Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Э.И. Орловский
*ИЗДЕЛИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОМЫСЛОВ о
Э.И. Орловский
НАДЕЛИЛ НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОМЫСЛОВ
Лениздат1974
•4 |
Є/'-.,.': ' |
Л’ |
• |
|
і |
у,-. |
|
|
|
6П9.4 |
vHA • ' |
' 'O |
ЗАЛА |
|
066 £/ |
||||
|
|
|
/û-3/ї
Русские народные игрушки, знаменитые матрешки, «огненные» и «золотые» деревянные хохломские изделия, гжельская и опошнянская керамика, лаковые миниатюры федоскинских художников и палехских мастеров, вологодские кружева, серебряные шедевры мастеров солнеч ного аула Кубани и многие другие изделия принадлежат к лучшим образцам народного ис кусства. В Ленинградской области восстанавли вается производство замечательных киришских кружев, звонких оятских гончарных изделий.
Все эти и многие другие красивые, само бытные вещи стали нашими друзьями. Они вно сят радость в наш дом, хорошо вписываются в современный интерьер, оживляя стандартную промышленную обстановку. Именно о них пой дет речь в этой книге, об их эстетических осо бенностях, специфических способах изготовле ния, отчасти — о времени и месте зарождения промыслов.
Книга иллюстрирована цветными и черно белыми фотоснимками образцов современных изделий народных художественных промыслов из экспозиций Государственного музея этногра фии народов СССР (Ленинград). Она рассчитана на широкий круг читателей и особенно полезна ¡будет работникам торговли.
С |
31606-188 |
|
М171(03)—73 103-73 |
© Лениздат, 1974 |
Красивое нужно сохранить, |
взять |
его как образец, исходить из |
него, |
даже если оно «старое».
В. И. Ленин
...Основоположниками искусства бы ли гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики и плот ники, резчики по дереву и кости, ору жейники...— люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.
М. Горький
ВВЕДЕНИЕ
Человек издавна стал стремиться к творчеству, к красо те. Ведь красота всегда приносит людям радость. И люди начали облагораживать окружающие их вещи, которые со провождают их в течение всей жизни, с детства до старости, дома и за его пределами.
Человек начал украшать свое жилище, предметы быта, труда. При этом природа была его учителем. Она не только подсказывала, как надо художественно оформлять вещи, но и наглядно демонстрировала это в своих творениях — цве тах, листьях, морозных узорах и многом другом. Кроме того, природа предоставила человеку простейшие материа лы для изготовления этих вещей — глину, дерево, металл, камень, кость, лен, шерсть...
Обрабатывая эти материалы, человек искал более про стые, более пропорциональные, более удобные формы созда ваемых изделий. Так совершенствовались самые необходи мые людям предметы обихода: одежда, обувь, посуда, в которой готовят пищу, и та, из которой едят и пьют, ме бель, скатерти, занавеси, полотенца. И все они, отвечая 3
своему основному назначению, в то же время, будучи ху дожественно оформлены (вышивка, резьба, чеканка, окрас ка и т. п.), становились уже и произведениями декоративно прикладного искусства.
Однако красота вещей — особая. Она тесно связана с жизнью, бытом, удобствами человека. Может быть поэтому мы и оцениваем ее особо, учитывая и пользу, и назначение вещи. Если сочетается в ней и то и другое, наверное, это и будет действительно произведение прикладного ис кусства. Но есть и такие изделия, которые не имеют кон- кретно-іприкладного назначения: из них не едят, не пьют, в них не хранят ничего, их не надевают. И все-таки они имеют свое «задание» — они просто украшают быт, а это тоже важно. Цвет, форма, пропорции, общее очертание пред мета (силуэт) — все это делает вещи выразительными, кра сивыми, ¡вызывающими определенную положительную реакцию.
Художественная отделка вещи хороша тогда, когда со ответствует изделию, помогает раскрыть его назначение. Эта ценная черта присуща изделиям, созданным руками умельцев. Обычные предметы — чашки, ложки, миски, поло тенца, ковры и т. д. — превращаются ими в художествен ные произведения.
Умение создавать такие вещи передавалось из поколе ния в поколение, обогащаясь при этом новыми приемами, формами. Умение превращалось в мастерство.
В зависимости от наличия местного материала, от усло вий жизни, времени, климата, спроса, мастерством овладе вали целые семьи, деревни, селения. Так зарождались на родные художественные промыслы, которые специализиро вались на производстве определенных изделий. На севере нашей Родины и по сей день славятся костерезы и кружев ницы. В центре страны изготовляют изумительные по кра соте бытовые изделия из дерева, в том числе с хохломской
4 «огненной» росписью, расписные лаковые палехские изде
лия. Урал знаменит изделиями из русских самоцветов. На юге страны распространено ковроткачество. Прибалти ка восхищает своими художественными изделиями из кожи.
При этом каждый народный художественный промысел имел и поныне имеет свои любимые темы, орнаменты, со четания цветов, особенности формы изделий, свою специфи ку производства, присущую только им. Эти самобытные, а иногда национальные особенности придают изделиям ориги нальность, яркость, неповторимость.
Советская власть с первых дней своего существования стала уделять внимание развитию народных промыслов. Так, 26 апреля 1919 года был издан декрет «О мерах содей ствия кустарной промышленности», подписанный В. И. Ле ниным и М. И. Калининым. С 1921 года начали проводить ся регулярные выставки народного искусства.
