Файл: Махров, Н. В. Параметры разработки современных автоматизированных систем управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вых), недостаточно приспособленных для решения эко­ номических задач. Этот период в целом явился предва­ рительной школой подготовки кадров специалистов и накопления знаний и опыта использования ЭВМ в управ­ лении. Он характеризовался использованием ЭВМ в ре­ жиме решения частных задач и электронных систем

обработки данных.

Упомянутое Постановление ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР положило начало целенаправленному руко­ водству процессом внедрения ЭВМ и созданию систем управления на основе достижении научно-технического прогресса в нашей стране. Постановлением впервые были выделены государственные организации, ответственные за внедрение электронной вычислительной техники, и со­ здано Главное управление по внедрению вычислительной техники и систем управления в составе Государственного Комитета Совета Министров СССР по координации науч­ но-исследовательских работ.

На Главное управление по внедрению электронной вы­ числительной техники были возложены следующие за­ дачи.

Первая — создание и внедрение автоматизированных систем обработки информации общегосударственного зна­ чения на базе электронной вычислительной техники, в том числе автоматизированных систем планирования, учета и управления в народном хозяйстве, отраслевых и ведом­ ственных автоматизированных систем управления и об­ работки информации, внедрение вычислительной техники в автоматизированные системы управления технологиче­ скими процессами и предприятиями во всех отраслях на­ родного хозяйства.

Вторая — разработка вычислительных, управляющих и информационных машин с высокой производительно­ стью, информационной емкостью и надежностью, а также вспомогательной аппаратуры, обеспечивающей эффектив­ ную переработку информации в народном хозяйстве.

Третья — создание в установленном порядке единой го­ сударственной сети вычислительных центров, взаимодей­ ствующих с единой автоматизированной системой связи страны и предназначенных для решения научно-техпи- ческих задач в области экономики, планирования и уп­ равления в народном хозяйстве, т. е. создание кустовых вычислительных центров для обслуживания предприятий,

12

организаций, министерств и ведомств, экономических районов и отраслей промышленности.

Четвертая — разработка унифицированной системы до­ кументации и методов кодирования информации в систе­ ме народного хозяйства, пригодных для обработки на ЭВМ, создание систем типовых программ обработки ин­ формации во всех звеньях народного хозяйства и орга­ низация обмена этими программами, разработка методов и средств автоматизации и механизации инженерно-тех­ нических и управленческих работ на базе современных средств вычислительной техники и переход к оптималь­ ным методам проектирования, конструирования и технологирования.

Было установлено, что Главное управление Госкоми­ тета по науке и технике определяет (совместно с го­ сударственными комитетами по отраслям техники, мини­ стерствами и ведомствами) основные направления по со­ зданию автоматизированных систем для отраслей народ­ ного хозяйства на базе средств вычислительной техники. Оно также составляет планы работ по внедрению матема­ тических методов, вычислительной техники и автоматизи­ рованных систем управления в народном хозяйстве; опре­ деляет объем производства и постановок средств вычис­ лительной техники и организует руководство внедрением автоматизированных систем, подлежащих проектированию в текущих и перспективных планах развития народного хозяйства.

Пятая — подготавливает предложения по обеспечению специалистами разработок и эксплуатации средств элек­ тронной вычислительной техники в народном хозяйстве.

В 1966 г. принято новое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении руководства внедрением электронной вычислительной техники и ав­ томатизированных систем управления в народное хозяй­ ство» 4. Это Постановление было принято после перехода

котраслевому принципу управления народным хозяйством. Постановление возлагало ответственность на министер­

ства и ведомства за создание АСУ в отраслях, на пред­ приятиях и производствах и технологических процессах. С целью соблюдения единой технической политики в деле

4 Е. Г. Яковенко и др. Основы автоматизированных систем управ»

ления, стр. 40.

13


создания АСУ на базе лучших мировых достижений на Министерство приборостроения была возложена ответст­ венность за технический уровень проводимых работ, Ми­ нистерство приборостроения должно было также коорди­ нировать работы в деле создания и внедрения АСУ.

