Файл: Великохатный, Г. Ф. Спутник мастера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обязались удлинять межремонтный период работы стан­ ков в 1,5—2 раза. Первые итоги показали, что 432 еди­ ницы оборудования, обслуживаемого участниками этого соревнования, работают по удлиненному межремонтно­ му циклу. Это позволило сэкономить около 100 тысяч рублей в год, высвободить 15— 16 ремонтников.

А вот пример из практики других передовых рабочих завода. Василий Максимович Бойченко работает в ин­ струментальном цехе на шлифовальном станке с 1947 года. За восемнадцать лет этот станок ни одного раза не проходил капитального ремонта. Одиннадцать лет работает на строгальном станке Григорий Поликарпович Тхоржевский. Его станок тоже еще не подвер­ гался капитальному ремонту и не потерял технологиче­ ской точности.

В развитии такой инициативы рабочих немалая роль принадлежит мастерам. Поэтому, где бы ни работал мастер, его первейший долг — поддерживать все хоро­ шие начинания, давать им широкий простор, это осо­ бенно важно в настоящее время, когда заводы перешли на новую систему планирования и экономического сти­ мулирования. Работа без ремонтов — прямая экономия материальных и денежных средств.

За образцовое содержание оборудования и правиль­ ную его эксплуатацию рабочие премируются за счет средств фонда мастера. Кроме того, это учитывают при повышении разряда.

Ответственность за сохранность оборудования возла­ гается на мастера. Он обязан закрепить оборудование за рабочими, обучить правильной эксплуатации: свое­ временно его смазывать, охлаждать, чистить и переда­ вать сменщику, не допускать перегрузки или неправиль­ ного использования.

Мастеру необходимо принимать участие в контроль­ ных проверках оборудования на точность.

Металлорежущее и металлообрабатывающее обору­

юз

дование. По назначению станки разделяются на уни­ версальные и специализированные. Универсальные, в числе которых токарно-центровые, револьверные, кару­ сельные, фрезерные, предназначены для выполнения различных операций на деталях многих наименований, а также оборудование для выполнения определенных операций: отрезных, шлифовальных и т. д. Специализи­ рованные станки предназначаются для обработки дета­ лей одного наименования разных размеров — труб, ва­ ликов, инструментов и др.

По весу станки разделяются на:

легкие, весом до 1 г; средние, весом свыше 1 до 10 т; тяжелые, весом свыше 10 т,

в т. ч.

крупные, весом свыше 10 до 30 т; тяжелые, весом свыше 30 до 100 г; особо тяжелые, весом свыше 100 т.

По степени автоматизации станки подразделяются на автоматы и полуавтоматы. Автоматы в ходе техноло­ гического процесса осуществляют все рабочие и все • холостые движения цикла обработки автоматически и требуют только наладки. К ним относятся токарные одношпиндельные и многошпиндельные автоматы, в том числе моделей 1 Б10В, 1П16А, 1А290П-6 и др. Полу­ автоматы работают в автоматическом цикле, для повто­ рения цикла требуется обслуживание рабочего. Это то­ карные многорезцовые станки моделей 1708, 1720, 1А730

и др.

Имеются также станки с программным управлением. Они работают в автоматическом цикле, управляются по заранее рассчитанной программе.

По степени точности станки изготавливаются пяти основных классов:

106


Н*— нормальной точности; П — повышенной точности;

В— высокой точности;

А— особо высокой точности;

С— особо точные.

Универсальные станки относятся к классу нормаль­ ной точности. На базе этой модели, но с более точным изготовлением отдельных деталей и узлов являются станки ' класса П. На них обеспечивается обработка деталей в среднем в пределах 0,6 отклонения, получае­ мых на станках нормальной точности.

Более точная обработка достигается на станках вы­ сокой и особо высокой точности. Это достигается кон­ структивными изменениями отдельных элементов стан­ ка, высокой точностью его изготовления и условиями

эксплуатации.

На станках класса

В достигается точ­

ность обработки в пределах 0,4, а

класса А — в преде­

лах

0,25 отклонения, получаемых на станках нормаль­

ной

точности.

 

 

Наивысшая точность достигается на станках класса

С.

Эти станки

применяются для

окончательной обра­

ботки деталей. Допускаемые отклонения не превыша­ ют 0,16 от регламентированных для станков нормаль­ ной точности.

Изготовленный единственный особый станок, отлича­ ющийся точностью, оригинальностью и весом свыше 100 г, считается уникальным.

