Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.И. Орловский

*ИЗДЕЛИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОМЫСЛОВ о

Э.И. Орловский

НАДЕЛИЛ НАРОДНЫХ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОМЫСЛОВ

Лениздат1974

•4

Є/'-.,.': '

Л’

і

у,-.

 

 

6П9.4

vHA • '

' 'O

ЗАЛА

066 £/

 

 

 

/û-3/ї

Русские народные игрушки, знаменитые матрешки, «огненные» и «золотые» деревянные хохломские изделия, гжельская и опошнянская керамика, лаковые миниатюры федоскинских художников и палехских мастеров, вологодские кружева, серебряные шедевры мастеров солнеч­ ного аула Кубани и многие другие изделия принадлежат к лучшим образцам народного ис­ кусства. В Ленинградской области восстанавли­ вается производство замечательных киришских кружев, звонких оятских гончарных изделий.

Все эти и многие другие красивые, само­ бытные вещи стали нашими друзьями. Они вно­ сят радость в наш дом, хорошо вписываются в современный интерьер, оживляя стандартную промышленную обстановку. Именно о них пой­ дет речь в этой книге, об их эстетических осо­ бенностях, специфических способах изготовле­ ния, отчасти — о времени и месте зарождения промыслов.

Книга иллюстрирована цветными и черно­ белыми фотоснимками образцов современных изделий народных художественных промыслов из экспозиций Государственного музея этногра­ фии народов СССР (Ленинград). Она рассчитана на широкий круг читателей и особенно полезна ¡будет работникам торговли.

С

31606-188

 

М171(03)—73 103-73

© Лениздат, 1974


Красивое нужно сохранить,

взять

его как образец, исходить из

него,

даже если оно «старое».

В. И. Ленин

...Основоположниками искусства бы­ ли гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики и плот­ ники, резчики по дереву и кости, ору­ жейники...— люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.

М. Горький

ВВЕДЕНИЕ

Человек издавна стал стремиться к творчеству, к красо­ те. Ведь красота всегда приносит людям радость. И люди начали облагораживать окружающие их вещи, которые со­ провождают их в течение всей жизни, с детства до старости, дома и за его пределами.

Человек начал украшать свое жилище, предметы быта, труда. При этом природа была его учителем. Она не только подсказывала, как надо художественно оформлять вещи, но и наглядно демонстрировала это в своих творениях — цве­ тах, листьях, морозных узорах и многом другом. Кроме того, природа предоставила человеку простейшие материа­ лы для изготовления этих вещей — глину, дерево, металл, камень, кость, лен, шерсть...

Обрабатывая эти материалы, человек искал более про­ стые, более пропорциональные, более удобные формы созда­ ваемых изделий. Так совершенствовались самые необходи­ мые людям предметы обихода: одежда, обувь, посуда, в которой готовят пищу, и та, из которой едят и пьют, ме­ бель, скатерти, занавеси, полотенца. И все они, отвечая 3

своему основному назначению, в то же время, будучи ху­ дожественно оформлены (вышивка, резьба, чеканка, окрас­ ка и т. п.), становились уже и произведениями декоративно­ прикладного искусства.

Однако красота вещей — особая. Она тесно связана с жизнью, бытом, удобствами человека. Может быть поэтому мы и оцениваем ее особо, учитывая и пользу, и назначение вещи. Если сочетается в ней и то и другое, наверное, это и будет действительно произведение прикладного ис­ кусства. Но есть и такие изделия, которые не имеют кон- кретно-іприкладного назначения: из них не едят, не пьют, в них не хранят ничего, их не надевают. И все-таки они имеют свое «задание» — они просто украшают быт, а это тоже важно. Цвет, форма, пропорции, общее очертание пред­ мета (силуэт) — все это делает вещи выразительными, кра­ сивыми, ¡вызывающими определенную положительную реакцию.

