Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
мость а3(1геы). Так как деление в этом случае осуществляется на постоянную величину, то нет надобности в блоке деления.
Коэффициент а3 получается в виде произведения Т/задг —— ,т. е.
|
о зад |
введением масштаба |
в ординату зависимости Дзадг(&ем), |
|
' зад |
которая при этом приводится к зависимости а3(йеш). Эту же задачу можно решить без лерекоммутации исходной модели.
Для |
этого |
на |
вход подается |
фиксированная |
величина |
^е%1,о |
|
Если |
ас> 1, |
то |
необходимо уменьшить задающее |
|
Dt |
||
напряжение |
|||||||
на входе 3 сумматора 2. Отношение нового |
значения |
(Л,адг к |
|||||
исходному дает величину ая. |
простейшая |
модель |
позволяет |
||||
Как видно из изложенного, |
выполнить расчет с учетом нелинейных характеристик с мини мальной затратой времени. По описанному выше принципу строят схемы всех современных тиристорных электроприводов.
2. Типовые тиристорные электроприводы
В течение последних лет непрерывно расширяется внедрение в металлорежущие станки регулируемых электроприводов по стоянного тока с тиристорными преобразователями. Они дол жны полностью заменить в станках электроприводы с электромашинными и магнитными усилителями мощностью более 1,5 кВт. Тиристорные преобразователи, предназначенные для питания цепей якоря и возбуждения регулируемых привоюв, разработаны рядом электротехнических институтов (ЧЭТНИИ, СибНИЭТИ, ВНИИЭлектроаппарат) и организаций станкоин струментальной промышленности (ЭНИМС, ОКБС, УкрНИИСИП).
Тиристорные преобразователи серий ПТО, ПТТ, ПТТР и комплектные тиристорные электроприводы серий ПТЗ, ПТЗР, ЭТШ, ЭТШР можно применять с двигателями постоянного тока мощностью от 0,18 до 250 кВт для главных приводов и приводов подач карусельных, токарных, фрезерных, строгальных, шлифо вальных и других станков; они обеспечивают изменение ско рости в диапазоне 1 : (2004-2000).
Для некоторых гамм станков шлифовальной группы регу лирование режимов резания должно осуществляться изменением скорости высокоскоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Разработка асинхронных электро приводов с тиристорными преобразователями частоты прово дится в МЭИ, ЛИТМО, ЭНИМС, ВНИИЭМ и других организа циях. Выпускаемые в настоящее время тиристорные преобразо
ватели частоты |
ТПЧ-15 |
— ТПЧ-100 обеспечивают диапазон |
изменения скорости 12:1 |
при постоянном значении статического |
|
момента по валу |
двигателя и рассчитаны на мощность от 15 |
6 151
до 100 кВт. Ниже рассмотрены некоторые типовые исполнения серийных комплектных регулируемых тиристорных электропри водов, на базе которых могут быть построены системы автома тического управления режимами резания.
Привод серии ПТЗ (привод тиристорный трехфазный) вы полнен по системе тиристорный преобразователь—двигатель (ТП—Д) и представляет собой комплектный нереверсивный
Рис. 71. Принципиальная схема тиристорного привода ПТЗ
электропривод постоянного тока. В комплект привода входят силовой трансформатор, управляемый тиристорный преобразова тель, электродвигатель и задатчик скорости.
Преобразователь (рис. 71) состоит из шести лавинных тири сторов и импульсной системы фазового вертикального управ ления, собранной в блоках БУ1 и БУ2. В систему управления преобразователем входят промежуточный транзисторный усили тель УПТ, охваченный стабилизирующим интегродифферендирующим контуром; блок пилообразных напряжений £/7/7; блок токоограничения БТО\ блок питания БП. В приводах приме няют двигатели серии ПБСТ, разработанной . ВНИИЭМ для станкостроения. Закрытое необдуваемое исполнение двигателей этой серии обеспечивает одинаковые условия охлаждения неза висимо от скорости вращения, что позволяет полностью исполь
152
зовать двигатель по нагреву на низких скоростях. Двигатели имеют меньшие моменты инерции, меньшие сопротивления и индуктивности якорных цепей по сравнению с двигателями тех же габаритов и мощностей серии П. Встроенное исполнение тахогеператора ТГ значительно повышает надежность работы привода. Привод имеет замкнутую систему автоматического управления с отрицательной обратной связью (ОС) по скорости и току. Управление скоростью двигателя осуществляется изме нением подводимого к его якорю напряжения. Торможение ди намическое.
Приводы ПТЗ обеспечивают в диапазоне регулирования до 200 поддержание скорости с точностью 5% при изменении нагрузки от холостого хода до номинального значения и при колебаниях напряжения сети до ±10%- Принцип управления приводом [37] заключается в том, что задающее напряжение алгебраически суммируется с напряжением ОС и подается на вход промежуточного усилителя УПТ. Сигнал с выхода усили теля поступает на вход системы управления (БУ1, БУ2), где, складываясь с сигналом блока пилообразных напряжений (БПН), фиксирует угол отпирания тиристора и, следовательно, величину среднего значения выпрямленного напряжения, под водимого к двигателю. Привод при коротких замыканиях и пе регрузках отключается автоматическим выключателем с ком бинированным расцепителем.
