Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
§ 49. РУКОВОДСТВА ДЛЯ ПЛАВАНИЯ
Лоции. Лоции служат дополнением к навигационным кар там и содержат характеристики отдельных участков водного пу ти, справочные данные, рекомендации судоводителям по выбору
курса и т. д. |
Содержание лоции (на примере лоции Енисея) сле |
дующее: |
|
в в е д е н и е ; |
|
о б щ и е |
с в е д е н и я — сведения о водном пути, элементах |
судоходной характеристики, ограждении опасностей, о некоторых терминах, принятых в лоции, условных сокращениях и т. д.;
ф и з и к о - г е о г р а ф и ч е с к о е о п и с а н и е б а с с е й н а — общие сведения о бассейне, гидрографические сведения, данные о климате, гидрологическом режиме и особенностях рек;
о п и с а н и е п л е с о в и п р е п я т с т в и й д л я с у д о х о д с т в а — раздел, в котором вся река разделена на девять участ ков, общее описание плеса и препятствий для судоходства, а так же наставления для плавания по данному участку. Материал
иллюстрируется планами |
наиболее |
затруднительных |
участков; |
п р и л о ж е н и я , куда |
входят |
наставления для |
буксировки |
плотов и плавания судов в ледовых условиях, алфавитный ука затель.
Лоции каналов и водохранилищ имеют примерно такое же содержание.
Радиолокационные схемы. Радиолокационное изображение на экране локатора значительно отличается от действительного ви да местности. Для опознания местонахождения судна с экрана радиолокатора делаются фотоснимки, которые затем монтируют ся в схему. Схемы могут представлять собой отдельные снимки наиболее характерных участков или иметь вид схематической карты. Сличением изображения на экране и схеме определяется место судна. К схемам прилагаются описания и рекомендации по ориентировке. (Использование радиолокационных схем будет рас смотрено ниже.)
Краткое описание судового хода. Обычно это — приложение к лоцманским картам. Содержание его (на примере «Краткого описания к лоцманской карте Волго-Балтийского канала») сле дующее: общие сведения о пути; гидрометеорологический очерк; описание судоходной обстановки; сведения о бункеровочных ба зах и основных пассажирских пристанях; данные о порядке ин формации судоводителей; сведения о паромных переправах, мо стах воздушных переходах и т. д.
В руководствах подобного типа самое главное — навигацион ное описание судового хода по участкам.
Описание основных убежищ на водохранилищах. Такие ру ководства издаются отдельной брошюрой, в которой указывается расположение убежищ и защищенность судов в них от ветра опре деленных направлений, характеристика акватории убежища и подходов к нему.
201
Сборник рекомендаций по обеспечению безопасности движе ния судов. Руководства подобного типа составляются большим
коллективом судоводителей и работников судоходной |
инспекции. |
В сборнике дается краткая характеристика участков |
с разными |
условиями плавания и наставления по проводке судов и плотов. Сборники снабжены разнообразными справочными материалами.
Атласы озер. Представляют собой альбомы карт прибрежной полосы. Атлас озера Байкал, например, содержит основные дан ные об озере, гидрологические и метеорологические сведения, опи сания судоходной обстановки, пассажирских пристаней, знаков условных обозначений, а также схемы расположения листов.
На листах атласа изображена горизонталями только берего вая черта с небольшой водной площадью, покрытой изобатами. На свободных частях листов приведены сведения о местах якорных стоянок и отстоя судов, розы ветров, а в приложениях в круп ном масштабе даются планы бухт, рейдов и портов.
Извещения судоводителям. Для плавания по озерам, где су ществуют навигационные способы проводки судов, иногда перио дически по мере накопления сведений выпускаются специальные «Извещения», являющиеся официальным документом, издаваемым для обеспечения безопасности плавания. В «Извещениях» указы ваются места установки ставных неводов, даются наставления по плаванию в плохую видимость, описания рекомендованных кур сов, практические рекомендации по использованию судового ра диолокатора с целью предупреждения столкновения судов, опи сывается штатная плавучая и береговая обстановка, а также зна ки мерной мили и девиационные знаки.
Учебные кинофильмы. Создаются для ознакомления с райо ном плавания и со специальной лоцией. Большого распростране ния они пока не получили.
В последнее время лоции и руководства для плавания все шире заменяются описаниями и рекомендациями, помогающими вы брать курс и печатающимися на свободном месте навигационных карт.
§ 50. СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ
Схемы внутренних водных путей сообщения РСФСР. Схе мы предназначаются для знакомства с расположением водных путей, железных и автомобильных дорог. Схемы издаются в виде альбомов в масштабе 1: 500 000—1 : 3 000 000, где показаны в гра ницах отдельных пароходств судоходные и сплавные реки, порты, железные и шоссейные дороги и населенные пункты.
Маршрутники. Содержат сведения о протяженности водных путей и расстояниях между определенными объектами, имеющими значение для судоходства.
Атласы, карты и картограммы изолиний ветрового волнения.
