Файл: Быховский, А. В. Горячие аэрозольные частицы при техническом использовании атомной энергии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

метод поглощения ß-излучения. Основные данные полу­ чены с помощью у-спектрометрии.

Известно, что сложный спектр у-квантов, испускаемых смесью изотопов, может быть проанализирован с помо­ щью сцинтилляционной у-спектрометрии 1340, 346].

Поскольку горячие частицы имеют, как правило, сложный изотопный состав и низкую активность, сцинтилляционный гамма-спектрометр для анализа излучения отдельных радиоактивных частиц с целью достижения

максимальной

точности в определении

интенсивности

у-линии должен иметь:

 

а) высокую

фотоэффективность кристалла Nal(Tl);

б) оптимальную разрешающую способность;

в) низкий уровень фона;

 

г) высокую стабильность в отношении

соответствия

энергии у-квантов определенному номеру

каналов.

Увеличение фотоэффективности сопряжено с ухудше­ нием разрешающей способности спектрометра и, как правило, с увеличением уровня фона, поэтому размеры кристалла должны выбираться в порядке компромисса между упомянутыми требованиями.

Для измерения высокоактивных частиц можно при­ менять серийно выпускаемый отечественной промышлен­ ностью универсальный сцинтилляционный детектор типа УСД-1. Для спектрометрических целей в детекторе УСД-1 могут быть использованы кристалл Nal(Tl) диаметром

40 мм и высотой 50 мм и кристалл

Nal(Tl) тех же раз­

меров с «колодцем». Размеры колодца — 12x36

мм.

Детектор с кристаллом помещают

в свинцовый

кожух

УСД-1-2 с толщиной стенки 33 мм. Нижние пределы из­ меряемой активности на установке УСД-1 и специальной спектрометрической установке при относительной по­ грешности ±10% и времени измерения 3 ч приведены в табл. 3.5.

Т а б л и ц а 3.5

 

Нижние пределы активности, кюри

 

 

Датчик УСД-1

 

ssZr + “ Nb

*»’Cs

'*«Се

Кристалл

Nal (Т1) 40x50

мм

3,6-10-1®

3 ,9 -1 0 -и

2,2-10-*

и ФЭУ-29

мм

 

 

4,4-10-io

Кристалл

Nal (Т1) 70x50

0 ,7 -10 -и

0 ,8 -10 -и

и ФЭУ-43

3 Зак 600

113

 


Для измерения малоактивных частиц необходимо ис­ пользовать специальные спектрометрические установки с повышенной чувствительностью. В целях увеличения фо­ тоэффективности можно применять спектрометрические кристаллы Nal(Tl) размерами 70x50, 80X80 мм в соче­ тании с фотоумножителями типа ФЭУ-43 (ФЭУ-1Б), имеющими диаметр фотокатода 75 мм. Такой выбор оправдан тем, что, по данным работы [342], оптималь­ ным для получения высокой разрешающей способности и удовлетворительной фотоэффективности является вы­ бор кристаллов с диаметром около 80 мм\ фотоумножи­ тели ФЭУ-43, со своей стороны, в значительной мере удовлетворяют требованиям хорошего амплитудного разрешения и низкого уровня шумов f343J. Для сниже­ ния у-фона детектор гамма-спектрометра помещают в стальной или свинцовый кожух толщиной до 10 см. Бла­ годаря увеличению фотоэффективности и снижению фо­ на такая установка позволила авторам [264] измерять спектры у-излучающих частиц с активностью 10~п— ІО-10 кюри (см. табл. 3.5).

Дальнейшее снижение у-фона и повышение чувстви­ тельности может быть достигнуто окружением детекто­ ра счетчиками, включенными в режим антисовпадений с детектором, а также применением метода 4 я —ß—у-со- впадений [344].

