Файл: Корытин, А. М. Оптимизация управления металлорежущими станками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г) тахогенератора 7Т, обеспечивающего в заданном диапа зоне регулирования обратную связь по скорости двигателя.

Тиристорный широтно-импульсный реверсивный преобразо­ ватель привода серии ЭТШР [4] предназначен для управления

•скоростью двигателя постоянного тока, которое осуществляется изменением скважности коммутируемого напряжения на зажи­ мах якоря. Частота вращения двигателя при таком способе управления определяется соотношением

^ _ + уРп Т /я,ср#Я

СеФ н

тде у — скважность импульсов; 7 = т^ к

здесь Ui — время, в течение которого тиристорный ключ замкнут;

Тк — период коммутации;

Un — напряжение источника питания;

I я.ср — среднее

значение

силы

тока

якоря;

Ra — суммарное

сопротивление

якорной

цепи;

се— обмоточный

коэффициент

машины; Ф„ — номинальный

поток

двигателя

с

независимым

возбуждением.

 

 

 

 

 

 

Этот закон регулирования скорости справедлив тогда, когда между периодом коммутации и электромагнитной постоянной

т

якорной цепи соблюдается соотношение —^ >5-^10.

* К

Тиристорный преобразователь рассчитан на работу с дви­ гателями типа ПБСТ (Тя—Юэ-25 мс). Для соблюдения указан­ ного соотношения период коммутации выбран равным 1 мс (ча­ стота коммутации 1 кГц).

На рис. 74 приведена схема силовой части привода серии ЭТШР — тиристорного широтно-импульсного преобразователя (ШИП), состоящая из реверсивного тиристорного моста (тири­ сторы Т1А, Т1Б, Т2А, Т2Б), устройства выключения тиристоров УВТ (тиристоры Т4, Т5, трансформаторы Тр1, Тр2, емкость С1) и разрядной цепочки (R l , ТЗ). На якорь двигателя подаются импульсы постоянной амплитуды и частоты (1000 Гц), скваж­ ность импульсов может меняться от 0 до 0,9. Управляющие им­ пульсы поступают из схемы управления одновременно на тири­ сторы одной из диагоналей моста, например, на Т1А и Т1Б (Т2А, Т2Б отключены), при этом напряжение источника питания Ei подается на якорь электродвигателя Д. В конце периода ком­ мутации импульс УВТ на вторичной обмотке трансформатора Тр1 отключает тиристор Т1А, якорь двигателя замыкается через Т1Б, Тр2, Д4. Затем снова подаются управляющие импульсы на тиристоры Т1А и Т1Б, в конце этого периода коммутации от­ ключается тиристор Т1Б импульсом со вторичной обмотки Тр2, УВТ. При этом якорь замыкается через Д1, Tpl, Т1А. Таким образом, УВТ выдает две серии импульсов, следующих с ча­

158


стотой вдвое ниже и сдвинутых относительно друг друга на половину периода, которые выключают тиристоры диагонали моста поочередно, т. е. тиристорный мост работает по поочеред­ ному закону коммутации. Для получения обратного направления вращения аналогично работают Т2А и Т2Б.

При срабатывании устройства токоограничения прекращается

подача управляющих импульсов на тиристоры

Т1А, Т1Б, Т2А,

Т2Б и они отключаются в результате

работы

УВТ

в

течение

двух периодов, якорь двигателя

замыкается

в

это

время

через диодный

мост Д 1 Д4

на

ем­

'

'

Е1

 

 

кости С2 и СЗ. При реверсе прекра-

 

 

щается подача

управляющих

импуль-

 

-------------------^

сов на работающую диагональ, напри-

 

 

IL

тз

г

 

 

Ш5

мер, Т1А, Т1Б. УВТ отключает внача-

 

Д1

 

 

-Wt

'

j C _____ _____-W-

 

ле тиристор

Т1А,

а в следующий такт

 

m

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т2А

775

дг

 

тиристор Т1Б, и управляющие импуль-

 

т,

-Жг “►К

 

 

" Wv

*4

т2

 

сы подаются на Т2А, Т2Б. Таким обра-

 

Тр1

qS

Тр2

 

 

w‘

w2

 

зом, подача импульсов на другую диа-

 

tiajТ1А тТ2Бб

 

гональ происходит с задержкой не ме-

 

дзДЗ

 

►К

диДБ

 

нее чем время

двух периодов

комму-

 

Д— ---------

 

тации. После

включения

тиристоров

 

-МД

 

Т5

Тр2

 

^ ' „

w> ]

->ЬГ

^

 

Т2А, Т2Б напряжение источника пита-

п

**

 

ния складывается

с э. д.