Атласы ветрового волнения содержат графики и таблицы высоты ветровых волн, составляемые для разных направлений и силы вет
202
ра. Атласы и карты разнообразны по форме и содержанию. На пример, атлас «Карты-схемы ветровых волнений на Камском во дохранилище» предназначен для выбора судоходной трассы в за висимости от силы и направления ветра. Это листы со схемами водохранилища, где условной штриховкой обозначена высота волн при ветрах различных направлений.
Карта ветрового волнения на озере Байкал содержит листы, где даны схемы озера со сведениями о расположении навигацион ного ограждения, режиме озера в осенний и весенний периоды, акватория озера разделена на районы, в зависимости от интен сивности зыби, господствующего направления движения берего вых наносов, энергии ветрового волнения по месяцам, повторяе мости ветра и волнения по месяцам.
Иногда сведения о высоте волн даются в виде кратких таблиц и графиков для отдельных участков водохранилища при нормаль ном подпорном уровне и других уровнях навигационной сработки.
Картограммы изолиний высоты волн составляют дополнитель но к атласам и картам. Высота волн зависит от длины разгона, направления, скорости ветра и глубины. Картограммы изолиний дают возможность определить высоту волны по всей площади во дохранилища. Порядок определения высоты волн сообщается в предисловии к каждому справочному пособию.
Графики колебаний уровня воды в нижних бьефах ГЭС. По этим графикам можно определить время наступления минималь ного и максимального уровня на любом перекате данного участ ка, амплитуду изменения уровня а также время начала спада или подъема. Графики даны для рабочих и нерабочих дней.
Введения к навигационным (лоцманским) картам. Во введе ниях к картам можно получить сведения об общих гидрологиче ских данных пути, навигационной обстановке, местах отстоя, уров
нях, силе ветра по румбам, |
высоте волн, длительности навигации |
и т. д. |
|
§ 51. ПОЛЬЗОВАНИЕ |
НАВИГАЦИОННЫМИ ПОСОБИЯМИ |
Общие сведения. На внутренних водных путях движение судов осуществляется в основном по фарватерам, огражденным навигационными знаками судоходной обстановки. Движение по фарватерам требует от судоводителя знания лоцманских приемов судовождения, знакомства с районом плавания, умения пользо ваться приемами глазомерного способа определения места суд на. Исключением являются крупные озера, где применимы штур манские способы судовождения, основанные на методах нави гации.
В связи с развитием внутренних водных путей речным судам приходится выходить в прибрежные участки морей, поэтому на внутренних водных путях лоцманский способ судовождения соче тается со штурманским.
203
На свободных реках, имеющих ограниченные габариты судо вого хода и сложный гидрологический режим, нет условий и необ ходимости для применения навигационных методов судовождения.
Методы судовождения, основанные на использовании штур манских приборов, приняты главным образом на больших озерах, где они по существу не отличаются от применяемых в прибреж ном морском плавании.
Плавание по водохранилищам имеет своеобразные условия, характерные и для свободных рек, и для озер. В речной части
водохранилищ плавание |
осуществляется так же, как и на реках, |
т. е. короткими, часто |
меняющимися курсами по судовому ходу |
с ограниченной глубиной и шириной. Судоходная обстановка дает возможность с необходимой для практических целей точностью глазомерным способом определить место судна и назначить курс, гарантирующий безопасность плавания.
В отдельных случаях в озерной части водохранилищ и на неко торых участках пути, удаленных от берегов, а также в условиях плохой видимости, когда не видно знаков судоходной обстановки или есть сомнение в ее правильности, применимы штурманские методы судовождения.
Штурманские приемы судовождения на водохранилище не мо гут быть использованы для выбора безопасного курса, если недо статочно времени «ли не хватает приборов. Но если с помощью этих методов можно уточнить место судна и обеспечить безопас ность плавания более надежно, чем при глазомерном методе, то применение их не только целесообразно, но и необходимо.
Изучение специальной лоции. Навигационные пособия дают возможность судоводителям составить представление об особен ностях водного пути и расположении судового хода. Чтобы пра вильно выбрать курс судна, необходимо знать специальную лоцию реки. На изучение ее необходимы годы. Навигационные пособия позволяют в межнавигационный период знакомиться с районом плавания, расположением судового хода относительно русла, пре пятствиями. В навигационный период полученные сведения за крепляются практически, что позволяет сократить срок изучения спецлоции.
Чтение карт. Умение читать карту заключается в способности представить по ней пространственную картину изображенного участка водного пути.
При использовании карты судоводитель прежде всего должен прочесть заголовок, введение, примечания, ознакомиться с мас штабом, склонением и годом его приведения, годом издания кар ты и датой последней корректировки, характером рельефа дна, ограждением опасностей. Особенно внимательно надо изучить и запомнить условные обозначения. Наиболее часто встречающиеся
условные знаки судоводитель сразу же должен выучить на па мять.
Большое значение для безопасности плавания имеет знание судоводителем рельефа дна. Рельеф может быть плавным и слож
204