Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
г) тахогенератора 7Т, обеспечивающего в заданном диапа зоне регулирования обратную связь по скорости двигателя.
Тиристорный широтно-импульсный реверсивный преобразо ватель привода серии ЭТШР [4] предназначен для управления
•скоростью двигателя постоянного тока, которое осуществляется изменением скважности коммутируемого напряжения на зажи мах якоря. Частота вращения двигателя при таком способе управления определяется соотношением
^ _ + уРп Т /я,ср#Я
СеФ н
тде у — скважность импульсов; 7 = т^ к ’
здесь Ui — время, в течение которого тиристорный ключ замкнут;
Тк — период коммутации; |
Un — напряжение источника питания; |
|||||
I я.ср — среднее |
значение |
силы |
тока |
якоря; |
Ra — суммарное |
|
сопротивление |
якорной |
цепи; |
се— обмоточный |
коэффициент |
||
машины; Ф„ — номинальный |
поток |
двигателя |
с |
независимым |
||
возбуждением. |
|
|
|
|
|
|
Этот закон регулирования скорости справедлив тогда, когда между периодом коммутации и электромагнитной постоянной
т
якорной цепи соблюдается соотношение —^ >5-^10.
* К
Тиристорный преобразователь рассчитан на работу с дви гателями типа ПБСТ (Тя—Юэ-25 мс). Для соблюдения указан ного соотношения период коммутации выбран равным 1 мс (ча стота коммутации 1 кГц).
На рис. 74 приведена схема силовой части привода серии ЭТШР — тиристорного широтно-импульсного преобразователя (ШИП), состоящая из реверсивного тиристорного моста (тири сторы Т1А, Т1Б, Т2А, Т2Б), устройства выключения тиристоров УВТ (тиристоры Т4, Т5, трансформаторы Тр1, Тр2, емкость С1) и разрядной цепочки (R l , ТЗ). На якорь двигателя подаются импульсы постоянной амплитуды и частоты (1000 Гц), скваж ность импульсов может меняться от 0 до 0,9. Управляющие им пульсы поступают из схемы управления одновременно на тири сторы одной из диагоналей моста, например, на Т1А и Т1Б (Т2А, Т2Б отключены), при этом напряжение источника питания Ei подается на якорь электродвигателя Д. В конце периода ком мутации импульс УВТ на вторичной обмотке трансформатора Тр1 отключает тиристор Т1А, якорь двигателя замыкается через Т1Б, Тр2, Д4. Затем снова подаются управляющие импульсы на тиристоры Т1А и Т1Б, в конце этого периода коммутации от ключается тиристор Т1Б импульсом со вторичной обмотки Тр2, УВТ. При этом якорь замыкается через Д1, Tpl, Т1А. Таким образом, УВТ выдает две серии импульсов, следующих с ча
158
стотой вдвое ниже и сдвинутых относительно друг друга на половину периода, которые выключают тиристоры диагонали моста поочередно, т. е. тиристорный мост работает по поочеред ному закону коммутации. Для получения обратного направления вращения аналогично работают Т2А и Т2Б.
При срабатывании устройства токоограничения прекращается
подача управляющих импульсов на тиристоры |
Т1А, Т1Б, Т2А, |
||||||||||||
Т2Б и они отключаются в результате |
работы |
УВТ |
в |
течение |
|||||||||
двух периодов, якорь двигателя |
замыкается |
в |
это |
время |
|||||||||
через диодный |
мост Д 1 — Д4 |
на |
ем |
' |
' |
Е1 |
|
|
|||||
кости С2 и СЗ. При реверсе прекра- |
|
|
|||||||||||
щается подача |
управляющих |
импуль- |
|
-------------------^ |
|||||||||
сов на работающую диагональ, напри- |
|
|
IL |
тз |
г |
||||||||
|
|
” |
Ш5 |
||||||||||
мер, Т1А, Т1Б. УВТ отключает внача- |
|
Д1 |
|
|
-Wt |
||||||||
' |
j C _____ _____-W- |
|
|||||||||||
ле тиристор |
Т1А, |
а в следующий такт |
|
m |
то |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т2А |
775 |
дг |
|
|
тиристор Т1Б, и управляющие импуль- |
|
т, |
-Жг “►К |
|
|||||||||
|
" Wv |
*4 |
т2 |
|
|||||||||
сы подаются на Т2А, Т2Б. Таким обра- |
|
Тр1 |
qS |
