Файл: Велтистов, П. К. Схемы релейной централизации малых станций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
роле НЛ (см. рис. 14-1) и коммутирует линейную цепь так, что реле НПО на станции /1 оказывается в последовательной цени с источниками питания па станциях Л и А, напряжение которых складывается. В результате этого ток в реле НПО возрастает, оно притягивает якорь и встает на самоблокировку по второй обмотке, включенной по местной схеме.
Этот усиленный импульс тока, поступающий в реле НПО, является сигналом путевого отправления. В результате его пос тупления на станции А фронтовые контакты реле НПО включа ют красную лампочку НПП (см. рис. 146) п реле дачи прибы тия НДП (см. рис. 144). Через фронтовые контакты НПО и ИДП замыкается цепь блокировочного звонка (см. рис. 146). Дежурный но станции /1 выключает звонок кнопкой ВЗК и гото вит маршрут для приема поезда.
После возбуждения реле НДП его тыловой контакт размы кает линейную цепь на станции А. С некоторым замедлением на станции Л отключается питание от линейной цепи контактом нротпвоповторного реле ПОП (см. рис. 145). Последнее было выключено фронтовым контактом реле НОВ. Контактами реле ПОП на пульте станции Л выключается зеленая лампочка НПО н включается красная НПО (см. рис. 146).
Реле НОВ (см. рис. 145) имеет небольшое замедление для того, чтобы конденсатор, включенный параллельно сигнальному реле НОС, успел получить достаточный заряд при нажатии де журным кнопки НОУСК до размыкания в этой схеме фронтово го контакта НЛ и обеспечил удержание якоря сигнального ре ле до образования цепи самоблокировки через тыловой контакт реле НОВ и фронтовой реле НОРУ.
Нейтральный контакт НЛ переключает цепь возбуждения реле НОС на самоблокировку. Такое включение контакта НЛ
l-'iic. 1-15. Схемы сигнального, противоповторного н вспомогательного реле отправления
206
Рис. 146. Включение лампочек РПБ
обеспечивает проверку фактического восприятия сигнала путе вого отправления станции А. Если реле НПО не отключило питание со стороны станции А или на линейном проводе имеет ся постороннее напряжение, то линейное реле снова получит питание через тыловой контакт противоповторного реле, сиг нальное не будет иметь цепи самоблокировки и выходной сиг нал закроется.
В отличие от отправления на перегон, оборудованный авто блокировкой, выходной сигнал на перегон с полуавтоматической блокировкой может быть открыт только один раз. Если сигнал по любым причинам будет закрыт до отправления поезда, то повторное его открытие становится невозможным, так как реле МОП будет без тока.
При релейной полуавтоматической блокировке для двухпут ного перегона отпадает необходимость в установке обратного повторителя сигнального реле отправления ОНОС, так как его функции выполняет реле НОП. Для маршрутов приема такое реле остается.
При приеме поезда на станции Л схема РПБ работает сле дующим порядком.
Шунтирование поездом участка ПНП приближения к стан ции А вызывает отпадание якоря путевого реле этого участка. Тыловой контакт реле ПНП и фронтовой реле НПО подключа ет (рис. 147) к заряженному конденсатору звонок приближения, который дает короткий сигнал дежурному. Если входной сигнал открыт, то отпадание якоря реле ПНП приводит к окончатель ному замыканию маршрута. Кроме того, возбуждается обрат ный повторитель этого реле ОПНП (рис. 148).
На станции А возбуждены реле НПО (получен сигнал от правления) и НПРУ (открыт входной сигнал), поэтому при вступлении поезда на первый за выходным светофором стрелоч ный участок 1сп возбуждается вспомогательное реле прибытия НПВ (рис. 149). Фронтовой контакт реле НПРУ в этой цепи
207
|
/ООО |
пнп |
l,7 |
спи |
|
п н п |
СПб |
|
|
[Tv} |
|
— Г |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
опнп |
I |
|
СМб |
|
|
|
смб |
/^ " -у |
I |
|
Звонок |
|
|
|
нмшмг-1500 |
|
||
приближ. |
|
|
|
|
|||
Рис. 147. |
Схема включения звонка Рис. |
148. Схема |
обратного повтори |
||||
|
приближения |
|
теля |
путевого |
реле участка |
при |
|
|
|
|
|
|
ближения |
|
|
остается |
некоторое |
время |
замкнутым за счет замедления |
сиг |
нального реле. Затем после освобождения поездом участка при ближения и занятия второго стрелочного участка Зсп возбуж дается реле ПНП и отпускает якорь реле ОПНП. В результате через фронтовые контакты реле НПО, НПВ и тыловые контак ты реле ОПНП и ЗСП включается реле прибытия НП.
