Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
|
|
|
|
tin |
|
ПЭ |
|
|
|
|
|
Ujad |
"*■ |
|
Источник |
|
|
+ |
|
ПС |
|
|
|
+ |
питания |
|
|
||
|
|
V |
|
|
|
|
U.тг |
|
|
||
|
|
|
'"Л Ш |
|
|
|
|
|
|
О |
M(F) |
Рис. |
67. |
Схема |
входного |
Рис. 68. Механические |
характе |
контура |
электропри |
ристики привода |
|
||
вода |
|
|
|
|
момента от скорости Мх (со), такой же функциональной зависи мостью описывается предельная нагрузочная характеристика Мп(со). Для двигателя ограничивается величина допустимого момента -МДОп (показана штрих-пунктиром). На этом же рисунке приведены две статические характеристики, соответствующие максимальной и минимальной скорости. Первая определяется паспортными данными двигателя и является основной; вторая может быть получена путем построения. Приведенные на рис. 68 зависимости позволяют определить параметры семейства ста тических характеристик: диапазон регулирования, относитель ный перепад скорости, плавность регулирования.
Диапазон регулирования скорости
(62)
шп.м
где сог.о — скорость при Предельной нагрузке на основной ха рактеристике; соп.м — скорость при предельной нагрузке на ми нимальной характеристике.
Если не наложить ограничений, То величина минимальной скорости может быть принята сколь угодно малой и, в частном случае, равной нулю (см. статическую характеристику, пока занную штрих-пунктиром), а диапазон — равный бесконечности. Поэтому минимальной статической характеристикой считается характеристика, пересекающая ось моментов в абсциссе -Мдоп. Как видно, чем ближе минимальная статическая характеристика приближается к оси абсцисс, тем меньше минимальная скорость и больше диапазон регулирования.
Наклон статической характеристики оценивается относи тельным перепадом скорости
(53)
где i — индекс статической характеристики.
146
В частности, для основной характеристики
Дай = --У0 ~ ш
При проектировании автоматизированного электропривода задают такие характеристики, как диапазон регулирования и относительный перепад скорости. Связь между минимальной скоростью в режиме холостого хода, диапазоном регулирования,
.относительным перепадом скорости и скоростью на основной характеристике при предельной нагрузке определяется соотно шением, полученным при совместном решении уравнений (52)
и(53):
ю. = ____ _________
xt m n £) (1 — ДфД)
Так как скорость согласно выражению (51) зависит от па раметров схемы, то по заданным требованиям к семейству статических характеристик можно рассчитать эти параметры. Расчет зависит также от третьего параметра семейства харак теристик—- плавности регулирования. Под последней понимают отношение двух скоростей на смежных устойчиво устанавливае
мых с помощью |
регулировочных устройств статических харак |
|
теристиках кпл = |
(от |
.Так как в современных электропривод |
(О |
||
|
п («'—1) |
|
дах с большими коэффициентами усиления в качестве регулиро вочных устройств применяют маломощные потенциометры, то коэффициент плавности мало отличается от единицы (кпл> 1 ).
Расчет параметров схемы усложняется вследствие сущест венной нелинейности коэффициента усиления источника питания двигателя, зависящего от входного напряжения или выходной э. д. с При синтезе параметров используют зависимость kB(Eп). Если иметь в виду нелинейные характеристики Мх(со) и Мп{ы), то расчет представляет существенную сложность при выполне нии его графическим или графоаналитическим методом. В связи с этим применяют метод расчета с использованием аналоговых вычислительных машин. Пользование аналоговым методом пред полагает представление всех переменных в виде их аналогов, выражаемых в напряжениях. Удобной для построения является система уравнений (48), записанная с учетом следующих соот ношений:
р . |
MntR0 = &есог; |
|
||
|
|
kyi |
|
|
(CI3 Uзад |
dzkc |
kn {EBi) |
En1. |
|
|
Если |
иметь |
в виду, |
что промежуточное значение аналога |
скорости связано с величиной диапазона регулирования и э. д. с. двигателя соотношением, аналогичным
!/а 6* |
147 |
Рис. 69. Моделируемые зависимости (а) и характеристика источ ника питания (б)
значение э. д. с. источника питания для предельной характери стики
р |
__ |
^еюп.о I MnRp |
f |
ke(On о \ |
|||
|
|
|
ku |
^ |
Dc |
) ' |
|
вид |
То |
же выражение, |
но |
для режима холостого хода, имеет |
|||
_. |
^e^n.o |
I |
MyR{l |
ke(0no |
|||
j? |
|||||||
a-xi ~ |
D,(l-A«o*) ^ |
|
feM Ld£(1 -A oj« )/ |
||||
|
Для |
решения |
задачи необходимо построить и реализовать |
в виде модели, набранной на нелинейном блоке, две зависи мости:
MnRa { ^е^Оп,о \ |
^е®п,о |
|
К \ D{ |
У 1 |
kM L Г»г (1 — Дсод) . ’ |
как это показано на рис. 69, а. |
||
Между э. |
д. |
с. источника питания и входным напряжением |
существует зависимость, которую можно построить или снять экспериментально. На рис. 69, б показана одна из возможных характеристик, приведенная к удобному для построения модели виду.
Зная Дд.пг или Дп.хг, можно найти результирующее напря жение
U i ■П!3Н зад Ctck ck e(i>i.
