Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО - РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
В СЕЛЬСКОМ
©
МОСКВА «КОЛОС» 1974
631.3 М 55
УДК 631.374
f y ' / s s â Â
А. М. БОРИСОВ, Г. Т. МЯГКОВ, Ю. Н. ЛИПОВ, М. Н. ФАТЕЕВ
Механизация |
погрузочно-разгрузочных работ |
|
М55 в сельском хозяйстве. М., |
«Колос», 1973. |
|
272 с. с ил. |
л. авт.: |
А. М. Борисов, Г. Т. Мягков, |
На обороте тит. |
Ю. Н. Липов, М. Н. Фатеев.
Вкниге описаны технологические процессы на погрузочно-разгру зочных работах в колхозах и совхозах и на зерноочистительных пунк тах, а также на уборке и хранении зерновых культур и корнеплодов.
Изложены основные правила эксплуатации погрузочно-разгрузоч
ных машин в полеводстве и на животноводческих фермах. Подробно показаны регулировки различных транспортеров и погрузчиков, а так же организация технического обслуживания машин. Отдельной главой даны основные правила техники безопасности на погрузочно-разгру зочных работах.
Книга предназначена для механизаторов колхозов и совхозов, ра ботающих на погрузочно-разгрузочных машинах.
631.3
© Издательство «Колос», 1974
П Р Е Д И С Л О В И Е
Развитие сельского хозяйства нашей страны посто янно находится в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. В резолюции XXIV съезда К П СС указано: «Считать одной из важ нейших задач новой пятилетки значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции, более полное удовлетворение растущих потребностей населе ния в продуктах питания и промышленности в сырье».
«Особое внимание должно быть уделено росту про изводства зерна и дальнейшему подъему животновод ства. На основе ускорения механизации сельскохозяй ственного производства, расширения химизации и ме лиоративных работ, а также улучшения использования земли, техники, всех материальных и трудовых ресурсов
вколхозах и совхозах необходимо обеспечить повсе местный рост урожайности, укрепить кормовую базу животноводства и повысить его продуктивность».
Один из решающих факторов комплексной механи зации сельскохозяйственного производства, как указано
вДирективах X X IV съезда К П СС по пятилетнему плану
развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 го ды, полная механизация погрузочно-разгрузочных ра бот, объем которых в общем технологическом процессе возделывания, уборки и послеуборочной обработки сель скохозяйственной продукции весьма значителен и год от года увеличивается.
•Уже теперь на 1 га пашни приходится до 20 т бесперевалочных грузов *, объем погрузочно-разгрузочных ра бот в колхозах и совхозах достигает 4 млрд, т, затраты
труда на погрузочные и транспортные работы |
состав- |
* По данным ЦНИИМЭСХ Нечерноземной зоны. |
3 |
1* |
|
ляют при производстве основных культур до 30% всех затрат на их возделывание и уборку. В ряде хозяйств, например в овощеводческих, эти затраты еще выше.
В настоящее время особого внимания заслуживает механизация погрузочных работ при использовании ми
неральных удобрений.
В Директивах XXIV съезда КП СС сказано: «Обес печить более эффективное использование минеральных удобрений и сокращение их потерь при хранении, транс портировке и внесении в почву. Осуществить постепен ный переход на бестарную перевозку минеральных удоб рений специализированным транспортом, комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и работ по внесению удобрений в почву».
Погрузочные работы в сельскохозяйственном произ водстве приходится выполнять на открытых площадках и в закрытых помещениях, а значительную часть — в поле. Погрузочные работы, связанные с приготовле нием и раздачей кормов, уборкой навоза, переработкой зерна и подготовкой минеральных удобрений для внесе ния, производятся в закрытых помещениях, в большин стве случаев в течение продолжительного времени.
Все это обусловливает специфические требования к организации погрузочно-разгрузочных работ и маши нам. Конструктивные параметры погрузчиков зависят от других машин, во взаимодействии с которыми они рабо тают: от транспортных средств, сельскохозяйственных машин, самолетов и вертолетов сельскохозяйственной авиации.
С учетом этих особенностей и в соответствии с систе мой машин промышленность изготовляет универсальные погрузчики — грейферные, фронтальные и специаль ные— зернопогрузчики, свеклопогрузчики, погрузчики картофеля, силосопогрузчики, транспортеры для силоса и раздачи кормов, для уборки навоза и др.