Художественная отделка вещи хороша тогда, когда со­ ответствует изделию, помогает раскрыть его назначение. Эта ценная черта присуща изделиям, созданным руками умельцев. Обычные предметы — чашки, ложки, миски, поло­ тенца, ковры и т. д. — превращаются ими в художествен­ ные произведения.

Умение создавать такие вещи передавалось из поколе­ ния в поколение, обогащаясь при этом новыми приемами, формами. Умение превращалось в мастерство.

В зависимости от наличия местного материала, от усло­ вий жизни, времени, климата, спроса, мастерством овладе­ вали целые семьи, деревни, селения. Так зарождались на­ родные художественные промыслы, которые специализиро­ вались на производстве определенных изделий. На севере нашей Родины и по сей день славятся костерезы и кружев­ ницы. В центре страны изготовляют изумительные по кра­ соте бытовые изделия из дерева, в том числе с хохломской

4 «огненной» росписью, расписные лаковые палехские изде­


лия. Урал знаменит изделиями из русских самоцветов. На юге страны распространено ковроткачество. Прибалти­ ка восхищает своими художественными изделиями из кожи.

При этом каждый народный художественный промысел имел и поныне имеет свои любимые темы, орнаменты, со­ четания цветов, особенности формы изделий, свою специфи­ ку производства, присущую только им. Эти самобытные, а иногда национальные особенности придают изделиям ориги­ нальность, яркость, неповторимость.

Советская власть с первых дней своего существования стала уделять внимание развитию народных промыслов. Так, 26 апреля 1919 года был издан декрет «О мерах содей­ ствия кустарной промышленности», подписанный В. И. Ле­ ниным и М. И. Калининым. С 1921 года начали проводить­ ся регулярные выставки народного искусства.

В 1935 году СНК РСФСР принял два постановления, где предусматривались решительные меры по улучшению кру­ жевного производства. 14 августа 1968 года Совет Минист­ ров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов». В нем го­ ворится о необходимости обеспечить всемерное развитие миниатюрной живописи, росписи по дереву, резьбы по кам­ ню и кости, художественной обработки металлов и керами­ ки, ручного изготовления ковров и декоративного узорного ткачества, кружевоплетения и других. За последние пять лет многие мастера-умельцы знаменитых художественных промыслов отмечены различными Государственными пре­ миями РСФСР и СССР.

Изделия народных художественных промыслов очень по­ пулярны в нашей стране. Они давно перестали быть только предметами коллекционирования. Их часто дарят близким и друзьям, украшают жилища в больших городах и селах. Дымковские игрушки, опошнянская и балхарская керами­

ка, почти не меняясь, вошли в наш быт и оказались вполне 5

на месте среди самой современной мебели. Знаменитые русские матрешки, расставленные среди книг и цветов, разнообразят интерьер. Можно привести еще десятки при­ меров, когда изделия народных художественных промы­ слов удачно сочетаются с современным убранством квар­ тиры.

Изделия мастеров-художников пользуются успехом на отечественных и зарубежных выставках. Так, на междуна­ родных выставках в Париже, Нью-Йорке, Монреале многие изделия народных умельцев были отмечены золотыми и се­ ребряными медалями, что свидетельствует о высоком ху­ дожественном уровне этих изделий. Только в Брюсселе они получили 56 наград. На «ЭКСПО-70» (Осака, Япония) экс­ понировались самые разнообразные изделия народных ху­ дожественных промыслов: хохломская деревянная посуда, семеновская и калининская токарная игрушка, изделия из папье-маше с миниатюрной живописью, балхарокая керами­ ка и многое другое. Все посетители павильона СССР про­ явили особый интерес к этим изделиям. Многочисленные записи в книге отзывов свидетельствовали об огромном впе­ чатлении, которое произвели эти экспонаты на посетителей выставки.