Таким образом, возбуждением реле НПВ и НП фиксируется факт проследования поезда с перегона за входной светофор на станцию. Реле НП включает на пульте дежурного белую лам почку НП.
Схема реле прибытия НПВ и НП работает и в случае прие ма поезда по пригласительному сигналу при незамкнутом маршруте. Поэтому в схеме не используются контакты марш рутных и замыкающих реле, а контакт реле НПРУ шунтирован контактом реле НПС.
Поскольку при полуавтоматической блокировке весь перегон не оборудован рельсовыми цепями, нельзя гарантировать пол ное освобождение перегона, поэтому дежурный обязан убедить ся по хвостовым сигналам поезда, что состав прибыл полностью. Затем дежурный на станции А нажимает кнопку прибытия НДПК. Линейный провод НЛ (см. рис. 144) через фронтовой контакт реле НП соединяется с минусовым полюсом источника питания станции А. На станции Л цепь линейного реле НЛ зам кнута тыловыми контактами реле НОП. В провод ОЛ на стан ции А плюсовой полюс источника питания подается также че
н п т |
рез |
фронтовой |
контакт реле |
||||
НП. |
В этой цепи контактом |
||||||
|
реле |
НПРУ |
|
проверяется, |
|||
|
что входной |
сигнал станции |
|||||
|
А закрыт. |
Линейное |
реле |
||||
|
НЛ возбуждается током об |
||||||
|
ратной полярности, последо |
||||||
|
вательно с ним на станции |
||||||
|
А |
включается |
реле |
НДП. |
|||
|
|
На станции Л через ней |
|||||
|
тральный |
и |
переведенный |
||||
|
поляризованный |
контакты |
208
реле НЛ возбуждается реле НОВ (см. рис. 145) и включается звонок. Затем через фронтовой контакт реле НОВ получает пи тание противоповторное реле НОП.
На станции А (см. рис. 144) контактами реле НДП и НП вы ключаются обе обмотки реле НПО, а фронтовой контакт послед него в свою очередь выключает реле НП и НПВ. Контакты реле НП вновь меняют полярность питания линейному реле НЛ. На станции Л перестает звонить звонок и вместо красной лампоч ки НПО загорается (см. рис. 146) зеленая лампа НПО, что сиг нализирует об освобождении перегона и возможности отправить следующий поезд. Фронтовым контактом реле НПО на станции А выключается красная лампа НПП. Дежурный может отпу стить кнопку прибытия ЧДПК. При замыкании тылового кон такта реле НПО вновь начинает звонить (см. рис. 147) блоки ровочный звонок, напоминая дежурному о необходимости вер нуть кнопку ЧВЗК в нормальное положение.
Дача путевого сигнала прибытия является наиболее ответст венным действием в работе РПБ двухпутного участка, так как это сигнализирует об освобождении перегона и разрешает отпра вить следующий поезд. Защита от прохождения ложного сигна ла прибытия в результате попадания на линейные провода по сторонних напряжений обеспечена несколькими мерами. Вопервых, дача прибытия дается двумя следующими друг за дру гом импульсами разной полярности. Во-вторых, после открытия выходного сигнала для отправления следующего поезда линей ное реле должно выключаться со стороны станции приема, и если оно остается под током из-за сообщения проводов, то не может образоваться цепь самоблокировки сипнального реле НОС и на выходном светофоре немедленно загорается красный огонь.
