Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительно сокращена номенклатура применяемой спе­ циальной оснастки, режущего и мерительного инструмен­ та. Общин экономический эффект от выполнения этого комплекса работ составил 41U тыс. руб. Применение ЭВМ для решения инженерно-конструкторских и технологиче­ ских задач позволило сократить затраты времени п труда более чем в 10 раз, механизация расчетов при стендовых испытаниях изделий с помощью ЭВМ «Промииь» сократи­ ла время испытаний, повысила надежность и точность продукции. В два раза сократилось число ИТР на обра­ ботке данных испытаний. Две ЭВМ «Проминь», занятые па этом участке работ, окупились менее чем за два года. Оперативно-календарное планирование на заводе «Крас­ ный Октябрь» с помощью ЭВМ с выдачей сменно-суточных заданий на каждое рабочее место дало увеличение про­ изводительности труда рабочих на 10—25%. Производи­ тельный цикл сократился на 10—15%. В результате за счет уменьшения условно-постоянных накладных расхо­

дов

экономический эффект по заводу составил около

1,5

млн. руб., а за счет сокращения оборотных фондов —

250 тыс. руб.

11а донецком машиностроительном заводе общий эконо­ мический эффект от внедрения автоматизированной си­ стемы управления составил 1,3 млн. руб. Внедрение АСУ позволило повысить производительность труда, ускорить оборачиваемость оборотных средств, уменьшить запасы незавершенного производства, улучшить загрузку обору­ дования, сократить сроки обработки информации 1,0— 2 раза, увеличить достоверность ее и улучшить качество учета всех показателей на всех уровнях.

Так, в результате внедрения трех установок передачи информации УПИ-1 в механообрабатывающих цехах про­ изводительность труда рабочих повысилась от 6 до 9%, простой оборудования снизился на 15—20%. Половину ежегодного прироста продукции намечается получить за счет внедрения первой очереди АСУ на заводе.

В практике производственно-хозяйственной деятельно­ сти автомобильного транспорта вычислительная техника нашла практические применения при расчетах рацио­ нальных маршрутов грузоперевозок, обработке путевых листов и выполнении некоторых других видов счетных работ. Экономический эффект здесь достигается от сокра­ щения пулевых и порожних пробегов и увеличения объема

9* 259



перевозок, а также За счет сокращения расхода топлива

ирезины и некоторых других факторов.

Указанные системы обеспечивают оперативный сбор и

обработку информации но всем основным видам деятель­ ности предприятий и организаций, текущему и перспек­ тивному планированию, оперативно-календарному управ­ лению, материально-техническому снабжению, бухгалтер­ скому учету и отчетности. В условиях ограниченного круга решаемых задач, отсутствия ряда технических средств, опыта в проведении этих работ окупаемость ка­ питальных затрат не превышает одного—трех лет. Эффек­ тивность проводимых работ определяется повышением производительности труда, снижением себестоимости, бо­ лее рациональным использованием материальных и тру­ довых затрат и т. д.

Создание АСУ требует больших капитальных затрат. Целесообразность вложения новых капитальных затрат, связанных с внедрением АСУ, должна определяться повы­ шением рентабельности производства в целом. Некоторые научно-исследовательские и проектные организации осу­ ществили ориентировочные расчеты технико-экономиче­ ской эффективности для ряда промышленных предприя­ тий. Экономическая эффективность внедрения АСУ на предприятиях обусловливается ростом производительно­ сти труда на 4—6%, улучшением использования обору­ дования на 20—30%, улучшением ритмичности работы на 3—4%, высвобождением оборотных средств на 20—30%, экономией по фонду заработной платы на 10—20%.

Гл а в а о д и н н а д ц а т а я

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АСУП

1.Основные направления развития работ по автоматизации управления

Вобласти дальнейшего улучшения управления и пла­ нирования в Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. предусмат­ ривается, что «совершенствование системы и методов управления и планирования должно быть направлено прежде всего иа обеспечение всесторонней интенсифика­ ции общественного производства и повышение его эффек­ тивности, являющиеся основной линией экономического развития страны как на ближайшие годы, так и на дли­ тельную перспективу, важнейшим условием создания ма­ териально-технической базы коммунизма» *.

