ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
обязались удлинять межремонтный период работы стан ков в 1,5—2 раза. Первые итоги показали, что 432 еди ницы оборудования, обслуживаемого участниками этого соревнования, работают по удлиненному межремонтно му циклу. Это позволило сэкономить около 100 тысяч рублей в год, высвободить 15— 16 ремонтников.
А вот пример из практики других передовых рабочих завода. Василий Максимович Бойченко работает в ин струментальном цехе на шлифовальном станке с 1947 года. За восемнадцать лет этот станок ни одного раза не проходил капитального ремонта. Одиннадцать лет работает на строгальном станке Григорий Поликарпович Тхоржевский. Его станок тоже еще не подвер гался капитальному ремонту и не потерял технологиче ской точности.
В развитии такой инициативы рабочих немалая роль принадлежит мастерам. Поэтому, где бы ни работал мастер, его первейший долг — поддерживать все хоро шие начинания, давать им широкий простор, это осо бенно важно в настоящее время, когда заводы перешли на новую систему планирования и экономического сти мулирования. Работа без ремонтов — прямая экономия материальных и денежных средств.
За образцовое содержание оборудования и правиль ную его эксплуатацию рабочие премируются за счет средств фонда мастера. Кроме того, это учитывают при повышении разряда.
Ответственность за сохранность оборудования возла гается на мастера. Он обязан закрепить оборудование за рабочими, обучить правильной эксплуатации: свое временно его смазывать, охлаждать, чистить и переда вать сменщику, не допускать перегрузки или неправиль ного использования.
Мастеру необходимо принимать участие в контроль ных проверках оборудования на точность.
Металлорежущее и металлообрабатывающее обору
юз
дование. По назначению станки разделяются на уни версальные и специализированные. Универсальные, в числе которых токарно-центровые, револьверные, кару сельные, фрезерные, предназначены для выполнения различных операций на деталях многих наименований, а также оборудование для выполнения определенных операций: отрезных, шлифовальных и т. д. Специализи рованные станки предназначаются для обработки дета лей одного наименования разных размеров — труб, ва ликов, инструментов и др.
По весу станки разделяются на:
легкие, весом до 1 г; средние, весом свыше 1 до 10 т; тяжелые, весом свыше 10 т,
в т. ч.
крупные, весом свыше 10 до 30 т; тяжелые, весом свыше 30 до 100 г; особо тяжелые, весом свыше 100 т.
По степени автоматизации станки подразделяются на автоматы и полуавтоматы. Автоматы в ходе техноло гического процесса осуществляют все рабочие и все • холостые движения цикла обработки автоматически и требуют только наладки. К ним относятся токарные одношпиндельные и многошпиндельные автоматы, в том числе моделей 1 Б10В, 1П16А, 1А290П-6 и др. Полу автоматы работают в автоматическом цикле, для повто рения цикла требуется обслуживание рабочего. Это то карные многорезцовые станки моделей 1708, 1720, 1А730
и др.
Имеются также станки с программным управлением. Они работают в автоматическом цикле, управляются по заранее рассчитанной программе.
По степени точности станки изготавливаются пяти основных классов:
106
Н*— нормальной точности; П — повышенной точности;
В— высокой точности;
А— особо высокой точности;
С— особо точные.
Универсальные станки относятся к классу нормаль ной точности. На базе этой модели, но с более точным изготовлением отдельных деталей и узлов являются станки ' класса П. На них обеспечивается обработка деталей в среднем в пределах 0,6 отклонения, получае мых на станках нормальной точности.
Более точная обработка достигается на станках вы сокой и особо высокой точности. Это достигается кон структивными изменениями отдельных элементов стан ка, высокой точностью его изготовления и условиями
эксплуатации. |
На станках класса |
В достигается точ |
|
ность обработки в пределах 0,4, а |
класса А — в преде |
||
лах |
0,25 отклонения, получаемых на станках нормаль |
||
ной |
точности. |
|
|
Наивысшая точность достигается на станках класса |
|||
С. |
Эти станки |
применяются для |
окончательной обра |
ботки деталей. Допускаемые отклонения не превыша ют 0,16 от регламентированных для станков нормаль ной точности.
