Файл: Земляновский, Д. К. Общая лоция внутренних водных путей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
По ж и в о м у |
с е ч е н и ю реки. |
Линии равных скоростей, |
|||
называемые |
и з о т а х а м и , распределяются по живому |
сечению |
|||
реки |
в соответствии с очертанием поперечного профиля |
русла. |
|||
Для |
открытого русла изотахи имеют вид разомкнутых |
кривых |
|||
(рис. |
13, б), для русла под ледяным |
покровом — замкнутых кри |
|||
вых |
(рис. 13, г). |
п о п е р е ч н и к у ) . |
Средние скорости |
течения |
|
В |
п л а н е |
(по |
увеличиваются от берегов к середине русла. Местам с наиболь шей глубиной соответствуют наибольшие скорости течения
(рис. 13,(5). Если определить средние скорости течения для вер тикалей, расположенных по поперечному профилю русла, и за тем отложить их в виде отрезков вверх или вниз по указанным вертикалям от линии уровня воды, то получится эпюра средних скоростей речного потока в плане. Обычно очертание эпюры по
добно очертанию живого сечения реки. |
Динами |
Д и н а м и ч е с к а я о с ь п о т о к а и с т р е ж е н ь . |
|
ческая ось речного потока — это линия, соединяющая |
точки с |
наибольшей скоростью течения в смежных живых сечениях рус ла. Наибольшие скорости течения распределяются в русле весь
ма разнообразно, поэтому динамическая |
ось изгибается |
как в |
||
плане, так и по вертикали (рис. 13, е). В |
судоводительской |
прак |
||
тике употребляется понятие «стрежень». |
Стрежень |
реки — это |
||
линия, соединяющая на водной поверхности реки точки |
с |
наи |
||
большей глубиной русла и наибольшими |
скоростями |
течения. |
29
Зависимость скорости течения от различных причин. Обычно под скоростью течения речного потока подразумевают среднюю скорость по всему живому сечению. Зависимость скорости тече ния от продольного уклона, глубины и шероховатости русла вы ражается формулой Шези
|
|
Vq>=cVVl, |
|
|
(9) |
||
где с —коэффициент формулы |
Шези |
(скоростной |
множитель); |
||||
/ — поверхностный |
уклон; |
м, представляющий |
|
|
|||
р— гидравлический |
радиус, |
собой отно |
|||||
шение живого сечения русла w в м2 к его |
смоченному |
пе |
|||||
риметру |
(контуру) % в м; р = |
— . |
|
|
|
||
Ширина реки |
значительно больше |
X |
берегов, поэтому |
||||
высоты |
|||||||
вместо всего периметра |
% часто |
принимают только |
ширину |
ре |
ки В\ при делении со на б получают среднюю глубину h0Р. Следо вательно, p= /icp.
Из уравнения (9) видно, что при увеличении уклона / увели чивается скорость течения, и наоборот. При увеличении расхода
воды Q увеличивается площадь живого сечения, |
а следователь |
но, и р==йСр. Отсюда следует, что при увеличении |
глубины ско |
рость течения увеличивается, а при уменьшении, наоборот, умень шается.
Скоростной множитель с учитывает влияние шероховатости русла. Для ориентировочных расчетов его можно определить по формуле Базена:
|
с= ---------- , |
|
(10) |
|
l + v 7 |
|
|
где у — коэффициент шероховатости, учитывающий |
состояние |
||
поверхности русла. Для земляных русел у=1,3, для рус |
|||
ла с крупногалечным дном у=1,75, для пойм |
с |
расти |
|
тельностью |
у = 2-4-4 и т. д. |
тем |
мень |
Таким образом, |
чем больше шероховатость русла, |
ше с и, как следует из формулы Шези, меньше средняя скорость течения.
Скорости течения на отдельных участках крупных равнинных рек, в зависимости от периода навигации, характеризуются ори
ентировочными данными, приведенными |
в табл. 8. |
Т а б л и ц а |
8 |
||
|
|
|
|||
|
|
Скорость течения |
|
|
|
Участки рек и периоды навигации |
|
м/ с е к |
км/ ч |
|
|
|
|
|
|||
Для свободного плеса в половодье |
• |
1.5—2,0 |
5 .4 |
- |
7,2 |
Для свободного плеса в межень . |
0,25-0,4 |
0,9-1,14 |
7,2 |
||
Для перекатов с быстрым течением |
|
1 .5 - 2,0 |
5 .4 |
- |
|
Для перекатов с тихим течением . |
|
0,5-1,0 |
1,9 |
-3,6 |
|
30
Измерение скорости течения. Скорость течения измеряют с по мощью поплавков гидрометрических вертушек и другими спо собами.