3.7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА НЕАКТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ, ПЛОТНОСТИ И РАСТВОРИМОСТИ ГОРЯЧИХ АЭРОЗОЛЬНЫХ ЧАСТИЦ

Содержание различных неактивных элементов в го­ рячих аэрозольных частицах может быть определено методом рентгеноспектрального микроанализа [79, 312, 347—350]. Частицу для такого анализа готовят следую­ щим образом [350]. Из препарата, подвергнутого обра­ тимому проявлению, вырезают участок органической пленки размером 0,5X0,5 мм, содержащий горячую ча­ стицу, вместе с примыкающим к нему участком фото­ слоя. На подложку из металла, присутствие которого в частице не ожидается (например, из меди или бериллия), размером 5 x 5 мм наносят маленькую каплю раствора перхлорвиниловой смолы в дихлорэтане. Далее с помо­ щью иглы микроманипулятора вырезанный участок орга­ нической пленки с горячей частицей помещают в центр

114

капли. После высыхания растворителя радиоактивная частица оказывается прикрепленной к поверхности под­ ложки. Подложку вставляют в обойму и помещают в ва­ куумную объектную камеру микроанализатора. Части­ цу наблюдают в центре светлого пятна в ядерной эмуль­ сии в оптический микроскоп, в котором используется от­ раженный свет. Специальная электроннооптическая си­ стема, состоящая из электронной пушки и электромаг­ нитных линз, создает пучок электронов диаметром около 1 мкм. Пучок на частицу наводят с помощью микроско­ па, оптическая ось которого совмещена с оптической осью электронного пучка.

Электроны с энергией до 50 кэв возбуждают харак­ теристическое рентгеновское излучение атомов в объеме нескольких кубических микрометров. Излучение разла­ гают в спектр с помощью рентгеновских спектрометров С изогнутыми монокристаллами. Интенсивность спект­ ральных линий измеряют счетчиками Гейгера, сцинтилляционными счетчиками коротковолнового излучения и пропорциональными счетчиками длинноволнового излу­ чения.

Рентгеноспектральные микроанализаторы РСАШ-2, РСАШ-ЗДС и РАМС-2К (Институт геохимии и анали­ тической химии им. В. И. Вернадского АН СССР), JXA-3A (Институт кристаллографии АН СССР) и дру­ гих типов снимают спектр характеристического ■излуче­ ния в интервале длин волн от 0,7 до 10 Â, что обеспе­ чивает регистрацию всех элементов от магния до урана.

Концентрационная

чувствительность метода

рентгено­

спектрального микроанализа, по данным К- П.

Ильина

[351], равна 0,1%

при массе анализируемого

образца

ІО“ 11—ІО-12 г.

На рис. 3.7 и 3.8 показан спектр характеристическо­ го рентгеновского излучения радиоактивной частицы, снятый на рентгеномикроанализаторе JXA-3A. Частица уловлена в аспирационной системе мощной гамма-уста­ новки с негерметичными препаратами 60Со в алюминие­ вых оболочках и имеет активность 5- ІО-9 кюри и раз­ меры 64X42 мкм. Эта частица содержит железо, марга­ нец, кремний, хром и кобальт, т. е. состоит в основном из продуктов износа нержавеющей стали — конструкци­ онного материала деталей установок (пружинных кассет и внутренних поверхностей рабочих каналов). Присутст­ вие кремния объясняется, по-видимому, попаданием в

8* 115


Рис. 3.7. Спектр характеристического рентгеновского излучения ра-

О

диоактивной частицы в диапазоне длин волн 4,7—8,5 А (анализи­ рующий кристалл — слюда, U—30 кв).

Рис. 3.8. Спектр характеристического рентгеновского излуче­ ния радиоактивной частицы в диапазоне длин волн 1,6—

2,8А (анализирующий кристалл— кварц; U= 30 кв).

каналы атмосферной пыли вместе с охлаждающим воз­ духом. Интересно, что материал герметизирующей обо­ лочки — алюминий — в составе этой частицы не обнару­ жен.

Достаточно подробное изложение вопросов примене­ ния нейтронноактивационного анализа к исследованию неактивных компонентов аэрозольных частиц дано в ра­ боте [352].

Плотность радиоактивных частиц наряду с их разме­ ром — важное свойство, определяющее процессы их пе­ реноса и осаждения. Косвенные данные о плотности аэрозольных частиц могут быть получены на основе оп­ ределения изотопного состава их радиоактивности, а так­ же рентгеноспектрального или нейтронноактивационно­ го анализа их элементарного состава. Однако при этом из-за отсутствия информации о форме строения мате­ риала частиц (кристаллической, аморфной и т. п.), а также об относительной объемной доле микрополостей (раковин, микротрещин, пор и т. п.) могут быть получе­ ны неточные результаты. Плотность аэрозольных частиц может существенно отличаться от плотности вещества, из которого они образуются, причем особенно в этом отношении характерны аэрозоли, возникающие при кон­ денсации с последующей коагуляцией и содержащие аг­ регаты сложной формы.