Изготовленный единственный особый станок, отлича ющийся точностью, оригинальностью и весом свыше 100 г, считается уникальным.
Для определения замены морально и физически уста ревшего малопроизводительного оборудования, изучения наличного существуют классификации и перечень металлорежущих и металлообрабатывающих станков (табл. 12). Эта таблица поможет мастеру разобраться в моделях. Например, мастеру установили или предло жили станок модели 676П. Как определить его тип? Первая цифра — «6» указывает группу станка, по клас-
107
КЛАССИ
металлорежущих станков
Наимено |
|
|
Т и п ы |
|
|
Группы |
1 |
2 |
|
|
|
станков |
|
|
|||
вание |
|
|
|
3 |
4 |
групп |
|
|
|
||
Токарные |
1 |
Автоматы и полу |
|
Револьвер- |
|
автоматы |
Револь- |
||||
|
|
|
Много- |
но-отрез- |
|
|
|
Одношпин |
верные |
||
|
|
ные |
|||
|
|
дельные, |
шпиндель |
|
|
|
|
прутковые |
ные, пат |
|
|
|
|
|
ронные |
|
|
Сверлильные |
|
|
Полуавтоматы |
кооряи- |
|
|
Вертикаль- |
|
Много- |
натно- |
|
и расточные |
|
но-свер- |
Одношпиншпиндельрасточные |
||
|
|
лильные |
дельные |
НЫе |
|
Шлифоваль |
3 |
Кругло- и |
Виутри- |
Обдирочно |
Специали |
зированные |
|||||
ные и поли |
|
бесцентро |
шлифо- |
шлифо |
шлифо |
ровальные |
|
во-шлифо |
вальные |
вальные |
вальные'* |
|
|
вальные |
|
|
|
Комбиниро |
4 |
Универ- |
Полуавто- |
Автоматы |
|
ванные |
|
сальные |
маты5* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Зубостро- |
|
Зубофре- |
|
Зубо- и резь |
зуборезные зерные для |
|
|||
|
гальные |
для кони- |
цилиндри- |
|
|
бообрабаты |
|
|
|||
|
для цилинческих зубческих ко- |
|
|||
вающие |
|
|
|||
|
дрических |
цатых ко- |
лес и шли- |
|
|
|
|
|
|||
|
|
зубчатых |
лес |
цевых ва- |
|
|
|
колес |
|
ликов |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
||
ФИКАЦИЯ |
|
|
|
|
|
по группам |
и типам |
|
|
|
|
|
|
с т а н к о в |
|
||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|||||
Карусельные |
Токарные |
Многорез |
Специализи |
Разные |
|
н лобо- |
|||||
|
токарные |
цовые |
рованные |
токарные |
|
Радкалыю* |
|
A-uiainn |
Горизонтально- |
Разные |
|
сверлильные |
Расточные |
Алмазно- |
сверлильные и |
сверлиль |
|
|
|
расточные |
центровые |
ные |
|
Продольно- |
|
Плоско- |
Притирочные |
Станки, |
|
|
работаю |
||||
шлифоваль |
|
||||
Заточные |
шлифо- |
и полироваль- |
щие абра |
||
ные |
|||||
|
вальные |
ные |
зивным |
||
|
|
|
|
инстру |
|
|
|
|
|
ментом |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|||||
Зубозакруг- |
Резьбофре- |
Зубоотде |
Зубо-к |
Разные |
|
лочные |
зубо- н |
||||
ляющие |
зерные |
и зубооб- |
резьбошли |
резьбооб |
|
|
|
фовальные |
|||
|
|
катные |
рабатыва |
||
|
|
|
ющие
!03 |
109 |
Фрезерные |
6 |
Вертикаль- |
Фрезерные |
|
Копиро |
|
|
но-фрезер- |
непрерыв |
|
вальные и |
||
|
|
|
ные кон- |
ного дейст- |
|
гравиро |
|
|
|
сольные |
