Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Значительно сокращена номенклатура применяемой спе циальной оснастки, режущего и мерительного инструмен та. Общин экономический эффект от выполнения этого комплекса работ составил 41U тыс. руб. Применение ЭВМ для решения инженерно-конструкторских и технологиче ских задач позволило сократить затраты времени п труда более чем в 10 раз, механизация расчетов при стендовых испытаниях изделий с помощью ЭВМ «Промииь» сократи ла время испытаний, повысила надежность и точность продукции. В два раза сократилось число ИТР на обра ботке данных испытаний. Две ЭВМ «Проминь», занятые па этом участке работ, окупились менее чем за два года. Оперативно-календарное планирование на заводе «Крас ный Октябрь» с помощью ЭВМ с выдачей сменно-суточных заданий на каждое рабочее место дало увеличение про изводительности труда рабочих на 10—25%. Производи тельный цикл сократился на 10—15%. В результате за счет уменьшения условно-постоянных накладных расхо
дов |
экономический эффект по заводу составил около |
1,5 |
млн. руб., а за счет сокращения оборотных фондов — |
250 тыс. руб.
11а донецком машиностроительном заводе общий эконо мический эффект от внедрения автоматизированной си стемы управления составил 1,3 млн. руб. Внедрение АСУ позволило повысить производительность труда, ускорить оборачиваемость оборотных средств, уменьшить запасы незавершенного производства, улучшить загрузку обору дования, сократить сроки обработки информации 1,0— 2 раза, увеличить достоверность ее и улучшить качество учета всех показателей на всех уровнях.
Так, в результате внедрения трех установок передачи информации УПИ-1 в механообрабатывающих цехах про изводительность труда рабочих повысилась от 6 до 9%, простой оборудования снизился на 15—20%. Половину ежегодного прироста продукции намечается получить за счет внедрения первой очереди АСУ на заводе.
В практике производственно-хозяйственной деятельно сти автомобильного транспорта вычислительная техника нашла практические применения при расчетах рацио нальных маршрутов грузоперевозок, обработке путевых листов и выполнении некоторых других видов счетных работ. Экономический эффект здесь достигается от сокра щения пулевых и порожних пробегов и увеличения объема
9* 259
перевозок, а также За счет сокращения расхода топлива
ирезины и некоторых других факторов.
Указанные системы обеспечивают оперативный сбор и
обработку информации но всем основным видам деятель ности предприятий и организаций, текущему и перспек тивному планированию, оперативно-календарному управ лению, материально-техническому снабжению, бухгалтер скому учету и отчетности. В условиях ограниченного круга решаемых задач, отсутствия ряда технических средств, опыта в проведении этих работ окупаемость ка питальных затрат не превышает одного—трех лет. Эффек тивность проводимых работ определяется повышением производительности труда, снижением себестоимости, бо лее рациональным использованием материальных и тру довых затрат и т. д.
Создание АСУ требует больших капитальных затрат. Целесообразность вложения новых капитальных затрат, связанных с внедрением АСУ, должна определяться повы шением рентабельности производства в целом. Некоторые научно-исследовательские и проектные организации осу ществили ориентировочные расчеты технико-экономиче ской эффективности для ряда промышленных предприя тий. Экономическая эффективность внедрения АСУ на предприятиях обусловливается ростом производительно сти труда на 4—6%, улучшением использования обору дования на 20—30%, улучшением ритмичности работы на 3—4%, высвобождением оборотных средств на 20—30%, экономией по фонду заработной платы на 10—20%.
Гл а в а о д и н н а д ц а т а я
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АСУП
1.Основные направления развития работ по автоматизации управления
Вобласти дальнейшего улучшения управления и пла нирования в Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. предусмат ривается, что «совершенствование системы и методов управления и планирования должно быть направлено прежде всего иа обеспечение всесторонней интенсифика ции общественного производства и повышение его эффек тивности, являющиеся основной линией экономического развития страны как на ближайшие годы, так и на дли тельную перспективу, важнейшим условием создания ма териально-технической базы коммунизма» *.
