Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

tin

 

ПЭ

 

 

 

 

Ujad

"*■

 

Источник

 

 

+

 

ПС

 

 

+

питания

 

 

 

 

V

 

 

 

U.тг

 

 

 

 

 

'"Л Ш

 

 

 

 

 

 

О

M(F)

Рис.

67.

Схема

входного

Рис. 68. Механические

характе­

контура

электропри­

ристики привода

 

вода

 

 

 

 

момента от скорости Мх (со), такой же функциональной зависи­ мостью описывается предельная нагрузочная характеристика Мп(со). Для двигателя ограничивается величина допустимого момента -МДОп (показана штрих-пунктиром). На этом же рисунке приведены две статические характеристики, соответствующие максимальной и минимальной скорости. Первая определяется паспортными данными двигателя и является основной; вторая может быть получена путем построения. Приведенные на рис. 68 зависимости позволяют определить параметры семейства ста­ тических характеристик: диапазон регулирования, относитель­ ный перепад скорости, плавность регулирования.

Диапазон регулирования скорости

(62)

шп.м

где сог.о — скорость при Предельной нагрузке на основной ха­ рактеристике; соп.м — скорость при предельной нагрузке на ми­ нимальной характеристике.

Если не наложить ограничений, То величина минимальной скорости может быть принята сколь угодно малой и, в частном случае, равной нулю (см. статическую характеристику, пока­ занную штрих-пунктиром), а диапазон — равный бесконечности. Поэтому минимальной статической характеристикой считается характеристика, пересекающая ось моментов в абсциссе -Мдоп. Как видно, чем ближе минимальная статическая характеристика приближается к оси абсцисс, тем меньше минимальная скорость и больше диапазон регулирования.

Наклон статической характеристики оценивается относи­ тельным перепадом скорости

(53)

где i — индекс статической характеристики.

146


&е« п.о
(52), то текущее

В частности, для основной характеристики

Дай = --У0 ~ ш

При проектировании автоматизированного электропривода задают такие характеристики, как диапазон регулирования и относительный перепад скорости. Связь между минимальной скоростью в режиме холостого хода, диапазоном регулирования,

.относительным перепадом скорости и скоростью на основной характеристике при предельной нагрузке определяется соотно­ шением, полученным при совместном решении уравнений (52)

и(53):

ю. = ____ _________

xt m n £) (1 — ДфД)

Так как скорость согласно выражению (51) зависит от па­ раметров схемы, то по заданным требованиям к семейству статических характеристик можно рассчитать эти параметры. Расчет зависит также от третьего параметра семейства харак­ теристик—- плавности регулирования. Под последней понимают отношение двух скоростей на смежных устойчиво устанавливае­

мых с помощью

регулировочных устройств статических харак­

теристиках кпл =

(от

.Так как в современных электропривод

 

п («'—1)

 

дах с большими коэффициентами усиления в качестве регулиро­ вочных устройств применяют маломощные потенциометры, то коэффициент плавности мало отличается от единицы (кпл> 1 ).

Расчет параметров схемы усложняется вследствие сущест­ венной нелинейности коэффициента усиления источника питания двигателя, зависящего от входного напряжения или выходной э. д. с При синтезе параметров используют зависимость kB(Eп). Если иметь в виду нелинейные характеристики Мх(со) и Мп{ы), то расчет представляет существенную сложность при выполне­ нии его графическим или графоаналитическим методом. В связи с этим применяют метод расчета с использованием аналоговых вычислительных машин. Пользование аналоговым методом пред­ полагает представление всех переменных в виде их аналогов, выражаемых в напряжениях. Удобной для построения является система уравнений (48), записанная с учетом следующих соот­ ношений:

р .

MntR0 = &есог;

 

 

 

kyi

 

 

(CI3 Uзад

dzkc

kn {EBi)

En1.

 

Если

иметь

в виду,

что промежуточное значение аналога

скорости связано с величиной диапазона регулирования и э. д. с. двигателя соотношением, аналогичным

!/а 6*

147


Рис. 69. Моделируемые зависимости (а) и характеристика источ­ ника питания (б)

значение э. д. с. источника питания для предельной характери­ стики

р

__

^еюп.о I MnRp

f

ke(On о \

 

 

 

ku

^

Dc

) '

вид

То

же выражение,

но

для режима холостого хода, имеет

_.

^e^n.o

I

MyR{l

ke(0no

j?

a-xi ~

D,(l-A«o*) ^

 

feM Ld£(1 -A oj« )/

 

Для

решения

задачи необходимо построить и реализовать

в виде модели, набранной на нелинейном блоке, две зависи­ мости:

MnRa { ^е^Оп,о \

^е®п,о

К \ D{

У 1

kM L Г»г (1 — Дсод) . ’

как это показано на рис. 69, а.

Между э.

д.

с. источника питания и входным напряжением

существует зависимость, которую можно построить или снять экспериментально. На рис. 69, б показана одна из возможных характеристик, приведенная к удобному для построения модели виду.