Управление тиристорами осуществляется от двух блоков управления (БУ1 и БУ2), каждый из которых содержит гри идентичные системы управления углом отпирания тиристоров катодной или анодной группы. Каждая система управления (рис. 72, а) состоит из трех узлов: фазосдвигающего устройства
с |
формирователем |
(транзистор |
ПТ1), усилителя (транзистор |
|
ПТ2) и генератора |
импульсов |
(составной |
трансформатор ПТЗ |
|
и |
ПТ4), выполненного по схеме ждущего |
блокинг-генератора |
||
с |
трансформаторной |
положительной обратной связью. |
Для повышения коэффициента усиления с целью уменьшения разброса по фазе блоков управления тиристорами между фазо сдвигающим устройством и генератором импульсов включен усилитель на транзисторе ПТ2 по схеме с общим эмиттером. Фазосдвигающее устройство работает по вертикальному прин ципу. На входе транзистора ПТ1 суммируются: напряжение пилообразной формы, поступающее с блока БПН, и постоянное управляющее напряжение. Транзисторы ПТ1 и ПТ2 работают в ключевом режиме. Коллекторное напряжение прямоугольной формы транзистора ПТ2 дифференцируется емкостью С1, отри цательный импульс запускает ждущий блокинг-генератор, а положительный импульс срезается диодом Д4. Для предотвра щения срабатывания блокинг-генератора от коротких ложных импульсов в цепи база—коллектор транзистора ПТЗ, установлен конденсатор С2, снижающий чувствительность блокинг-генсра-
153
тора к коротким сигналам. Управляющий импульс снимается с обмотки wз трансформатора Тр и через диод Д8 подается на управляющий электрод тиристора 77 (см. рис. 71). Разрядная цепь R3—Д5 служит для снижения перенапряжений, возникаю щих при резком изменении тока в обмотке Wi.
В трехфазной мостовой схеме одновременно работают два тиристора: один — в анодной, другой — в катодной группе, для
Рис. 72. Блоки управления приводом:
<i блок управления тиристором; б — блок пилообразных напряжений: в — блок усили теля; г — блок токоограничения
чего необходимо подать два отпирающих импульса, сдвинутых относительно друг друга на 60 электрических градусов. Система получения двух импульсов представляет собой логическую схему сложения на двух диодах Д6 и Д7. Через диод Д6 на базу выходного транзистора ПТЗ подается импульс с формирователя фазы данного блока управления, а через диод Д7 — импульс с другого блока управления, отстающий от первого на 60 элек трических градусов.
Блок пилообразных напряжений (рис. 72, б) выполнен на трех одинаковых трансформаторах 1Тр, 2Тр, 37р, каждый из которых имеет одну первичную и шесть вторичных обмоток. Пилообразное напряжение получается в результате сложения трех вторичных напряжений трансформаторов, что достигается соответствующим, включением их обмоток.
154
Промежуточный усилитель (рис. 72, в) выполнен по ба лансной схеме на кремниевых транзисторах МП 106 и П304 и состоит из трех каскадов. Первый и второй каскады (транзисто-. ры ПТ5, ПТ7, ПТ6 и ПТ8) выполнены по схеме с общим эмиттером, обеспечивающей наибольшее усиление по мощности. Выходной каскад (транзисторы ПТ9, Г1Т11, ПТ10, ПТ12) также выполнен по схеме с общим эмиттером на составных транзи сторах. Стабилитроны СТ1 и СТ2, включенные на входе усили теля, предназначены для защиты транзисторов первого каскада от перенапряжений, которые могут возникнуть при пуске, тор можении и резком изменении нагрузки привода. На второй вход усилителя (база транзисторов ПТ9 и ПТ 11) сигнал по ступает только при превышении током двигателя уставки тока блока токоограничения. Сигнал токоограничения имеет такую полярность и величину, при которой напряжение на выходе промежуточного усилителя соответствует запиранию тиристороз.
.Для обеспечения устойчивости привода и удовлетворительного протекания переходных процессов усилитель охвачен интегродифференцирующим звеном.
Блок токоограничения БТО (рис. 72, г) предназначен для защиты тиристорного преобразователя от перегрузок. Он со стоит из трех трансформаторов тока, включенных в силовую цепь. Вторичные обмотки трансформаторов нагружены сопро тивлениями R1—R3. Напряжение, пропорциональное току си ловой цепи, выпрямляется диодами Д1—Д6, а его пульсация сглаживается конденсатором С4. Часть выпрямленного напря жения снимается с потенциометра R5 и с сопротивления R4 и подается на вход второго каскада промежуточного усилителя. 'Ограничение силы тока осуществляется стабилитроном СТЗ, величина силы тока регулируется потенциометром R5. Напря жение на блоки управления, промежуточный усилитель и задат
чик скорости |
подается от |
блока питания |
БП (см. |
рис. 71), |
собранного по |
трехфазным |
мостовым выпрямительным схемам |
||
с емкостными |
фильтрами. |
Напряжение для |
питания |
задатчика |
•скорости стабилизируется кремниевым стабилитроном. Напря жения на выходе блока питания равны: 24, 36, 230 В.
