Файл: Лифенцев, О. М. Крашение и печатание тканей путем синтеза пигментов на волокне.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пых красителей различного состава для крашения шерстяных и целлюлозных тканей и тканей из смеси целлюлозных и синтетиче­ ских волокон.

Упомянутыми выше способами не исчерпываются возможности крашения и печатания тканей путем синтеза пигментов на во­ локне. Известно значительное число реакций, позволяющих полу­ чать интенсивно окрашенные вещества в относительно мягких ус­ ловиях. Осуществление их на волокнах различного вида и иссле­ дование свойств образующихся при этом окрасок дело недалекого будущего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-технический прогресс всегда шел по пути использова­ ния более сложных, но и более эффективных орудий и способов производства. В этом отношении химическая технология волокни­ стых материалов не является исключением. За последние 25—30 лет в области подготовки, крашения, печатания и отделки тканей

произошел качественный скачок,

сущность которого заключается

в интенсификации и химизации

технологических процессов.

Плюсовочно-запарные способы крашения почти повсеместно вы­ теснили способы крашения из длинных ванн, что способствовало резкому увеличению производительности труда. Применение про­ дуктов, используемых при синтезе на волокне нерастворимых оксиазокрасителей и активных красителей, позволило значительно повысить общую скорость печатания тканей за счет полного устра­ нения протравных красителей, требовавших длительного запарива­ ния для фиксации. Кубовые, кубозолевые и активные красители все в больших объемах используются при крашении тканей вместо традиционных сернистых и прямых красителей. Практически в этот период произошло становление новой технологии заключительной отделки тканей, основанной на применении полифункциональных реакционноспособных органических соединений.

В последние годы интенсивно развиваются способы подготовки, крашения и отделки тканей с применением в качестве среды орга­ нических растворителей. Большой интерес представляют различ­ ного рода совмещенные способы обработки тканей, например, бе­ ление и крашение вискозных штапельных тканей, совмещение мер­ серизации и отварки, крашение и аппретирование и т. д. Все это оказалось возможным в результате того, что инженерно-техниче­ ские работники отделочных производств текстильной промышлен­ ности стали более эрудированными в области химии красителей и общей органической химии. Они перестали рассматривать систему прямоугольных коробок и запарных камер как традиционную, не­ зыблемую основу технологических процессов, они начали пони­ мать, что получение окраски на ткани является не искусством, а физико-химическим и химическим процессом, который подчиня­ ется объективным законам природы. В связи с этим следует отме­ тить, что психологический барьер перед химизацией отделочного производства еще существует, но он не является в настоящее

157


время такой неодолимой преградой, какой представлялся 10—15 лет назад.

Крашение и печатание тканей путем синтеза пигментов на во­ локне не является новым приемом в технологии отделочного про­ изводства. Новизна применения способов крашения и печатания, например, путем синтеза на волокне пигментов ароиленимидазолового ряда и фталоцианинов заключается в использовании неиз­ вестных ранее химических продуктов, и те трудности, которые мо­ гут встретиться при их широком производственном внедрении, не должны отличаться по своему характеру от явлений, сопровож­ дающих внедрение любого нового класса красящих веществ.

По классической технологии плюсовочно-запарной способ кра­ шения, например прямыми красителями, необходимо осуществить, по крайней мере, в три стадии: пропитывание ткани раствором красителя, фиксация красителя на волокне при запаривании и уда­ ление незафиксированного красителя путем промывки ткани водой и растворами поверхностно-активных веществ. В принципе эти же стадии имеют и процессы, основанные на синтезе пигментов, за исключением может быть того, что для «фиксации» красителя на волокне чаще используют способы высокотемпературной обработки сухой ткани, чем запаривание мокроотжатой. Разработанные не­ давно способы крашения целлюлозных тканей активными краси­ телями по схеме плюсование — сушка — термофиксация полностью устраняют различия в аппаратурном оформлении технологических процессов применения красящих веществ первой и второй групп.