Зная Дд.пг или Дп.хг, можно найти результирующее напря­ жение

U i ■П!3Н зад Ctck ck e(i>i.

В зависимости от выбранного режима (холостой ход или пре­ дельная нагрузка) последнее выражение можно представить, например, для предельной нагрузки, в следующем виде:

U ^е®п,с

D,

D,

148


Отсюда

определяем

коэффициент потенциометра П С :

йз^зад

U /ге0)п,о

Мп^о

д fee^n.o

 

D , +

к ы

- D,

kr ^е^п.о

Я/

Либо, по аналогии, для режима холостого хода

^з^зад ^

^е^п.с

MxRn

. с

D t (1 — Д(0Д)

k u

LD; (1 — Дшд)]

 

^e^n.Q

'£). (1 - ДШД)

По любому из соотношений можно построить модель синтеза, приведенную на рис. 70. Решение осуществляется весьма просто: на сумматор 1 в машинной переменной задают величину э. д. с.

двигателя -■ ' , при этом на выходе схемы определяется в

машинных переменных величина коэффициента потенциометра обратной связи по скорости, что дает возможность рассчитать параметры самого потенциометра. Строят зависимость асп=

=! п .о . Далее настраивается нелинейный блок 1НБ, на ко-.

D ,

 

модель

характеристики

холостого

 

хода

тором

набрана

 

MxRn

^е^п.о

1

 

и

рассчитывают

вторую

зависимость

 

D t (1 — Дшд)J ’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« С . Х = /

^е^п.о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l D i ( l — Дшд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обеих

характеристик

совмещаются

пу­

Масштабы

абсцисс

тем умножения текущего значения абсциссы

a0.x = f (&е<»х)

на

величину----- — . Это

позволяет сравнивать

асп

и асх для

 

1 — Дсод

 

 

характеристик.

 

Нелинейный

блок

одинаковых

статических

 

2НБ моделирует зависимость —En=f(-U).

Если

для

какой-

нибудь

из них выбрать большее значение

ас,

то

тем-самым

будет

обеспечено

получение

характеристики

с

заданным

отно-

6

З а к . 1017

149


сительным перепадом скорости с учетом нелинейности основныхг характеристик электропривода.

С помощью этой же

модели

решается ряд

других

задач..

Например,

можно построить зависимость

ас =

^е^п.о

1во всем

D

диапазоне

регулирования,

можно

наити

максимальное

значе­

ние коэффициента асmaxЕсли этот коэффициент не превосходит единицы (при ас= 1 на вход подается полное напряжение тахогенератора), то схема рассчитана правильно и никаких измене­ ний не требуется. Если а С т а х > 1 , то необходимо рассмотреть два варианта технического решения. Первый предусматривает при достижений а0= 1 регулирование путем уменьшения коэф­ фициента а3 потенциометра ПЗ. В этом случае можно устано­ вить скорость, при которой должно начинаться регулирование путем изменения а3, а также спроектировать совмещенный потенциометр ПСПЗ. Основным недостатком такого регулиро­ вания является увеличение относительного падения скорости на статических характеристиках. Второй вариант предусматриваетусиление напряжения тахогенератора. Очевидно, для осуществ­ ления регулирования с помощью потенциометра ПС во всем диапазоне необходимо ввести между тахогенератором и потен­

циометром усилитель с

коэффициентом

 

усиления £у= а(. Шах-

Построив две

зависимости асЛ1

^е®п. о \

и ас

^е^п.о

D

,1

D (1 — Д(ВД)

 

 

 

 

МОЖНО ПОЛуЧИТЬ

^ с п ю а х ^

^ И й с. х max > 1 .

Это свидетельствует о

том, что на статических характеристиках при регулировании в диапазоне ас.х>1 не выдерживается заданный относительный перепад скорости Дмд. Чтобы получить заданную стабильность работы на статических характеристиках, необходимо либо вклю­ чить дополнительный усилитель между тахогенератором и по­ тенциометром ПС на ас.хтах, либо увеличить коэффициент уси­ ления источника питания на такую же величину

Модель синтеза позволяет решить задачу проектирования профиля потенциометра для получения равномерной шкалы из­ мерительного устройства. Для этого используют синтезирован­ ную с помощью модели зависимость ас(Ьеа). Если возможности регулирования с помощью потенциометра обратной связи исчер­ паны (ас=1), то осуществляется перекоммутация схемы таким образом, чтобы при дальнейшем снижении скорости проводить

расчет параметров

задающего потенциометра. Для этого

на-

 

 

kadfrr о

,,

 

пряжение, пропорциональное — —— подается

на вход 3

сумма-

тора 2

с учетом изменения масштаба. На выходе этого сум­

матора

образуется

задающее напряжение

U3ад*. Если теперь-

на вход

6 блока деления подать постоянную

величину

и ззд,

то

на его

выходе при

Йрйп л

 

зависи­

изменении -----— можно записать

мо