В 1935 году СНК РСФСР принял два постановления, где предусматривались решительные меры по улучшению кру жевного производства. 14 августа 1968 года Совет Минист ров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов». В нем го ворится о необходимости обеспечить всемерное развитие миниатюрной живописи, росписи по дереву, резьбы по кам ню и кости, художественной обработки металлов и керами ки, ручного изготовления ковров и декоративного узорного ткачества, кружевоплетения и других. За последние пять лет многие мастера-умельцы знаменитых художественных промыслов отмечены различными Государственными пре миями РСФСР и СССР.
Изделия народных художественных промыслов очень по пулярны в нашей стране. Они давно перестали быть только предметами коллекционирования. Их часто дарят близким и друзьям, украшают жилища в больших городах и селах. Дымковские игрушки, опошнянская и балхарская керами
ка, почти не меняясь, вошли в наш быт и оказались вполне 5
на месте среди самой современной мебели. Знаменитые русские матрешки, расставленные среди книг и цветов, разнообразят интерьер. Можно привести еще десятки при меров, когда изделия народных художественных промы слов удачно сочетаются с современным убранством квар тиры.
Изделия мастеров-художников пользуются успехом на отечественных и зарубежных выставках. Так, на междуна родных выставках в Париже, Нью-Йорке, Монреале многие изделия народных умельцев были отмечены золотыми и се ребряными медалями, что свидетельствует о высоком ху дожественном уровне этих изделий. Только в Брюсселе они получили 56 наград. На «ЭКСПО-70» (Осака, Япония) экс понировались самые разнообразные изделия народных ху дожественных промыслов: хохломская деревянная посуда, семеновская и калининская токарная игрушка, изделия из папье-маше с миниатюрной живописью, балхарокая керами ка и многое другое. Все посетители павильона СССР про явили особый интерес к этим изделиям. Многочисленные записи в книге отзывов свидетельствовали об огромном впе чатлении, которое произвели эти экспонаты на посетителей выставки.
Возросшая роль декоративно-прикладного искусства в современной жизни вызывает необходимость всесторонне и глубоко изучать его, и в частности — изделия современных художественных промыслов. Для более широкого ознаком ления с ними в последнее время организуются всевозмож ные выставки. В ноябре 1968 года в залах Русского музея была организована выставка «Декоративное искусство
СССР», а в декабре 1969 года—«Всесоюзная выставка де коративно-прикладного искусства СССР». В августе—сентяб ре 1970 года в Москве в Выставочном зале была проведена «Всесоюзная выставка произведений декоративно-приклад ного искусства самодеятельных мастеров и мастеров народ-
6 ного творчества». В 1972 году такие выставки были
Изделия народных художественных промыслов
в убранстве современной квартиры.
организованы в честь 50-летия образования СССР во всех республиках и в Москве. На них было широко представлено мастерство народных умельцев, творчество видных худож ников и коллективов художников, известных не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако представленные на выставках вещи редко еще встречаются в повседневном быту и дистанция между витринами выставок и магази нов — слишком велика.
Изделия народных художественных промыслов, как пра вило, индивидуальны. Они «как бы сохраняют трепет вдох новенной руки художника». Стремление некоторых руково дителей предприятий народных художественных промыслов выпускать такие изделия большими сериями приводит к потере их специфичности, ибо, как писал поэт Леонид Мар тынов, «повторение — мать учения, но смертельный враг творчества».
Свыше 100 тысяч умельцев нашей страны трудятся на 400 предприятиях народных художественных промыслов, создавая неповторимые образцы, и в 1973 году их было из готовлено более чем на 600 миллионов рублей, а спрос на них остается неудовлетворенным.
Еще недостаточно изготовляется этих красивых вещей, сочетающих утилитарные и эстетические свойства, недоста точно красота окружает человека в повседневном быту. По этому в Директивах XXIV съезда КПСС по девятому пяти летнему плану предусмотрено увеличить в 1971 — 1975 го дах производство изделий художественных промыслов в
1,8 раза.
Ленинградская земля издавна славилась творе ниями замечательных народных умельцев. Киришскиѳ кру жева успешно конкурировали с вологодскими и француз скими. Веселые оятские гончарные изделия, цветастые тихвинские половики, любанские варежки, сланцевская бе
реста, кондушская резьба |
по дереву — не |
раз становились |
8 лучшими украшениями |
всесоюзных и |
международных |
выставок. Эти необыкновенно красивые изделия ленин градских умельцев восхищали известных ценителей искус
ства.
Организованное в декабре 1968 года Областное произ водственное объединение народных художественных про мыслов объединяет сейчас свыше 300 народных мастеров, которые призваны возродить незаслуженно забытые про мыслы области.
Такие производственные объединения организованы по чти в каждой республике и во многих областях. На Кам чатке — это объединение национальных художественных промыслов «Кояна» («Олень»), изготовляющее живописные ковры из оленьих шкур, оригинальные подсвечники из оленьих рогов, изделия из кости. В Башкирии — это фирма «Агидель», которая производит художественные изделия из капо-корня и цветных камней. В Архангельске фирма на родных художественных промыслов «Беломорские узоры» объединяет около 400 умельцев, владеющих секретами на родной вышивки, вязания, ткачества, керамики, резьбы по кости и дереву. В Таллине уже работают два объединения по изготовлению художественных изделий—«Уку» и «Коду», в Литве — объединение «Дована», в Латвии — «Ауце» и
другие.
Изделия различных народных художественных промыс лов имеют свою специфику, свои традиции оформления. Они очень разнообразны по видам, материалам, технике испол нения и назначению. Поэтому задачей предлагаемой чита телям книги является познакомить их с классификацией и технологическими приемами, дать представление о худо жественном богатстве и своеобразии изделий народных умельцев нашей імногонациональной социалистической Родины.
Материал книги разделен по признаку применяемых для изготовления изделий материалов, то есть по сырьевому признаку, на восемь групп: керамические художественные 9