Возросшая роль декоративно-прикладного искусства в современной жизни вызывает необходимость всесторонне и глубоко изучать его, и в частности — изделия современных художественных промыслов. Для более широкого ознаком­ ления с ними в последнее время организуются всевозмож­ ные выставки. В ноябре 1968 года в залах Русского музея была организована выставка «Декоративное искусство

СССР», а в декабре 1969 года—«Всесоюзная выставка де­ коративно-прикладного искусства СССР». В августе—сентяб­ ре 1970 года в Москве в Выставочном зале была проведена «Всесоюзная выставка произведений декоративно-приклад­ ного искусства самодеятельных мастеров и мастеров народ-

6 ного творчества». В 1972 году такие выставки были


Изделия народных художественных промыслов

в убранстве современной квартиры.

организованы в честь 50-летия образования СССР во всех республиках и в Москве. На них было широко представлено мастерство народных умельцев, творчество видных худож­ ников и коллективов художников, известных не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако представленные на выставках вещи редко еще встречаются в повседневном быту и дистанция между витринами выставок и магази­ нов — слишком велика.

Изделия народных художественных промыслов, как пра­ вило, индивидуальны. Они «как бы сохраняют трепет вдох­ новенной руки художника». Стремление некоторых руково­ дителей предприятий народных художественных промыслов выпускать такие изделия большими сериями приводит к потере их специфичности, ибо, как писал поэт Леонид Мар­ тынов, «повторение — мать учения, но смертельный враг творчества».

Свыше 100 тысяч умельцев нашей страны трудятся на 400 предприятиях народных художественных промыслов, создавая неповторимые образцы, и в 1973 году их было из­ готовлено более чем на 600 миллионов рублей, а спрос на них остается неудовлетворенным.

Еще недостаточно изготовляется этих красивых вещей, сочетающих утилитарные и эстетические свойства, недоста­ точно красота окружает человека в повседневном быту. По­ этому в Директивах XXIV съезда КПСС по девятому пяти­ летнему плану предусмотрено увеличить в 1971 — 1975 го­ дах производство изделий художественных промыслов в

1,8 раза.

Ленинградская земля издавна славилась творе­ ниями замечательных народных умельцев. Киришскиѳ кру­ жева успешно конкурировали с вологодскими и француз­ скими. Веселые оятские гончарные изделия, цветастые тихвинские половики, любанские варежки, сланцевская бе­

реста, кондушская резьба

по дереву — не

раз становились

8 лучшими украшениями

всесоюзных и

международных

выставок. Эти необыкновенно красивые изделия ленин­ градских умельцев восхищали известных ценителей искус­

ства.

Организованное в декабре 1968 года Областное произ­ водственное объединение народных художественных про­ мыслов объединяет сейчас свыше 300 народных мастеров, которые призваны возродить незаслуженно забытые про­ мыслы области.

Такие производственные объединения организованы по­ чти в каждой республике и во многих областях. На Кам­ чатке — это объединение национальных художественных промыслов «Кояна» («Олень»), изготовляющее живописные ковры из оленьих шкур, оригинальные подсвечники из оленьих рогов, изделия из кости. В Башкирии — это фирма «Агидель», которая производит художественные изделия из капо-корня и цветных камней. В Архангельске фирма на­ родных художественных промыслов «Беломорские узоры» объединяет около 400 умельцев, владеющих секретами на­ родной вышивки, вязания, ткачества, керамики, резьбы по кости и дереву. В Таллине уже работают два объединения по изготовлению художественных изделий—«Уку» и «Коду», в Литве — объединение «Дована», в Латвии — «Ауце» и

другие.

Изделия различных народных художественных промыс­ лов имеют свою специфику, свои традиции оформления. Они очень разнообразны по видам, материалам, технике испол­ нения и назначению. Поэтому задачей предлагаемой чита­ телям книги является познакомить их с классификацией и технологическими приемами, дать представление о худо­ жественном богатстве и своеобразии изделий народных умельцев нашей імногонациональной социалистической Родины.

Материал книги разделен по признаку применяемых для изготовления изделий материалов, то есть по сырьевому признаку, на восемь групп: керамические художественные 9