Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следовательно, каждая полуволна кривой 2 соответствует 2 мм. Полученная осциллограмма, а также выполненные расчеты показывают, что устройство может контролировать объем сни­ маемой стружки при глубине резания до 3 мм. Эта величина охватывает большинство существующих нормативов по режи­ мам резания для жаропрочных сплавов и труднообрабатывае­ мых металлов.

3. Логическое устройство

Логическое устройство предназначено для реверсирования сер­ водвигателя экстремального регулятора после прохождения рабочей точкой максимального (минимального) значения кри­

з и с . 63. Структурная схема экстре­

Рис.

64. Принципиальная схе­

мальной системы

ма

логического

устройства

 

для

систем с безынерционный

 

объектом регулирования

терпя оптимальности, либо при удалении рабочей точки от экстремума. Вариант использования логического устройства показан на рис. 63. Сигнал с объекта регулирования ОР, про­ порциональный показателю качества <р, с помощью датчика Д подается на вход следящей приборной системы СПС. Фазо­ чувствительная схема совпадения ФЧС определяет знак ошибки слежения СПС — sign[cp(/)—ф(/0)] и посылает командный сиг­ нал на логическое устройство ЛУ. На второй вход логического

устройства ЛУ поступает сигнал sign-^- , учитывающий знак

dt

управляющего воздействия р исполнительного устройства ИУ. Логическое устройство обеспечивает такое направление движе­ ния исполнительного устройства ИУ, прй котором показатель качества <р стремится к экстремальному значению. Простейшим примером логического устройства, реализующего независимый поиск, может служить схема (рис. 64), состоящая из двух двухпозиционных реле 1РП, 2РГ1 и реверсивного серводвига­

теля СД [41]. Схема работает следующим образом. Е с л и О ,

141


то якорь

реле 1РП притянут вверх,

а если

<0, то

якорь

притянут

вниз. Если

>0, то при

притянутом вверх

якоре

реле 1РП якорь реле 2РП притянут

вверх, а

если -^ - < 0 , то

 

 

 

 

dt

 

якорь реле 2РП притянут вниз. Если якорь реле 1РП притянут

вниз, то картина будет обратной. При dt > 0 и dt > 0 оба якоря притянуты вверх, двигатель СД работает не реверсируясь,

обеспечивая

приращение показателя эффективности ср. При

ди >0, а dt

< 0 якорь реле 2РП переместится вниз и произой­

дет реверс. В результате реверса производные изменят знаки,

станет больше нуля, а — меньше нуля. Якорь реле 1РП

переместится вниз, а якорь реле 2РП будет продолжать оста-

dw

ваться в нижнем положении до тех пор, пока — не изменит

знака после прохождения рабочей точкой экстремума. Как только это произойдет, якорь реле 2РП переместится вверх и будет осуществлен реверс, после чего переместится вверх и якорь, реле 1РП. Затем работа схемы будет протекать анало­ гично описанной. Рассмотренная логическая схема применима для систем с безынерционным объемом регулирования.

Для инерционного объекта регулирования, каковым является металлорежущий станок, логическое устройство несколько слож­ нее. На рис. 65 показана принципиальная схема логического устройства, состоящая из элемента логического действия и ре­ версивного элемента. При изменении критерия оптимальности сигнум-реле замкнет один из своих контактов РПБ или РИМ. В зависимости от того, какой из реверсивных пускателей В или Н был включен перед этим, поляризованное двухпозиционное реле РП включает реле РВ или PH. Если замкнулся контакт РПБ, а перед этим был включен контакт РВ, то напряжение поступает на катушку пускателя В, который срабатывает и включает серводвигатель в сторону увеличения критерия опти­ мальности. Это происходит до тех пор, пока система не достиг­ нет экстремума, после чего критерий оптимальности начнет уменьшаться. Контакт сигнум-реле РПБ размыкается, контакт РПМ •— замыкается. Происходит реверс серводвигателя, пус­ катель В отключается, пускатель Н включается. Питание полу­ чает реле задержки РЗ и замыкает свой контакт РЗ в цепи пускателей В и Н.

С выдержкой времени включается реле РП, обесточивая катушку реле РВ и подавая напряжение на катушку реле PH. При этом пускатель И продолжает оставаться включенным, а реле задержки РЗ теряет питание и начинает отсчет времени.

142


Выдержка времени реле РЗ должна быть на 5—15% больше времени задержки системы, связанной с выбором люфтов и инерционностью звеньев. Если по окончании выдержки времени реле РЗ сигнум-реле произвело переключения, разомкнув кон­ такт РПМ и замкнув контакт РПБ, то, следовательно, критерий оптимальности увеличивается, и пускатель Н продолжает оста­ ваться включенным, управляя серводвигателем. Если же кон­

такт сигнум-реле РПМ

не

отключился,

 

 

 

 

 

 

значит

критерий оптимальности

умень­

+

 

 

 

 

0

шается

при

данном

выбранном

направ­

 

 

 

 

 

 

 

Н

РВ

КП

лении движения серводвигателя

и после

 

 

 

 

^ 1

РПБ

размыкания контакта РЗ происходит ре­

1*

г

 

PH

 

.—-"А—

 

 

верс. Далее

цикл

повторяется.

Диоды

РЛГи Ь» z Рв

РПМ

и служат для гашения электро­

2л\й

Р

>

II

 

магнитной

энергии

пускателей

В

и Н

_ П А

 

в

PH

 

при отключении последних и предотвра­

и

 

 

П1

 

__ГЕ *__________JLP

 

щают ложные срабатывания поляризо­

 

ванного

реле РП.