Тр2 |
|
||||||||
|
w‘ |
w2 |
|
||||||||||
зом, подача импульсов на другую диа- |
|
tiajТ1А тТ2Бб |
|
||||||||||
гональ происходит с задержкой не ме- |
|
дзДЗ |
|
►К |
диДБ |
|
|||||||
нее чем время |
двух периодов |
комму- |
|
Д— --------- |
|
||||||||
тации. После |
включения |
тиристоров |
|
-МД |
|
Т5 |
Тр2 |
|
|||||
^ ' „ |
w> ] |
->ЬГ |
^ |
|
|||||||||
Т2А, Т2Б напряжение источника пита- |
п |
** |
|
||||||||||
ния складывается |
с э. д. |
с. |
якорной ^ j ~]~сз______ |
|
|||||||||
обмотки и под влиянием этого суммар |
|
|
|
С1 |
|
||||||||
рис_ 74. Принципиальная |
|||||||||||||
ного напряжения сила тока В якорной |
|||||||||||||
цепи резко |
возрастает, |
срабатывает |
схема |
включения |
двигате- |
||||||||
устройство |
токоограничения, |
прекра- |
ля привода ЭТШР |
|
|
, щая подачу управляющих импульсов на тиристоры. УВТ поочередно гасит Т2А и Т2Б, а якорь дви
гателя замыкается через диоды Д2, ДЗ на емкости С2 и СЗ. Для того чтобы напряжение на емкостях С2 и СЗ во время реверса не Возрастало чрезмерно, в коммутатор введена спе циальная разрядная цепочка, состоящая из сопротивления R1 и тиристора ТЗ. Когда напряжение на емкостях С2 и СЗ начи нает расти, напряжение на диоде Д5 меняет знак, диод запи рается. Напряжение с диода Д5 поступает в схему управления и после достижения определенного уровня срабатывает специ альное устройство, подающее управляющие импульсы на тири стор ТЗ, и конденсаторы С2, СЗ разряжаются по цепи Tpl, R1, ТЗ. Гашение тиристора ТЗ происходит через такт импульсом со
вторичной обмотки Tpl.
Устройство выключения тиристоров представляет собой двух тактный генератор импульсов. При подаче управляющего им пульса на тиристор Т4 происходит резонансный заряд емкости С.1 по цепи: плюс Е2, тиристор Т4, первичную обмотку Tpl, ем кость С1, минус Е2. При заряде С1 во вторичной обмотке Tpl индуктируется косинусоидальный импульс. Гашение Т4 проис ходит обратной волной зарядного тока.
159
При .подаче управляющего импульса на Т5 происходит ре зонансный разряд С1 на первичную обмотку Тр2 через тиристор Т5. При этом во вторичной обмотке индуктируется косинусо идальный импульс. Тиристор Т5 гасится обратной волной раз рядного тока. В следующий такт при подаче управляющего им пульса на Т4 происходит резонансный перезаряд конденсатора С1 и напряжение на нем увеличивается по сравнению с первым
Рис. |
75. |
Функциональная |
||
схема электропривода |
|
|||
ЭТШР: |
|
|
|
|
1 — усилитель |
постоянного |
тока; |
||
2 — генератор |
тактовых |
импуль |
||
сов; |
3 — усилитель; 4, |
5 — ши |
||
ротно-импульсные модуляторы I |
||||
и II |
каналов: 6 — триггер-дели |
|||
тель |
частоты; |
7, 10 — усилители |
||
импульсов тиристоров |
моста; 8, |
|||
9 — усилители |
импульсов |
от |
ключающих тиристоров; |
11— вы |
|
ходной |
каскад Ш И П ; |
12 — дви |
гатель: |
13 — тахогенератор; 14— |
усилитель разрядного устройст ва; 15—устройство токоограничения
тактом. В установившемся режиме напряжение на конденса торе С1 может, примерно, в 10 раз превосходить напряжение питания УВТ, оно значительно зависит от добротности зарядного и разрядного контуров. УВТ обладает ценным свойством: -при увеличении нагрузки в цепи якоря напряжение на емкости С1 растет, т. е. УВТ увеличивает свою мощность. Увеличение напря
жения на |
емкости С1 |
при |
увеличении нагрузки |
происходит |
вследствие |
увеличения |
э. д. |
г dtq |
, возникаю |
с. самоиндукции Р |
щей при включении тиристоров диагонали моста. Электродви жущая сила самоиндукции трансформируется в первичную обмотку трансформаторов Тр1, Тр2 и направлена таким обра зом, что дополнительно подзаряжает конденсатор С1.
