Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
следовательно, каждая полуволна кривой 2 соответствует 2 мм. Полученная осциллограмма, а также выполненные расчеты показывают, что устройство может контролировать объем сни маемой стружки при глубине резания до 3 мм. Эта величина охватывает большинство существующих нормативов по режи мам резания для жаропрочных сплавов и труднообрабатывае мых металлов.
3. Логическое устройство
Логическое устройство предназначено для реверсирования сер водвигателя экстремального регулятора после прохождения рабочей точкой максимального (минимального) значения кри
з и с . 63. Структурная схема экстре |
Рис. |
64. Принципиальная схе |
|
мальной системы |
ма |
логического |
устройства |
|
для |
систем с безынерционный |
|
|
объектом регулирования |
терпя оптимальности, либо при удалении рабочей точки от экстремума. Вариант использования логического устройства показан на рис. 63. Сигнал с объекта регулирования ОР, про порциональный показателю качества <р, с помощью датчика Д подается на вход следящей приборной системы СПС. Фазо чувствительная схема совпадения ФЧС определяет знак ошибки слежения СПС — sign[cp(/)—ф(/0)] и посылает командный сиг нал на логическое устройство ЛУ. На второй вход логического
устройства ЛУ поступает сигнал sign-^- , учитывающий знак
dt
управляющего воздействия р исполнительного устройства ИУ. Логическое устройство обеспечивает такое направление движе ния исполнительного устройства ИУ, прй котором показатель качества <р стремится к экстремальному значению. Простейшим примером логического устройства, реализующего независимый поиск, может служить схема (рис. 64), состоящая из двух двухпозиционных реле 1РП, 2РГ1 и реверсивного серводвига
теля СД [41]. Схема работает следующим образом. Е с л и О ,
141
то якорь |
реле 1РП притянут вверх, |
а если |
<0, то |
якорь |
|
притянут |
вниз. Если |
>0, то при |
притянутом вверх |
якоре |
|
реле 1РП якорь реле 2РП притянут |
вверх, а |
если -^ - < 0 , то |
|||
|
|
|
|
dt |
|
якорь реле 2РП притянут вниз. Если якорь реле 1РП притянут
вниз, то картина будет обратной. При dt > 0 и dt > 0 оба якоря притянуты вверх, двигатель СД работает не реверсируясь,
обеспечивая |
приращение показателя эффективности ср. При |
ди >0, а dt |
< 0 якорь реле 2РП переместится вниз и произой |
дет реверс. В результате реверса производные изменят знаки,
станет больше нуля, а — меньше нуля. Якорь реле 1РП
переместится вниз, а якорь реле 2РП будет продолжать оста-
dw
ваться в нижнем положении до тех пор, пока — не изменит
знака после прохождения рабочей точкой экстремума. Как только это произойдет, якорь реле 2РП переместится вверх и будет осуществлен реверс, после чего переместится вверх и якорь, реле 1РП. Затем работа схемы будет протекать анало гично описанной. Рассмотренная логическая схема применима для систем с безынерционным объемом регулирования.
Для инерционного объекта регулирования, каковым является металлорежущий станок, логическое устройство несколько слож нее. На рис. 65 показана принципиальная схема логического устройства, состоящая из элемента логического действия и ре версивного элемента. При изменении критерия оптимальности сигнум-реле замкнет один из своих контактов РПБ или РИМ. В зависимости от того, какой из реверсивных пускателей В или Н был включен перед этим, поляризованное двухпозиционное реле РП включает реле РВ или PH. Если замкнулся контакт РПБ, а перед этим был включен контакт РВ, то напряжение поступает на катушку пускателя В, который срабатывает и включает серводвигатель в сторону увеличения критерия опти мальности. Это происходит до тех пор, пока система не достиг нет экстремума, после чего критерий оптимальности начнет уменьшаться. Контакт сигнум-реле РПБ размыкается, контакт РПМ •— замыкается. Происходит реверс серводвигателя, пус катель В отключается, пускатель Н включается. Питание полу чает реле задержки РЗ и замыкает свой контакт РЗ в цепи пускателей В и Н.