Как одна из основных задач развития народного хо зяйства СССР на 1971 —1975 гг. в Директивах отмечается необходимость всемерного развития фундаментальных и прикладных научных исследований. При этом в качестве условия, обеспечивающего решение важнейших народно хозяйственных задач, в Директивах указывается необхо димость дальнейшей разработки проблем теоретической и прикладной математики и кибернетики для целей более широкого применения в народном хозяйстве математиче ских методов и электронно-вычислительной техники, автоматизации процессов производства и управления.
Вычислительная техника в новой пятилетке послужит решению таких конкретных народнохозяйственных задач, как определение потребности в ресурсах всех видов,
1 «Материалы XXIV съезда КПСС». Политиздат, 1972, стр. 295
261
определение пори расхода, совершенствование общегосу дарствен пой системы материально-технического снаб
жения.
Электронные вычислительные машины в 1971— 197о гг. позволят, как указывалось в Директивах, в широких мас штабах проводить «разработки оптимальных планов, мак симально учитывающих возможности интенсивного ис пользования действующих производственных фондов, улучшения организации труда и производства» 2.
Каковы же основные практические пути решения этой важнейшей государственной задачи?
Во-первых, необходимо развернуть работы по созданию и внедрению автоматизированных систем планирования и управления отраслями, территориальными организация ми, объединениями и предприятиями, а также автомати зированных систем управления технологическими про цессами.
Во-вторых, на основе автоматизированных систем со здать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования
иуправления народным хозяйством.
В-третьих, создать техническую базу этой уникальной
системы в виде государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны.
Дальновидный и научный подход в постановке и реше нии подобных задач, преобразующих в общегосударствен ных масштабах систему управления, проявляется в том, что с самого начала обеспечивается «проведение принци па организационного, методологического и технического единства» всех видов автоматизированных систем управ ления 3.
К 1975 г. практически всеми министерствами и ведом ствами планируется создание отраслевых АСУ, в состав которых входят автоматизированные системы управления крупными предприятиями и территориальными организа циями различных отраслей народного хозяйства.
За девятое пятилетие намечено ввести в действие не менее 1600 автоматизированных систем управления пред приятиями и организациями промышленности и сельского хозяйства, связи, торговли и транспорта.
«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 296. Там же, стр. 298.
262
Перспективным является предложение о преимущест венной форме организации автоматизированных систем управления в объединениях.
В новой пятилетке должно быть создано и значительно большее число всех видов автоматизированных систем управления. Примерно половину их общего числа соста вят автоматизированные системы управления технологи ческими процессами и производствами и иформацнонновычислительные центры, являющиеся технической базой будущих лет. В результате к 1975 г. практически во всех отраслях народного хозяйства будут действовать автома тизированные системы обработки технико-экономической; информации.
За 1971 —1975 гг. планируется завершить полную авто матизацию управления ко всех союзных министерствах и ведомствах. Это означает, что среднее звено общегосу дарственной автоматизированной системы получит круп ные вычислительные центры и обеспечит интеграцию всех плановых, учетных и других расчетов на общей научной, методической и технической основе.
Более чем в семь раз увеличится число автоматизиро ванных систем планирования, учета, управления и обра ботки информации на предприятиях, в объединениях и территориальных организациях. Существенно сократятся затраты на разработку АСУ за счет коренного улучшения организации работ по проектированию и внедрению этих систем и повышения их научного уровня.
За период 1971 —1975 гг. планируется во всех союзных министерствах и ведомствах организовать работу отрасле вых автоматизированных систем управления, оборудовав их мощными вычислительными центрами.