с.

якорной ^ j ~]~сз______

 

обмотки и под влиянием этого суммар­

 

 

 

С1

 

рис_ 74. Принципиальная

ного напряжения сила тока В якорной

цепи резко

возрастает,

срабатывает

схема

включения

двигате-

устройство

токоограничения,

прекра-

ля привода ЭТШР

 

 

, щая подачу управляющих импульсов на тиристоры. УВТ поочередно гасит Т2А и Т2Б, а якорь дви­

гателя замыкается через диоды Д2, ДЗ на емкости С2 и СЗ. Для того чтобы напряжение на емкостях С2 и СЗ во время реверса не Возрастало чрезмерно, в коммутатор введена спе­ циальная разрядная цепочка, состоящая из сопротивления R1 и тиристора ТЗ. Когда напряжение на емкостях С2 и СЗ начи­ нает расти, напряжение на диоде Д5 меняет знак, диод запи­ рается. Напряжение с диода Д5 поступает в схему управления и после достижения определенного уровня срабатывает специ­ альное устройство, подающее управляющие импульсы на тири­ стор ТЗ, и конденсаторы С2, СЗ разряжаются по цепи Tpl, R1, ТЗ. Гашение тиристора ТЗ происходит через такт импульсом со

вторичной обмотки Tpl.

Устройство выключения тиристоров представляет собой двух­ тактный генератор импульсов. При подаче управляющего им­ пульса на тиристор Т4 происходит резонансный заряд емкости С.1 по цепи: плюс Е2, тиристор Т4, первичную обмотку Tpl, ем­ кость С1, минус Е2. При заряде С1 во вторичной обмотке Tpl индуктируется косинусоидальный импульс. Гашение Т4 проис­ ходит обратной волной зарядного тока.

159


При .подаче управляющего импульса на Т5 происходит ре­ зонансный разряд С1 на первичную обмотку Тр2 через тиристор Т5. При этом во вторичной обмотке индуктируется косинусо­ идальный импульс. Тиристор Т5 гасится обратной волной раз­ рядного тока. В следующий такт при подаче управляющего им­ пульса на Т4 происходит резонансный перезаряд конденсатора С1 и напряжение на нем увеличивается по сравнению с первым

Рис.

75.

Функциональная

схема электропривода

 

ЭТШР:

 

 

 

1 — усилитель

постоянного

тока;

2 — генератор

тактовых

импуль­

сов;

3 — усилитель; 4,

5 — ши­

ротно-импульсные модуляторы I

и II

каналов: 6 — триггер-дели­

тель

частоты;

7, 10 — усилители

импульсов тиристоров

моста; 8,

9 — усилители

импульсов

от­

ключающих тиристоров;

11— вы­

ходной

каскад Ш И П ;

12 — дви­

гатель:

13 — тахогенератор; 14—

усилитель разрядного устройст­ ва; 15—устройство токоограничения

тактом. В установившемся режиме напряжение на конденса­ торе С1 может, примерно, в 10 раз превосходить напряжение питания УВТ, оно значительно зависит от добротности зарядного и разрядного контуров. УВТ обладает ценным свойством: -при увеличении нагрузки в цепи якоря напряжение на емкости С1 растет, т. е. УВТ увеличивает свою мощность. Увеличение напря­

жения на

емкости С1

при

увеличении нагрузки

происходит

вследствие

увеличения

э. д.

г dtq

, возникаю­

с. самоиндукции Р

щей при включении тиристоров диагонали моста. Электродви­ жущая сила самоиндукции трансформируется в первичную обмотку трансформаторов Тр1, Тр2 и направлена таким обра­ зом, что дополнительно подзаряжает конденсатор С1.