Как одна из основных задач развития народного хо­ зяйства СССР на 1971 —1975 гг. в Директивах отмечается необходимость всемерного развития фундаментальных и прикладных научных исследований. При этом в качестве условия, обеспечивающего решение важнейших народно­ хозяйственных задач, в Директивах указывается необхо­ димость дальнейшей разработки проблем теоретической и прикладной математики и кибернетики для целей более широкого применения в народном хозяйстве математиче­ ских методов и электронно-вычислительной техники, автоматизации процессов производства и управления.

Вычислительная техника в новой пятилетке послужит решению таких конкретных народнохозяйственных задач, как определение потребности в ресурсах всех видов,

1 «Материалы XXIV съезда КПСС». Политиздат, 1972, стр. 295

261


определение пори расхода, совершенствование общегосу­ дарствен пой системы материально-технического снаб­

жения.

Электронные вычислительные машины в 1971— 197о гг. позволят, как указывалось в Директивах, в широких мас­ штабах проводить «разработки оптимальных планов, мак­ симально учитывающих возможности интенсивного ис­ пользования действующих производственных фондов, улучшения организации труда и производства» 2.

Каковы же основные практические пути решения этой важнейшей государственной задачи?

Во-первых, необходимо развернуть работы по созданию и внедрению автоматизированных систем планирования и управления отраслями, территориальными организация­ ми, объединениями и предприятиями, а также автомати­ зированных систем управления технологическими про­ цессами.

Во-вторых, на основе автоматизированных систем со­ здать общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования

иуправления народным хозяйством.

В-третьих, создать техническую базу этой уникальной

системы в виде государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны.

Дальновидный и научный подход в постановке и реше­ нии подобных задач, преобразующих в общегосударствен­ ных масштабах систему управления, проявляется в том, что с самого начала обеспечивается «проведение принци­ па организационного, методологического и технического единства» всех видов автоматизированных систем управ­ ления 3.

К 1975 г. практически всеми министерствами и ведом­ ствами планируется создание отраслевых АСУ, в состав которых входят автоматизированные системы управления крупными предприятиями и территориальными организа­ циями различных отраслей народного хозяйства.

За девятое пятилетие намечено ввести в действие не менее 1600 автоматизированных систем управления пред­ приятиями и организациями промышленности и сельского хозяйства, связи, торговли и транспорта.

«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 296. Там же, стр. 298.

262

Перспективным является предложение о преимущест­ венной форме организации автоматизированных систем управления в объединениях.

В новой пятилетке должно быть создано и значительно большее число всех видов автоматизированных систем управления. Примерно половину их общего числа соста­ вят автоматизированные системы управления технологи­ ческими процессами и производствами и иформацнонновычислительные центры, являющиеся технической базой будущих лет. В результате к 1975 г. практически во всех отраслях народного хозяйства будут действовать автома­ тизированные системы обработки технико-экономической; информации.

За 1971 —1975 гг. планируется завершить полную авто­ матизацию управления ко всех союзных министерствах и ведомствах. Это означает, что среднее звено общегосу­ дарственной автоматизированной системы получит круп­ ные вычислительные центры и обеспечит интеграцию всех плановых, учетных и других расчетов на общей научной, методической и технической основе.

Более чем в семь раз увеличится число автоматизиро­ ванных систем планирования, учета, управления и обра­ ботки информации на предприятиях, в объединениях и территориальных организациях. Существенно сократятся затраты на разработку АСУ за счет коренного улучшения организации работ по проектированию и внедрению этих систем и повышения их научного уровня.

За период 1971 —1975 гг. планируется во всех союзных министерствах и ведомствах организовать работу отрасле­ вых автоматизированных систем управления, оборудовав их мощными вычислительными центрами.

К 1975 г. в народном хозяйстве будет действовать в 6,4 раза больше автоматизированных систем управле­ ния, чем их было в 1966—1970 гг., в том числе АСУ министерств и ведомств — в 7,7 раза, АСУ предприятия­ ми и территориальными организациями — в 7,3 раза, АСУ

технологическими процессами — в

5,2. Вычислительных

центров в 1975 г. будет в

3 раза

больше,

чем их было

в 1970 г.