вия |
|
вальные |
|
|
|
|
|
||
Строгальные, |
7 |
Продольные |
Поперечно- |
|
||
|
|
строгаль- |
Долбеж |
|||
долбежные |
|
|
|
|||
|
Односто- |
Двухсто |
ные (ше- * |
ные |
||
и |
протяж |
|
||||
ные |
|
|
ечные |
ечные |
ПИНГИ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрезные |
8 |
Отрезные работаю |
|
,, |
||
|
|
|
щие |
|
||
|
|
|
токарным |
абразивным |
гладким |
Правильно |
|
|
|
отрезные |
|||
|
|
|
резцом |
кругом |
или насе |
|
|
|
|
|
|
ченным |
|
|
|
|
|
|
диском___________ |
|
Разные |
9 |
А\уфто- и |
|
Правильно- |
|
|
|
трубообра- |
Пилонасе- |
и бесцентро- |
|||
|
|
|
||||
|
|
|
батываю- |
нательные |
во-обдиро- |
|
|
|
|
шие |
|
вочные |
|
снфикатору в графе группы находим цифру «6», читаем с левой стороны наименование станка фрезерные. Значит, станок фрезерный. Следующая цифра указывает тип станка, по классификатору сверху, где указаны ти пы станков, находим цифру «7». По этой колонке опу скаемся вниз до цифры «6» — фрезерные, на пересече нии колонок записаны — универсально-фрезерные, сл • дующая цифра «6» указывает длину стола — 630 мм а буква «П»— повышенную точность. Так можно опре
делить каждый станок.
Не говори обиняком — режь правду прямиком.
__■ |
______ |
|
|
Продолжение* |
Вертикальные |
Широко- |
Горизон |
Разные |
|
бесконсоль- |
Продоль |
|||
ные |
ные |
универ |
тальные |
фрезерные |
|
|
сальные |
консольные |
станки |
Протяжные |
|
|
|
|
горизонталь- |
вертикаль |
|
Кромкостро |
Разные |
|
строгаль |
|||
|
гальные |
|||
ные |
ные |
|
ные |
|
|
|
|||
|
ПС и л ы |
|
|
|
ленточные |
дисковые |
ножовоч |
- |
— |
|
|
ные |
||
Для испыта |
Делитель |
|
|
|
ния сверл и |
Баланси |
|
|
|
ные маши |
- |
- |
||
шлифовальных |
ны |
ровочные |
||
кругов |
|
|
|
|
Строжайшее соблюдение установленной технологии, производственной дисциплины
чистоты и порядка на рабочих местах — на совести мастера.
Причина появления брака и дополнительных опера ций в производстве —результат нарушения • заданной последовательности обработки деталей, отступления от требований технологии. Технологическая дисциплина не допускает введения непроверенных, часто случайных изменений, которые могут дезорганизовать производ ство. Однако некоторые мастера и рабочие считают, что можно в любое время изменять технологический про-
ПО |
П1 |
цесс по своему усмотрению, если он направлен в сто рону его улучшения. Это совершенно недопустимо.
Мастер должен знать, что за нарушение технологической дисциплины руководящий состав предприятия несет ответственность.
Спрашивается, а как быть с новшествами рациона лизаторов и новаторов? Каждое предложенное измене ние в конструкции изделия или в технологическом про цессе после" проверки его целесообразности и принятия должно быть отражено в технической документации и утверждено руководством предприятий или вышестоя щими организациями.