В зависимости от выбранного режима (холостой ход или пре дельная нагрузка) последнее выражение можно представить, например, для предельной нагрузки, в следующем виде:
U ^е®п,с
D, |
D, |
148
Отсюда |
определяем |
коэффициент потенциометра П С : |
|
йз^зад |
U /ге0)п,о |
Мп^о |
д fee^n.o |
|
D , + |
к ы |
- D, |
kr ^е^п.о
Я/
Либо, по аналогии, для режима холостого хода
^з^зад ^ |
^е^п.с |
MxRn |
. с |
|
D t (1 — Д(0Д) |
k u |
LD; (1 — Дшд)] |
||
|
^e^n.Q
'£). (1 - ДШД)
По любому из соотношений можно построить модель синтеза, приведенную на рис. 70. Решение осуществляется весьма просто: на сумматор 1 в машинной переменной задают величину э. д. с.
двигателя — -■ ' , при этом на выходе схемы определяется в
машинных переменных величина коэффициента потенциометра обратной связи по скорости, что дает возможность рассчитать параметры самого потенциометра. Строят зависимость асп=
=! п .о . Далее настраивается нелинейный блок 1НБ, на ко-.
D , |
|
модель |
характеристики |
холостого |
|
хода |
||||||
тором |
набрана |
|
||||||||||
MxRn |
^е^п.о |
1 |
|
и |
рассчитывают |
вторую |
зависимость |
|||||
|
D t (1 — Дшд)J ’ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
« С . Х = / |
^е^п.о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
l D i ( l — Дшд) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
обеих |
характеристик |
совмещаются |
пу |
|||||||
Масштабы |
абсцисс |
|||||||||||
тем умножения текущего значения абсциссы |
a0.x = f (&е<»х) |
на |
||||||||||
величину----- — . Это |
позволяет сравнивать |
асп |
и асх для |
|||||||||
|
1 — Дсод |
|
|
характеристик. |
|
Нелинейный |
блок |
|||||
одинаковых |
статических |
|
||||||||||
2НБ моделирует зависимость —En=f(-—U). |
Если |
для |
какой- |
|||||||||
нибудь |
из них выбрать большее значение |
ас, |
то |
тем-самым |
||||||||
будет |
обеспечено |
получение |
характеристики |
с |
заданным |
отно- |
6 |
З а к . 1017 |
149 |
сительным перепадом скорости с учетом нелинейности основныхг характеристик электропривода.
С помощью этой же |
модели |
решается ряд |
других |
задач.. |
|||
Например, |
можно построить зависимость |
ас = |
^е^п.о |
1во всем |
|||
D |
|||||||
диапазоне |
регулирования, |
можно |
наити |
максимальное |
значе |
ние коэффициента асmaxЕсли этот коэффициент не превосходит единицы (при ас= 1 на вход подается полное напряжение тахогенератора), то схема рассчитана правильно и никаких измене ний не требуется. Если а С т а х > 1 , то необходимо рассмотреть два варианта технического решения. Первый предусматривает при достижений а0= 1 регулирование путем уменьшения коэф фициента а3 потенциометра ПЗ. В этом случае можно устано вить скорость, при которой должно начинаться регулирование путем изменения а3, а также спроектировать совмещенный потенциометр ПС—ПЗ. Основным недостатком такого регулиро вания является увеличение относительного падения скорости на статических характеристиках. Второй вариант предусматриваетусиление напряжения тахогенератора. Очевидно, для осуществ ления регулирования с помощью потенциометра ПС во всем диапазоне необходимо ввести между тахогенератором и потен
циометром усилитель с |
коэффициентом |
|
усиления £у= а(. Шах- |
||||
Построив две |
зависимости асЛ1 |
^е®п. о \ |
и ас |
^е^п.о |
|||
D |
,1 |
D (1 — Д(ВД) |
|||||
|
|
|
|
||||
МОЖНО ПОЛуЧИТЬ |
^ с п ю а х ^ |
^ И й с. х max > 1 . |
Это свидетельствует о |
том, что на статических характеристиках при регулировании в диапазоне ас.х>1 не выдерживается заданный относительный перепад скорости Дмд. Чтобы получить заданную стабильность работы на статических характеристиках, необходимо либо вклю чить дополнительный усилитель между тахогенератором и по тенциометром ПС на ас.хтах, либо увеличить коэффициент уси ления источника питания на такую же величину
Модель синтеза позволяет решить задачу проектирования профиля потенциометра для получения равномерной шкалы из мерительного устройства. Для этого используют синтезирован ную с помощью модели зависимость ас(Ьеа). Если возможности регулирования с помощью потенциометра обратной связи исчер паны (ас=1), то осуществляется перекоммутация схемы таким образом, чтобы при дальнейшем снижении скорости проводить
расчет параметров |
задающего потенциометра. Для этого |
на- |
|||
|
|
kadfrr о |
,, |
|
|
пряжение, пропорциональное — —— подается |
на вход 3 |
сумма- |
|||
тора 2 |
с учетом изменения масштаба. На выходе этого сум |
||||
матора |
образуется |
задающее напряжение |
U3ад*. Если теперь- |
||
на вход |
6 блока деления подать постоянную |
величину |
и ззд, |
то |
|
на его |
выходе при |
Йрйп л |
|
зависи |
|
изменении -----— можно записать |
мо