1971—1975 гг. в

области АСУ

Для обеспечения задач

намечены и уже осуществляются большие мероприятия но проектированию новых высокоэффективных средств вычислительной техники, увеличению мощностей пред­

263


приятии, выпускающих ЭВМ и другие средства вычисли­ тельной техники и эксплуатационные материалы. Плани­ руется освоить серийный выпуск электронно-вычисли­ тельных машин, а также средств передачи информации в комплексе со всеми обеспечивающими устройствами ввода и вывода информации и набором типовых про­ грамм. Однако ряд таких вопросов, как производство управляющих машин, периферийного оборудования, дат­ чиков и других устройств, требует дальнейшего решения.

Вновой пятилетке предполагается, что мощность главных вычислительных центров министерств и ведомств

к1975 г. возрастет не менее чем в 5 раз. Увеличение вы­ пуска периферийного и вспомогательного оборудования позволит к 1975 г. автоматизировать процессы сбора, ре­ гистрации и обработки информации в подавляющем боль­ шинстве министерств и ведомств, а также на крупных пред­ приятиях и в организациях. Экспериментальной оценкой Госплана СССР установлено, что автоматизированной об­ работкой будет Охвачено от 30 до 50% информации от общего объема ее в отраслях народного хозяйства.

Врезультате выполнения плана на 1971 —1975 гг. по развитию и внедрению вычислительной техники в народ­ ное хозяйство СССР система планирования и управления экономикой страны поднимается на более высокий уро­ вень, будет соответствовать успешному решению задачи

по созданию материально-технической базы коммунизма. Осуществление намеченных Директивами планов созда­ ния автоматизированных систем управления и сети вы­ числительных центров внесет новый, более значительный вклад в решение актуальных проблем социалистического

общественного производства.

2. Анкетирование прогнозных данных о параметрах АСУП

Для определения параметров АСУП будущего ЦЭМИ АН СССР проводит исследование по проблеме создания и развития АСУП в следующей пятилетке. Эффективным методом прогнозирования является метод коллективных экспертных оценок.

Из данных анкеты 1 исследователи получают сведения о личных характеристиках эксперта и об его компетент­ ности в данном вопросе (научный или практический стаж

264

работы ио проблеме, публикации по теме, форма деятель­ ности эксперта и т. д.).

Анкета 2 выясияет прогноз параметров АСУП (коли­ чественные параметры). В этой анкете эксперты должны дать субъективные оценки по основным параметрам АСУП, как, например, срок создания АСУП (в годах)

сразбивкой по этапам:

1)предпроектное обследование;

2)техническое проектирование;

3)рабочее проектирование;

4)внедрение первой очереди; стоимость разработки

АСУП, всего (тыс. руб.), и в том числе программно-ма­ тематического обеспечения; объем капиталовложений, всего (тыс. руб.), из них на подготовку производства к использованию АСУ.

Всего анкета 2 содержит семь основных параметров АСУП. По каждому параметру эксперт должен дать три субъективные оценки (наибольшее значение параметра, наименьшее значение и наиболее вероятное значение па­ раметра). Так как значения параметров АСУП различны для разных групп предприятий, то все АСУП условно разбиваются на три класса.

1 класс — Большие АСУП—АСУ, создаваемые на круп­

ных предприятиях с ориентировочной

численностью

8 тыс. человек и более;

 

2 класс — Средние АСУП—АСУ, которые создаются на средних предприятиях с численностью работающих от 2 до 8 тыс. человек;

3 класс — Малые АСУП—АСУ на сравнительно неболь­ ших предприятиях с численностью от 1 до 2 тыс. человек.

Для каждого из классов АСУП эксперт определяет предполагаемое (субъективное) значение параметра для АСУП в 1976 г. и в 1980 г.

На основании полученных экспертных оценок можно рассчитать математическое ожидание или статистическое среднее значение трех оценок по следующим формулам:

° m i n ~Ь ^ а н. в в ш а х .

'6

а юах ^ан. в

amin

4

(2)

^amax "Б ^amin

(3)

5

 

265