К 1975 г. в народном хозяйстве будет действовать в 6,4 раза больше автоматизированных систем управле ния, чем их было в 1966—1970 гг., в том числе АСУ министерств и ведомств — в 7,7 раза, АСУ предприятия ми и территориальными организациями — в 7,3 раза, АСУ
технологическими процессами — в |
5,2. Вычислительных |
||
центров в 1975 г. будет в |
3 раза |
больше, |
чем их было |
в 1970 г. |
1971—1975 гг. в |
области АСУ |
|
Для обеспечения задач |
намечены и уже осуществляются большие мероприятия но проектированию новых высокоэффективных средств вычислительной техники, увеличению мощностей пред
263
приятии, выпускающих ЭВМ и другие средства вычисли тельной техники и эксплуатационные материалы. Плани руется освоить серийный выпуск электронно-вычисли тельных машин, а также средств передачи информации в комплексе со всеми обеспечивающими устройствами ввода и вывода информации и набором типовых про грамм. Однако ряд таких вопросов, как производство управляющих машин, периферийного оборудования, дат чиков и других устройств, требует дальнейшего решения.
Вновой пятилетке предполагается, что мощность главных вычислительных центров министерств и ведомств
к1975 г. возрастет не менее чем в 5 раз. Увеличение вы пуска периферийного и вспомогательного оборудования позволит к 1975 г. автоматизировать процессы сбора, ре гистрации и обработки информации в подавляющем боль шинстве министерств и ведомств, а также на крупных пред приятиях и в организациях. Экспериментальной оценкой Госплана СССР установлено, что автоматизированной об работкой будет Охвачено от 30 до 50% информации от общего объема ее в отраслях народного хозяйства.
Врезультате выполнения плана на 1971 —1975 гг. по развитию и внедрению вычислительной техники в народ ное хозяйство СССР система планирования и управления экономикой страны поднимается на более высокий уро вень, будет соответствовать успешному решению задачи
по созданию материально-технической базы коммунизма. Осуществление намеченных Директивами планов созда ния автоматизированных систем управления и сети вы числительных центров внесет новый, более значительный вклад в решение актуальных проблем социалистического
общественного производства.
2. Анкетирование прогнозных данных о параметрах АСУП
Для определения параметров АСУП будущего ЦЭМИ АН СССР проводит исследование по проблеме создания и развития АСУП в следующей пятилетке. Эффективным методом прогнозирования является метод коллективных экспертных оценок.
Из данных анкеты 1 исследователи получают сведения о личных характеристиках эксперта и об его компетент ности в данном вопросе (научный или практический стаж
264
работы ио проблеме, публикации по теме, форма деятель ности эксперта и т. д.).
Анкета 2 выясияет прогноз параметров АСУП (коли чественные параметры). В этой анкете эксперты должны дать субъективные оценки по основным параметрам АСУП, как, например, срок создания АСУП (в годах)
сразбивкой по этапам:
1)предпроектное обследование;
2)техническое проектирование;
3)рабочее проектирование;
4)внедрение первой очереди; стоимость разработки
АСУП, всего (тыс. руб.), и в том числе программно-ма тематического обеспечения; объем капиталовложений, всего (тыс. руб.), из них на подготовку производства к использованию АСУ.
Всего анкета 2 содержит семь основных параметров АСУП. По каждому параметру эксперт должен дать три субъективные оценки (наибольшее значение параметра, наименьшее значение и наиболее вероятное значение па раметра). Так как значения параметров АСУП различны для разных групп предприятий, то все АСУП условно разбиваются на три класса.
1 класс — Большие АСУП—АСУ, создаваемые на круп
ных предприятиях с ориентировочной |
численностью |
8 тыс. человек и более; |
|
2 класс — Средние АСУП—АСУ, которые создаются на средних предприятиях с численностью работающих от 2 до 8 тыс. человек;
3 класс — Малые АСУП—АСУ на сравнительно неболь ших предприятиях с численностью от 1 до 2 тыс. человек.
Для каждого из классов АСУП эксперт определяет предполагаемое (субъективное) значение параметра для АСУП в 1976 г. и в 1980 г.
На основании полученных экспертных оценок можно рассчитать математическое ожидание или статистическое среднее значение трех оценок по следующим формулам:
° m i n ~Ь ^ а н. в в ш а х .
'6
а юах ^ан. в |
amin |
4 |
(2) |
^amax "Б ^amin |
(3) |
|
5 |
||
|
265