Производительность основных универсальных и ряда специальных машин достигает 80—100 т/ч, что позво ляет выполнять загрузку транспорта за 3—4 минуты. Наличие сменных рабочих органов обеспечивает доста точно широкую универсализацию погрузочных машин, выполнение ряда операций и работу с различными сель скохозяйственными грузами.
Большинство погрузчиков, выпускаемых заводами сельскохозяйственного машиностроения, отличается вы
4
сокой надежностью и долговечностью. Так, коэффициент эксплуатационной надежности универсальных машин равен 0,93—0,99 (иногда доходит до 1).
В текущем пятилетии сельское хозяйство получает новые, более мощные тракторы и сельскохозяйственные машины. Это выдвигает новые требования к погрузочноразгрузочным машинам по совершенствованию их кон струкций, росту грузоподъемности, универсализации. В ближайшие годы развитие средств механизации по грузочных работ будет идти по линии производства мо бильных универсальных и специальных машин, а также стационарного оборудования.
Выпуск более совершенных погрузчиков предусмат ривается в системе машин, а также, будет осуществ ляться модернизация их, чтобы повысить технический уровень.
Универсальные погрузчики в основном останутся на весными на тракторы класса 0,6—3 тс. Наряду с навес ными будут погрузчики со своим двигателем и ходовой частью.
Навесные на тракторы погрузчики будут с поворот ной стрелой, а фронтальные — с тракторами классов 1,4—3 тс и выше. Производительность грейферных по грузчиков с поворотной стрелой, навесных на тракторы и самоходные шасси класса 0,6—0,9 тс 30—40 т/ч.
Предусматривается создание универсальных погруз чиков производительностью 180—200 т/ч. Технический уровень универсальных погрузчиков с поворотной стре лой, навешиваемых на колесные тракторы класса 0,6— 0,9 и 1,4 тс, будет обеспечен на базе серийных машин.
Кроме модернизации имеющихся машин, предстоит создать новый высокопроизводительный универсальный погрузчик с набором сменных рабочих органов произво дительностью 150—180 т/ч и выше.
Отметим, что комплектация каждого погрузчика с пол ным набором сменных рабочих органов не обязательна и должна производиться с учетом основных операций, на которых они преимущественно будут использованы. Например, для работы в садах и виноградниках погруз чику должны быть приданы рабочие органы, обеспечи вающие погрузку фруктов, затаренных в ящиках, уста
новленных на поддонах, или |
плодов |
в контейнерах, |
а также удобрений, обрезков |
сучьев |
и других грузов |
в транспорт. |
|
|
5
Взамен фронтального погрузчика предстоит создать новую машину, навесную на гусеничные тракторы класса 3 тс и производительностью не ниже 120 т/ч. Преду сматривается заново разработать высокопроизводитель ный универсальный погрузчик, навесной на трактор
класса 5 тс.
Механизацию погрузочно-разгрузочных работ, свя занных с обработкой минеральных удобрений, предло жено осуществить путем использования комплекса универсальных машин. В этом комплексе машины, ис пользуемые на складах минеральных удобрений, на пло
щадках и в поле. |
удобрений |
Погрузку незатаренных минеральных |
|
в колхозно-совхозных складах намечено |
производить |
приемным устройством и передвижным конвейером, со стоящим из 3—5 ленточных транспортеров. Приемное устройство позволит выполнять одновременно разгрузку самосвальных машин и подачу удобрений на конвейер. Производительность около 60 т/ч. Для выгрузки незата ренных минеральных удобрений из складов в транспорт, загрузчики-смесители, разбрасыватели и в другие ма шины будет использован универсальный фронтальный погрузчик, навешенный на трактор класса 1,4 тс, обору дованный набором рабочих органов, или же в комплексе с передвижным ленточным конвейером.
Загрузка минеральных удобрений в различного рода разбрасыватели должна производиться одной базовой машиной с приспособлениями, такой, как загрузчик-сме ситель. С его помощью можно смешивать удобрения во вре&я загрузки их в разбрасыватели и туковые сеялки. Производительность загрузчика-смесителя на процессе смешивания и загрузки 40—45 т/ч, а при загрузке само летов и вертолетов 65—70 т/ч. Емкость кузова погруз чика около 3—3,5 т. Универсальный загрузчик-смеси тель дает возможность применить более прогрессивную технологию без складирования удобрений на открытых площадках и дополнительных перевалок.