Ряд министерств и ведомств страны создали в своем аппарате специальные подразделения по руководству внедрением вычислительной техники. Эти подразделения были представлены в основном отделами внедрения вы­ числительной техники технических управлений мини­ стерств и ведомств. В настоящее время такие отделы созданы в большинстве министерств и ведомств. В целом ряде министерств подобные отделы переросли в управле­ ния, возглавляемые членами коллегии министерства. Та­ кие отделы в настоящее время имеются в Министерстве станкостроительной и инструментальной промышленности

СССР, в Министерстве черной металлургии СССР и т. д. В некоторых министерствах подобные отделы образованы

всоставе главных экономических управлений.

К1966 г. Госпланом СССР были разработаны основные

принципы планирования внедрения вычислительной тех­ ники.

Важнейшими из этих принципов являются:

1) осуществление затрат на внедрение вычислительной техники за счет централизованных и нецентрализо­ ванных источников финансирования, выделяемых соответ­ ствующим отраслям промышленности и народного хозяй­ ства на их развитие;

2)увязка планов внедрения автоматизированных си­ стем управления и создания вычислительных центров с планами научно-исследовательских, проектно-конструктор­ ских и опытных работ;

3)увязка планов распределения ЭВМ с планами внедре­ ния вычислительной техники в народное хозяйство СССР;

4)направление ЭВМ и других средств вычислительной техники в первую очередь в те отрасли народного хо­ зяйства и процессы производства, где их применение дает наибольший экономический эффект;

5)разработка показателей и форм к составлению про­ екта с учетом охвата комплекса мероприятий по внед­ рению вычислительной техники и получения от мини­ стерств и ведомств необходимой информации для каче­ ственной подготовки проектов планов.

14


Таким образом, 1966 г. был первым годом, когда в народнохозяйственный план включили показатели и ком­ плексные задания министерствам, ведомствам СССР и советам министров союзных республик по внедрению ав­ томатизированных систем управления, созданию вычис­ лительных центров и вводу в действие отдельных ЭВМ. Установление заданий в народнохозяйственных планах по­ высило значимость этого важнейшего направления техно­ логического прогресса.

За истекшие годы проведен ряд организационных меро­ приятий по контролю за выполнением народнохозяйствен­ ных планов внедрения вычислительной техники, в том числе по созданию и внедрению автоматизированных си­ стем управления на предприятиях, в организациях, объ­ единениях, министерствах и ведомствах.

Основные достижения выполнения плана в области вне­ дрения вычислительной техники следующие:

1) впервые электронная вычислительная техника полу­ чила широкое применение в процессах планирования, учета и управления в народном хозяйстве, в том числе на предприятиях различных отраслей промышленности и народного хозяйства, а также в системах управления тех­ нологическими процессами производства;

2) наибольшее применение вычислительная техника по­ лучила в важнейших отраслях народного хозяйства, в том числе в энергетике, нефтедобывающей, нефтеперерабаты­ вающей, нефтехимической и химической отраслях про­ мышленности, черной металлургии, машиностроении, строительстве, на транспорте, в науке, т. е. там, где внед­ рение автоматизированных систем планирования, учета и управления и систем управления технологическими про­ цессами производства дает наибольший экономических! эф­ фект;

3) начато использование средств вычислительной тех­ ники в процессах планирования и управления в таких отраслях, как легкая и пищевая промышленность, сель­ ское хозяйство, лесное хозяххство, связь, геология и раз­ ведка недр, торговля, материально-технххческое снабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, про­ свещение, культура, искусство, кредитование и государ­ ственное страхование, а также органы государственного управления.

15

Таким образом, вычислительная техника получила при­ менение почти во всех отраслях промышленности и на­ родного хозяйства.

Развитие работ по внедрению вычислительной тех­ ники в народное хозяйство в девятой пятилетке ха­ рактеризуется усилением централизации и организации внедрения ЭВМ в планирование и управление производ­ ством 5. Впервые работы в этом направлении были наме­ чены в Директивах XXIV съезда КПСС по развитию народного хозяйства на девятую пятилетку. В частности, Директивами предусматривается: «В целях совершенство­ вания планирования народпого хозяйства и управления обеспечить широкое применение экономико-математиче­ ских методов, использование электронно-вычислительной и организационной техники и средств связи» 6.

3.Итоги внедрения вычислительной техники в управление на предприятиях в 1966—1970 гг.

Основными направлениями по внедрению вычислитель­ ной техники в восьмой пятилетке были: разработка и внедрение систем управления предприятиями, технологи­ ческими процессами и производствами, организация в научно-исследовательских и проектных институтах вычис­ лительных центров и создание автоматизированных си­ стем (I очередь) по управлению различными отраслями7.