Для определения замены морально и физически уста­ ревшего малопроизводительного оборудования, изучения наличного существуют классификации и перечень металлорежущих и металлообрабатывающих станков (табл. 12). Эта таблица поможет мастеру разобраться в моделях. Например, мастеру установили или предло­ жили станок модели 676П. Как определить его тип? Первая цифра — «6» указывает группу станка, по клас-

107

КЛАССИ

металлорежущих станков

Наимено­

 

 

Т и п ы

 

Группы

1

2

 

 

станков

 

 

вание

 

 

 

3

4

групп

 

 

 

Токарные

1

Автоматы и полу­

 

Револьвер-

автоматы

Револь-

 

 

 

Много-

но-отрез-

 

 

Одношпин­

верные

 

 

ные

 

 

дельные,

шпиндель­

 

 

 

прутковые

ные, пат­

 

 

 

 

 

ронные

 

 

Сверлильные

 

 

Полуавтоматы

кооряи-

 

Вертикаль-

 

Много-

натно-

и расточные

 

но-свер-

Одношпиншпиндельрасточные

 

 

лильные

дельные

НЫе

 

Шлифоваль­

3

Кругло- и

Виутри-

Обдирочно­

Специали­

зированные

ные и поли­

 

бесцентро­

шлифо-

шлифо­

шлифо­

ровальные

 

во-шлифо­

вальные

вальные

вальные'*

 

 

вальные

 

 

 

Комбиниро­

4

Универ-

Полуавто-

Автоматы

 

ванные

 

сальные

маты5*

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Зубостро-

 

Зубофре-

 

Зубо- и резь­

зуборезные зерные для

 

 

гальные

для кони-

цилиндри-

 

бообрабаты­

 

 

 

для цилинческих зубческих ко-

 

вающие

 

 

 

дрических

цатых ко-

лес и шли-

 

 

 

 

 

 

зубчатых

лес

цевых ва-

 

 

 

колес

 

ликов

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

ФИКАЦИЯ

 

 

 

 

по группам

и типам

 

 

 

 

 

с т а н к о в

 

5

6

7

8

9

 

Карусельные

Токарные

Многорез­

Специализи­

Разные

н лобо-

 

токарные

цовые

рованные

токарные

Радкалыю*

 

A-uiainn

Горизонтально-

Разные

сверлильные

Расточные

Алмазно-

сверлильные и

сверлиль­

 

 

расточные

центровые

ные

Продольно-

 

Плоско-

Притирочные

Станки,

 

работаю­

шлифоваль­

 

Заточные

шлифо-

и полироваль-

щие абра­

ные

 

вальные

ные

зивным

 

 

 

 

инстру­

 

 

 

 

ментом

-

-

-

-

-

 

Зубозакруг-

Резьбофре-

Зубоотде­

Зубо-к

Разные

лочные

зубо- н

ляющие

зерные

и зубооб-

резьбошли­

резьбооб­

 

 

фовальные

 

 

катные

рабатыва­

 

 

 

ющие

!03

109


Фрезерные

6

Вертикаль-

Фрезерные

 

Копиро­

 

но-фрезер-

непрерыв­

 

вальные и

 

 

 

ные кон-

ного дейст-

 

гравиро­

 

 

 

сольные

вия

 

вальные

 

 

 

 

 

Строгальные,

7

Продольные

Поперечно-

 

 

 

строгаль-

Долбеж­

долбежные

 

 

 

 

Односто-

Двухсто­

ные (ше- *

ные

и

протяж­

 

ные

 

 

ечные

ечные

ПИНГИ)

 

 

 

 

 

 

 

Разрезные

8

Отрезные работаю ­

 

,,

 

 

 

щие

 

 

 

 

токарным

абразивным

гладким

Правильно­

 

 

 

отрезные

 

 

 

резцом

кругом

или насе­

 

 

 

 

 

 

ченным

 

 

 

 

 

 

диском___________

Разные

9

А\уфто- и

 

Правильно-

 

 

трубообра-

Пилонасе-

и бесцентро-

 

 

 

 

 

 

батываю-

нательные

во-обдиро-

 

 

 

 

шие

 

вочные

 

снфикатору в графе группы находим цифру «6», читаем с левой стороны наименование станка фрезерные. Значит, станок фрезерный. Следующая цифра указывает тип станка, по классификатору сверху, где указаны ти­ пы станков, находим цифру «7». По этой колонке опу­ скаемся вниз до цифры «6» — фрезерные, на пересече­ нии колонок записаны — универсально-фрезерные, сл • дующая цифра «6» указывает длину стола — 630 мм а буква «П»— повышенную точность. Так можно опре­

делить каждый станок.

Не говори обиняком — режь правду прямиком.

__■

______

 

 

Продолжение*

Вертикальные

Широко-

Горизон­

Разные

бесконсоль-

Продоль­

ные

ные

универ­

тальные

фрезерные

 

 

сальные

консольные

станки

Протяжные

 

 

 

горизонталь-

вертикаль­

 

Кромкостро­

Разные

 

строгаль­

 

гальные

ные

ные

 

ные

 

 

 

ПС и л ы

 

 

 

ленточные

дисковые

ножовоч­

-

 

 

ные

Для испыта­

Делитель­

 

 

 

ния сверл и

Баланси­

 

 

ные маши­

-

-

шлифовальных

ны

ровочные

кругов

 

 

 

 

Строжайшее соблюдение установленной технологии, производственной дисциплины

чистоты и порядка на рабочих местах — на совести мастера.