Релейно-контакторная аппаратура служит для подачи команд на пуск, остановку и ускоренный ход электропривода. При нажатии на кнопку КП (см. рис. 71) получает питание реле К и замыкает свой контакт в цепи пускового реле П. Теряет питание контактор Т, отключая сопротивление динамического торможения 7?т от якоря двигателя. Одновременно через кон такты П подается питание на блоки управления и задатчик скорости. При резком уменьшении задающего напряжения раз ность (U3—Uо.с) становится отрицательной, срабатывает поля ризованное реле РП, установленное в цепи задатчика скорости. Контакты РП замыкают цепь питания реле торможения РТ и 'последнее включает тормозной контактор Т. Контакты Т под
155
ключают сопротивление динамического торможения RT к якорю двигателя,- одновременно разрывая цепь питания пускового реле П.
Для ускоренного хода двигателя необходимо нажать на толчковую кнопку КУ. При этом получает питание реле У, его контакты, шунтирующие сопротивления 2R и 3R, размыкаются, уменьшается сила тока в цепях обмоток возбуждения двигателя
91 92 93 |
9! 92 93 Л |
В |
С |
91 92 |
Рис. 73. Принципиальная схема реверсивного тиристорного привода ПТЗР
и тахогенератора, что приводит к увеличению частоты враще ния двигателя. При нажатии на кнопку КС теряет питание реле К, замыкая цепь питания тормозного контактора Т и раз рывая цепь питания пускового реле П. Блоки управления и за датчик скорости отключаются от блока питания, а якорь замы кается на сопротивление динамического торможения ДтПри воды серии ПТЗ обеспечивают диапазон изменения скорости 1: 200, их выпускают на мошности 1,15—11,3 кВт.
Изменение скорости электродвигателя в диапазоне 1:2000 обеспечивается комплектным регулируемым приводом ПТЗР [37]. Приводы этой серии выпускают в реверсивном исполнении (рис. 73) и для упрощения тиристорного преобразователя и уменьшения числа тиристоров построены на базе двухкомплект ной трехфазной схемы выпрямления с нулевой точкой. Блокиуправления тирсторами привода ПТЗР унифицированы с соот
156
ветствующими блоками нереверсивного привода ПТЗ. При уменьшении задающего напряжения под действием отрицатель ной обратной связи по скорости изменяется полярность напря жения на входе усилителя, и двигатель автоматически переходит в режим рекуперативного торможения.
Система токоограничения выполнена в виде нелинейной от рицательной обратной связи по противо-э. д. с. двигателя (сопро тивления R3—R6, диоды Д13—Д16). Напряжение на выходе усилителя УПТ пропорционально среднему значению выпрям ленного напряжения на двигателе
и у = ktUeP.
Как только разность между сигналом на выходе усилителя УПТ и сигналом обратной связи U0,c = k2E^ возрастет до на пряжения пробоя диодов, напряжение на выходе усилителя начнет ограничиваться до величины, при которой среднее зна чение выпрямленного напряжения на двигателе будет соответ ствовать при данной скорости требуемой уставке тока.
/ |
Я |
— ~ |
£д — ь U |
IJ |
1 |
^ |
Л vVy |
^ о,с ■ |
|
|
|
Комплектные тиристорные электроприводы постоянного тока |
серии ЭТШ, ЭХШР, ЭТШД с широтно-импульсными преобразо вателями предназначены для механизмов подач автоматизиро ванных, прецизионных станков. По принципу работы тиристор ные широтно-импульсные электроприводы разделены на три
вида: нереверсивный |
привод — серии ЭТШ, реверсивный |
при |
||
вод— серии |
ЭТШР, |
привод с двухзонным |
изменением скоро |
|
сти— серии |
ЭТШД. |
В комплект приводов |
входят: блок |
пре |
образователя, электродвигатель с тахогенератором, регулятор скорости, силовой трансформатор. Приводы выпускают в нор мальном исполнении на напряжение питающей сети 380/220 В частотой 50 Гц; они снабжены устройством ограничения пере грузки по току до 2—3-кратной от номинального значения и автоматическим выключателем, рассчитанным на с и л у тока r 4—7 раз превышающую номинальную.
Электроприводы с широтно-импульсными преобразователями
представляют собой замкнутую систему регулирования с отоицательной обратной связью по скорости и состоят из:
а) широтно-импульсного модулятора (ШИМ), который пре образует постоянный по знаку сигнал в импульсы, частота сле
дования которых постоянна, а скважность плавно |
меняется |
от 0 до 1; |
(ШИП), |
б) силового широтно-импульсного преобразователя |
который представляет собой тиристорный ключ, коммутирующий напряжение на якоре двигателя с частотой, задаваемой ШИМ; в) быстродействующего реле токоограничения для токовой
защиты полупроводниковых элементов ШИП;
157