 

серводвигателя

 

 

 

 

 

 

Частота

вращения

п РЗ-

 

н

 

может

быть

выбрана

столь

малой,

что

рн

 

при выходе

системы

на экстремум

реле

С2

 

Т+

II

 

 

РВ

в

 

РПБ отключится, рабочая точка оста­

 

 

l h iH

 

-н-

11

 

нется на

экстремуме

в пределах

зоны

Рис.

65.

Принципиаль­

нечувствительности

сигнум-реле,

и

кон­

такт РПМ не замкнется. В этом случае

ная

схема

логического

устройства

для

систем

возможен

скользящий

режим

работы.

с

инерционным

объек­

При выходе рабочей точки на правую

том регулирования

 

ветвь

экстремальной

характеристики

 

 

 

 

 

 

включается контакт РПМ и возможна работа в режиме автоко­ лебаний. Сказанное верно для того случая, когда командным аппаратом сигнум-реле являются два реле, либо одно трехпози­ ционное поляризованное реле (например, РП-5). Для повышения помехоустойчивости системы применен периодизатор, контакт которого КП' шунтирует один из контактов сигнум-реле, если серводвигатель не включается в течение заданной выдержки времени. Если в качестве командного реле применено двухпо­ зиционное поляризованное реле, то периодизатор не требуется,

исистема работает в режиме незатухающих автоколебаний. Логические устройства, применяющиеся в освоенных про­

мышленностью экстремальных регуляторах, например, ЭЭР-1, ЭРА-1, ЭРБ и др., описаны в книге [18].


Г л а в а V

Регулируемые электроприводы металлорежущих станков

1. Принципы построения автоматизированных электроприводов

Развитие работ в области оптимизации режимов резания тре­ бует применения быстродействующих элементов для наиболее точного воспроизведения управляющих сигналов и, в частности, быстродействующего автоматизированного электропривода. Электропривод для систем оптимизации режимов резания дол­ жен с одной стороны обладать высоким быстродействием для отработки управляющего воздействия, вырабатываемого систе­ мой оптимизации, и с другой — обеспечивать стабильную работу привода при изменении нагрузки.

Эти требования обусловливают переход к практически безынерционным системам электропривода, построенным на управляемых вентилях-тиристорах. По принципу построения такие электроприводы представляют собой замкнутую систему управления источником питания двигателя (рис. 66). Принцип действия такой системы состоит в том, что на входе источника питания сравниваются два напряжения: задающее, определяю­ щее уровень э. д. с. Ет а следовательно, скорость двигателя, и напряжение тахогенератора, определяющее сигнал обратной связи. Приложение нагрузки приводит к уменьшению э. д. с. двигателя в связи с появлением падения напряжения от проте­ кания тока / по якорной цепи Ro. Таким образом, работу систе­ мы в стационарном режиме можно описать следующей систе­ мой уравнений:

F п? — F = ь г0;

kTrсо = £/тг,

(48)

где Еа, Еп— э. д. с. источника питания и двигателя; со — угловая скорость двигателя; k0— конструктивный коэффициент двига­ теля; kn— коэффициент усиления источника питания; &тг— кон­ структивный коэффициент тахогенератора.

Рещая систему уравнений (48) относительно скорости, по­ лучим уравнение статической характеристики системы, связы-

144

Увающее скорость двигателя, его ток (нагрузку)

и задающее

напряжение:

 

 

1 ^зад^п

Ш0

(49)

, , &тг

-

 

1+ —

кп

 

При отсутствии обратной связи -по скорости с изменением тока скорость изменяется на величину, пропорциональную па­ дению напряжения IR0. Если обратная связь включена, то влия­

ние падения напряжения уменьшается в^1 -f- РазОче­

видно, чем выше коэффициент усиления источника питания ka,

тем меньшим

будет перепад

 

 

скорости при изменении на­

 

 

грузки в определенных пре­

 

 

делах. Для удобства наст­

 

 

ройки системы на тот или

 

 

иной режим

задающее

на­

 

 

пряжение и напряжение та-

 

 

хогенератора

подаются

не

 

 

непосредственно на вход ис­

 

 

точника

питания двигателя,

Рис.

66. Структурная схема элек­

а через

потенциометры,

на­

тропривода

пример, по схеме рис. 67.

 

 

потенциометра задающего

Если

обозначить коэффициент

ПЗ через а3, а коэффициент потенциометра обратной связи ПС

через ас, то второе уравнение системы (48)

принимает

вид

(Я-з^зад ^с^тг) =

 

(^9)

Следовательно, изменится уравнение (49). Обозначим

для

упрощения отношение —— через кй и ток через

момент двига-

К

 

 

теля, полагая поток возбуждения двигателя постоянным. Тогда с учетом выражения (50) уравнение статической характеристики определяется соотношением

 

 

°з^зад^п

Шо

 

 

_ 1_

Ь

 

со =

 

Км

(51)

/ге

1 + ackckn

где

М — момент,

развиваемый двигателем;

kM— конструктив­

ный коэффициент двигателя. Изменяя положение движков по­ тенциометров ПЗ и ПС, можно в широких пределах изменять скорость и перепад скорости при изменении нагрузки. Семейство статических характеристик электропривода может быть охарак­ теризовано рядом параметров. Чтобы получить представление о них, обратимся к рис. 68.

Каждый производственный механизм характеризуется на­ грузкой холостого хода, представляющей собой зависимость

1/2" 6 Зак. 1017

145