Для защиты схемы при сообщении проводов следует также предусматривать разноименную полярность питания линейных реле четного и нечетного пути (см. рис. 143). Обратный повто ритель путевого реле участка приближения ОПНП предусмот рен медленнодействующим для обеспечения четкого возбужде ния реле НПВ при приеме одиночных локомотивов или других коротких подвижных единиц. Это необходимо потому, что пу
тевые |
реле |
быстро |
притягивают |
якоря |
после |
освобождения |
||
участков и медленно |
отпускают |
при занятии. |
Поэтому |
если |
||||
реле |
НПВ |
включать через тыловые |
контакты |
реле ПНИ |
||||
и 1СП, то при следовании короткой единицы реле ПНП |
могло |
|||||||
бы притянуть якорь раньше, чем |
отпустит якорь |
реле 1СП, и |
||||||
цепь реле НПВ не замкнулась бы. |
|
|
|
|
|
При повреждении рельсовой цепи или вследствие других не исправностей, из-за которых реле прибытия НП при приеме поезда не срабатывает, дежурный может возбудить реле НП ис-
кусствемно (см. рис. |
149), кнопкой НПИК, через контакт кото |
рой непосредственно |
поступает питание на обмотку реле НП. |
209
Если кнопка искусственного прибытия НПИК (ЧПИК) име ет счетчик числа нажатий, то в линейную цепь дачи прибытия вводят нормально замкнутый контакт этой кнопки.
2. РПБ на однопутном перегоне
На каждую горловину станций, ограничивающих однопутный перегон (рис. 150), предусмотрены кнопки, которыми пользуют ся при приеме поездов.
Кнопки четной горловины станции К имеют следующее на
значение: ЧДСК — дача согласия, ЧОСК — отмена |
согласия, |
ЧДПК — дача прибытия, ЧПИК— искусственное |
прибытие. |
Все кнопки двухпозиционные, с пружинным возвратом. Кнопка ЧПИК пломбируется. Вместо пломбируемой кнопки ЧПИК ча
сто применяют кнопку с механическим счетчиком нажатий. |
|
||||
Лампочки в четной горловине станции |
К указывают: |
НПС |
|||
(зеленая) — получено согласие |
станции Б |
на отправление |
со |
||
станции К нечетного поезда; НПО (красная) — перегон |
занят |
||||
отправленным со |
станции К нечетным поездом, загорается |
с |
|||
момента открытия |
выходного |
светофора; |
ЧДС (белая) — де |
журный станции К дал согласие на отправление со станции Б четного поезда; ЧПП (красная) — со станции Б отправлен на станцию К четный поезд; ПЧВП (белая) — прибывающим чет ным или отправленным нечетным поездом занят участок между предупредительным и входным светофорами; ЧП — загорается при проследовании поезда с перегона за выходной светофор станции К; указывает дежурному о необходимости послать па станцию Б сигнал о прибытии поезда.
Лампочку ЧП размещают около кнопки «Дача прибытия» ПЧВП — на осп главного пути, а остальные — рядом с глав ным путем. Кроме кнопок и лампочек для перегонов, оборудо
ванных РПБ, |
на пульте устанавливают ключп-жезлы для хозяй |
|||||||||
|
|
НДС |
нлп |
|
|
НПО |
НПС |
|
|
|
|
|
*©ч-*©ч |
|
|
-©н-ЧЕН |
|
|
|
||
|
©©-©—t// |
|
|
|
ПЧВП |
чвп |
|
|||
с т в |
fen, нвп.Е— пиво |
|
|
|
|
cm. К |
||||
|
|
чпе |
чпа |
Отпрадл. |
OmnpaSJT] |
чпп чдеч|—(SXgKD |
|
|||
|
НП |
КЕ>»|-©*- |
хохпоезоа |
хоз.поезаах |
Ь©Н-®”- |
|
чп |
|
||
|
|
(чохх)О |
О (мхк) |
|
|
|
||||
|
© |
|
|
|
|
|||||
|
Дача |
ШмеЩ{чт)Шж!)^т)(нт) Отмена |
|
|
© |
|
||||
ИехуеспА |
дача |
Дача |
|
Дача |
Hcnyccmi |
|||||
прибит. прибит |
соглас. |
о |
|
|
соглас. |
соглас. |
ориОы/л. |
прибит. |
||
® |
о |
о, |
|
|
о |
о |
|
о |
© |
|
IНПИК) |
(НДПК) |
(НДСК) |
(Н0С.К) |
|
(ЧОСК) |
(ЧДСК) |
(ЧДПК) |
(ЧПИК) |
Рис. 150. Размещение кнопок и лампочек РПБ па пульте для однопутного перегона
210