Удачная попытка прямого определения плотности ра­ диоактивных частиц с помощью микроскопической уста­ новки, недавно разработанной для этой цели, описана в работе [353] на основе использования метода определе­ ния плотности аэрозольных частиц по установившейся скорости их оседания в жидкости [354]. На установке были проведены измерения плотности 73 радиоактивных частиц размером от 2 до 25 мкм, образовавшихся при трех воздушных ядерных взрывах.

Один из важных факторов, обусловливающих биоло­ гическое действие аэрозольных частиц,— их раствори­ мость [355]. Установка, позволяющая в динамике ис­ следовать растворимость отдельных радиоактивных ча­ стиц, описана в работе [174].

Растворимость частиц массой т и поверхностью 5 можно охарактеризовать формулой

avpD

*./, = 0,618 8' a s k (3.9)

117


где k — коэффициент пропорциональности, выражающий растворение вещества с единицы поверхности в единицу

времени; a s= — поверхностный коэффициент формы

частицы; а ѵ = —-----объемный коэффициент формы ча-

pD3

соответст­

стицы; р м JD — плотность и диаметр частицы

венно; t i ß — промежуток времени, в течение

которого

аэрозольная частица, помещенная в жидкую среду, по­ теряет половину первоначальной активности.

Если принять для частиц,

исследованных

в работе

[174],

as

(поскольку

их форма далека

от сфе-

-------=10

 

°fy

 

 

 

рической)

и р = 9 г/смг, D выразить в микрометрах, а

k — в

граммах

на квадратный сантиметр в сутки, то

формула

(3.9)

приобретает вид

 

Ujt — 0,55 • 10~4 — (суток).

k

Заканчивая изложение данного параграфа, посвя­ щенного современной технике анализа радиоактивных аэрозольных частиц, следует указать, что некоторые из описанных методов (например, авторадиография с обра­ тимым проявлением ядерной эмульсии, рентгеноспект­ ральный микроанализ и др.), использованных для ис­ следования радиоактивных аэрозолей, по-видимому, мо­ гут успешно применяться и в других областях исследо­ ваний— металловедении, радиохимии, радиобиологии и т. д., в которых приходится иметь дело с микроскопи­ чески малыми источниками радиоактивности.


РАДИОАКТИВНЫЕ АЭРОЗОЛЬНЫЕ Г Л А В А 4 ЧАСТИЦЫ В АТМОСФЕРНОМ

ВОЗДУХЕ

Поступление радиоактивных аэрозольных частиц в атмосферный воздух в последние два десятилетия при­ влекает внимание многих исследователей прежде всего в связи с той неконтролируемой опасностью, которую они несут для здоровья населения многих районов зем­ ного шара. Основными источниками радиоактивного за­ грязнения атмосферы являются:

1.Испытательные взрывы ядерного оружия, в том числе и подземные ядерные взрывы.

2.Радиоактивные выбросы ядерных реакторов и дру­ гих предприятий атомной промышленности.

3.Авария ядерноэнергетических установок на раке­ тах и искусственных спутниках Земли.

Что касается второго источника, то существенное за­ грязнение атмосферы радиоактивными аэрозолями на­ блюдается лишь в аварийных случаях; имеющиеся до­ стоверные данные об образовании радиоактивных частиц при работе ядерных реакторов, предприятий атомной промышленности и мощных изотопных установок обоб­ щены в соответствующих главах настоящей книги. Здесь же рассмотрено образование радиоактивных аэрозоль­ ных частиц (в том числе высокоактивных) в результате проведения испытательных взрывов ядерного оружия и аварий ядерноэнергетических устройств в космосе.

4.1. КОНЦЕНТРАЦИИ, ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И СТРУКТУРА РАДИОАКТИВНЫХ ЧАСТИЦ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ВЗРЫВАХ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Испытательные взрывы ядерного оружия — наиболее значительный источник поступления радиоактивных аэрозолей в атмосфёру [356, 357]. Внимание, уделяемое многими исследователями высокоактивным горячим ча­ стицам, возросло не только в связи с отмеченными в

119