Какое место займут в ближайшем будущем способы крашения и печатания путем синтеза пигментов па волокне? При равном качестве окрасок и одинаковом технологическом оформлении преи­ мущество принадлежит тому процессу, в котором применяются более дешевые химические продукты и красители. Часть всегда имеет меньшую стоимость, чем целое, поэтому использование по­ лупродуктов экономически более выгодно, чем применение готового красителя, полученного из этих же самых полупродуктов. Безус­ ловно, все красители получаются из соответствующих полупродук­ тов, но не все полупродукты можно перевести в красители на во­ локне, учитывая специфические особенности субстрата и техноло­ гических процессов современного отделочного производства. Отсю­ да становится ясным, что никогда не следует рассматривать способы колорирования тканей путем синтеза пигментов на волокне в ка­ честве антагониста существующих способов крашения и печатания.

В тех случаях, когда данный вид крашения или узорчатой рас­ цветки можно осуществить с помощью методов синтеза, им сле­ дует отдать предпочтение, поскольку это сопровождается высокой экономической эффективностью. Например, при крашении тканей путем синтеза на волокне кубового алого, 2Ж по двухстадийному способу экономия на химических материалах составляет 1 р. 12 к. на каждую тысячу метров обрабатываемой ткани по сравнению со суспензионным способом крашения тем же красителем. При кра­ шении ткани путем синтеза фталоцианина меди на волокне эконо-

158


мический эффект составляет на каждую тысячу метров

5 р. 30 к.

по сравнению со суспензионным

способом

крашения

кубовыми

красителями и 26-^29 рублей по

сравнению

с крашением актив­

ными красителями. Аналогичным образом при печатании тканей путем синтеза на волокне кубового алого 2Ж экономия на хими­ ческих материалах составляет 17 р. 17 к. на каждую тысячу мет­ ров по сравнению с ронгалитно-поташным способом применения указанного выше красителя. Замена только одной тонны порциона ярко-голубого H7GS фталоцианогеном голубым 43М дает эко­ номию 16,5 тыс. рублей, не считая прибыли за счет улучшения качества продукции и снижения затрат труда и воды на промывку напечатанных тканей. Прочное положение, которое занимают в тех­ нологии способы образования на волокне черного анилина и не­ растворимых оксиазокрасителей, в значительной мере обуслов­ лено низкой стоимостью исходных пигментообразующих компо­ нентов.

Способы, основанные на синтезе пигментов на волокне, имеют совершенно самостоятельное значение в тех случаях, когда качест­ венный результат процесса не может быть достигнут с помощью готовых форм красителей. Именно в этом и заключается одна из основных идей развития совмещенных способов синтеза н краше­ ния. В течение многих десятилетий солянокислый анилин приме­ няют для образования на волокне черной окраски, которая по своим свойствам превосходит окраски, получаемые с помощью красящих веществ других типов. Совершенно аналогичный случай мы имеем и при синтезе на волокне фталоцианина меди, а путем синтеза на волокне пигментов ароиленимидазолового ряда мы по­ лучаем единственную возможность крашения целлюлозных воло­ кон самароновыми красителями, обладающими исключительной ус­ тойчивостью к свету.

Поэтому, говоря о будущем способов колорирования путем син­ теза пигментов на волокне, следует помнить об указанных выше двух особенностях: более высокая экономическая эффективность при равном конечном результате и возможность получения ранее не достижимых показателей качества. В настоящее время еще очень трудно провести полный сопоставительный анализ с учетом всех достоинств и недостатков способов крашения и печатания пу­ тем синтеза пигментов на волокне, да и не в этом заключалась цель написания данной книги. Главное в том, что эти способы на­ чинают оформляться в самостоятельный раздел химической техно­ логии волокнистых материалов и мы пытались показать, что они имеют на это полное право.



УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

I . Виккерстафф Т. Физическая химия крашения. Перевод с английского под

редакцией П. В.