На рис. 75 приведена функциональная, а на рис. 76 — прин ципиальная схемы привода с тиристорным широтно-импульсным преобразователем. Генератор тактовых импульсов 2 (триоды ПТ 19, ПТ20) мультивибраторного типа генерирует пилообразное напряжение и прямоугольные импульсы частотой 1000 Гц, после
сложения |
которых получается напряжение, |
форма |
которого |
||
показана на рис. 77, а. Продифференцированные |
импульсы (це |
||||
почки C35— R93 и С38 — R97), соответствующие началу обрат |
|||||
ного |
хода |
«пилы», поступают на делитель частоты 6 (триоды |
|||
ПТ26, |
ПТ27) — симметричный триггер со счетным запуском, |
||||
выходные |
сигналы делителя дифференцируются |
(С41, |
RI01 и |
||
С40, |
R111) |
и в шиде двух серий импульсов, |
следующих с ча |
стотой вдвое ниже частоты тактового генератора и сдвинутых между собой на половину периода (рис. 77, в, г), подаются
160
Рис. |
76. Принципиальная схема электропривода типа ЭТШР (позиции те |
же, |
что и на рис. 75) |
на импульсные усилители 8 и 9 (триоды ПТ28, ПТ29 и IIT32^ ПТЗЗ) и, далее, на тиристоры УВТ Т4 и 75.
Пилообразное напряжение с выхода генератора 2 поступает на усилитель 3 (триоды ПТ25, ПТ 18) и, далее, на два широтноимпульсных модулятора 4 я 5 (триоды ПТ2), 'ПТ22 и ПТ24,.
ПТ23).
Широтно-импульсный модулятор представляет собой несим
метричный триггер (триггер Шмидта). На |
вход |
модулятора |
|||||||
подается пилообразное напряжение |
и |
напряжение с выхода |
|||||||
|
|
усилителя 1 постоянного то |
|||||||
|
|
ка (УПТ). На входы широт |
|||||||
|
|
но-импульсных |
модуляторов |
||||||
|
|
подается |
пилообразное |
на |
|||||
|
|
пряжение |
в |
противополож |
|||||
|
|
ных фазах. Настроены триг |
|||||||
|
|
геры |
таким |
образом, |
что |
||||
|
|
один из них (ПТ21, /7722) |
|||||||
|
|
срабатывает при подаче на; |
|||||||
|
|
его вход отрицательного сиг |
|||||||
|
|
нала с УПТ, другой (ПТ24,. |
|||||||
|
|
ПТ23) — при |
подаче |
поло |
|||||
|
|
жительного. Таким образом, |
|||||||
|
|
когда |
напряжение на |
входе |
|||||
|
|
ШИМ превышает порог сра |
|||||||
|
|
батывания, на выходе фор |
|||||||
Рис. 77. Диаграмма |
работы |
мируется |
импульс, |
скваж |
|||||
импульсного преобразователя |
ность |
которого |
пропорцио |
||||||
входе модулятора |
|
нальна величине сигнала |
на |
||||||
(рис. 77, б). Передние фронты этих импульсов |
|||||||||
дифференцируются (С31, R37 или С32, R50) |
(рис. |
77, в) |
и по |
||||||
даются на импульсный усилитель 10 или 7 (триод ПТ10, |
ПТ 11, |
||||||||
ПТ15 или ПТ12, |
ПТ 16, ПТ17) |
и с |
усилителя |
на |
тиристоры |
диагонали моста Т1А, Т1Б либо Т2А, Т2Б в зависимости от по лярности входного сигнала. На якоре двигателя получаются им пульсы постоянной амплитуды и регулируемой скважности: (рис. 77, в).
Для стабилизации скорости в приводе осуществлена отрица тельная обратная связь по скорости тахогенератором 13 (ТГ). Разность напряжений задания и тахогенератора (U=U3an—Нтг) подается на вход фазочувствительного усилителя постоянного' тока 1 (триоды ПТ1—ПТ7) и, далее, на входы ШИМ. Усили тель постоянного тока выполнен по схеме с двойным преобразо вателем входного сигнала. В него входят генератор прямоуголь
ных |
импульсов |
(генератор Ройера) |
с частотой |
20 кГц |
(7777, |
|
ПТ2, Тр1), однотактный модулятор |
(ПТЗ, ПТ4), на вход кото |
|||||
рого |
подаются |
входной сигнал (7/зад—UTT) |
-и |
прямоугольные |
||
импульсы с генератора Ройера, трехкаскадный усилитель |
(ПТ5, |
|||||
ПТ6, |
ПТ7) и |
демодулятор, собранный по |
однотактиой |
схеме- |
162