Особенно большой объем погрузочно-разгрузочных работ выполняют на уборке и дальнейшей переработке корнеклубнеплодов. Механизацию погрузки свеклы в транспортные средства предполагается осуществлять специальными погрузчиками и различного рода приспо соблениями. В ближайшие годы основными машинами для погрузки свеклы из куч и кагатов останутся спе
6
циальные погрузчики, навесные на |
тракторы |
класса |
|
1,4 тс, |
но существенно модернизированные. |
из куч, |
|
Для |
погрузки корнеклубнеплодов, |
особенно |
в транспорт в небольших количествах к универсальным погрузчикам предусматриваются соответствующие при способления, обеспечивающие производительность до 40—45 т/ч. Такими приспособлениями в виде сменных рабочих органов можно будет снабжать фронтальные и погрузчики с поворотной стрелой, навешиваемые на тракторы класса 1,4 тс.
В предстоящей пятилетке предусматривается создать погрузочные машины и устройства для комплексной ме ханизации погрузочных операций на заготовке кормов. Для уборки сена и соломы на базе двух действующих стогометателей-погрузчиков необходимо разработать один унифицированный с другими машинами погрузчик с параметрами, отвечающими ГОСТу. Модификация стогометателя-погрузчика, навесного на гусеничный трактор класса 3 тс, позволит обеспечить механизацию погрузочных операций в районах с повышенным увлаж нением и в трудных климатических условиях.
Предстоит разработать устройство-питатель для приема измельченной растительной массы из любого транспорта и равномерной подачи ее на пневматические транспортеры и в другие кормоприготовительные ма шины. Производительность питателя составит 25—30 т/ч подвяленной измельченной травы и 45—50 т/ч свеже скошенной. Степень унификации питателя с серийными машинами составит 60—65% •
Для равномерного распределения измельченной массы внутри хранилища загрузочные машины должны иметь распределительные устройства, обеспечивающие разравнивание ее в хранилищах с различными диамет рами (от 6 до 12 м). Создание погрузочного комплекса для заготовки кормов из измельченных трав позволит повысить производительность труда в несколько раз.
Г Л А В А I
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫ Е ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ
ПОГРУЗЧИКИ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ
Рабочие органы этих машин — транспортеры скреб ковые, ковшовые, ленточные, шнековые, вибрационные, пневматические, гидравлические и комбинированные.
Скребковые (рис. 1) применяют для работы с раз личными пылевидными, зернистыми и легкосыпучими материалами. Такие транспортеры — наклонные и гори зонтальные— состоят из бесконечной цепи. Натягивают цепь со скребками винтовыми или пружинно-винтовыми устройствами. Скребки из прорезиненной ткани или ме талла, сплошные или контурные. Крепление скребков к звеньям цепи показано на рисунке 2. Мощность при вода транспортера зависит от его производительности, длины и угла транспортирования и от коэффициента со противления движению. Зависимость мощности привода транспортера от коэффициента сопротивления движе нию следующая.
Коэффициент сопротивления |
4,5 |
9 |
18 |
27 |
36 |
движению................................ |
|||||
Производительность крючко |
4,2 |
3 |
2,25 |
1,9 |
1,6 |
вой цепи, т / ч ........................ |
|||||
Производительность втулоч |
2,25 |
1,7 |
1,3 |
1,1 |
1 |
но-роликовой цепи, т/ч . . |
Производительность скребковых транспортеров прямо пропорциональна коэффициенту заполнения желоба, высоте и ширине скребка, объемному весу продукта и скорости движения цепи (0,6—2 м/с).
Коэффициент заполнения желоба — отношение объ ема груза на участке между скребками к геометриче скому объему этого участка. Для легкосыпучих грузов он равен 0,5—0,6. Для плохосыпучих — 0,7—0,8.
Величина угла наклона транспортера не должна пре вышать 30—40°. Зависимость коэффициента производи-
8
Рис. 1. Скребковый транспортер:
желоб; 2 — цепь со скребками; 3 — ведомая звездочка; 4 — ведущая звездочка; 5 — натяжное устройство.