Важнейшими результатами работ в период 1966— 1970 гг. можно считать следующие:

во-первых, работы по внедрению вычислительной тех­ ники нашли отражение в планах многих отраслей на­ родного хозяйства, а предусмотренные в народнохозяй­ ственных планах задания по внедрению вычислительной техники были успешно выполнены;

во-вторых, это был период преодоления своеобразного «психологического барьера», что позволило перейти от ре­ шения локальных, а иногда и случайных задач, к реше­ нию комплекса задач по отдельным подсистемам АСУП;

6

Д. Г. Жимерин. Проблемы автоматизации управления.—«Авто­

 

матизированные системы управления». М., изд-во «Экономика»,

6

1972, стр. 9—19.

«Материалы XXIV съезда КПСС». Политиздат, 1971, стр. 298.

7К. IT. Руднев. Итоги и перспективы развития работ по созданию автоматизированных систем управления.—«Автоматизированные системы управления». М., изд-во «Экономика», 1972, стр. 27—35.

16


в-третьих, значительно расширилась сеть научно-ис- следовательских организаций по разработке систем управ­ ления.

Особенно успепшо АСУ развивались в машиностроении, нефтяной, угольной промышленности, энергетике, легкой, рыбной и других отраслях промышленности. Определен­ ная работа проведена но созданию АСУ в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, на транспорте, в здраво­ охранении, просвещении, городском хозяйстве.

Всего за истекшее пятилетие было внедрено 417 систем управления всех назначений 8.

Успешная реализация работ по внедрению вычисли­ тельной техники, особенно заданий по созданию систем управления, во многом зависит от правильного понима­ ния роли и важности этих систем и непосредственного участия в их создании руководителей предприятий. Не­ посредственное и активное участие в работах по созда­ нию АСУП директоров бердянского завода «Азовкабель», Ждановского завода тяжелого машиностроения, станко­ строительного завода «Красный пролетарий», киевского завода «Точэлектроприбор», Черниговский комбинат хи­ мического волокна и ряда других предприятий обеспечи­ ло создание в короткий срок высокоэффективных систем управления на этих предприятиях.

Несмотря на большую и полезную работу, проделан­ ную в истекшей пятилетке в области систем управления, остались еще нерешенные задачи. Проводимые в мини­ стерствах и ведомствах работы по внедрению вычисли­ тельной техники недостаточно координировались, слабо унифицировались АСУ, недостаточно координировались их взаимодействие и совместимость.

В прошлой пятилетке еще не до конца были доведены работы по методологическим вопросам систем управления, математического и информационного обеспечения. Недо­ статком являлось также отсутствие полного комплекса тех­ нических средств, необходимого для оснащения АСУП, и особенно средств сбора и обработки информации. Если общий выпуск электронных машин отвечал потребности, то их параметры не всегда обеспечивали требования АСУ, особенно для больших систем. Отставала система связи,

8 «Автоматизированные системы управления». М., изд-во «Эконо­ мика», 1972, стр. тО.

17

призванная обеспечить передачу больших объемов инфор­ мации 9.

Анализ результатов внедрения АСУ вместе с тем по­ казал, что за этот период отработаны порядок и орга­ низация создания систем, отраженные в ряде методиче­ ских и руководящих материалов, которые положены в основу разработок, проводимых министерствами и ведом­ ствами; определены требования к построению информа­ ционной базы АСУ, к техническим средствам сбора, пе­ редачи и обработки информации, к математическому обе­ спечению ЭВМ; определены принципы типизации разра­ ботки АСУ. Одновременно решено значительное число задач управления путем создания таких подсистем, как технико-экономическое планирование, оперативное управ­ ление, материально-техническое снабжение и др. Произо­ шел определенный сдвиг в отношении к автоматизиро­ ванным системам управления со стороны руководителей отраслей, объединений и предприятий.

Как показала практика, весь комплекс работ может быть выполнен лишь силами самих предприятий, при­ влекаемых ими НИИ и проектных организаций мини­ стерств и ведомств. Создание АСУ на предприятии тре­ бует знаний производства, его специфики и особенностей. Одним из важнейших результатов пятилетки 1966— 1970 гг. явилось создание необходимой базы научно-ис­ следовательских и проектно-конструкторских организаций для проектирования АСУ.