Причина появления брака и дополнительных опера­ ций в производстве —результат нарушения • заданной последовательности обработки деталей, отступления от требований технологии. Технологическая дисциплина не допускает введения непроверенных, часто случайных изменений, которые могут дезорганизовать производ­ ство. Однако некоторые мастера и рабочие считают, что можно в любое время изменять технологический про-

ПО

П1


цесс по своему усмотрению, если он направлен в сто­ рону его улучшения. Это совершенно недопустимо.

Мастер должен знать, что за нарушение технологической дисциплины руководящий состав предприятия несет ответственность.

Спрашивается, а как быть с новшествами рациона­ лизаторов и новаторов? Каждое предложенное измене­ ние в конструкции изделия или в технологическом про­ цессе после" проверки его целесообразности и принятия должно быть отражено в технической документации и утверждено руководством предприятий или вышестоя­ щими организациями.

Мастер обязан хорошо знать технологические про­ цессы, технические условия и подробно ознакомить с ни­ ми всех рабочих бригады, участка. Это первое и глав­ ное условие строгого соблюдения технологической дисциплины. Есл» мастер будет проводить с рабочими занятия по изучению технологии, его коллектив непре­ менно добьется высокой производительности труда, хо­ рошего качества изделий, повысит другие показатели. Это убедительно подтверждает опыт бригады комму­ нистического труда завода Ростсельмаш, руководимой мастером В. П. Чистиком.

В бригаде сложное оборудование — автоматы и по­ луавтоматы. Чтобы правильно обслуживать его, нужны знания, мастерство, умение выполнять различные тех­ нологические операции. По инициативе мастера В. П. Чи­ стика в бригаде была организована школа передовых методов труда. В ней решили изучить технологические процессы обработки всех 36 наименований деталей, по­ рученных бригаде, добиться, чтобы каждый умел вы­ полнять все операции и настраивать станки. Теоретиче­ скую часть занятий взялся вести мастер, а практиче­ скую поручил наиболее опытным настройщикам. Внача­

112


ле изучили все технологические процессы, которые вы­ полняются на участке, порядок и приемы заточки ин­ струмента, а затем освоили наладку станков. Учеба благотворно сказалась на результатах работы коллек­ тива. Теперь любой станочник обслуживает не два, а четыре автомата. Производительность труда в бригаде возросла на 15%. Значительно улучшилось и качество обрабатываемых деталей. Это результат роста творче­ ской активности рабочих, по предложению которых внедрены более совершенные инструменты и приспособ­ ления. Вот что дала станочникам учеба.

Мастер обязан совместно с инженерами разрабатывать и внедрять высокопроизво­ дительные технологические процессы и пе­ редовые методы труда.

Если мастер будет систематически анализировать технологический процесс изготовления деталей, изучать методы и приемы труда рабочих, он сможет активно влиять на совершенствование технологии, найдет воз­ можность повысить производительность труда. Приве­ дем примеры.

Часто для обработки одной и той же детали можно применить несколько различных способов. При этом мастер должен выбрать самый выгодный из вариантов. Предположим, надо выточить из проката 100 мм трех­ ступенчатый валик длиной 400 мм и диаметрами сту­ пеней 78, 88 и 93 мм. Спрашивается, может ли мастер повлиять на увеличение производительности труда при изготовлении этих валиков? На первый взгляд, валик по своей конструкции несложный и вряд ли можно со­ кратить время на его изготовление.

Однако если мастер глубоко проанализирует воз­ можные способы изготовления валика, то он убедится,

И З

что его можно выточить четырьмя различными вари­ антами, при этом производительность может быть уве­ личена вдвое. Цикл движений при обработке по I ва­ рианту вдвое (больше, чем по IV варианту.

Наилучшим вариантом является IV. Он наиболее производителен, так как требует минимального коли­ чества движении рабочих и холостых ходов станка. 'Этот вариант и должен использовать мастер.

Возьмем другой пример. Представим себе, что трое рабочих работают на одинаковых станках и выполняют одну и ту же работу в четыре приема. Первый затра­ чивает на нее 9,2 минуты, второй — 9,0, а третий — 9,1 минуты.

Можно ли, не осуществляя никаких серьезных ме­ роприятий, снизить трудоемкость на указанной работе, если все работают вроде бы рдинаково? Практика под­ тверждает, что можно.

Если изучить затраты времени трех рабочих на вы­ полнение операций, то они обязательно будут разными, хотя суммарное время и одинаково.

Проведем хронометраж выполнения всех четырех операций каждым рабочим (табл. 13).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

Р а б о ч и е

 

Затраты времени на прием,

м и н .

1

|

П

Ш [

‘V

| Всего

 

Сидоров

2,5

 

1,4

3,2

9,2

Петров

1,8

 

2,0

3,7

1,5

9,0

Иванов

3,2

 

2,6

1.9

1,4

9,1

114