подъемом на

переходную

опору;

 

 

погрузка барабанов с проводом на баржу с установ­ кой на раскаточное устройство при помощи автокрана или лебедки;

15