Создание АСУ на всех уровнях требует больших ма­ териальных и трудовых затрат. По данным министерств и ведомств, для создания АСУ на промышленном пред­ приятии с численностью 5—10 тыс. работающих необ­ ходимо затратить не менее 450—500 тыс. руб. на проекти­ рование этой системы и 1,2—1,5 млн. руб.— на ее тех­ ническое оснащение. Опыт создания АСУ свидетельствует о том, что это исключительно сложный комплекс работ, затрагивающий вопросы совершенствования структуры управления, упорядочения информационных массивов, форм документооборота, нормативно-справочного хозяйст­ ва. Работы такого плана требуют изменения методов и форм управления, так как в АСУ широко используются

9С. А . Абдурахманов, Ю. П. Лапшин, Е. Г. Яковенко. Автома­ тизированные системы управления в народном хозяйстве СССР. М., изд-во «Экономика», 1972.

18


экономико-математические методы, совершенные техниче­ ские средства сбора, хранения и обработки информации.

В настоящее же время АСУ на предприятиях и в от­ раслях все еще имеют ограниченные возможности и ис­ пользуются пока недостаточно эффективно.

На тех предприятиях, где функционируют АСУП, со­ зданы массивы информационных данных по материаль­ ным, трудовым и энергетическим ресурсам, объем которых составляет 1,5—2,5 млн. и более перфокарт. Это дает воз­ можность вести расчеты текущих и перспективных пла­ нов, расчеты по оперативному управлению, решать за­ дачи реализации и сбыта, материально-технического снаб­ жения, комплектации и т. д.

В составе АСУ предприятиями этого периода решалось от 3 до 18 задач, относящихся к нормативному хозяй­ ству, технико-экономическому планированию, оперативно­ му управлению основным производством и бухгалтерско­ му учету. Необходимо также отметить, что разработка систем в этот период мало влияла на совершенствование структур управления предприятий, объединений и отрас­ лей — системы как бы приспосабливались к существую­ щим, иногда случайно сложившимся структурам и связям.

Дальнейшее развитие работ по информационному обе­ спечению, накоплению информационных данных, отра­ жающих все стороны процесса управления,— одно из су­ щественных условий успешного функционирования АСУ на всех уровнях и во всех звеньях народного хозяйства. К 1971 г. практически во всех отраслях народного хо­ зяйства был завершен большой комплекс работ общего­ сударственного значения по совершенствованию отдель­ ных звеньев организационной структуры управления, упо­ рядочению нормативно-справочного хозяйства, стандарти­ зации и унификации форм документооборота, объемов и потоков информации. Была проведена значительная рабо­ та по определению принципов типизации разработки АСУ путем создания конкретных проектов на основе типовых решений. Прошедшее пятилетие для АСУ большого числа предприятий, особенно для предприятий машиностроения, было периодом проверки на практике решения значитель­ ного числа задач управления путем создания таких под­ систем, как технико-экономическое планирование, опера­ тивное управление, материально-техническое снабжение, сбыт и другие.

Г л а в а в т о р а я

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТАМИ ПО СОЗДАНИЮ АСУП

Создание автоматизированных систем управления на предприятиях — важный фактор совершенствования со­ циалистического управления, новый этап построения си­ стемы оптимального планирования и управления народ­ ным хозяйством страны. Восьмая пятилетка заложила фундамент дальнейшего развития работ в этой области.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР, как уже указывалось, за последние годы приняли ряд постановлений, направленных на развитие научно-иссле­ довательских и опытных работ в области вычислитель­ ной техники, создание новых, более прогрессивных и вы­ сокопроизводительных электронных вычислительных ма­ шин, значительное расширение производства ЭВМ и ши­ рокое планомерное их использование во всех отраслях народного хозяйства.

Реализуя эти постановления, Госплан СССР, Государ­ ственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, министерства и ведомства СССР за последние годы осуществили ряд крупных мероприятий в области развития и внедрения автоматизированных систем управ­ ления различного назначения, и прежде всего автомати­ зированных систем управления промышленными пред­ приятиями.

Процесс внедрения вычислительной техники и эконо­ мико-математических методов постоянно развивался, и вслед за этим совершенствовались методы планирования и управления разработками АСУ в народном хозяйстве

СССР. К настоящее время план внедрения АСУ в про­ изводство — один из важнейших разделов плана научнотехнического прогресса.

20