П о п л а в к и используют для приближенного измерения ско рости течения. Они бывают поверхностные, двойные глубинные и гидрометрические. Последние два вида используются для оп ределения средней скорости течения по вертикали. Если скорость течения измеряется с помощью поплавков, на берегу в начале и конце исследуемого участка устанавливают створы. Поплавки пускают по течению выше створов. Определив с берега время, за которое поплавок проходит путь между створами, делят расстоя ние между створами на это время и получают скорость течения. Траектория движения поплавков, а
следовательно, расстояние и |
ско |
||
рость могут быть определены при |
|||
помощи геодезических |
инструмен |
||
тов. |
|
|
|
Г и д р о м е т р и ч е с к и е в е р |
|||
т у ш к и (рис. |
14) используются для |
||
определения |
скорости |
течения |
в |
любой точке |
речного |
потока. Вер |
тушку можно на штанге 1 или тро се с грузом опустить с судна на заданную глубину. Под действием течения на хвост-руль 2 вертушка поворачивается лопастями 3 против
течения, и .вода приводит их во вращение. Чем больше скорость течения, тем быстрее вращаются лопасти.
Каждому значению скорости течения соответствует опреде ленное число оборотов лопастей в единицу времени. Для опре деления этой зависимости вертушку тарируют в специальных бассейнах и составляют тарировочные таблицы или график, ко торые прикладывают к каждой вертушке. Число оборотов лопа стей вертушки определяют при помощи электрической системы сигнализации, состоящей из батарей, контактов 4 и проводов 5. Эта система через каждые 20 оборотов лопастей зажигает элек тролампочку или включает звонок. По количеству звонков или вспышек лампочки устанавливают число оборотов лопастей. Про
должительность наблюдения определяют |
по секундомеру. Де |
|
ля число оборотов на время наблюдения, |
подсчитывают |
число |
оборотов за 1 сек. Затем по тарировочной |
кривой или |
таблице |
находят скорость течения. |
|
|
В судовых условиях скорость течения можно определить при ближенно по скорости движения судна, если оно проходило по интересующему нас участку реки вверх и вниз по течению с оди наковой относительной скоростью. Для этого разность между скоростями движения судна вниз и вверх нужно разделить по полам.
31
На стоянках, зная длину своего судна, баржи или плота, с по мощью поплавков можно определить поверхностную скорость течения. Для этого поплавок забрасывают с судна выше по тече нию, а затем определяют время, за которое он проходит расстоя ние от носа до кормы.
§ 7. ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ РЕЧНОГО ПОТОКА
Т и х о в о д а м и |
называются медленные течения, образу |
ющиеся за выпуклыми |
берегами, крупными песчаными отложения |
ми в русле и т. п. Тиховоды используют при движении судов вверх для увеличения скорости движения.
Рис. 15
В о д о в о р о т ы — это постоянное вращательное движение воды с такой же скоростью, как в основном потоке или с большей. Водовороты нередко создают глубокие ямы (омуты) и являют ся типичными для горных и полуторных рек. На равнинных ре
ках водовороты встречаются редко. |
воды, обычно |
образую |
||||
С у в о д и — вращательное |
движение |
|||||
щееся |
за выступами |
берегов, |
мысами, |
выпуклыми |
берегами, |
|
сильно |
вдающимися |
в русло. В этих местах |
течение, |
с большой |
||
скоростью обтекая берег, встречает на своем |
пути выступ и со |
здает перед ним подпор воды и повышение уровня. Проходя вы ступ, водный поток отрывается от него и по инерции проходит некоторое расстояние. За выступом уровень воды понижен, из-за чего в низовой части суводи вода затягивается из основного по тока, а в верхней части наоборот — из области суводи в основ ную струю потока. Этот процесс происходит непрерывно и вызы вает вращательное движение воды (рис. 15, а).
При вращении воды в суводи дно оказывает тормозящее дей ствие. Вследствие этого ближе к поверхности суводи скорость вращения воды и центробежные силы увеличиваются. Под воз
32