С выдержкой времени включается реле РП, обесточивая катушку реле РВ и подавая напряжение на катушку реле PH. При этом пускатель И продолжает оставаться включенным, а реле задержки РЗ теряет питание и начинает отсчет времени.
142
Выдержка времени реле РЗ должна быть на 5—15% больше времени задержки системы, связанной с выбором люфтов и инерционностью звеньев. Если по окончании выдержки времени реле РЗ сигнум-реле произвело переключения, разомкнув кон такт РПМ и замкнув контакт РПБ, то, следовательно, критерий оптимальности увеличивается, и пускатель Н продолжает оста ваться включенным, управляя серводвигателем. Если же кон
такт сигнум-реле РПМ |
не |
отключился, |
|
|
|
|
|
|
||||||
значит |
критерий оптимальности |
умень |
+ |
|
|
|
|
0 |
||||||
шается |
при |
данном |
выбранном |
направ |
<р |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Н |
РВ |
КП |
|||||||||
лении движения серводвигателя |
и после |
|
|
|
|
^ 1 |
РПБ |
|||||||
размыкания контакта РЗ происходит ре |
1* |
г |
|
PH |
||||||||||
|
.—-"А— |
|||||||||||||
|
|
|||||||||||||
верс. Далее |
цикл |
повторяется. |
Диоды |
РЛГи Ь» z Рв |
РПМ |
|||||||||
1Д и 2Д служат для гашения электро |
2л\й |
Р |
> |
II |
|
|||||||||
магнитной |
энергии |
пускателей |
В |
и Н |
_ П А |
|
в |
PH |
|
|||||
при отключении последних и предотвра |
и |
|
|
П1 |
|
|||||||||
__ГЕ *__________JLP |
|
|||||||||||||
щают ложные срабатывания поляризо |
|
|||||||||||||
ванного |
реле РП. |
|
серводвигателя |
|
|
|
|
|
|
|||||
Частота |
вращения |
п РЗ- |
|
н |
|
|||||||||
может |
быть |
выбрана |
столь |
малой, |
что |
рн |
|
|||||||
при выходе |
системы |
на экстремум |
реле |
С2 |
|
Т+ |
II |
|
||||||
|
РВ |
в |
|
|||||||||||
РПБ отключится, рабочая точка оста |
|
|
||||||||||||
l h iH |
|
-н- |
11 |
|
||||||||||
нется на |
экстремуме |
в пределах |
зоны |
Рис. |
65. |
Принципиаль |
||||||||
нечувствительности |
сигнум-реле, |
и |
кон |
|||||||||||
такт РПМ не замкнется. В этом случае |
ная |
схема |
логического |
|||||||||||
устройства |
для |
систем |
||||||||||||
возможен |
скользящий |
режим |
работы. |
с |
инерционным |
объек |
||||||||
При выходе рабочей точки на правую |
том регулирования |
|
||||||||||||
ветвь |
экстремальной |
характеристики |
|
|
|
|
|
|
включается контакт РПМ и возможна работа в режиме автоко лебаний. Сказанное верно для того случая, когда командным аппаратом сигнум-реле являются два реле, либо одно трехпози ционное поляризованное реле (например, РП-5). Для повышения помехоустойчивости системы применен периодизатор, контакт которого КП' шунтирует один из контактов сигнум-реле, если серводвигатель не включается в течение заданной выдержки времени. Если в качестве командного реле применено двухпо зиционное поляризованное реле, то периодизатор не требуется,
исистема работает в режиме незатухающих автоколебаний. Логические устройства, применяющиеся в освоенных про
мышленностью экстремальных регуляторах, например, ЭЭР-1, ЭРА-1, ЭРБ и др., описаны в книге [18].