На рис. 75 приведена функциональная, а на рис. 76 — прин­ ципиальная схемы привода с тиристорным широтно-импульсным преобразователем. Генератор тактовых импульсов 2 (триоды ПТ 19, ПТ20) мультивибраторного типа генерирует пилообразное напряжение и прямоугольные импульсы частотой 1000 Гц, после

сложения

которых получается напряжение,

форма

которого

показана на рис. 77, а. Продифференцированные

импульсы (це­

почки C35— R93 и С38 R97), соответствующие началу обрат­

ного

хода

«пилы», поступают на делитель частоты 6 (триоды

ПТ26,

ПТ27) — симметричный триггер со счетным запуском,

выходные

сигналы делителя дифференцируются

(С41,

RI01 и

С40,

R111)

и в шиде двух серий импульсов,

следующих с ча­

стотой вдвое ниже частоты тактового генератора и сдвинутых между собой на половину периода (рис. 77, в, г), подаются

160



Рис.

76. Принципиальная схема электропривода типа ЭТШР (позиции те

же,

что и на рис. 75)

на импульсные усилители 8 и 9 (триоды ПТ28, ПТ29 и IIT32^ ПТЗЗ) и, далее, на тиристоры УВТ Т4 и 75.

Пилообразное напряжение с выхода генератора 2 поступает на усилитель 3 (триоды ПТ25, ПТ 18) и, далее, на два широтноимпульсных модулятора 4 я 5 (триоды ПТ2), 'ПТ22 и ПТ24,.

ПТ23).

Широтно-импульсный модулятор представляет собой несим­

метричный триггер (триггер Шмидта). На

вход

модулятора

подается пилообразное напряжение

и

напряжение с выхода

 

 

усилителя 1 постоянного то­

 

 

ка (УПТ). На входы широт­

 

 

но-импульсных

модуляторов

 

 

подается

пилообразное

на­

 

 

пряжение

в

противополож­

 

 

ных фазах. Настроены триг­

 

 

геры

таким

образом,

что

 

 

один из них (ПТ21, /7722)

 

 

срабатывает при подаче на;

 

 

его вход отрицательного сиг­

 

 

нала с УПТ, другой (ПТ24,.

 

 

ПТ23) — при

подаче

поло­

 

 

жительного. Таким образом,

 

 

когда

напряжение на

входе

 

 

ШИМ превышает порог сра­

 

 

батывания, на выходе фор­

Рис. 77. Диаграмма

работы

мируется

импульс,

скваж­

импульсного преобразователя

ность

которого

пропорцио­

входе модулятора

 

нальна величине сигнала

на

(рис. 77, б). Передние фронты этих импульсов

дифференцируются (С31, R37 или С32, R50)

(рис.

77, в)

и по­

даются на импульсный усилитель 10 или 7 (триод ПТ10,

ПТ 11,

ПТ15 или ПТ12,

ПТ 16, ПТ17)

и с

усилителя

на

тиристоры

диагонали моста Т1А, Т1Б либо Т2А, Т2Б в зависимости от по­ лярности входного сигнала. На якоре двигателя получаются им­ пульсы постоянной амплитуды и регулируемой скважности: (рис. 77, в).

Для стабилизации скорости в приводе осуществлена отрица­ тельная обратная связь по скорости тахогенератором 13 (ТГ). Разность напряжений задания и тахогенератора (U=U3an—Нтг) подается на вход фазочувствительного усилителя постоянного' тока 1 (триоды ПТ1ПТ7) и, далее, на входы ШИМ. Усили­ тель постоянного тока выполнен по схеме с двойным преобразо­ вателем входного сигнала. В него входят генератор прямоуголь­

ных

импульсов

(генератор Ройера)

с частотой

20 кГц

(7777,

ПТ2, Тр1), однотактный модулятор

(ПТЗ, ПТ4), на вход кото­

рого

подаются

входной сигнал (7/зад—UTT)

прямоугольные

импульсы с генератора Ройера, трехкаскадный усилитель

(ПТ5,

ПТ6,

ПТ7) и

демодулятор, собранный по

однотактиой

схеме-

162