Морыганова. М., Гнзлегпром, 1956.

 

 

 

 

 

2.. Лифенцев

О. М., Мельников Б. Н. Крашение и печатание

тканей

посред­

ством синтеза пигментов на волокне. М., ЦНЙИТЭИлегпром,

1970.

 

 

3.

Мельников Б. Н., Кирилова М. Н. Крашение целлюлозных

материалов

пря­

мыми

красителями при температурах

выше 100° С , «Известия ВУЗ», серия

«Тех­

нология текстильной промышленности»,

1967, № 5, с. 97.

 

 

 

 

4.

Drijvers L. Canadian Text., 1953, 70, № 20, 57.

 

 

 

 

 

5.

Мельников Б. Н., Кирилова М. Н., Котова И. Б

Кинетика

процессов краше­

ния и факторы её определяющие. Труды Всесоюзной

Межвузовской научно-техни­

ческой

конференции по вопросам синтеза и применения

красителей.

Иваново,

1962, с. 101.

 

 

 

 

 

 

 

6.Мельников Б. Н., Морыганов П. В. Теория и практика интенсификации про­ цессов крашения. М., «Легкая индустрия», 1969.

7.Анг. патент № 804120 5.11.58.

8.Nuesele A. Amer. Dyes. Rep., 1964, 53, № 2, p. 26.

9.Леонова H. А., Мельников Б. Н., Березин Б. Д. Исследование термического способа крашения целлюлозных волокон активными красителями. «Известия ВУЗ»,

серия «Технология текстильной промышленности»,

1971, № 3, с. 93.

 

 

10. Батьков А. И., Мигачева И. Б. Термофиксация красителей взамен

обра­

ботки в восстановительном зрельнике. Научно-исследовательские

труды

ИвНИТИ,

т. 30, 1971, с. 211.

 

 

 

 

I I . Лифенцев О. М., Степанов А. С. Способ

колорирования

тканей

с исполь­

зованием основания пигмента голубого фталоцианинового 43М. «Текстильная

про­

мышленность», 1968, № 6, с. 62.

 

 

 

 

12. Мельников Б. Н., Морыганов П. В. Теория

и технология новых непрерывно-

поточных методов крашения волокон из природных и синтетических полимеров. Доклады V I I Международного конгресса колористов, Москва, 1968.

13.Odajima К. J. Soc. Dyers Col., 1959, 75, № 5, p. 255.

14.Степанов Б. И. Введение в химию н технологию органических красителей. М., «Химия», 1971.

15.Мельников Б. Н., Красовицкий Б. Ш., Морыганов П. В. О связи между строением ряда прямых красителей, размером частиц их в растворе и скоростью диффузии в целлюлозных волокнах. «Известия ВУЗ», серия «Технология текстиль­ ной промышленности», 1960, № 1, с. 111.

 

16.

Мельников Б. Н.,

Красовицкий Б. М., Морыганов

П. В., Захарова Т. Д.

О

связи

между

строением

азокрасителей — производных

окса- и тиодиазолов—

и

скоростью

их

диффузии

в медно-аммиачном волокне. «Известия ВУЗ», серия

«Технология

текстильной промышленности», 1960, № 6, с. 120.

17.Андросов В. Ф., Фель В. С. Крашение синтетических волокон. М., Гизлегпром, 1965.

18.Ариент й. Ароилеиимидазольные красители. «Успехи химии», 1965, том 34, вып. 11, с. 1908.

19. Lubs Н. The Chemistry of Synthetic Dyes and Pigments. N. Y., 1955,

p.475.

20.Oda Rehey. Dyestuffs and Chemicals, 1967, 12, № 7, 261.

21.Никольский H. А. Сырой антрацен каменноугольной смолы и методы его переработки. Харьков, ГОНТИ, 1938.

22.Дашевский М. М. Аценафтен. М., «Знание», 1966.

160