Г л а в а V
Регулируемые электроприводы металлорежущих станков
1. Принципы построения автоматизированных электроприводов
Развитие работ в области оптимизации режимов резания тре бует применения быстродействующих элементов для наиболее точного воспроизведения управляющих сигналов и, в частности, быстродействующего автоматизированного электропривода. Электропривод для систем оптимизации режимов резания дол жен с одной стороны обладать высоким быстродействием для отработки управляющего воздействия, вырабатываемого систе мой оптимизации, и с другой — обеспечивать стабильную работу привода при изменении нагрузки.
Эти требования обусловливают переход к практически безынерционным системам электропривода, построенным на управляемых вентилях-тиристорах. По принципу построения такие электроприводы представляют собой замкнутую систему управления источником питания двигателя (рис. 66). Принцип действия такой системы состоит в том, что на входе источника питания сравниваются два напряжения: задающее, определяю щее уровень э. д. с. Ет а следовательно, скорость двигателя, и напряжение тахогенератора, определяющее сигнал обратной связи. Приложение нагрузки приводит к уменьшению э. д. с. двигателя в связи с появлением падения напряжения от проте кания тока / по якорной цепи Ro. Таким образом, работу систе мы в стационарном режиме можно описать следующей систе мой уравнений:
F — п? — F = ь г0;
kTrсо = £/тг, |
(48) |
где Еа, Еп— э. д. с. источника питания и двигателя; со — угловая скорость двигателя; k0— конструктивный коэффициент двига теля; kn— коэффициент усиления источника питания; &тг— кон структивный коэффициент тахогенератора.
Рещая систему уравнений (48) относительно скорости, по лучим уравнение статической характеристики системы, связы-
144
Увающее скорость двигателя, его ток (нагрузку) |
и задающее |
|
напряжение: |
|
|
(О 1 ^зад^п |
Ш0 |
(49) |
, , &тг |
- |
|
1+ — |
кп |
|
При отсутствии обратной связи -по скорости с изменением тока скорость изменяется на величину, пропорциональную па дению напряжения IR0. Если обратная связь включена, то влия
ние падения напряжения уменьшается в^1 -f- РазОче
видно, чем выше коэффициент усиления источника питания ka,
тем меньшим |
будет перепад |
|
|
||
скорости при изменении на |
|
|
|||
грузки в определенных пре |
|
|
|||
делах. Для удобства наст |
|
|
|||
ройки системы на тот или |
|
|
|||
иной режим |
задающее |
на |
|
|
|
пряжение и напряжение та- |
|
|
|||
хогенератора |
подаются |
не |
|
|
|
непосредственно на вход ис |
|
|
|||
точника |
питания двигателя, |
Рис. |
66. Структурная схема элек |
||
а через |
потенциометры, |
на |
тропривода |
||
пример, по схеме рис. 67. |
|
|
потенциометра задающего |
||
Если |
обозначить коэффициент |
ПЗ через а3, а коэффициент потенциометра обратной связи ПС
через ас, то второе уравнение системы (48) |
принимает |
вид |
(Я-з^зад ^с^тг) = |
|
(^9) |
Следовательно, изменится уравнение (49). Обозначим |
для |
|
упрощения отношение —— через кй и ток через |
момент двига- |
|
К |
|
|
теля, полагая поток возбуждения двигателя постоянным. Тогда с учетом выражения (50) уравнение статической характеристики определяется соотношением
|
|
°з^зад^п |
Шо |
|
|
_ 1_ |
Ь |
|
|
со = |
|
Км |
(51) |
|
/ге |
1 + ackckn |
|||
где |
М — момент, |
развиваемый двигателем; |
kM— конструктив |
ный коэффициент двигателя. Изменяя положение движков по тенциометров ПЗ и ПС, можно в широких пределах изменять скорость и перепад скорости при изменении нагрузки. Семейство статических характеристик электропривода может быть охарак теризовано рядом параметров. Чтобы получить представление о них, обратимся к рис. 68.
Каждый производственный механизм характеризуется на грузкой холостого хода, представляющей собой зависимость
1/2" 6 Зак. 1017 |
145 |