Мастер обязан хорошо знать технологические про цессы, технические условия и подробно ознакомить с ни ми всех рабочих бригады, участка. Это первое и глав ное условие строгого соблюдения технологической дисциплины. Есл» мастер будет проводить с рабочими занятия по изучению технологии, его коллектив непре менно добьется высокой производительности труда, хо рошего качества изделий, повысит другие показатели. Это убедительно подтверждает опыт бригады комму нистического труда завода Ростсельмаш, руководимой мастером В. П. Чистиком.
В бригаде сложное оборудование — автоматы и по луавтоматы. Чтобы правильно обслуживать его, нужны знания, мастерство, умение выполнять различные тех нологические операции. По инициативе мастера В. П. Чи стика в бригаде была организована школа передовых методов труда. В ней решили изучить технологические процессы обработки всех 36 наименований деталей, по рученных бригаде, добиться, чтобы каждый умел вы полнять все операции и настраивать станки. Теоретиче скую часть занятий взялся вести мастер, а практиче скую поручил наиболее опытным настройщикам. Внача
112
ле изучили все технологические процессы, которые вы полняются на участке, порядок и приемы заточки ин струмента, а затем освоили наладку станков. Учеба благотворно сказалась на результатах работы коллек тива. Теперь любой станочник обслуживает не два, а четыре автомата. Производительность труда в бригаде возросла на 15%. Значительно улучшилось и качество обрабатываемых деталей. Это результат роста творче ской активности рабочих, по предложению которых внедрены более совершенные инструменты и приспособ ления. Вот что дала станочникам учеба.
Мастер обязан совместно с инженерами разрабатывать и внедрять высокопроизво дительные технологические процессы и пе редовые методы труда.
Если мастер будет систематически анализировать технологический процесс изготовления деталей, изучать методы и приемы труда рабочих, он сможет активно влиять на совершенствование технологии, найдет воз можность повысить производительность труда. Приве дем примеры.
Часто для обработки одной и той же детали можно применить несколько различных способов. При этом мастер должен выбрать самый выгодный из вариантов. Предположим, надо выточить из проката 100 мм трех ступенчатый валик длиной 400 мм и диаметрами сту пеней 78, 88 и 93 мм. Спрашивается, может ли мастер повлиять на увеличение производительности труда при изготовлении этих валиков? На первый взгляд, валик по своей конструкции несложный и вряд ли можно со кратить время на его изготовление.
Однако если мастер глубоко проанализирует воз можные способы изготовления валика, то он убедится,
И З
что его можно выточить четырьмя различными вари антами, при этом производительность может быть уве личена вдвое. Цикл движений при обработке по I ва рианту вдвое (больше, чем по IV варианту.
Наилучшим вариантом является IV. Он наиболее производителен, так как требует минимального коли чества движении рабочих и холостых ходов станка. 'Этот вариант и должен использовать мастер.
Возьмем другой пример. Представим себе, что трое рабочих работают на одинаковых станках и выполняют одну и ту же работу в четыре приема. Первый затра чивает на нее 9,2 минуты, второй — 9,0, а третий — 9,1 минуты.
Можно ли, не осуществляя никаких серьезных ме роприятий, снизить трудоемкость на указанной работе, если все работают вроде бы рдинаково? Практика под тверждает, что можно.
Если изучить затраты времени трех рабочих на вы полнение операций, то они обязательно будут разными, хотя суммарное время и одинаково.
Проведем хронометраж выполнения всех четырех операций каждым рабочим (табл. 13).
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
||
Р а б о ч и е |
|
Затраты времени на прием, |
м и н . |
||||
1 |
| |
П |
Ш [ |
‘V |
| Всего |
||
|
|||||||
Сидоров |
2,5 |
|
1,4 |
2Д |
3,2 |
9,2 |
|
Петров |
1,8 |
|
2,0 |
3,7 |
1,5 |
9,0 |
|
Иванов |
3,2 |
|
2,6 |
1.9 |
1,4 |
9,1 |
114